Сделай Сам Свою Работу на 5

Международные системы оценки качества ОБР.





Тема: Международная стандартная классификация образования и сущностное определение высшего образования.

План.

1. Интеграция отечественной системы образования с мировым образовательным пространством

2. Болонская декларация как построение единого европейского образовательного пространства всех стран

Количество часов: 2 часа.

Литература.

1. Белозерцев, Е.П. Образование : историко-культурный феномен: курс лекций / Е. П. Белозерцев. - СПб. : Юрид. центр Пресс, 2004. - 702 с.

2. Бегун, В. .Образование в России : Словарь-справочник / В. Бегун, Г. Ляйкауф. - М. : Флинта : Наука, 2001. - 110 с. 1

 

 

Международные системы оценки качества ОБР.

Международная стандартная классификация образования (МСКО), разработанная ЮНЕСКО в начале 70-х годов для того, чтобы служить «инструментом, способствующим сбору, компиляции и изложению статистических данных об ОБР как по отдельным странам, так и в международном масштабе», б/принята Международной конференцией по ОБР (Женева, 1975 г.) и затем утверждена Генеральной конференцией ЮНЕСКО.

Понятие «ступеней» ОБР является главным образом концепцией, покоящейся на посылке, что ОБР программы м/б сгруппированы как на национальном, так и на международном уровнях в организованный ряд категорий, в целом соответствующих общему объему З, Н и СПб-ей, которые требуются от участников.



Классификация ступеней ОБР осуществляется в более общих классификационных рамках, где учитываются ОБР система в целом и более конкретно - параметры: общее направление программы; область ОБР; организация или лицо, обеспечивающее предоставление ОБР услуг; место расположения или условия, в которых осуществляется ОБР; СПб предоставления ОБР услуг; вид участия или СПб участия.

Т.о., хотя МСКО и является классификационной системой ОБР программ, эти другие - зачастую тесно между собой взаимосвязанные, - параметры помогают устанавливать и определять общие рамки.

Ступени ОБР по МСКО: доначальное ОБР (первонач. этап организационного ОБР, предназначены приучить детей м/в к школ. обстановке); начальное ОБР - 1 ступень (предусматривает определенное количество часов занятий - чтение, письмо и математика с элементарным пониманием истории , географии , естественных и общественных наук , искусство и музыка, иногда и религиозное ОБ, срок ОБ при полном учеб. дне - 6 лет); 1 этап среднего ОБР- ступень 2 (большая предметная ориентация при специализации преподавателей, ч/в несколько преподавателей проводят занятия по своим спец. предметам, заверш-ся приобретение базовых навыков); 2 этап - среднее ОБР -3 ступень 3 (возраст поступления - 15 или 16 лет. Окончание совпадает с завершением обяз-ного шк. ОБР там, где оно существует); послесреднее, невысшее ОБР - 4 ступень (подгот-е преддипломные курсы или краткие профес. программы, программы повторного цикла); 1 этап В/ОБР - 5 ступень (не ведёт к получению более высокой квалификации, необход. для научно-исслед-ской работы); 2 этап В/ОБР - 6 ступень (получение более высокой квалификации для проведения научно-исследовательской работы).



Важно отметить факт, что офиц. документах, и в пед. ли-ре фактически отсутствует строгое определение В/ОБР.

Законе РФ «Об ОБР»: «В/ проф. ОБР имеет целью подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов соответственного уровня, удовлетворение потребностей ЛЧ в углублении и расширении ОБР».

Энциклопед. словарь: «В/ОБР - УР З, получаемый в ВУЗах на базе законченного средн. ОБР и необходимый специалистам высшей квалификации».

Пед. энцикл-я: «В/ОБР - УР ОБР, получ. на базе средн. в ВУЗах и подтверждаемый официально признанными документами (дипломами, сертификатами и т.п.)».

Т.О. сущностное определение В/ОБР практически отсутствует. Фокин Юрий Георгиевич предлагает сформулировать наиболее общее сущностное определение В/ОБР перечислением ожидаемых частных качеств выпускника: это ОБР, обеспеч-ее активную соц. позицию субъекта, успешную интеллек-ую ДЯ в избранной сфере общ. жизни, не имеющую полного предписания и осуществ-ую на науч. основе, а также потенциал творч. РЗ избранной сферы ДЯ и самост-ого усвоения новых объектов этой сферы.



Это определение - сущностное, т.к. оно разработано с учетом признаваемых многими отличий В\ОБР от средн., нач. профес. и среднего тех. (интеллек. направленность, отсутствие предписаний, опора в решении возникающих задач на науку, обучение с расчетом на возможности творч. РЗ) и соц. ожиданий (кому же как не усвоившим закономерности развития природы и общества стремиться к СЗ изменению общ-ва к лучшему).

Болотов Виктор Александрович, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере ОБР и науки, отмечает, в наст. t одним из направ-й модернизации системы росс. ОБР - совершен-ние контроля и управления качеством ОБР. В приоритетных направлениях РЗ ОБР системы РФ отмечается: необходимо сФРМ общенац. систему оценки качества ОБР, получ-мого гражданином, и реализуемых ОБР программ.

При обсуждении этой проблемы необходимо учитывать: часто в дискуссиях по поводу общерос. системы оценки качества ОБР не различают оценку З обучаю-хся и оценку ДЯ ОБР учреждений, ДЯ системы ОБР на муниц., регион. и федер. УР-ях.

К настоящему моменту сложилось следующее понимание общеросс. системы оценки качества ОБР: это совокупность организац. и функционал. структур, обеспеч-щих основанную на единой концептуально-методологической базе оценку ОБР достижений и определение индивидуальных и ЛЧ качеств детей и взрослых граждан, выявление факторов, влияющих на ОБР результаты.

Создание общеросс. системы оценки качества ОБР в России б/СПб-ть достижению следующих целей: обеспечение объективности и справедливости при приеме в ОБР учр-я; обеспечение единого ОБР пространства; повышение УР информированности потребителей ОБР услуг для принятия жизненно важных решений; развитие гос. аттестационной службы; принятие обоснованных управл-х решений по повышению качества ОБР.

Достижение поставленных целей требует построения системы оценки качества ОБР на основе следующих принципов: реалистичность требований, норм и показателей качества ОБР, их соц. и ЛЧ значимости; возрастно-псих. адекватность процедур и показателей; учет типовых соц.-эконом. и этнокультурных особенностей субъектов РФ; открытость, прозрачность процедур оценки качества ОБР; открытость и доступность inf о состоянии и качестве ОБР; повышение потенциала внутренней оценки, самооценки и др.

Основные задачи, общероссийской системы оценки качества ОБР: оценка УР ОБР достижений обучающихся ОБР учреждений для их итоговой аттестации и отбора для поступления на след. ступень ОБ; оценка качества ОБР на различных ступенях ОБ рамках мониторинговых исследований качества ОБР (федер. и междун.); ФРМ системы измерителей для различных пользователей, позволяющей эффективно реализовывать основные функции оценки качества ОБР.

Основные принципы отбора показателей для оценки качества ОБР: ориентация на требования внешних пользователей; учет потребностей системы ОБР; минимизация системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления системой ОБР; иерархичность системы показателей; соблюдение морально-этических норм в отборе показателей и др.

Мгновенное создание системы, которая будет решать вышеназванные проблемы, невозможно. Поэтому необходимо max использовать существующие формы контроля качества ОБР: инфраструктура в рамках эксперимента по введению ЕГЭ, механизмы и процедуры единого госэкзамена, аттестации и аккредитации ОБР учреждений, мониторинговых исследований, диагностических обследований, сбора статист-х данных, увязывая их с общероссийской системой оценки качества образования.

Необходимость развертывания работ по созданию общероссийской системы оценки качества образования подтверждает и анализ зарубежного опыта. Основные тенденции, проявившиеся в последнее десятилетие в мире в области оценки качества В/ ОБР:

- изменение понимания качества ОБР. В системе рыночных отношений качество рассматривается с позиций его соответствия требованиям потребителя (потребностям учащихся, их родителей, рынка труда и т.д.);

- комплексное рассмотрение проблем оценки качества ОБР, управления качеством ОБР и обеспечения качества ОБР путем создания ключевых элементов системы обеспечения качества ОБР (наличие ОБР стандартов, оценки достижения стандартов независимыми организациями, обесценивание автономии ОБР учреждений и пр.);

- развитие новых элементов системы оценки качества ОБР как сочетание внутренней и внешней оценки; сочетание оценочной ДЯ и как средства отчетности, так и средства оказания поддержки ОБР учреждения в его РЗ и др.;

- использование многоуровнего системного моделирования при планировании исследований качества ОБР и анализе результатов. Выделение показателей, ХР-х разные уровни ОБР системы (национ., регион., ОБР учреждения, обучающегося), а также показателей, характеризующих инвестиции в ОБР, ОБР процесс и ОБР достижения;

- более широкое понимание ОБР достижений. Показатели ОБР достижений: по отдельным предметам; динамика ОБР достижений, отношение к учебным предметам; ключевые (внепредметные) компетентности (познавательные, социальные, информационные и др.); удовлетворенность ОБР; степень участия в ОБР процессе (активная работа на уроке, участие во внеурочной работе, пропуски занятий и др.); дальнейшее ОБР и карьера выпускника. Выделение в таксономии ОБР достижений по отдельным предметам уровней грамотности и компетентности;

- проведение широкомасштабных мониторинговых исследований качества ОБРя на национальном и международном уровнях как основы для принятия управленческих решений.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.