Сделай Сам Свою Работу на 5

По виду – это образовательная (педагогическая) и социальная интеграция.





Тема: Стратегия развития индивидуального образования

 

План.

1. Стратегии развития инклюзивного образования в ЮВАО г. Москвы.

2. Совместный план мероприятий Кафедры здоровьесберегающих технологий и коррекционной педагогики ОМК (НМЦ) и Ресурсного центра (ГОУ СОШ «Школа здоровья» №1321) по развитию инклюзивного образования в округе.

3. Система организации инклюзивного образования в ЮВАО

 

Кроличество часов: 2 часа

Литература.

1. Акулова, Е.Ф.Современные проблемы науки и образования : учеб.-метод. пособие / Е. Ф. Акулова ; ТГУ ; Пед. фак. ; каф. "Дошк. педагогика и психология". - ТГУ. - Тольятти : ТГУ, 2009. - 51 с.

2. Гусинский,Э.Н. Современные образовательные теории : [учеб.-метод. пособие для вузов] / Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова ; редсовет: Т. Шанин (пред.) [и др.]. - М. : Унив. книга, 2004. - 255 с.

3.Педагогика : Педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для вузов / И. Б. Котова [и др.] ; под ред. С. А. Смирнова. - 4-е изд., испр. ; Гриф МО. - М. : Академия, 2003. - 510 с. - (Высш. образование).

4.Гурьянова, О.А.Проектирование процесса подготовки ребенка к школе : учеб.-метод. пособие / О. А. Гурьянова. - Тольятти, 2010. - 64 с. - 23



 

Стратегии развития инклюзивного образования в ЮВАО г. Москвы.

 

Основные положения.

1. В стратегии развития инклюзивного образования ЮВАО (далее Стратегия) по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) рассматриваются два процесса – интеграция и инклюзия. (Приложение 1)

2. Конечной целью интеграции и инклюзии является максимальная социализация и адаптация детей с ОВЗ в обществе.

3. Разработка Стратегии основывается на имеющейся нормативно-правовой базе, городских и окружных разработках (проект Стратегии развития инклюзивного образования в городе Москве до 2020 года, Концепции развития системы инклюзивного образования в Юго-Восточном административном округе и др) и предполагает ее пополнение материалами окружного уровня.

4. Стратегия предполагает выстраивание вертикалей получения образования, а также предусматривает развитие горизонтали, которая позволит охватить детей с ОВЗ от неярковыраженных и легкоустранимых нарушений до тяжелых состояний, при которых дети ранее признавались необучаемыми. (Приложение 2)



5. Образовательные учреждения системы специального образования и учреждения, предоставляющие образовательные услуги и сопровождения детям с ОВЗ будут являться ресурсом по принципу сетевого взаимодействия (кадровым и методическим) для образовательных учреждений общего вида, внедряющие инклюзивные и интегративные процессы. А также эти учреждения будут являться инклюзивными по отношению к категории детей с ОВЗ, имеющими выраженные нарушения и/или признаваемыми ранее не обучающимися.

6. Стратегия предполагает создание вариативной сети инклюзивных образовательных учреждений, представленной разнообразными моделями создания специализированных условий и отвечающим особым образовательным потребностям разных категорий учащихся. (Приложение 3)

7. Стратегия основывается на имеющейся нормативно-правовой базе и предполагает ее пополнение материалами окружного уровня.

8. Механизмом реализации Стратегии является организация сетевого взаимодействия учреждений округа.

Выстраивание проекта Стратегии осуществляется по следующим основным направлениям:

I По отношению к выстраиванию системы инклюзивного образования в округе

1. Выстраивание системы. (Приложение 4)

2. Выстраивание непрерывной образовательной вертикали.

3. Развитие сетевого взаимодействия, социального партнерства.

4. Разработка нормативно-правовых актов окружного уровня.

II По отношению к работе инклюзивных образовательных учреждений

1. Организация деятельности Ресурсного центра (Приложение 5)



2. Выстраивание разноуровнего подхода в организации работы с учреждениями (Приложение 6)

3. Апробация разных моделей построение инклюзивного процесса в образовательных учреждениях округа (с использованием экспериментальной базы ГЭП действующих и вновь создаваемых).

4. Обобщение и систематизация опыта.

III По отношению к разработке проблемы

1. Разработка уровнего подхода к инклюзивному образованию детей с ОВЗ (по соотношению критериев – особые образовательные потребности ребенка и адаптация образовательной среды).

2. Разработка вариативной сети инклюзивных учреждений для разных категорий учащихся с ОВЗ (специализация по одному нарушению, например для детей с нарушением слуха и тд).

3. Разработка вариативных моделей инклюзивного образовательного процесса.

4. Разработка содержания междисциплинарной работы специалистов как условия реализации инклюзивной практики.

 

2. Совместный план мероприятий Кафедры здоровьесберегающих технологий и коррекционной педагогики ОМК (НМЦ) и Ресурсного центра (ГОУ СОШ «Школа здоровья» №1321) по развитию инклюзивного образования в округе.

Сентябрь.

1. Изучение опыта образовательных учреждений, внедряющих процессы инклюзивного образования.

2. Планирование работы с Ресурсным центром по выстраиванию стратегии инклюзивного образования в округе.

Октябрь.

1. Разработка материалов для проекта Стратегии развития инклюзивного образования в округе.

2. Работа с учреждениями, включенными в адресный список учреждений Юго-Восточного окружного управления образования, в которых в 2010-2011 учебном году будут внедрены инклюзивные процессы (информирование учреждений, сбор сведений об ответственных за данное направление работы).

Ноябрь.

1. Организация и проведение методического сопровождения учреждений, внедряющих инклюзивные процессы (семинар, совещания, выход в учреждения).

2. Разработка проекта Стратегии.

3. Разработка нормативно-правовых актов окружного уровня.

4. Осуществление научно-практических разработок по проблеме инклюзивного образования.

5. Выдвижение кандидатур координационного Совета по инклюзии.

6. Выявление внутренних ресурсов ОУ с инклюзивными процессами, определение готовности к внедрению системы инклюзивного образования.

Декабрь.

1. Обсуждение проекта Стратегии на заседании Координационного Совета по инклюзии.

2. Доработка проекта Стратегии.

3. Определение функционала ответственных за определенное направление в системе инклюзивного образования округа (на заседании Коорлинационного Совета).

4. Организация и проведение методического сопровождения учреждений, внедряющих инклюзивные процессы (семинар, совещания, выход в учреждения).

5. Совещание ответственных за внедрение инклюзивных процессов в ОУ.

Январь.

1. Формирование системы инклюзивного образования в округе.

2. Организация работы ПМПК по комплектованию (на формы инклюзивного образования), ССИР по построению индивидуальных образовательных маршрутов).

3. Отработка моделей инклюзивного образования ОУ.

Февраль.

1. Утверждение Стратегии на Координационном Совете.

2. Презентация опыта образовательных учреждений, внедряющих инклюзивные процессы (концепция учреждения, модель инклюзивного образовательного процесса, практические разработки).

3. Поведение методической экспертизы, анализ деятельности учреждений, научно-практическое обобщение опыта.

Март.

1. Апробация системы инклюзивного образования в округе (анализ деятельности ССИР).

2. Анализ состояния сетевого взаимодействия по вопросам инклюзивного образования (сбор сведений о сотрудничестве, совместных мероприятиях).

3. Организация и проведение методического сопровождения учреждений, внедряющих инклюзивные процессы (семинар, совещания, выход в учреждения).

Апрель.

1. Анализ ситуации развития системы инклюзивного образования с обсуждением на Координационном Совете.

2. Разработка и оформление методических рекомендаций по развитию интегрированного/инклюзивного образования в системе общеобразовательных учреждений округа.

3. Анализ деятельности Ресурсного центра по вопросам инклюзивного образования.

Май-июнь.

1. Расширение и корректировка списка учреждений, внедряющих инклюзивные процессы.

2. Составление итогового отчета, планирование работы.

Система специального сопровождения детей с ОВЗ в ЮВАО, представленная сетью дошкольных, школьных образовательных учреждений, центров сопровождения, позволяет охватить специализированной помощью детей различных групп внутри полиморфной категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) от неярковыраженных и легкоустранимых состояний до стойких нарушений, ранее признаваемых необучаемыми. Внедрение процессов интегрированного и инклюзивного образования происходит с опорой на имеющийся опыт и научно-методическую базу обучения и воспитания детей с ОВЗ в системе специального образования. Развитие этих процессов должно предусматривать постепенность и поэтапность внедрения в образовательную практику, а также предполагать максимальный охват специализированной помощью различных категорий детей с ОВЗ. По отношению к детям с ОВЗ должны существовать интегрированные и инклюзивные формы обучения.

Интеграция

Например, в общеобразовательной школе предусматриваются следующие виды и формы интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья, выделенные на основании имеющихся разработок в научно-теоретическом и практическом плане:

По виду – это образовательная (педагогическая) и социальная интеграция.

Социальная интеграция предполагает социальную адаптацию ребенка с ограниченными возможностями в общую систему социальных отношений и взаимодействий, прежде всего в рамках той образовательной среды, в которую он интегрируется. Педагогическая (образовательная) интеграция – формирование у детей с ограниченными возможностями способности к усвоению учебного материала, определяемого общеобразовательной программой, то есть общим учебным планом.

Опираясь на современные научно-методические разработки ИКП РАО (Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко и др.) и инновационный опыт интеграционных образовательных учреждений следует выделить следующие вариативные формы интегрированного обучения учащихся в рамках общеобразовательной школы. Представленные ниже формы определяются в соответствии с общим уровнем готовности ребенка к социально-образовательной интеграции: постоянная, комбинированная, частичная, временная.

Полная интеграция – при этой форме дети с ограниченными возможностями здоровья, достигшие или приближенные по уровню умственного и психического развития к возрастной норме, обучаются в общеобразовательных классах на общих основаниях и по необходимости получают помощь отдельного специалиста.

Частичная интеграция – при этой форме интеграции учащиеся обучаются в условиях отдельного класса, но объединены в единое образовательное пространство с нормально развивающимися школьниками. Они вовлекаются во все общешкольные воспитательные и учебные мероприятия на равных правах с учащимися общеобразовательных классов. Также эта форма используется для детей, находящихся на надомном обучении, которые могут посещать отдельные уроки в классе совместно с основным составом учащихся.

Временная интеграция – эта форма интеграции используется для детей, находящихся на надомном обучении, при которой учащиеся с ограниченными возможностями здоровья имеют возможность социального общения со здоровыми сверстниками (участие во внеклассных воспитательных мероприятиях, в общешкольной деятельности).

Комбинированная интеграция – эта форма интеграции рассматривается как включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательный класс с предоставлением ему квалифицированной помощи специалистов и создания специализированных условий обучения в общем классе в соответствии с его особыми образовательными потребностями.

Соотношение вида и формы интеграции позволяет создать разные модели интегрированного процесса в образовательном учреждении.

Частичная и временная формы интеграции могут рассматриваться как переходный этап на инклюзивную форму обучения.

Инклюзия

Развитие инклюзивных подходов в образовании является логическим продолжением практики интегрированного обучения и не противоречит ей. Основное отличие и шаг развития заключается в том, что в основе инклюзивных подходов лежит такое изменение образовательной среды школы, которое позволяет в максимальной мере соответствовать особым образовательным потребностям любого учащегося с нетипичным ходом развития. При интеграции такого изменения и адаптации образовательной среды к особым потребностям ребёнка не происходит. В этом случае ребёнок приспосабливается к школе и существующей образовательной системе, а не школа к ребёнку (как в случае инклюзии). Тем не менее, и интеграция и инклюзия признаются как закономерные этапы развития системы образования, логически продолжающими и не противоречащими друг другу, поскольку и в том и в другом случае речь идёт о расширении доступа к образованию и включении ребёнка с особыми образовательными потребностями (в данном случае, с ограниченными возможностями здоровья) в общеобразовательный процесс.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.