Сделай Сам Свою Работу на 5

ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ДИКТАТОРСКОГО ТИПА

ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Попытаемся обозначить два важнейших аспекта политической системы. Прежде всего, система должна быть целостна и обладать определенным структурным строением.

Она состоит из следующих структурных элементов: 1) организационного (государство, политические партии, общественно-политические движения, группы давления); 2) нормативного (политические, правовые, моральные нормы и

ценности, обычаи и традиции); 3) культурного (политические идеи, политическая культура); 4) коммуникативного

(информационные связи и отношения внутри политической

системы, а также между политической системой и обществом).

Кроме того, система динамична, в ее рамках протекают

определенные, регулярно повторяющиеся политические процессы. Политическая система включает не только организационную сторону политической жизни, но и такие факторы,

как политические идеи, ценности, мировоззрения. Все эти

политические отношения образуют систему потому, что они

взаимозависимы: изменение одного из элементов влечет за

собой изменение других элементов и системы в целом.

Политическая система — комплекс норм, институтов и организаций, в совокупности составляющих политическую самоорганизацию общества.

К числу основных функций политической системы относятся функция принятия общеобязательных решений, управления обществом (определение целей, задач развития общества, выработка политического курса и т. д.); интегративная функция (консолидация общества на основе общих

ценностей); функция мобилизации ресурсов на достижение

определенных целей; функция политической коммуникации

(обеспечение связи между различными элементами политической системы, а также между системой и средой).

Известные американские политологи Д. Истон, К. Дойч,

Г. Алмонд и их последователи отдавали явное предпочтение

исследованию политической системы как системы взаимодействий субъектов политического действия. Политическая

система выступала в этом случае одной из подсистем общества (наряду с экономической, культурной, социальной), выполняющей функции интеграции и приспособления к требованиям окружающей ее среды. Причем под средой в данном

случае понималось не только внешнее для данного общества международное политическое, культурное, экономическое, экологическое пространство (внешняя среда), но и другие подсистемы данного общества.

Отношения между политической системой и средой, в

которой она функционирует, были представлены, в терминологии Д. Истона, в виде структуры входа и выхода. Первое —

это требования к системе и поддержка системы со стороны

граждан, а второе — конкретные политические действия и

решения, предпринимаемые в рамках политической системы

и оказывающие воздействие на состояние самой внешней

среды. На входе системе всегда предъявляется широкий

спектр требований — от улучшения условий труда и дополнительных ассигнований на те или иные нужды до трансформации внешней политики. Если требований слишком

много, это ведет к перегрузке системы, которая может носить количественный (много противоречивых требований)

или качественный (слишком сложные и практически невыполнимые требования в рамках существующей системы) характер. Именно поэтому среди требований необходимо фиксировать наиболее социально значимые и адаптировать их к

возможностям системы, дабы избегать ее перегрузок. Подобного рода работу по регулированию и формулированию требований выполняют в рамках политической системы политические партии, профсоюзы, общественно-политические организации, государственные деятели. Вторая разновидность

входов — поддержка — не менее важна для системы. От

уровня поддержки во многом зависит ее стабильность. Д. Ис

тон провел четкую линию разграничения между поддержкой

сообщества в целом, поддержкой режима и поддержкой конкретного правительства. Это и понятно, ведь можно быть патриотом своей родины, отвергая конкретный политический

режим, или поддерживать режим в целом, отвергая методы

и персональный состав действующего правительства.

Важнейшим принципом построения политической системы выступает ее способность к адаптации по отношению к

вызовам (стрессам в терминологии Истона). Устойчивость к

стрессам обеспечивается наличием механизма обратной связи. Суть обратной связи состоит в том, что на выходе политической системы мы имеем дело с решениями и политическими действиями правительства, которые либо вызывают

поддержку властей обществом, либо приводят к необходимости выдвижения новых требований к властям в рамках системы. Умение гибко и достаточно оперативно реагировать

на новые требования выступает залогом жизнеспособности

системы в целом. Неспособность дать адекватный ответ на

требования ведет к нарастающему напряжению, череде кризисов и последующему коллапсу (распаду) всей системы.

В рамках системного подхода политическая система рассматривалась в качестве своего рода «черного ящика», все происходящее внутри которого (трансформация требований и поддержки в политические решения и действия) намеренно

игнорировалось. Исследование политических систем на основе

такого подхода выявило ограниченность подобной методики.

Ведь политическая система не только представляет собой определенным образом упорядоченную совокупность взаимодействий, но и является вполне реальным институциональным образованием, действующим по собственным закономерностям.

Существует целый ряд типологизаций политических систем. Наиболее широкое распространение получило разделение

всех политических систем в соответствии с особенностями организации власти и управления на два основных типа — демократические политические системы и политические системы диктаторского типа. О демократических политических

системах речь пойдет в одном из последующих параграфов.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ДИКТАТОРСКОГО ТИПА

Суть политической системы диктаторского типа выражается уже самим термином «диктатура» (от лат. dictatura —

неограниченная власть). Диктаторские системы при всех их

отличиях друг от друга едины в неприятии демократических принципов управления, политического плюрализма (от

лат. pluralis — множественный). Для них характерно отсутствие гарантий политических свобод, принципов разделения

властей и верховенства права. В рамках политических систем диктаторского типа принято выделять авторитарные и

тоталитарные политические системы.

Авторитарные политические системы представляют собой один из наиболее распространенных в истории типов политических систем. Авторитаризму присущи доминирование

структур государства над обществом, примат исполнительной

власти над законодательной и судебной ветвями.

На сегодняшний день существует множество всевозможных классификаций авторитарных режимов. В основном подобные режимы распространены в развивающихся странах

Азии, Африки и Латинской Америки, а также в тех европейских странах (Испания, Португалия, Греция до антидиктаторских революций середины 1970-х гг.), которые существенно отставали от главных индустриальных держав

по уровню развития. Ряд авторов в этой связи полагает

возможным даже именовать авторитарные режимы «диктатурами развития», которые активизируют и мобилизуют

потенциал перемен в обществе. Однако на самом деле авторитарные системы неоднородны по своим сущностным характеристикам. Принято разделять авторитарные системы

по меньшей мере на два основных типа — традиционные авторитарные системы личной власти или олигархического

плана и так называемый новый авторитаризм, нередко действительно активно эксплуатирующий лозунг социальных и

политических перемен.

В первом случае власть сосредоточена в руках абсолютного монарха либо нескольких богатейших семейств или родовых кланов, которые одновременно контролируют экономическую и политическую жизнь страны. Что касается так

называемого нового авторитаризма, то он вырастает на основе выдвижения на политическую арену новых социальных слоев, которые опираются на поддержку военных или

сами являются выходцами из военной среды. Уместно

вспомнить здесь авторитарные системы, сложившиеся во

второй половине XX в. в ряде арабских стран и на Дальнем

Востоке — в Сирии, Алжире, Египте, Южной Корее.

Политологи выдвигают и другие типологии авторитарных систем. При всех различиях и необычайном разнообразии авторитарных систем можно выделить некие общие для

всех них черты.

1. Небольшое число носителей власти. Это может быть один человек (автократ — абсолютный монарх, диктатор) или

группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т. д.).

2. Неограниченность власти, отсутствие реальных демократических механизмов контроля за ее осуществлением.

При этом власть отнюдь не произвольна и может править,

опираясь на силу законов. Однако сами эти законы принимаются по усмотрению правящей элиты.

3. Стремление использовать силу для разрешения конфликтных ситуаций. Это не означает, что к силе прибегают

автоматически и во всех случаях. Правящая группа или авторитарный политический лидер могут и не прибегать к насилию и массовым репрессиям. Более того, они могут быть

популярны среди широких слоев населения. Однако при авторитаризме алгоритм поведения может быть изменен в любой момент, и тогда власть предержащие прибегают к силе

как к последнему доводу в борьбе с политическими оппонентами.

4. Недопущение реальной политической оппозиции и политической конкуренции.

5. Относительная закрытость правящей элиты, рекрутирование членов политической элиты путем кооптации, назначения сверху, а не конкурентной борьбы в ходе открытых и честных выборов.

Тоталитаризм (от лат. totalis — весь, целый, полный) —

понятие, обозначающее ряд диктаторских политических

систем XX в., основанных на всеобщем проникновении мо

ноидеологии (единственной разрешенной идеологии) в политическую , экономическую, социальную, культурную подсистемы общества и на постепенном поглощении общества и

отдельной человеческой личности структурами партии - государства. При этом от предшествующих исторических форм

деспотизма тоталитаризм отличает не только технически

обусловленная высокая степень контроля за поведением отдельных индивидов и масштаб репрессий, но и своеобразная

революционность идеологической утопии, нацеленной на

преодоление реальных или мнимых недостатков и противоречий старого порядка, построение нового общества, формирование нового человека.

В современной научной литературе принято различать

два основных варианта тоталитаризма — правый и левый.

Определяющие отличия между ними лежат в специфике положенных в основу соответствующих режимов идеологий.

На правом фланге идейно-политического спектра выделяются фашистский и национал-социалистический режимы в

Италии и Германии, на левом — диктатуры в странах коммунистического блока. Все тоталитарные системы обладают

целым набором основополагающих элементов, в числе которых наличие моноидеологии, определяющей абсолютную

познанную цель развития социума; господство одной революционной по своей идеологической ориентации и организационным основам партии «нового типа»; слияние в одно

целое партии и государства при доминировании партийных

структур; поглощение этой партией-государством общества

практически во всех его автономных проявлениях; физический и моральный террор и т. д., чем и определяется их тоталитарное системное качество.

В описании мыслителей русского зарубежья, а также ря-

да западных исследователей тоталитаризм приобретал черты

почти совершенной «идеократии»—господства некой абстрактной универсальной идеи над всеми сторонами жизни общества. В работах К. Фридриха и 3. Бжезинского, а также

ряда других авторов к середине 50-х гг. был подведен итог

предшествующему периоду изучения феномена тоталитаризма. Авторы исходили в своих построениях из двух основных постулатов: а) нацизм и коммунизм сходны в своих

базовых характеристиках; б) политическая система тоталитаризма не имеет исторических аналогов и является,

таким образом, абсолютно уникальной. К числу определяющих признаков тоталитаризма относилось наличие: 1) еди

ной официальной идеологии; 2) единственной массовой партии; 3) системы террористического полицейского контроля

за населением страны; 4) технологически обусловленного

контроля над средствами информации и коммуникации;

5) контроля государства за всеми средствами вооруженной

борьбы; 6) почти полного контроля и централизованного руководства экономикой.

Уникальность тоталитарной политической системы состоит в том, что ей свойственно отсутствие механизма обратной связи. Такие системы определяются как закрытые и неустойчивые. Очень важным становился аспект изучения

механизма «запаздывания» в принятии тех или иных решений, свойственного любой политической системе, но с особой силой проявляющегося в условиях жесткой централизации, присущей тоталитаризму. Исследователи отмечали, что

в условиях непрерывного роста информационных потоков

технически невозможно осуществлять более или менее эффективное руководство сложной системой из единого центра и поэтому изменения системы неизбежны. Причем характер этих изменений находится в прямой зависимости от

степени адаптивности системы и может принять форму либо перераспределения властных ресурсов и полномочий с

упором на децентрализацию, либо коллапса тоталитарной

системы, не имеющей иммунитета против распада и дезинтеграции.

Отличительной чертой тоталитаризма является безраздельное доминирование политической сферы в жизни социума при утрате всеми иными подсистемами общества собственной функциональной и институциональной автономии.

При тоталитаризме происходит формирование нового типа

взаимоотношений различных сфер человеческой деятельности, характеризующегося доминированием политики над

областью духовной культуры, обществом и экономикой, бес-

прецедентным господством политического над индивидуально-личным началом.

Особое место в процессах становления тоталитарных систем занимала, как уже отмечалось, тоталитарная идеология. В результате систематического упрощения социальной

реальности революционно-преобразующая по своей сути тоталитарная идеология формирует у своих приверженцев специфическую картину мира. При этом не имеет решающего

значения «отправной пункт» идеологических построений —

идеи неизбежности социального прогресса (как в коммунизме) или противостояния всеобщему упадку и разложению

(в национал-социализме). Философия исторического процесса и в том и в другом случае оказывается почти идентичной. История мыслится как процесс кристаллизации у противоположных полюсов сил добра и зла и находит разрешение в окончательной исторической победе первых над

последними.

Решающее отличие тоталитарной системы от любой другой как раз и состоит в том, что определяемая идеологически политика получает опору не в обществе (как в либерально-демократической модели) и не в неких элитных группах

и слоях населения либо традиционных институтах (как это

имеет место в авторитарных режимах), а во внешнем по отношению к обществу универсальном принципе, который

навязывается последнему. Именно поэтому исповедуемая

идеология играет центральную роль в рамках любой тоталитарной системы. Идеологизация общественной жизни,

стремление подчинить «единственно верной» теории все экономические и социальные процессы становятся ее неотъемлемой частью.

При всей значимости идеологического фактора для

становления и обеспечения бесперебойного функционирования тоталитарной политической системы, институциональным ядром системы выступала партия, одновременно являвшаяся проводником и носителем моноидеологии. Будучи ядром, или, точнее, стержнем, пронизывающим все

уровни политической системы, партия выполняла целый ряд жизненно важных для нормальной жизнедеятельности системы функций, таких, как функции интеграции,

управления, мобилизации масс, контроля за всеми общественными организациями и ассоциациями и т. д. Таким

образом, необходимо помнить, что, говоря о политической

системе тоталитаризма, мы прежде всего имеем в виду

изучение слитых воедино структур партии-государства.

Всесильная власть выступает здесь главным гарантом тотального идеологического контроля. А политическая система, точнее, партийно-государственная организация общества

служит стержнем жесткой социальной иерархии.

Тоталитаризм в его коммунистической разновидности

приобрел довольно значительную популярность в мире. Однако история наглядно продемонстрировала обреченность закрытых и негибких систем подобного типа. Тоталитарные

системы оказались неспособны адаптироваться к изменениям на мировой политической арене и в мировой экономике.

Их возможности оказались жестко ограничены идеологическими догмами.

Вопросы и задания:

 

1) Что такое политическая система?

2) Каковы структурные элементы политической системы?

3) Перечислите возможные типологии политических систем.

4) Что такое политический режим?

5) Назовите основные черты тоталитарных политических систем.

6) Каковы основные разновидности и базовые характеристики авторитарных политических систем?



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.