Сделай Сам Свою Работу на 5

Проектирование путей развития образования.





Проектирование и программирование развития образования. Создание конкретных проектов развития образования. Обеспечение разработки нового содержания образования в контексте образовательного проектирования. Формирование проектной культуры, как ключевой компетенции современного педагога. Стратегия развития индивидуального образования. Проектирование и реализация программы «Здоровье» (любой программы на выбор) и др. в образовании.

Изучение опыта программирования развития образования в субъектах Федерации дает основание заключить, что в современной экономической и социокультурной ситуации требуются новые принципы и подходы программирования, качественно новые программы второго поколения, соответствующие принципу сохранения единства образовательного пространства, характеру динамично развивающегося общества, жизненно важным направлениям развития региона. Программно-проектная модель позволяет выделить в ней несколько уровней программирования – федеральный и региональный, текущий, среднесрочный и ориентиры долгосрочного (стратегического); отразить развитие образования по образовательным ступеням и уровням; приоритетные, социально-значимые направления регионального развития и т.д.



Функции программ:

- теоретико-методологическая, определяющая векторы развития региональных и муниципальных образовательных систем и комплексов;

- методическая, содержащая методы, приемы, условия достижения ожидаемых результатов

- формирование конкретных моделей региональных и муниципальных образовательных систем и комплексов.

- организационная, содержащая планирование деятельности исполнителей основных направлений программы, сроки, этапы исполнения программ.

Программы должны удовлетворять следующим требованиям:

1. Обоснованность необходимости программы, ее целевых установок, механизмов реализации, конечных результатов.

2. Комплексность, т.е. целостное отражение единого образовательного пространства региона или муниципалитета с разнообразием типов, видов, образовательных учреждений, ступеней и уровней образования, интеграцией разноуровневых однопрофильных и разнопрофильных образовательных учреждений. Формирование и создание образовательных, региональных университетских комплексов – центральная идея программирования.



3. Взаимосвязь с другими программами развития различных сфер региона или муниципалитета (производственной, социальной и др.).

4. Эксплицинтность - ясность, четкость ее принципов, основных направлений, целей и задач, адекватное отражение в них реальных процессов и тенденций развития образовательных систем и комплексов.

5. Логическая последовательность структуры и основных ее компонентов.

6. Ресурсное обеспечение программы - научно-методическое сопровождение программы, организационно-экономическое обеспечение программы, обоснование механизма управления реализацией программы.

Метод формирования программы – сложный процесс. Наиболее эффективными методами признаны в науке прогнозирование, моделирование, программирование в их органическом единстве дополненные анализом состояния региональной и муниципальной систем образования. В разработке целевых проектов наиболее эффективны следующие методы: прогнозирование, социальная диагностика, экспертиза, мониторинг.

Так как развитие системы образования происходит с разными стартовыми экономическими возможностями, в разных социокультурных условиях, и до сих пор анализ и характеристика региональных образовательных систем осуществляются на средних статистических показателях, в методике предложена своя модель индикаторов образования. Она включает:

1. Блоки показателей по методике их формирования

Факторные – показатели, выведенные на основе анализа факторов (экономических, демографических, культурных, социальных) развития региональной системы образования



Системные – показатели динамики системы образования

Статистические – данные органов статистики, образовательных учреждений

Расчетные – расчет показателей на основе первичной информации

2. Разделы анализа социальных сфер региона, взаимодействующих с системой образования и оказывающих на нее воздействие. Анализ проводится с использованием указанных блоков индикаторов

Социально-экономическая ситуация региона

Демографическая ситуация региона

Социокультурная характеристика региона

Динамика состояния региональной системы образования

Медианный показатель образовательного потенциала региона

Индикаторы прогноза образования

3. Варианты сценариев развития региональной системы образования:

I вариант – стабилизационный – сохранение, выживание системы как фактор ее развития;

II вариант – инновационный – как переход региональной системы образования в новое качественное состояние, становление образования как технологии обучения и воспитания.

Проектная модель формирования региональных и муниципальных программ – проектирование приоритетных направлений развития образовательных систем и комплексов - целевых проектов.

Целевые проекты (программы) по приоритетным направлениям развития образовательных систем и комплексов

Проект: Регионализация и интеграция образования

- Прогнозирование и стратегия развития региональных и муниципальных образовательных систем и комплексов

- Дальнейшая интеграция образовательных учреждений всех уровней

- Вариативность и преемственность образовательных программ

- Создание и развитие интегрированных типов учебных заведений

- Разработка новых программ (домашнего, дистанционного, компенсирующего, дополнительного и специального образования)

Проект: Инновационные технологии

- Внедрение новых организационных форм учебного процесса на основе инновационных программ

- Разработка образовательных программ, ориентированных на новые информационные технологии в системе образования

- Внедрение учебной техники, компьютерных средств и технологий в учебный процесс образовательных учреждений

- Развитие научно-технического парка, обновление экспериментальной научной базы вузов

- Создание инновационных бизнес – центров в высшей школе

Проект: Национальное образование

- Формирование системы национального образования региона, муниципалитета

- Удовлетворение образовательных потребностей на родном языке

- Разработка и внедрение национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта

- Совершенствование и разработка методик преподавания в национальных школах

- Обеспечение финансово-экономических условий деятельности и развития национальных школ. Книгоиздание на родном языке

Проект: Сельская школа

- Дифференциация структуры и содержания образования в сельских школах

- Оптимизация финансовых условий деятельности сельских школ

- Разработка оптимальной модели малочисленной сельской школы

Проект: Дополнительное образование

- Разработка комплексных, модульных, интегрированных программ дополнительного образования

- Поиск путей сближения основного и дополнительного образования

- Создание условий деятельности учреждений дополнительного образования с учетом местных традиций и национальных особенностей

- Внедрение государственных стандартов дополнительного образования и разработка их национально-регионального компонента

- Организация системы повышения квалификации работников учреждений дополнительного образования

Проект: Дистанционное образование

- Создание системы дистанционного образования на основе новых информационных технологий

- Совершенствование и внедрение методик организации систем дистанционного обучения как дополняющей компоненты

Проект: Учебники

- Разработка и создание новых учебников с учетом введения государственного образовательного стандарта

- Разработка долгосрочных и краткосрочных программ выпуска учебной и учебно-методической литературы

- Сохранение и развитие книгоиздательской базы

Проект: Одаренные дети

- Развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми

- Решение проблем выявления и обучения одаренных детей

- Совершенствование системы и практики работы с одаренными учащимися и студентами

- Создание регионального, муниципального фондов поддержки талантливой молодежи

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.