Проектирование путей развития образования.
Проектирование и программирование развития образования. Создание конкретных проектов развития образования. Обеспечение разработки нового содержания образования в контексте образовательного проектирования. Формирование проектной культуры, как ключевой компетенции современного педагога. Стратегия развития индивидуального образования. Проектирование и реализация программы «Здоровье» (любой программы на выбор) и др. в образовании.
Изучение опыта программирования развития образования в субъектах Федерации дает основание заключить, что в современной экономической и социокультурной ситуации требуются новые принципы и подходы программирования, качественно новые программы второго поколения, соответствующие принципу сохранения единства образовательного пространства, характеру динамично развивающегося общества, жизненно важным направлениям развития региона. Программно-проектная модель позволяет выделить в ней несколько уровней программирования – федеральный и региональный, текущий, среднесрочный и ориентиры долгосрочного (стратегического); отразить развитие образования по образовательным ступеням и уровням; приоритетные, социально-значимые направления регионального развития и т.д.
Функции программ:
- теоретико-методологическая, определяющая векторы развития региональных и муниципальных образовательных систем и комплексов;
- методическая, содержащая методы, приемы, условия достижения ожидаемых результатов
- формирование конкретных моделей региональных и муниципальных образовательных систем и комплексов.
- организационная, содержащая планирование деятельности исполнителей основных направлений программы, сроки, этапы исполнения программ.
Программы должны удовлетворять следующим требованиям:
1. Обоснованность необходимости программы, ее целевых установок, механизмов реализации, конечных результатов.
2. Комплексность, т.е. целостное отражение единого образовательного пространства региона или муниципалитета с разнообразием типов, видов, образовательных учреждений, ступеней и уровней образования, интеграцией разноуровневых однопрофильных и разнопрофильных образовательных учреждений. Формирование и создание образовательных, региональных университетских комплексов – центральная идея программирования.
3. Взаимосвязь с другими программами развития различных сфер региона или муниципалитета (производственной, социальной и др.).
4. Эксплицинтность - ясность, четкость ее принципов, основных направлений, целей и задач, адекватное отражение в них реальных процессов и тенденций развития образовательных систем и комплексов.
5. Логическая последовательность структуры и основных ее компонентов.
6. Ресурсное обеспечение программы - научно-методическое сопровождение программы, организационно-экономическое обеспечение программы, обоснование механизма управления реализацией программы.
Метод формирования программы – сложный процесс. Наиболее эффективными методами признаны в науке прогнозирование, моделирование, программирование в их органическом единстве дополненные анализом состояния региональной и муниципальной систем образования. В разработке целевых проектов наиболее эффективны следующие методы: прогнозирование, социальная диагностика, экспертиза, мониторинг.
Так как развитие системы образования происходит с разными стартовыми экономическими возможностями, в разных социокультурных условиях, и до сих пор анализ и характеристика региональных образовательных систем осуществляются на средних статистических показателях, в методике предложена своя модель индикаторов образования. Она включает:
1. Блоки показателей по методике их формирования
Факторные – показатели, выведенные на основе анализа факторов (экономических, демографических, культурных, социальных) развития региональной системы образования
Системные – показатели динамики системы образования
Статистические – данные органов статистики, образовательных учреждений
Расчетные – расчет показателей на основе первичной информации
2. Разделы анализа социальных сфер региона, взаимодействующих с системой образования и оказывающих на нее воздействие. Анализ проводится с использованием указанных блоков индикаторов
Социально-экономическая ситуация региона
Демографическая ситуация региона
Социокультурная характеристика региона
Динамика состояния региональной системы образования
Медианный показатель образовательного потенциала региона
Индикаторы прогноза образования
3. Варианты сценариев развития региональной системы образования:
I вариант – стабилизационный – сохранение, выживание системы как фактор ее развития;
II вариант – инновационный – как переход региональной системы образования в новое качественное состояние, становление образования как технологии обучения и воспитания.
Проектная модель формирования региональных и муниципальных программ – проектирование приоритетных направлений развития образовательных систем и комплексов - целевых проектов.
Целевые проекты (программы) по приоритетным направлениям развития образовательных систем и комплексов
Проект: Регионализация и интеграция образования
- Прогнозирование и стратегия развития региональных и муниципальных образовательных систем и комплексов
- Дальнейшая интеграция образовательных учреждений всех уровней
- Вариативность и преемственность образовательных программ
- Создание и развитие интегрированных типов учебных заведений
- Разработка новых программ (домашнего, дистанционного, компенсирующего, дополнительного и специального образования)
Проект: Инновационные технологии
- Внедрение новых организационных форм учебного процесса на основе инновационных программ
- Разработка образовательных программ, ориентированных на новые информационные технологии в системе образования
- Внедрение учебной техники, компьютерных средств и технологий в учебный процесс образовательных учреждений
- Развитие научно-технического парка, обновление экспериментальной научной базы вузов
- Создание инновационных бизнес – центров в высшей школе
Проект: Национальное образование
- Формирование системы национального образования региона, муниципалитета
- Удовлетворение образовательных потребностей на родном языке
- Разработка и внедрение национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта
- Совершенствование и разработка методик преподавания в национальных школах
- Обеспечение финансово-экономических условий деятельности и развития национальных школ. Книгоиздание на родном языке
Проект: Сельская школа
- Дифференциация структуры и содержания образования в сельских школах
- Оптимизация финансовых условий деятельности сельских школ
- Разработка оптимальной модели малочисленной сельской школы
Проект: Дополнительное образование
- Разработка комплексных, модульных, интегрированных программ дополнительного образования
- Поиск путей сближения основного и дополнительного образования
- Создание условий деятельности учреждений дополнительного образования с учетом местных традиций и национальных особенностей
- Внедрение государственных стандартов дополнительного образования и разработка их национально-регионального компонента
- Организация системы повышения квалификации работников учреждений дополнительного образования
Проект: Дистанционное образование
- Создание системы дистанционного образования на основе новых информационных технологий
- Совершенствование и внедрение методик организации систем дистанционного обучения как дополняющей компоненты
Проект: Учебники
- Разработка и создание новых учебников с учетом введения государственного образовательного стандарта
- Разработка долгосрочных и краткосрочных программ выпуска учебной и учебно-методической литературы
- Сохранение и развитие книгоиздательской базы
Проект: Одаренные дети
- Развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми
- Решение проблем выявления и обучения одаренных детей
- Совершенствование системы и практики работы с одаренными учащимися и студентами
- Создание регионального, муниципального фондов поддержки талантливой молодежи
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|