Сделай Сам Свою Работу на 5

Организация практики и руководство практикой





Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

«СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет параллельного образования и экстерната

Кафедра экономической теории и корпоративного управления

 

Утверждено:

на заседании кафедры ЭТиКУ

протокол № 6 от 28 февраля 2008 г.

________________________

зав. кафедрой ЭТиКУ,

д.э.н., профессор, академик РАЕН

А.П. Шихвердиев

 

ПРОГРАММА

Учебной практики по направлению 521600 «Экономика»,

Степень «Бакалавр экономики»

Сыктывкар 2008

Составлена

в соответствии с Государственными требованиями

к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника

по направлению «Экономика» 521600, степень «Бакалавр экономики»

 

ОДОБРЕНА УМК

Протокол №____ от «__» ________2008 г.

Председатель УМК

_________ к.э.н., доцент Л.Н. Фролова

 

Авторы:

д.э.н., проф., академик РАЕН, заведующий кафедрой ЭТиКУ СыктГУ, член Российского сообщества корпоративных директоров А.П. Шихвердиев;

к.э.н., доцент кафедры ЭТиКУ СыктГУ А.А. Вишняков

 



Данная работа выполнена при информационной поддержке компании «КонсультантПлюс».

 

 

Пояснительная записка

 

Учебная практика студентов направления 521600 «Экономика» по степени «Бакалавр экономики» длится 4 недели.

Практика студентов является важным этапом учебного процесса, необходимой частью подготовки к профессиональной работе в экономических службах предприятий и организаций различных отраслей и форм собственности, к работе на преподавательских и административных должностях в средних общепрофессиональных и профессиональных учебных заведениях, в государственных органах федерального и муниципального уровня на должностях, требующих базового высшего экономического образования согласно квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденному постановлением Минтруда России от 21.08.1998 г. № 37.

Она позволяет студентам увидеть работу предприятия, ознакомиться с разными сферами дея­тельности, познать их содержание. Студенты невольно сравнивают теоретические знания с практикой и делают выводы о положительных сторонах деятельности организаций и предприятий в случае совпадения теории с практикой. А в случае расхождения увиденного с теорией у студентов будут возникать вопросы, которые впоследствии могут быть предме­том дискуссии или даже учебной исследовательской работы.



Основная цель практики - приобретение студентами необходи­мых практических умений и навыков профессиональной деятельности в осуществлении аналитической, организаторской (административной) и образовательной (преподавательской) деятельности в следующих областях экономики: функционирующие рынки, финансовые и информационные потоки, производственные и исследовательские процессы, осуществляемые на предприятиях (фирмах) любой формы собственности, в образовательных, исследовательских и других организациях, а также в рамках органов государственного управления.

Практика дает возможность для проведения само­оценки знаний и способностей и позволяет фокусировать внимание студента на имеющихся проблемах. На практике формируется умение проведения анализа реальной действительности, выявления проблем конкретного характера, а также появляется возможность использования теоретических знаний в практической работе.

В соответствии с Государственным стандартом Высшего профессионального образования по итогам прохождения практики студенты должны:

Знать: теоретические основы и закономерности функционирования предприятий и организаций;

принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений в реальной деятельности предприятия (учреждения).



Уметь: выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;

использовать основные методы экономического анализа статистической, бухгалтерской и финансовой информации;

использовать компьютерную технику в режиме пользователя для решения экономических задач.

Владеть: специальной экономической терминологией и лексикой специальности, в том числе как минимум на оном иностранном языке (английском);

навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии;

навыками участия в научных дискуссиях;

навыками передачи экономических знаний в образовательном процессе.

навыками проведения анализа экономических систем и выявления позитивных и негативных моментов, возможности со­вершенствования;

навыками определения состава источ­ников информации, осуществления сбора данных для проведения анализа, а также рассмотрения путей, каналов связей передаваемой информации вплоть до непосредственного исполнения;

обобщения результатов анализа, оценка мероприятий по совершенствованию организации управления экономическими процессами.


Организация учебной практики

Задачи практики.

Основными задачами практики являются:

· закрепление, расширение и углубление теоретических знаний по экономическим дисциплинам;

· всестороннее ознакомление с предприятием (учреждением);

· изучение организационно-правовой формы предприятия;

· изучение организационной структуры управления предприятием (учреждением); структуры собственности; управленческих, производственных и технологических взаимосвязей;

· ознакомление с материалами, регламентирующими деятельность учреждения, сферу его компетенции, методами работы;

· изучение внешних связей предприятия – с поставщиками, потребителями, органами управления; изучение финансово-экономических результатов деятельности предприятия в динамике;

· анализ методов работы учреждения и осуществления контроля за выполнением квартальных и годовых планов учреждения;

· овладение навыками выявления имеющихся проблем в деятельности предприятия, причин их возникновения и возможностей их решения;

· ознакомление с организацией контроля за правильным и экономным расходованием бюджетных средств учреждения;

· получение навыков обобщения результатов анализа и обоснование полученных выводов;

· выработка рекомендаций по повышению уровня работы предприятия (учреждения).

 

Организация практики и руководство практикой

Учебно-методическое руководство практикой осуществляется пре­подавателями кафедры экономической теории и корпоративного менеджмента в соответствии с настоящей программой. В необходимых случаях к основной программе кафедра разрабатывает дополнения, учитывающие условия и специфику объ­ектов практики.

Перед началом практики кафедра распределяет студентов по объектам. Для организации и проведения практики назначается руко­водитель из числа преподавателей кафедры, который обеспечивает требуемое качество ее проведения и строгое соответствие программе.

Назначение руководителя и распределение студентов по объектам практики оформляется приказом ректора университета. Каждый сту­дент перед отъездом на практику получает направление на практику и дневник по практике. Дневник должен заполняться администрацией факультета, руководителями практики со стороны кафедры и со сто­роны предприятия по требуемым формам, данным в дневнике. Со­держание практики с учетом индивидуального задания должно быть запланировано в дневнике по практике руководителем от кафедры по согласованию со студентом.

Программа ознакомительной практики включает:

· цель и задачи деятельности предприятия;

· перечень необходимой информации для изучения;

· источники и методы сбора информации;

· процессы, которые будут являться объектами индивидуальной работы.

Перед отъездом на практику кафедра проводит собрание со сту­дентами- практикантами для разъяснения задач, содержания про­граммы и порядка прохождения практики. К моменту собрания про­грамма практики должна быть утверждена заведующим кафедрой.

Руководители от кафедры дают индивидуальные задания студен­там с учетом тем будущих курсовых проектов. На предприятии, где студенты проходят практику, выделяется руководитель из числа руко­водителей или ведущих специалистов отделов экономической службы предприятия или, в крайнем случае, ведущих специалистов других подразделений.

Руководители практики от предприятия проверяют и подписывают отчёты по практике, со­ставляют письменные характеристики на студентов, информируют отдел производственно-технического обучения и отдел производственной практики университета о ходе прохождения студентами практики и выполнения ими индивидуальных заданий, запланированных в ходе практики.

При прохождении практики студенты присутствуют в под­разделениях наравне со штатными сотрудниками и работают над документами и отчетом по практике.

Посещение руководителями от университета места практики про­водятся по графику, утвержденному заведующим кафедрой. При по­сещении мест практики преподаватель проводит консультации, кон­тролирует работу студентов по выполнению заданий и работ, оказы­вает методическую помощь в обработке собранного материала.

Во время прохождения практики старший группы студентов дол­жен участвовать в распределении студентов по отделам; оформить пропуска на предприятие; вести табельный учет посещения студен­тами рабочих мест; знать места работы и участки, где находятся сту­денты во время практики.

Студент обязан:

· изучить программу практики, включая индивидуальное задание;

· проверить полученные документы по прохождению практики;

· своевременно выехать на предприятие, имея при себе дневник, нап­равление на практику, студенческий билет и фотографию для про­пусков;

· явиться к руководителю практики от предприятия, получить ука­зания по прохождению практики и договориться о месте и време­ни получения консультаций;

· пройти при необходимости общий инструктаж по технике безо­пасности на предприятии, ознакомиться с правилами внутренне­го распорядка,

· полностью выполнить программу и индивидуальные задания по практике, все указания руководителей;

· строго выполнять правила техники безопасности и охраны труда;

· регулярно вести дневник и составлять отчет, предоставляя их для проверки руководителям практики один раз в неделю;

· сдать в установленный срок зачет по практике.

 

Содержание учебной практики

В ознакомительной практике выделяются две обязательные части;

1) Общая для всех студентов.

2) Индивидуальное задание. Индивиду­альное направление работы определяется руководителями практики от университета с учетом потребностей сбора материалов для курсо­вой работы и пожеланий студентов.

В общей для всех студентов части выделяются следующие вопросы:

1. Полное название предприятия, организационно-правовая форма, устав компании, отраслевая принадлежность, правовое положение, структура капитала.

2. Описание продукции предприятия, характеристика и особенности
качества продукции, основные потребители продукции, пути ис­пользования потребителями продукции, каналы сбыта продукции, участие в сбыте продукции оптовых и розничных предприятий, складирование и запасы готовой продукции.

3. Состав и структура предприятия, особенности предприятия и его
производственных подразделений (вид технологии, тип производ­ства, территориальное размещение подразделений предприятия),
схема материальных потоков, связи предприятия по материаль­но-техническому снабжению, объем и номенклатура поступающих на предприятие материалов и комплектующих изделий, наимено­вание предприятий, снабжающих изучаемое предприятие.

4. Специализация или диверсификация предприятия, специализа­ция его подразделений, метод и форма организации производст­ва в основных подразделениях, организация технического обслу­живания производства.

5. Организационная структура управления — показатели сравнения
действующей структуры с предыдущей, централизация работ по
функциям и в целом по аппарату управления, специализация
структурных подразделений аппарата управления, рациональ­ность действующих норм управляемости.

6. Состав и численность аппарата управления (в т.ч. по подразде­лениям и категориям) в динамике по годам.

7. Численность промышленно-производственного персонала по
категориям работников в динамике.

8. Объем валовой, товарной, реализованной и чистой продукции в
динамике.

9. Производительность труда работников на предприятии.

10. Себестоимость продукции и затраты на рубль товарной продукции.

11. Среднегодовая стоимость основных промышленно-
производственных фондов и фондоотдача.

12. Прибыль от реализации и балансовая, общая и расчетная рента­бельность.

13. Показатели выпуска продукции и прибыль на работника аппарата
управления, затраты на содержание одного работника аппарата
управления, удельный вес работников аппарата управления в
среднесписочной численности ППП, удельный вес затрат на со­
держание аппарата управления в себестоимости товарной продукции.

14. Органы корпоративного управления.

При написании отчета о практике должны быть указаны источники приведенной информации (наименование документов).

 

2. Индивидуальное направление работы студентов определяется руководителями практики от университета с учетом потребностей сбора материалов для курсовой работы и пожеланий студентов.

В качестве индивидуального направления может быть принята тематика курсовой работы, или, в случае определения темы будущего дипломного проекта, близкое к ней по содержанию направление. Особенности выполнения индивидуального задания определяются руководителем практики от кафедры в зависимости от его направления.

В качестве индивидуального направления работы каждого студен­та может быть выбрано одно из следующих:

1. Анализ объемов валовой, товарной, реализованной и чистой продукции в
динамике.

2. Анализ производительности труда работников на предприятии.

3. Анализ себестоимости продукции и затрат на рубль товарной продукции.

4. Анализ среднегодовой стоимости основных промышленно-
производственных фондов и фондоотдача.

5. Анализ прибыли от реализации и балансовой, общей и расчетной рента­бельности.

6. Анализ показателей выпуска продукции и прибыль на работника аппарата
управления, затраты на содержание одного работника аппарата
управления, удельный вес работников аппарата управления в
среднесписочной численности ППП, удельный вес затрат на со­
держание аппарата управления в себестоимости товарной продукции.

7. Анализ деятельности органов корпоративного управления.

8. Анализ подсистемы маркетинга и сбыта.

9. Анализ подсистемы управления персоналом.

10. Анализ системы управления предприятия.

 

Содержание отчета об учебно-ознакомительной практике.

Объем отчета должен составлять от 15 до 22 машинописных страниц. Титуль­ный лист оформляется по образцу (приложение 1).

При изучении работы предприятия по общей части практики надо обратить особое внимание на причины отклонения фактического значения показателей деятельности предприятия от планового, нор­мативного или достигнутого в прошлом уровня.

Причины выявляются по пояснительным запискам к годовым отче­там предприятия и в процессе бесед с руководителями и сотрудника­ми соответствующих подразделений. Кроме того, необходимо определить органы, процессы, методы управления или другие недостатки в организации, которые привели к выявленным отклонениям.

Особенности выполнения индивидуального задания. При прове­дении анализа любой подсистемы работу надо начинать с выявления структуры подсистемы, состава, связей, штатов подразделений, по­ложений о подразделениях и должностных инструкций. Анализ пре­дусматривает выявление наиболее характерного вида решаемых в подсистеме задач управления, процедур, информации и комплекса документов по выполнению основных и наиболее массовых работ и задач, ознакомление с положениями о премировании и оценке каче­ства труда работников подсистемы.

При проведении работы по анализу распределения задач и рабо­ты по подразделениям и исполнителям используют положения о под­разделениях и должностные инструкции или, при их отсутствии, ре­зультаты опроса руководителей и специалистов. При этом выявляют­ся недостатки в распределении работ и задач, пути их перераспреде­ления исходя из необходимости обеспечения целевой направленно­сти деятельности подразделений, повышения уровня централизации и специализации работ.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.