Сделай Сам Свою Работу на 5

Типизация информационных ресурсов образовательного назначения





Важнейшим вопросом любой науки является типология изучаемых данной наукой объектов. По отношению к информационным ресурсам образовательного назначения решение вопроса типологии является непростым делом, т.к. отношение конкретного программного средства к некоторому типу определяет педагогическую целесообразность и сферу его использования в образовательном процессе.

Типизация - подведение под какой-нибудь тип.

Типология (от греч. týpos — отпечаток, форма, образец) - метод научного познания, в основе которого расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщённой, идеализированной модели или типа.

В настоящее время спектр возможных видов использования средств ИКТ настолько широк, что возникает необходимость в некотором обобщении понятий. Таким понятием может быть понятие «информационные ресурсы образовательного назначения» (ИРОН).

ИРОН могут быть динамическими и статическими. Динамические ресурсы – это те ресурсы, которые можно изменить, внести дополнения; статические ресурсы – которые уже не подлежат изменению (электронные издания учебного или образовательного назначения, изданные на CD-ROM).



ИРОН могут быть реализованы не только на жёстких носителях, CD-ROM, DVD, но и распределены в локальных или глобальных сетях на специальных образовательных сайтах.

Распределённые информационные образовательные ресурсы – это те ресурсы, которые распределены в локальных или глобальных сетях.

Локализованные ресурсы – это те ресурсы, которые хранятся на жёстких носителях, CD-ROM, DVD. Информационные ресурсы реализуются чаще всего в виде электронных изданий учебного назначения (ЭИУН) или электронных средств учебного назначения (ЭСУН).

ЭИУН или ЭСУН – учебное средство, реализующее возможности средств ИКТ и ориентированное на выполнение следующих функций: предоставление учебной информации с привлечением средств технологий мультимедиа, гипертекст, гипермедиа; осуществление обратной связи с пользователем при интерактивном взаимодействии; контроль результатов обучения; автоматизация процессов информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса.



ЭСУН позволяют:

- организовать разнообразные формы деятельности обучаемых по самостоятельному извлечению и представлению знаний;

- применять весь спектр возможностей современных информационных технологий в процессе выполнения разнообразных видов учебной деятельности (регистрация, сбор, хранение информации и пр.);

- диагностировать интеллектуальные возможности обучаемых;

- управлять обучением, автоматизировать процессы контроля результатов учебной деятельности;

- создавать условия для осуществления самостоятельной учебной деятельности обучаемых (самообучение);

- использовать в учеб. процессе возможности технологий мультимедиа, гипермедиа и пр.;

- манипулировать информацией (видоизменять её);

- выбирать необходимую линию развития рассматриваемого сюжета (текст, видеосюжет).

Важнейшей функцией этих средств является предоставление на экране в различной форме учеб. информации, что позволяет: инициировать (начинать) процессы усвоения знаний, приобретение умений и навыков учебной или практической деятельности и т.д.

К важнейшим методическим целям, достижение которых может быть обеспечено в случае использования ЭИУН, могут быть отнесены следующие:

- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

- осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок;

- осуществление самоконтроля самокоррекции;

- высвобождение учебного времени за счет выполнения трудоемких вычислительных работ и деятельности;

- расширение изобразительных средств за счет компьютерной визуализации учебной информации;



- развитие определенного вида мышления и д.р.

Программное средство учебного назначения (ПС УН) – программное средство, в котором отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности.

ПС УН предназначается для использования в учебно-воспитательном процессе, при подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров.

Типология ПС УН по функциональному и методическому назначению

По функциональному назначению:

1) Педагогические программные средства, организующие и поддерживающие учебный диалог пользователя с компьютером, предоставляющие учебную информацию и направляющие обучение с учетом индивидуальных возможностей и предпочтений обучаемого.

2) Диагностические, тестовые программы, констатирующие причины ошибочных действий обучаемого, оценивающие его ЗУНы.

3) Инструментальные программные средства, предназначенные для конструирования ПС УН, для подготовки учебно-методических и организационных материалов.

4) Предметно-ориентированные программные средства, позволяющие осуществлять моделирование изучаемых объектов и явлений.

5) Программные средства, предназначенные для формирования культ уры учебной деятельности и информационной культуры (текстовый редактор, электронные таблицы).

6) Программные средства, предназначенные для автоматизации процесса обработки результатов учебного эксперимента.

7) Программные средства, управляющие действиями реальных объектов.

8) Учебные среды программирования.

9) Игровые программные средства развивающего и досугового назначения и д.р.

По методическому назначению:

1) Обучающие программные средства – сообщают сумму знаний, формируют умения, навыки.

2) Программные средства-тренажеры, предназначенные для отработки умений и навыков.

3) Программы для контроля.

4) Информационно-поисковые программные системы.

5) Имитационные программные средства.

6) Программные средства для досуга, развивающие память, внимание и т.д.

Одним из наиболее распространенных на практике видов ЭИУН является электронный учебник. Электронный учебник – это информационная система комплексного назначения, обеспечивающая посредством единой компьютерной программы, без обращения к бумажным носителям информации, реализацию дидактических возможностей.

WEB – технология – это технология, интегрирующая и унифицирующая решение задач в области сетевых баз данных, задач на уровне клиента, сервера и мультимедийных задач. Одной из важных особенностей WEB – технологии является возможность реализации технологий гипертекст (содержит ссылки на другие документы, позволяя переходить к ним) и гипермедиа (документ, который помимо текста содержит графику, звуковое сопровождение).

База данных (БД) – поименованная, целостная совокупность данных, которая отображает состояние объектов и их отношений в данной предметной области. БД предназначена для хранения различной информации: текстовой, графической, справочной, методической и т.д.

Банк данных (БнД) - это совокупность всех массивов информации длительного хранения, как правило, организованных в библиотеки данных.

Экспертные системы (ЭС) – класс систем искусственного интеллекта, предназначенных для получения, накопления, корректировки знания, предоставляемого экспертами из некоторой предметной области для получения нового знания, позволяющего решать определенные задачи. Технологически ЭС – пакет программ, способный с помощью методов искусственного интеллекта анализировать факты, представляемые пользователем. Экспертные обучающие системы являются частным случаем интеллектуальных обучающих систем. В процессе функционирования экспертные обучающие системы способны имитировать работу человека – экспертов данной предметной области. Внедрение экспертных обучающих систем в учебный процесс должно способствовать дифференциации и индивидуализации обучения, развитию творческой, познавательной активности и самостоятельности обучаемых.

Интеллектуальная обучающая система (ИОС) – комплекс организационно-методического, информационного, технологического и программного обеспечения, реализующего дидактические возможности средств ИКТ. Одной из актуальных задач, решаемых ИОС, является рациональное использование информации о З, У, возможностях обучаемого. Система должна обеспечить взаимодействие в схеме: ученик – информационная система – учитель, чтобы педагог имел возможность получить аналитические данные об уровне сформированности у обучаемого каждой учебной операции.

Особенности ИОС:

- система предназначена для использования на различных занятиях;

- система содержит текстовые массивы, параметры модели, включает в себя модули контроля;

- предусматривается компьютерная визуализация учебной информации;

- взаимодействие пользователя и системы характеризуется наличием интерактивного диалога;

- обеспечивается представление информации в виде гипертекста.

Внедрение в учебный процесс ИОС позволит: повысить эффективность обучения за счет возможности самоконтроля, индивидуального, дифференцированного подхода к каждому обучаемому.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.