Программа учебной практики
НОУ ВПО «СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Программа учебной практики
для студентов очной и заочной формы обучения, обучающихся по
направлению 080200.62 «Менеджмент»
по профилям подготовки
«Маркетинг»
«Менеджмент организации»
«Финансовый менеджмент»
«Управление малым бизнесом»
«Менеджмент на предприятиях НГК»
«Менеджмент в торговых организациях»
Омск, 2013
Содержание
1. Общие положения
|
| 2. Компетенции, формируемые в результате прохождения учебной практики
|
| 3. структура И Содержание учебной практики
|
| 4. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на учебной практике
|
| 5. Методические указания по написанию и оформлению отчета по практике
|
| 6. Приложения
|
|
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящие методические указания предназначены для студентов очной и заочной формы обучения направлению 080200.62 «Менеджмент» и определяют порядок и правила прохождения учебной практики.
1.1. Цель учебной практики: развитие профессиональных компетенций, которые включают: закрепление и углубление теоретических знаний, полученных в процессе обучения в НОУ ВПО СИБИТ, приобретение необходимых практических умений и навыков работы в соответствии с выбранным направлением профессиональной подготовки в осуществлении
аналитической, организаторской (административной) и образовательной (преподавательской) деятельности в следующих областях экономики: функционирующие рынки, финансовые и информационные потоки, производственные и исследовательские процессы, осуществляемые на предприятиях (фирмах) любой формы собственности, в образовательных, исследовательских и других организациях, а также в рамках органов государственного управления.
1.2. Задачи учебной практики:
- получение бакалаврами практических навыков в области управления персоналом;
- ознакомление с организационно-методическими и нормативно-техническими документами для получения представления о конкретных задачах управления персоналом в месте прохождения практики;
- анализ конкретной проблемной области в сфере управления персоналом в ходе выполнения индивидуального задания по направлению подготовки с учетом профиля;
- анализ литературы и документальных источников, наблюдение, неформализованное интервью с целью сбора и обработки информации (для отчета по практике);
- получение навыков самостоятельного решения отдельных вопросов по профилю будущей специальности.
1.3. Время проведения учебной практики:
Учебная практика в соответствии с ФГОС ВПО ООП по направлению 080200.62 «Менеджмент» по профилям подготовки «Маркетинг», «Менеджмент организации», «Управление малым бизнесом», «Менеджмент на предприятиях НГК», «Финансовый менеджмент», «Менеджмент в торговых организаций» и учебным планом имеет общую продолжительность 2 недели (3 ЗЕ / 108 часов) и предусмотрена в 4 семестре на очной форме обучения, в 6 семестре – на заочной форме обучения.
Конкретные даты устанавливаются рабочим учебным планом и графиком учебного процесса.
Учебная практика студентов является составной частью основной образовательной программы ВПО по направлению 080200 «Менеджмент» и предполагает постепенное приобретение студентами практических знаний и компетенций в сфере управления предприятием различных отраслей и сфер деятельности.
1.3. Формы и место проведения практики:
Руководителями учебной практики от института назначаются преподаватели соответствующих кафедр. Руководство учебной практикой студентов на всех её этапах осуществляется преподавателями института.
Учебная практика проходит в самостоятельно выбранной бакалавром организации.
Место проведения практики зависит от профиля обучения бакалавра.
Базой учебной практики могут выступать:
- по профилю «Маркетинг»: маркетинговые отделы, отделы сбыта и продаж, отделы развития организаций различной отраслевой принадлежности, сферы деятельности, организационно-правовой формы, включая органы государственной и муниципальной власти, образовательные учреждения высшего профессионального образования и другие некоммерческие или общественные организации, промышленные предприятия, торгово-промышленные и финансовые компании, банки, компании, работающие в области предоставления различного рода услуг, международные компании и организации, имеющие в своем составе службы или подразделения, выполняющие функции маркетинга.
- по профилю «Менеджмент организации»: службы по управлению персоналом, отделы и департаменты стратегического планирования и развития, отделы маркетинга и сбыта организаций различных сфер деятельности, организационно-правовых форм, включая органы государственной и муниципальной власти, образовательные учреждения высшего профессионального образования и другие некоммерческие или общественные организации, промышленные предприятия, торгово-промышленные и финансовые компании, банки, компании, работающие в области предоставления различного рода услуг, международные компании и организации, имеющие в своем составе службы или подразделения, выполняющие управленческие функции.
- по профилю «Управление малым бизнесом»: быть службы по управлению персоналом, отделы и департаменты стратегического планирования и развития, отделы маркетинга и сбыта предприятий и организаций субъектов малого предпринимательства различных сфер деятельности.
- по профилю «Менеджмент на предприятиях НГК»: службы по управлению персоналом, отделы и департаменты стратегического планирования и развития, производственные подразделения, отделы сбыта организаций нефтегазовой отрасли, организационно-правовых форм, включая органы государственной и муниципальной власти, образовательные учреждения высшего профессионального образования и другие некоммерческие или общественные организации, промышленные предприятия, торгово-промышленные и финансовые компании, банки, компании, работающие в области предоставления услуг в нефтегазовой отрасли, международные компании и организации, имеющие в своем составе службы или подразделения, выполняющие управленческие функции.
- по профилю «Финансовый менеджмент»: финансовые управления организаций различных форм собственности отраслей и сфер деятельности, включая органы государственного и местного управления, выполняющие функции финансового менеджмента, занимающиеся финансовым учетом, образовательные учреждения высшего профессионального образования и другие некоммерческие или общественные организации, промышленные предприятия, торгово-промышленные и финансовые компании, банки, компании, работающие в области предоставления различного рода услуг, международные компании и организации.
- по профилю «Менеджмент в торговых организациях»: предприятия любых организационно-правовых форм собственности, размеров и видов торговой деятельности: розничные торговые сети; магазины всех типов; предприятия оптовой торговли; торговые центры; товарные биржи; малые предприятия; специализирующиеся на организации торговых услуг; предприятия и сети общественного питания; производственные предприятия в части организации сбыта продукции; федеральные, региональные и местные органы регулирования торговли; предприятия, специализирующиеся на оказании услуг организациям торговли (консалтинговые, аудиторские, дизайнерские фирмы, поставщики оборудования, программного обеспечения, маркетинговые агентства, финансовые структуры и т.д.).
Основной характеристикой баз учебной практики, независимо от организационно-правовых форм, форм собственности и масштабов производственной деятельности, является соответствие профилю их работы направления 080200.62 «Менеджмент».
Место прохождения учебной практики определяется студентами по согласованию с руководителем практики от института и окончательно закрепляется после подписания приказа ректором. После утверждения места практики студенты заключают договор с предприятием, на котором он будет проходить практику (Приложении 1). Договор заключается в двух экземплярах, один из которых студент возвращает подписанным и заверенным вместе с отчетом по практике, второй экземпляр договора остается на предприятии.
По окончании практики студент составляет и предоставляет руководителю от института отчет по учебной практике, к которому прилагает:
- договор о совместной подготовке специалистов (Приложение 1),
- дневник практики (Приложение 3).
1.4. Организация практики:
Общее организационное руководство учебной практикой студентов осуществляется дирекцией НОУ ВПО СИБИТ. Учебно-методическое руководство осуществляется кафедрой менеджмента.
Руководство кафедры назначает руководителя практикой от НОУ ВПО СИБИТ, который осуществляет общую организацию и контроль практики студентов в рамках своей компетенции.
В обязанности преподавателя – руководителя практики от института входит:
1) рекомендация литературы, нормативно-законодательных актов и методических пособий, с которыми студент должен ознакомиться и воспользоваться для конкретизации действий в функциональных подсистемах управления в процессе прохождения практики;
2) оперативное консультирование студента в период прохождения практики;
3) контроль за выполнением студентом программы практики;
4) подготовка письменного отзыва об отчете студентов по практике;
5) участие в работе комиссии по приему и защите отчетов по практике.
В обязанности руководителя практики от организации входит:
1) оказание помощи студентам-практикантам в их адаптации в организации;
2) обеспечение практикантов рабочими местами;
3) совместное составление со студентом календарного рабочего плана прохождения практики, регулярный контроль за его соблюдением и качеством выполнения студентом заданий практики с соответствующей записью в дневнике;
4) проведение запланированных консультаций по программе практики;
5) ознакомление студентов-практикантов с оперативной учетной документацией и внутренними нормативными актами (положениями, инструкциями, регламентами);
6) помощь студентам в подборе материалов для выполнения программы практики, их анализе, проведении специальных исследований в соответствии с программой практики и индивидуальными заданиями;
7) контроль за соблюдением студентами-практикантами трудовой дисциплины и информирование организаторов практики;
8) подготовка отзыва-характеристики от организации.
Руководитель практики от организации может давать студентам самостоятельные управленческие задания, которые должны соответствовать задачам и содержанию программы учебной практики. По окончании практики руководитель от организации дает письменный отзыв-характеристику с оценкой его содержания и качества практической работы студента.
Обязанности и права студента в период практики.
Основным нормативно-методическим документом, регламентирующим работу студента на практике, является программа практики.
На период прохождения практики для студентов устанавливается режим работы, обязательный для тех структурных подразделений организации, в которых студенты проходят практику. Каждый студент обязан максимально использовать отведенное для практики время, обеспечить качественное выполнение всех заданий, предусмотренных программой практики.
Студенты при прохождении практики обязаны:
- передать по месту организации практики договор о совместной подготовке специалистов (Приложение 1);
- прибыть на место практики в установленные сроки;
- соблюдать правила и нормы охраны труда, техники безопасности, правила внутреннего распорядка организации;
- подчиняться внутреннему распорядку работы по месту прохождения практики;
- выполнять все виды работ, которые не противоречат функциям предприятия, учреждения и организации и не угрожают здоровью практикующихся студентов;
- выполнять программу и конкретные задания практики и представить отчет в установленный срок;
- участвовать в подготовке и проведении установочной и итоговой конференций по практике;
Студенты, не выполнившие программу практики по уважительной причине (в случае болезни или других объективных причин), направляются на практику вторично и отрабатывают программу практики в другие сроки.
2. Компетенции, формируемые в результате прохождения учебной практики
В процессе учебной практики бакалавр менеджмента по направлению подготовки «080200.62 - Менеджмент» с квалификацией (степенью) «бакалавр» должен обладать следующими компетенциями:
Профиль
| Общекультурные компетенции (ОК)
| Профессиональные компетенции (ПК)
| организационно-управленческая деятельность:
| информационно-аналитическая деятельность:
| профильные профессиональные компетенции:
| «Менеджмент в торговых организациях
| -
| - способность эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-5);
- способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);
| - способность анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса (ПК-29);
- владеть методами и программными средствами обработки деловой информации, способностью взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы (ПК-34);
умение использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и сравнительного анализа лучших практик в менеджменте (ПК-36).
| - обладает навыками организации и проведения качественных и количественных маркетинговых исследований, подготовки аналитических отчетов о состоянии и динамики развития рынков товаров и услуг (ПК-51);
- владеет навыками исследования потребителей и разработки маркетинговых стратегий управления поведением потребителей(ПК-54).
| «Маркетинг»
| - готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
- умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-9);
- стремление к личностному и профессиональному саморазвитию (ОК-10);
- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12);
- владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-17).
| - способность участвовать в разработке маркетинговой стратегии организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию (ПК-10);
- готовность участвовать в разработке стратегии организации, используя инструментарий стратегического менеджмента (ПК-15).
| «Управление малым бизнесом»
| - способность эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-5);
- владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций (ПК-6);
- способность к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций (ПК-7);
- способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);
- пособность участвовать в разработке стратегии управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию (ПК-13);
- владеть современными технологиями управления персоналом (ПК-14);
- способность учитывать аспекты корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации стратегии организации (ПК-16);
- готовность участвовать в реализации программы организационных изменений, способностью преодолевать локальное сопротивление изменениям (ПК-17).
| - умение проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры (ПК-37).
| - владеет знаниями об особенностях управления на малом предприятии (ПКП-52).
| «Менеджмент организации» и
«Менеджмент на предприятиях НГК»
| - способность использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач (ПК-4);
- способность эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-5);
- владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций (ПК-6);
- способность к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций (ПК-7);
- способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);
- способность участвовать в разработке стратегии управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию (ПК-13);
- владеть современными технологиями управления персоналом (ПК-14);
- способность учитывать аспекты корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации стратегии организации (ПК-16);
- готовность участвовать в реализации программы организационных изменений, способностью преодолевать локальное сопротивление изменениям (ПК-17).
| - умение проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры (ПК-37);
-
| -
| «Финансовый менеджмент»
| -
| - умение применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели (ПК-31);
- способность выбирать математические модели организационных систем, анализировать их адекватность, проводить адаптацию моделей к конкретным задачам управления (ПК-32);
- владеть средствами программного обеспечения анализа и количественного моделирования систем управления (ПК-33);
- владеть методами и программными средствами обработки деловой информации, способностью взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы (ПК-34);
- способность применять основные принципы и стандарты финансового учета для формирования учетной политики и финансовой отчетности организации (ПК-38);
- владение навыками составления финансовой отчетности и осознанием влияния различных методов и способов финансового учета на финансовые результаты деятельности организации (ПК-39);
- способность анализировать финансовую отчетность и принимать обоснованные инвестиционные, кредитные и финансовые решения (ПК-40);
способность оценивать эффективность использования различных систем учета и распределения затрат; иметь навыки калькулирования и анализа себестоимости продукции и способностью принимать обоснованные управленческие решения на основе данных управленческого учета (ПК-41).
| - способность проводить анализ финансовой деятельности организации и использовать его результаты для подготовки управленческих решений (ПКП-55);
|
3. структура И Содержание учебной практики
В ходе прохождения учебной практики студент должен ознакомиться с базой практики, изучить подсистемы управления в организации, особенностями управления организацией с учетом ее отраслевой принадлежности, специфики и масштабов деятельности организации, а также собрать материалы, необходимые для подготовки отчета по практике и контрольных и/ или курсовой работ.
Общая трудоемкость учебной практики составляет 3 зачетные единицы (108 часов):
№
п/п
| Разделы (этапы) практики
| Виды учебной работы, на практике включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость
(в часах)
| Формы
текущего
контроля
| Организация
прохождения
практики
| Сбор фактических
материалов
и литературы
| Систематиза-ция
фактически
полученных
материалов
и литературы
| 1.
| Подготовительный этап:
· выбор места прохождения практики;
· получение направления на практику;
· получение материалов для прохождения практики (дневник, программа);
· подготовка плана практики
|
|
|
| Собеседование с руководителем
практики от
кафедры
| 2.
| Основной этап:
· выполнение заданий программы практики (ознакомление со структурой и работой предприятия, изучение материалов и документов по месту прохождения практики, ведение дневника прохождения практики)
|
|
|
| Контроль со стороны руководителя практики по месту ее прохождения.
| 3.
| Аттестация по итогам практики:
· обработка и анализ полученных материалов по результатам практики;
· с учетом рецензии преподавателя подготовка отчета к защите;
· защита отчета.
|
|
|
| Рецензирование преподавателем отчета по практике; защита отчета.
|
В ходе прохождения учебной практики студент выполняет следующие задания, которые должны найти отражение в отчете:
1. Рассмотреть цели, задачи, виды деятельности, историю развития предприятия. Дать характеристику предприятия: месторасположение, правовой статус, учредительные документы предприятия, документация по лицензированию, аттестации и аккредитации. Изучить законодательные актов, регулирующие деятельность организации.
2. Изучить структуру предприятия и функции отдельных подразделений, определить их соподчиненность и взаимодействие.
3. Ознакомиться со структурой и функциями отдела, в котором проходит практика, с должностными инструкциями сотрудников. Дать характеристику работы отдела.
4. Дать оценку основным показателям и результатам деятельности предприятия: динамика и структура активов и пассивов, доходов и расходов, прибыли/убытка рентабельности.
4. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на учебной практике
В процессе организации учебной практики руководителями от выпускающей кафедры и руководителем от предприятия (организации) должны применяться современные образовательные и научно-производственные технологии.
1. Мультимедийные технологии, для чего ознакомительные лекции и инструктаж студентов во время практики проводятся в помещениях, оборудованных экраном, видеопроектором, персональными компьютерами. Это позволяет руководителям и специалистам предприятия (организации) экономить время, затрачиваемое на изложение необходимого материала и увеличить его объем.
2. Дистанционная формаконсультаций во время прохождения конкретных этапов учебной практики и подготовки отчета.
3. Компьютерные технологии и программные продукты, необходимые для сбора и систематизации технико-экономической и финансовой информации, разработки планов, проведения требуемых программой практики расчетов и т.д.
В процессе прохождения практики студент использует современные компьютерные системы, Интернет-ресурсы, библиотечные ресурсы учебного заведения и программное обеспечение предприятия.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|