Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения преддипломной практики
Вологда – 2014
Программа преддипломной практики по направлению подготовки 030900.62 – Юриспруденция. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2014. – 40 с.
Разработчики программы:
Е.В. Кузнецова – доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, кандидат юридических наук;
С.А. Боровиков – доцент кафедры уголовного права и криминологии, кандидат юридических наук, доцент;
Р.М. Морозов – старший преподаватель кафедры уголовного процесса, криминалистики и оперативно-розыскной деятельности;
Н.А. Мельникова – доцент кафедры административно-правовых дисциплин, кандидат юридических наук;
М.С. Рожнев – преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин.
М.М. Попович – доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин, кандидат юридических наук, доцент;
С.Э. Беспалова – заместитель заведующего кафедры гражданско-правовых дисциплин;
И.А. Голикова – старший методист факультета внебюджетного образования.
Рецензенты программы:
С.В. Косоногова – начальник кафедры административно-правовых дисциплин ВИПЭ ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент;
Н.П. Воронина – доцент кафедры административного и финансового права Северо-Западного института (филиала) Университета им. О.Е. Кутафина, кандидат юридических наук, доцент, профессор РАЕ;
Е.А. Сабурова – и.о. начальника Управления Минюста РФ по Вологодской области, советник юстиции 1 класса
Рассмотрена и одобрена на заседании совета факультета внебюджетного образования ВИПЭ ФСИН России 23 сентября 2014 г., протокол № 1
Программа рассмотрена и одобрена на заседании методического совета ВИПЭ ФСИН России 25 сентября 2014 г., протокол № 1
©ВИПЭ ФСИН России, 2014
Цели и задачи преддипломной практики
Основными целями преддипломной практики у обучающихся являются комплексное освоение профессиональной деятельности по направлению подготовки 030900.62 – Юриспруденция, закрепление и углубление, а также реализация теоретических знаний, полученных при изучении учебных дисциплин, сбор эмпирического материала для написания выпускной квалификационной (бакалаврской) работы.
Задачи практики:
1. Приобретение необходимых практических умений и навыков.
2. Закрепление и углубление теоретических знаний, полученных студентами при изучении дисциплин.
3. Углубленное изучение законодательства;
4. Совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;
5. Составление юридических документов;
6. Консультирование по вопросам права;
7. Овладение методикой проведения отдельных процессуальных действий.
Место преддипломной практики в структуре ООП ВПО
Преддипломная практика относится к практикам образовательной программы по направлению подготовки 030900.62 – Юриспруденция.
Преддипломная практика является важнейшей составной частью учебного процесса по подготовке бакалавров в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы по направлению подготовки 030900.62– Юриспруденция, способствует улучшению качества профессиональной подготовки, закреплению полученных знаний по правовым дисциплинам, приобретению опыта работы организаций и юридических лиц.
Местом прохождения преддипломной практики являются суды общей юрисдикции и арбитражные суды, органы внутренних дел, прокуратуры, следственный комитет, юридические подразделения органов государственной власти и местного самоуправления, государственных учреждений, органов и учреждений ФСИН, адвокатура, нотариат, иные профильные учреждения и организации, с которыми заключены договоры о прохождении студентами практики.
Требования к входным знаниям, умениям, компетенциям обучаемого формируются при изучении курса «Конституционное право», «Административное право», «Гражданское право», «Гражданское процессуальное право», «Трудовое право», «Уголовное право», а также ряда дисциплин вариативной части профессионального цикла.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения преддипломной практики
Организация и проведение преддипломной практики направлены на совершенствование качества профессиональной подготовки будущего юриста, выработку у него умений и навыков работы с правовым материалом, укрепление связей обучения с практической правовой деятельностью.
Практика направлена на формирование следующих общекультурных компетенций (ОК):
- осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
- способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
- владеть культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
- логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
- обладать культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
- иметь нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);
- стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
- способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8).
В ходе практики также формируются элементы следующих профессиональных компетенций (ПК):
в нормотворческой деятельности:
- способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
в правоприменительной деятельности:
- осуществлять профессиональную деятельность на основе правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
- обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
- принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
- применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
- юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
- владение навыками подготовки юридических документов (ПК-7);
в правоохранительной деятельности:
- готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);
- способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
- выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);
- предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершенствованию (ПК-11);
- выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);
- правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);
в экспертно-консультационной деятельности:
- готовность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);
- способность толковать различные правовые акты (ПК-15);
- давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);
в педагогической деятельности:
- способность преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);
- управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);
- эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).
Результаты освоения общекультурных компетенций:
ОК-1
- знать содержание своей будущей профессии, понимать социальную значимость профессии юриста, иметь представление о достаточном уровне правосознания юриста;
- уметь формировать свое поведение в профессиональной сфере с учетом осознания социальной значимости профессии юриста;
- владеть достаточным уровнем правосознания.
ОК-2
- знать основные нормативно-правовые акты, закрепляющие профессиональные обязанности, основные принципы этики юриста и их содержание;
- уметь определять круг профессиональных обязанностей юриста в зависимости от конкретной сферы деятельности, соотносить их реализацию с принципами этики юриста;
- владеть навыками реализации профессиональных обязанностей юриста в соответствии с принципами этики юриста.
ОК-3
- знать особенности российского правового мышления, принципы обобщения, анализа, восприятия профессиональной информации, постановки цели и выбору путей ее достижения;
- уметь вырабатывать культуру правового мышления на основе наблюдения различных юридических процедур, процесса выработки и реализации юридически значимых решений, определять информацию, необходимую для принятия юридически значимых решений, ее источники и использовать ее для достижения профессиональных целей;
- владеть культурой правового мышления, навыками обобщения, анализа, восприятия правовой информации, постановки цели профессиональной деятельности и выбора путей ее достижения.
ОК-4
- знать принципы логически верного, аргументированного и ясного построения устной и письменной речи в процессе профессиональной деятельности;
- уметь отмечать способы применения этих принципов в процессе юридической деятельности;
- владеть на достаточном уровне навыками логически верного, аргументированного и ясного построения устной и письменной речи в процессе профессиональной деятельности.
ОК-5
- знать социальные нормы, регулирующие поведение в сфере профессиональной деятельности, способы взаимодействия с коллегами, работу в коллективе;
- уметь правильно определять формальные и неформальные нормы, подлежащие применению, сферу их применения, статус;
- владеть на достаточном уровне элементами культуры, навыками кооперации с коллегами, работы в коллективе.
ОК-6
- иметь представление о понятии коррупционного поведения, его формах, основных способах предупреждения, значении правовых норм;
- уметь выявлять признаки основных форм коррупционного поведения, противодействовать им, фиксировать факты применения предусмотренных законом антикоррупционных мер, понимать их сущность;
- иметь нетерпимое отношение к коррупционному поведению, понимать необходимость соотносить свою деятельность с правовыми нормами.
ОК-7
- понимать необходимость саморазвития, повышения своей квалификации и профессионального мастерства, рассматривать это как основополагающее требования для продолжения профессиональной деятельности, которое может иметь нормативное закрепление, общеобязательное значение для конкретного вида деятельности.
- уметь выбирать для этого необходимые методы и способы, находить и использовать предусмотренные законом гарантии для этого.
- стремиться к саморазвитию, получить навыки применения различных способов саморазвития.
ОК-8
- знать положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук, которые могут быть необходимы при решении социальных и профессиональных задач;
- уметь правильно определить совокупность методов, необходимых для разрешения тех или иных правовых ситуаций, правильно их применять;
- владеть на высоком уровне навыками использования этих методов.
В ходе практики также формируются элементы следующих профессиональных компетенций (ПК):
в нормотворческой деятельности:
– способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
в правоприменительной деятельности:
– способность осуществлять профессиональную деятельность на основе правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
–обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
–принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
- применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
–юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
– владение навыками подготовки юридических документов (ПК-7);
в правоохранительной деятельности:
– готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);
– способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
- способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);
- осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);
- выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);
- правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);
в экспертно-консультационной деятельности:
- готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);
- способен толковать различные правовые акты (ПК-15);
- давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);
- в педагогической деятельности:
- преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);
- управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);
- эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).
Результаты освоения профессиональных компетенций:
в нормотворческой деятельности:
ПК – 1
- знать нормативно-правовые акты, регламентирующие юридическое направление деятельности организации — места практики;
- уметь правильно выбрать положения нормативных актов, подлежащих применению в ситуациях, возникающих в процессе практики;
- иметь достаточные навыки выявления недостатков действующих нормативно-правовых актов, иных проблем в процессе правового регулирования, возможных способов их разрешения.
в правоприменительной деятельности:
ПК – 2
- иметь четкое представление о теоретическом содержании понятий правосознания, правовой культуры, правового мышления и формах практического выражения этих явлений в юридической практике;
- уметь оценивать правовые ситуации с точки зрения развитого правосознания, правовой культуры, правового мышления;
- получить навыки наиболее оптимального разрешения правовых ситуаций с точки зрения развитого правосознания, правовой культуры, правового мышления.
ПК – 3
- иметь представление о способах обеспечения соблюдения законодательства субъектами права, распределении компетенции в сфере обеспечения соблюдения законности между государственными органами и органами местного самоуправления, основных нормативных актах действующих в этой сфере;
- уметь выявлять наблюдаемые в процессе практики способы обеспечения соблюдения законодательства, особенности их применения, давать им правовую оценку.
- получить навыки выбора и применения тех или иных способов обеспечения соблюдения законодательства;
- получить практическое представление об особенностях действиях органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере обеспечения соблюдения законодательства.
ПК – 4
- знать и понимать сущность «действия в точном соответствии с законом»;
- уметь давать общую оценку с точки зрения соответствия основополагающим нормативным актам, наблюдаемым в процессе практики юридически значимым решениям и действиям, выявлять явно нарушающие эти нормы решения.
- получить навыки юридически правильного разрешения подобных ситуаций, минимизации их негативных последствий, способов и механизмов их предупреждения.
ПК – 5
- закрепить теоретическое представление о понятии нормы права, их основных видах;
- о понятии, значении в правовом регулировании, видах нормативно-правовых актов, порядке их подготовки, принятия и вступления в силу;
- о понятии, значении и особенностях правоприменения и иных способах реализации нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности:
- уметь в процессе наблюдения и участия в профессиональной юридической деятельности;
- правильно определить вид подлежащих применению нормативных актов, их юридическую силу, дать правильное толкование содержащимся в них нормам;
- получить навыки подбора, толкования, применения или иных форм реализации положений (норм) нормативно-правовых актов в профессиональной деятельности.
ПК – 6
- понимать значение и содержание юридической квалификации, знать основные ее этапы;
- уметь выявить факты и события, требующие правовой квалификации, правильно определить круг нормативно-правовых актов, нормы, которых распространяются на подобные ситуации; дать оценку сложившейся ситуации в свете системной связи, регулирующих ее правовых норм;
- получить навыки юридически правильной квалификации фактов и обстоятельств.
ПК – 7
- иметь представление о понятии юридического документа, его признаках, видах и формах;
- различать юридические документы, имеющие нормативное, правоприменительное содержание, имеющие индивидуальный характер;
- знать особенности юридических документов, содержащих правовые акты управления;
- уметь определять содержание юридического документа, дать ему правовую оценку с точки зрения его юридической силы, соответствия нормам закона;
- получить навыки подготовки простейших юридических документов, выявления и корректировки их недостатков.
в правоохранительной деятельности:
ПК-8
- иметь четкое представление о теоретическом содержании понятий законности, правопорядка, безопасности личности, общества, государства и их практического обеспечения в юридической практике;
- знать содержание должностных обязанностей должностных лиц организации – места практики в сфере обеспечения законности и правопорядка;
- знать государственные органы, обязанности должностных лиц, которые обеспечивают законность, правопорядок, безопасность личности, общества, государства, содержание их полномочий, общие особенности нормативно-правового регулирования этой деятельности;
- получить навыки подготовки к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства посредством ознакомления с нормативно-правовыми актами, а также видами профессиональной юридической деятельности по месту практики в этой сфере;
ПК – 9
- знать и понимать содержание понятий «честь и достоинство личности», «права и свободы человека и гражданина»;
- иметь представление о видах прав и свобод человека и гражданина, правовом и организационном их обеспечении, основных способах защиты;
- понимать необходимость уважения, соблюдения, защиты указанных объектов.
- уметь правильно выбрать и использовать различные способы защиты и обеспечения соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
- получить навыки уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, уважения чести и достоинства личности на конкретных примерах.
ПК-10
- знать и понимать содержание понятий «преступление» и «правонарушение»;
- иметь представление о видах преступлений и правонарушений;
- уметь выявлять, пресекать, раскрывать совершенные противоправные деяния;
- владеть навыками, приемами и техниками раскрытия и расследования преступлений.
ПК-11
- иметь четкое представление о теоретическом содержании понятия «предупреждение правонарушений», способах осуществления профессиональной деятельности по их предупреждению;
- уметь выявлять, предупреждать, устранять причины и условия совершения правонарушений;
- владеть необходимыми профессиональными навыками подготовки к выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений.
ПК-12
- иметь отчетливое представление о способах выявления коррупционного поведения, а также его пресечения;
- обладать антикоррупционной устойчивостью и способностью осуществлять выбор между криминальным и законопослушным поведением в пользу последнего;
- владеть навыками оценки коррупционного поведения и умениями пресечения попыток злоупотребления властными полномочиями с целью получения личной выгоды должностными лицами.
ПК-13
- знать различные виды юридических иных документов, их особенности и приемы юридической техники их составления в целях освещения процесса и результатов профессиональной деятельности;
- уметь составлять нормативные документы, интерпретационные акты, документы, фиксирующие правовые акты и содержащие решения индивидуального характера;
- владеть навыками оформления, хранения, выдачи юридической и иной документации.
ПК-14
- знать правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения;
- уметь выявлять положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции;
- владеть методикой проведения юридической экспертизы нормативных правовых актов для выявления и устранения коррупциогенных факторов.
ПК-15
- знать правила применения правовых норм;
- уметь толковать содержащиеся в правовых актах нормы материального и процессуального права, а также объяснять формы реализации положений данных документов в юридической деятельности;
- владеть приемами толкования правовых актов с целью раскрытия подлинного содержания правовых норм в целях их правильной реализации и совершенствования.
ПК-16
- иметь представление о квалифицированном правовом анализе юридических документов и способах разъяснения законодательных норм;
- уметь составлять юридические заключения и давать юридические консультации с целью разрешения правовых вопросов;
- владеть методами правового анализа ситуации, основанными на нормах права с описанием теории и правоприменительной практики с целью дачи юридических заключений и консультаций
ПК-17
- иметь основательные теоретические знания по правовым дисциплинам и готовность осуществления учебного процесса в рамках профессиональной подготовки;
- уметь формулировать и решать учебные задачи, работать с учебными материалами;
- владеть наиболее оптимальными и научно-обоснованными методами научно-просветительской деятельности.
ПК-18
- знать формы и методы повышения эффективности учебного процесса в овладении системой знаний, умений и навыков профессиональной деятельности;
- уметь организовать планируемую учебную, учебно-исследовательскую, творческую, просветительскую деятельность в рамках служебной и профессиональной подготовки;
- владеть приемами отбора средств, форм и методов, стимулирующих познавательную активность, обеспечение условий эффективности профессиональной подготовки.
ПК-19
- знать особенности передачи, накопления и усвоения знаний, принципов и норм права;
- уметь осуществлять правовое воспитание, а также правовое просвещение и правовую пропаганду;
- владеть методами и способами воздействия, направленными на выработку высокого уровня правосознания и правовой культуры, а также необходимыми юридическими знаниями для достижения цели правового воспитания, а именно, научить уважать законы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|