Сделай Сам Свою Работу на 5

Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на учебной практике

Программа учебной практики

 

Направление подготовки: 280700.62 «Техносферная безопасность»

Профиль подготовки: «Безопасность жизнедеятельности в техносфере»

Квалификация выпускника: БАКАЛАВР

 

 

Сургут, 2012

 

 

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями:

Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования направление подготовки 280700.62 «Техносферная безопасность», утвержденным 14 декабря 2009 г. N 723.

 

Автор(ы) программы: д.т.н., профессор С.С. Беднаржевский

 

Цели учебной практики

Целью учебной практики в соответствии с ФГОС по направлению 280700 «Техносферная безопасность» (профиль «Безопасность жизнедеятельности в техносфере») является: ознакомление с основными технологическими процессами, опасными и вредными факторами на предприятиях города, района, Ханты-Мансийского автономного округа, в целом региона; изучение состава добываемого и перерабатываемого сырья; продуктов и отходов, получаемых в ходе реализации технологических процессов; ознакомление с системой защиты окружающей среды; требованиями по безопасности, реализуемыми на предприятии.

Задачи учебной практики

1. Закрепление, углубление и расширение теоретических знаний, умений и навыков, полученных студентами в процессе теоретического обучения: ознакомление с основными технологическими процессами на предприятиях нефтегазодобывающей отрасли, строительства, электроэнергетики, предприятиях других отраслей, идентификация опасных и вредных факторов на предприятиях города, района, Ханты-Мансийского автономного округа, в целом региона, изучение состава добываемого и перерабатываемого сырья, используемых сырья материалов, полуфабрикатов на предприятиях; продуктов и отходов, получаемых в ходе реализации технологических процессов;

2. Ознакомление с системой защиты окружающей среды, используемыми методами, методиками, технологиями;

3. Овладение нормами профессии в мотивационной сфере: осознание мотивации работника и работодателя по обеспечению и осуществлению трудового процесса с использованием безопасных методов работы, осознание мотивов и духовных ценностей в профессии инженера направления «Техносферная безопасность» профиль «Безопасность жизнедеятельности в техносфере»;

4. Освоение требований по безопасности, реализуемых на предприятиях города, района, Ханты-Мансийского автономного округа, в целом региона.

 

Место учебной практики

В структуре ООП бакалавриата

 

Учебная практика относится к циклу Б.5 (Учебные и производственные практики).

Практика базируется на дисциплинах, освоенных учащимися в соответствии с естественнонаучным циклом (Б.2), а также с базовой частью профессионального цикла.

Перед прохождением учебной практики студенты должны успешно изучить дисциплину «Безопасность жизнедеятельности», в результате освоения которой студент должен:

знать: основные техносферные опасности, их свойства и характеристики, характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду, методы защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности;

уметь: идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности;

владеть: законодательными и правовыми актами в области безопасности и охраны окружающей среды, требованиями к безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности; способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях; понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности; навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности и защиты окружающей среды.

Прохождение данной практики предшествует прохождению производственной практики и служит основой для освоения дисциплин профессионального цикла данного профиля.

Форма проведения учебной практики

Практика проводится на предприятиях (в организациях) в форме работы с конструкторско-технологической, производственной и пр. документацией, с документацией системы техносферной безопасности и экскурсий по производственным подразделениям (службам) предприятия (организации).

 

Место и время проведения учебной практики

Семестр Место проведения Объект
предприятия всех форм собственности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры комплексная безопасность человека в техносферном регионе; системы и технологии обеспечения безопасности в городах, промышленно-территориальных комплексах

 

Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебной практики

ОК - 8, 16; ПК-1, 3, 16, 17, 19, 20, 21.

 

В результате прохождения данной учебной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:

способность работать самостоятельно (ОК-8);

способность применять на практике навыки проведения и описания исследований, в том числе экспериментальных (ОК-16).

способность ориентироваться в перспективах развития техники и технологии защиты человека и природной среды от опасностей техногенного и природного характера (ПК-1);

способность принимать участие в инженерных разработках среднего уровня сложности в составе коллектива (ПК-3);

способность анализировать механизмы воздействия опасностей на человека, определять характер взаимодействия организма человека с опасностями среды обитания с учетом специфики механизма токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного действия вредных факторов (ПК-16);

способность определять опасные, чрезвычайно опасные зоны, зоны приемлемого риска (ПК-17);

способность ориентироваться в основных проблемах техносферной безопасности (ПК-19);

способность принимать участие в научно-исследовательских разработках по профилю подготовки: систематизировать информацию по теме исследований, принимать участие в экспериментах, обрабатывать полученные данные (ПК-20);

способность решать задачи профессиональной деятельности в составе научно-исследовательского коллектива (ПК-21).

 

7. Структура и содержание учебной практики

 

Общая трудоемкость учебной практики составляет 2 недели 72 часа.

3 зачётных единицы.

 

№ п/п Разделы (этапы) практики Виды учебной работы, на практике включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля
ознак лекции инструк по ТБ меропр. по сбору обраб. и сист. матер.
Подготовительный этап   1. Вводное занятие и инструктаж по охране труда. Сбор и самостоятельное изучение учебной и нормативно-технической литературы.       Устный опрос
Основной этап   2. Организационная структура предприятия. Изучение режима работы и функциональных обязанностей.     Устный опрос
3. Технологический процесс на предприятии (в подразделении) 3.1. Используемые сырье, материалы, комплектующие, полуфабрикаты, заготовительное производство в подразделении. 3.2. Технологический процесс в подразделении. 3.3. Готовая продукция и отходы, получаемые в ходе реализации технологических процессов. 3.4. Хранение, транспортировка готовой продукции.     Устный опрос
4. Опасные и вредные факторы в подразделении 4.1. Создание перечня профессий и должностей в подразделении. 4.2. Идентификация опасных и вредных факторов в соответствии с наименованием профессий и должностей (а также по факту проведения аттестации рабочих мест по условиям труда на предприятии) в подразделении. 4.3. Создание перечня инструмента, оснастки, оборудования в подразделении с указанием возможных опасных факторов при работе на нем.     Устный опрос
5. Мероприятия и средства по защите от опасных и вредных факторов в подразделении     Устный опрос
6. Создание перечня используемых методов, методик, технологий системы защиты окружающей среды.     Устный опрос
7. Обучение методам безопасной работы в подразделении предприятия: инструктажи, программы обучения, вопросы для сдачи экзаменов в подразделении предприятия.     Устный опрос
Заключительный этап 8. Оформление отчета. Создание презентации. Зачет по практике.         Консультация, дифференцированный зачёт

Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на учебной практике

 

Практика носит учебный характер, при её проведении используются образовательные технологии в форме лекций с проблемным изложением учебной информации, дискуссий, анализа конкретных ситуаций, экскурсий и самостоятельной работы студентов.

В ходе прохождения учебной практики применяются научно-исследовательские и научно-производственные технологии отрасли предприятия (организации), на которое направлен студент для прохождения учебной практики.

9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

На учебной практике

 

В процессе учебной практики студенты выполняют индивидуальное задание: составить инструкцию по охране труда для одной профессии, имеющейся в подразделении, в котором осуществляется прохождение учебной практики.

Ежедневно при прохождении практики студент заполняет дневник по практике, в котором указывает конкретные виды работ, выполняемые студентом на предприятии. Дневник подписывает руководитель по практике, назначенный от предприятия.

 

Таблица 1. Форма дневника

Дата Выполняемая работа Объем работ Отметка о выполнении Подпись руководителя практики от предприятия
           

 

В процессе прохождения учебной практики студентом выполняется отчет по практике, содержание которого должно соответствовать программе соответствующей практики, который защищается по окончании практики в сроки, установленные кафедрой, но не позднее 30 сентября. Дневник по практике и отчет по практике с индивидуальным заданием сдаётся студентом на кафедру для проверки руководителем практики не позднее первой недели обучения в осеннем семестре.

Структура отчёта

Титульный лист.

Введение (во введении указываются справочные данные по данному предприятию, например, дата и цель создания, основные технологические процессы, занимаемая территория и т.д.)

1. Организационная структура предприятия.

2. Технологический процесс на предприятии (в подразделении).

2.1.Используемые сырье, материалы, комплектующие, полуфабрикаты,
заготовительное производство в подразделении.

2.2.Технологический процесс в подразделении.

2.3.Готовая продукция и отходы, получаемые в ходе реализации
технологических процессов.

2.4.Хранение, транспортировка готовой продукции.

3.Опасные и вредные факторы в подразделении.

Создание перечня профессий и должностей в подразделении. Идентификация опасных и вредных факторов в соответствии с наименованием профессий и должностей (а также по факту проведения аттестации рабочих мест по условиям труда на предприятии) в подразделении.

3.3.Создание перечня инструмента, оснастки, оборудования в подразделении с указанием возможных опасных факторов при работе на нем.

4.Мероприятия по защите от опасных и вредных факторов в подразделении.

5.Создание перечня используемых методов, методик, технологий системы защиты окружающей среды.

6.Обучение методам безопасной работы в подразделении предприятия: инструктажи, программы обучения, вопросы для сдачи экзаменов в подразделении предприятия.

7. Инструкция по охране труда для профессии.

Заключение.

Список литературы.

Вопросы для текущего контроля

1. Экологическая логистика в техносфере.

2. Анализ аспектов безопасности в жизненном цикле продукции и услуги.

3. Региональные демографические проблемы в свете состояния среды обитания региона.

4. Структурно-экологическое зонирование территории города, техносферного региона.

5. Современные технологии переработки отходов (по типам отходов).

6. Методы сортировки городских отходов.

7. Новые методы и средства очистки выбросов от вредных веществ (по типам и видам вредных веществ).

8. Современные методы обеззараживания питьевой воды.

9. Анализ эффективности бытовых очистителей воды.

10. Транспортный шум и методы его снижения.

11. Активные методы снижения шума.

12. Электромагнитная экология и способы защиты от электромагнитных полей.

13. Новые методы и средства очистки стоков (по типам и видам вредных веществ).

14. Аэроионный состав воздушной среды и здоровье. Методы обеспечения оптимального ионного состава.

15. Современные энергосберегающие источники света – типы, конструкции, экологические аспекты применения.

16. Системы кондиционирования – типы и системы кондиционирования, аспекты применения и безопасности.

17. Основные законодательные и нормативные акты, регулирующие вопросы безопасности в сфере профессиональной деятельности.

18. Международные соглашения в области защиты окружающей среды.

19. Источники, воздействие и современные методы защиты от опасного и вредного техногенного и природного фактора (по типам факторов).

20.

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.