Сделай Сам Свою Работу на 5

Темы для дискуссии и проблемно- ситуационные задачи.





 

 

1. Обоснуйте на основании, каких аргументов, возможно, считать, что дошкольное образование - надежный фундамент всего здания образования?

 

Право на дошкольное образование.Ребенок должен находиться у родителей в сфере любви и доверия. В первые годы жизни, по мнению В. Ге­геля, особенно важно материнское воспитание, задачей которого является укоренение у ребенка нравственности как чувства. Известны выводы психологов о том, что первые три года жизни у ребенка более значимы для его развития, чем вся его последующая жизнь. Иногда они делают вы­вод о том, что на дошкольном этапе, в возрасте от 2 до 5 лет, обучение в детском саду почти не отли­чается от домашнего обучения.

Главные навыки, которым ребенок должен научиться в это время - это чтение и письмо. Та­кая позиция повлияла на вывод о том, что до­школьное воспитание лучше осуществлять толь­ко в семье, а следовательно, создание, содержа­ние и развитие дошкольных учреждений не является необходимым для общества. Но эта точка зрения опровергается работой системы дошколь­ного образования в нашей стране на протяжении целых десятилетий. Если обратиться к авторитету великих философов, то, например, И. Кант считал, что общественное воспитание имеет преимуще­ство перед домашним8.



В отношении ребенка должно быть осуществ­лено физическое, умственное, духовное, нравст­венное, социальное развитие, как указано, напри­мер, в Конвенции о правах ребенка (1989 г.). Среди других видов развития можно выделить правовое. Особенно актуальным правовое воспитание стало после того, как в Гражданский кодекс ввели ст. 28, которая определяет дееспособность малолет­них. Детям в возрасте от 6 до 14 лет предостав­лено: 1) совершать самостоятельно мелкие быто­вые сделки; 2) совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды и не требующие нотариального удостоверения либо государст­венной регистрации; 3) совершать сделки по рас­поряжению средствами, предоставленными за­конными представителями или с согласия послед­них третьим лицам. В любом случае в этом возрасте у детей должно появиться определенное правосознание: должны быть сформированы представления о правах, обязанностях, ответст­венности, сделках, государственной регистрации сделок и т.д.



В настоящее время в дошкольных учреждени­ях используют два вида программ: комплексные и порциональные. Комплексные программы вклю­чают все виды основных направлений развития ребенка, порциональные - одно или несколько направлений его развития. Целостный педагоги­ческий процесс в дошкольном учреждений обес­печивается путем применения комплексной про­граммы или набора порционалъных программ и направлен как минимум на развитие способнос­тей ребенка: формирование творческого вообра­жения, коммуникативности, нравственности и обеспечение физического и психического благо­получия каждого ребенка.

Большинство семей в современных условиях не в состоянии самостоятельно, без помощи педа­гогов дошкольного учреждения выполнять функ­ции по воспитанию и образованию своего ребен­ка на уровне государственных стандартов. Госу­дарственный стандарт дошкольного образования ребенка - это прежде всего все необходимые по­казатели его развития на каждом году жизни. По­мочь семье в воспитании ребенка может и должен детский сад, который выполняет эту функцию посредством двух основных форм: непосредст­венным воспитанием в детском саду, консульти­рованием родителей по воспитанию ребенка до­ма. Во всех случаях с родителями заключается до­говор о воспитаний ребенка.

На наш взгляд, основное внимание нам следует уделять дошкольному образованию. Видимо, оно должно стать надежным фундаментом всего зда­ния образования в России. Этот вывод можно обосновать следующими аргументами: 1) в до­школьном возрасте закладываются основы лич­ности; 2) большинство семей самостоятельно обеспечить развитие своего ребенка не в состоя­нии (имеется в виду стандарт образования); 3) в условиях, когда большинство семей находится за чертой бедности, именно детский сад может обес­печить физическое и эмоциональное развитие ре­бенка; 4) детские сады - такая форма организа­ции жизнедеятельности детей, которая наравне с семьей может обеспечить здоровое развитие ре­бенка; 5) детский сад можно рассматривать как центр дошкольного воспитания для всех семей микрорайона.



В международном образовательном законода­тельстве право на образование не содержит пра­вомочия на дошкольное образование. Нет его ни в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека, ни в ст. 28 Конвенции о правах ребенка. По нашему мнению, признание такого права мировым сооб­ществом явилось бы дальнейшим шагом на пути развития права на образование. Это стало бы ре­альной мерой по осуществлению права ребенка, закрепленного в ст. 27 Конвенции о правах ребен­ка. Речь идет о праве на уровень жизни, необходи­мый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития, и такой уровень обязаны обеспечить все государства мира.

 

6. Поясните, наличие каких правомочий, присутствуют у семьи, имеющей ребенка, при получении им начального общего образования и у администрации школы,

 

Право на начальное общее образование. На­чальное общее образование осваивается за 3—4 го­да - это нормативный срок. Оно может быть по­лучено в специальном образовательном учрежде­нии — в школе первой ступени или в школе, в которой обучают на всех трех ступенях. Школа первой ступени обеспечивает овладение детьми чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой по­ведения и речи, основами личной гигиены и здо­рового образа жизни, элементами теоретическо­го мышления.

Начальное образование, как отмечается в Ти­повом положении об общеобразовательном уч­реждении, является базой для получения основ­ного общего образования. У ребенка есть право освоить программу начального общего образова­ния или в школе первой ступени, или в семье со­гласно ч. 1 ст. 10 Закона РФ "Об образовании". Это право включает право выбора возраста, с ко­торого ребенок может осваивать эту программу. Согласно ст. 19 Закона РФ "Об образовании" воз­раст приема в школу устанавливается в уставе школы.

Образовательное учреждение не вправе от­числять ребенка из начальной школы. В то же время ребенок имеет право перейти б другую школу. По отношению к учащимся, имеющим за­долженность по двум или более предметам, т.е. не освоившим программу учебного года, образова­тельное учреждение по соглашению с родителя­ми имеет право оставить ребенка на повторное обучение в том же классе. Подчеркнем: для реа­лизации этого права необходимо согласие роди­телей. Инициаторами повторного обучения мо­гут быть и сами родители. Если учащийся по ито­гам учебного года имеет одну задолженность по одному предмету, то его могут перевести в следу­ющий класс условно. Ответственность за ликви­дацию академической задолженности возлагает­ся на родителей ребенка.

Образовательное учреждение вправе также перевести ребенка в классы компенсирующего

обучения с пониженным количеством обучаю­щихся на одного учителя.

Ребенок, его семья, родители имеют право пе­ревести ребенка на семейное обучение в любое время процесса обучения. В этом случае ребенка забирают из школы и обучают его по программе самостоятельно или с помощью приглашенного педагога.

Общие права учащихся школ всех ступеней. К таким правам можно отнести следующие права:

Право на образование в школе второй ступе­ни. Основное общее образование дается в школе второй ступени или в семье. Эта школа обеспе­чивает освоение обучающимися общеобразова­тельных программ основного общего образова­ния, условия становления и формирования их личности, а также склонностей, интересов и спо­собностей к социальному самоопределению. Ос­новное школьное образование является базой для получения среднего (полного) общего образова­ния, начального и среднего профессионального образования.

Основное общее образование и итоговая аттес­тация по его завершению являются обязательны­ми для родителей и детей. Право на получение ос­новного общего образования в общеобразователь­ной школе с отрывом от производства существует у человека до достижения им возраста 18 лет.

Ребенок имеет право оставить школу при на­личии следующих условий: 1) ему исполнилось 15 лет, 2) есть согласие родителей или лиц, их за­меняющих, 3) имеется согласие местного органа самоуправления. Образовательное учреждение вправе исключить ребенка из школы при нали­чии следующих обстоятельств: а) решения органа управления школой, б) совершения учащимся противоправного действия: преступления, адми­нистративного проступка или неоднократного нарушения устава образовательного учреждения; в) достижения возраста 14 лет.

Право на образование в школе третьей ступе­ни или на получение среднего (полного) общего образования. Среднее (полное) общее образова­ние, или школа третьей ступени, является завер­шающим этапом общеобразовательной подго­товки, который обеспечивает освоение учащимся общеобразовательных программ среднего полно­го (общего) образования, развитие устойчивых познавательных интересов и творческих способ­ностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на осно­ве дифференциации обучения.

У учащихся школы третьей ступени имеются следующие права: 1) на обучение по различным профилям и направлениям, 2) на выбор дополни­тельных предметов к обязательным, что направ­лено на гармонизацию интересов, способностей и возможностей личности, 3) на дополнительные образовательные услуги, которые обязана ока­зывать школа.

Среднее (полное) общее образование является основой для получения среднего профессиональ­ного (по сокращенным учебным программам) и высшего профессионального образования.

В структуре программы такой школы содер­жатся три элемента: 1) базовый федеральный, 2) региональный (национальный), 3) самостоятель­но определяемый образовательным учреждени­ем, исходя из запросов учащихся и их родителей, а также лиц, их заменяющих.

Общие права учащихся школ всех ступеней. К

таким правам можно отнести следующие права: 1) на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обуче­ния в рамках возможностей, предоставляемых си­стемой образования. Язык, на котором ведется обучение в образовательном учреждении, опре­деляется учредителем школы и записывается в уставе школы; 2) на участие в управлении дела­ми школы в формах, записанных в уставе шко­лы; 3) на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандарта­ми (ст. 55 Закона РФ "Об образовании"); 4) на обучение в рамках стандартов по индивидуаль­ным планам; 5) на ускоренный курс обучения по индивидуальному плану; 6) на получение допол­нительных образовательных услуг; 7) на уваже­ние человеческого достоинства, защиту чести и достоинства; 8) на свободу совести; 9) на свободу информации; 10) на свободное выражение собст­венных взглядов и убеждений; 11) на каникулы продолжительностью не менее 30 календарных дней в течение учебного года и каникул не менее 8 недель летом. Для обучающихся в первом,жлас-се установлены дополнительные недельные ка­никулы; 12) на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотеки (п. 50 п/п "г" Типового положения об общеобра­зовательном учреждении) ; 13) на вступление в общественные организации; 14) на военную под­готовку на факультативной основе, для чего не­обходимо согласие родителей; 15) на начальную профессиональную подготовку. Для реализации этого права кроме согласия учащегося нужно и согласие родителей или лиц, их заменяющих.

Право на профессиональную "подготовку.

Цель профессиональной подготовки - ускорен­ное приобретение обучающимся навыков, необ­ходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Эту подготовку в необходимых случаях могут приобретать и лица, не получив­шие основного общего образования.

 

5. Что в соответствии с ФЗ РФ «Об образовании» является оценкой уровня образования выпускника?

 

4. Какой документ (из числа перечисленных в вариантах ответа) не обозна­чен в законе в качестве документа, регламентирующего организацию образо­вательного процесса?

а) Учебный план;

б) Годовой календарный учебный график;

в) Расписание занятий;

г) Правила внутреннего распорядка.

 

Глава 2. Особенная часть

Тема 4.

 

Правовое регулирование деятельности участников образовательного процесса и виды ответственности в сфере образования

 

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Образовательные отношения или отношения, которые складываются в образовательном процессе, состоит из педагогических отношений, трудовых, управленческих, имущественных, финансовых, семейных и других. Педа­гогические отношения складываются в процессе обучения. Они включают следующие отношения:

1) отношения по заключению, изменению, прекращению договора на образование;

2) отношения по поводу определения времени обучения, включая его использование в процессе обучения;

3) отношения по поводу определения времени отдыха в процессе обучения;

4) отношения по поводу дисциплины обучения;

5) отношения по поводу содержания обучения;

6) отношения по поводу качества обучения;

7) отношения по поводу использования государственных образова­тельных стандартов;

8) отношения по поводу установления условий обучения;

9) отношения по поводу определения результатов обучения;

10) отношения по поводу выдачи документов об образовании.

Правоотношения имеют особенности в разных сферах образования, в том числе: дошкольном; общем (школьном); начальном профессиональ­ном; среднем профессиональном; высшем профессиональном; послевузов­ском; специальном; дополнительном.

В числе основных участников образовательных отношений можно выделить следующих:

— обучающиеся;

— родители обучающихся;

— образовательные учреждения;

— учредители образовательных учреждений;

— органы управления образованием;

— органы управления образовательным учреждением;

— работники образовательного учреждения (педагоги­ческие работники, административные работники, учебный и технический вспомогательный персонал);

— трудовой (педагогический и административный) кол­лектив образовательного учреждения;

— общественные организации, действующие в образова­тельной сфере;

— государство как субъект определения и осуществле­ния образовательной политики.

Особое внимание при изучении педагогических отношений следует уделить договору на образование. В настоящее время договор постепенно становится обязательной формой правоотношений между образователь­ным учреждением и обучающимся. Особенность заключения, изменения и прекращения договора определяется правилами, которые должны быть включены в устав образовательного учреждения согласно ст. 13 Закона РФ «Об образовании».

При изучении правил заключения, изменения и прекращения дого­вора особое внимание следует обратить на основания прекращения договора по инициативе образовательного учреждения и на способы защиты права обучающегося на образование в этих отношениях.

Педагоги образовательного учреждения используют три метода воз­действия на обучающихся: убеждение, поощрение, принуждение, с помо­щью которых в образовательном учреждении устанавливается необходи­мый правовой порядок.

Правопорядок образовательного учреждения - это такое его состоя­ние, которое характеризуется следующими показателями: а) наличие пра­вил, обеспечивающих порядок; б) соблюдение правил всеми участниками образовательных отношений.

Правопорядок является важнейшим условием, позволяющим обра­зовательному учреждению решать свои задачи, а обучающемуся - реали­зовать свое право на образование, развитие в полном объеме. Он является основой, на которой строится дисциплина образовательного учреждения.

В законодательстве устанавливаются требования и к другим условиям обучения. Важнейшими из них являются: 1) число обучающихся в классе, группе; 2) качество преподавания; 3) обеспеченность учебными пособиями; 4) продолжительность рабочего времени и времени обучения; 5) продолжи­тельность времени отдыха; 6) состояние зданий образовательного учрежде­ния;- 7) размер зарплаты работников системы образования; 8} размер сти­пендий обучающихся; 9) наличие вспомогательного персонала и качество его работ.

Одним из важнейших элементов механизма правового регулирования, с помощью которого возможно достиже­ние результативности последнего, в том числе в сфере обра­зования, является юридическая ответственность субъек­тов образовательных правоотношений.

Основанием возложения юридической ответственности в образовательной деятельности (обязанности субъекта, совер­шившего виновно противоправное, причиняющее ущерб общественным отношениям, деяние, претерпевать преду­смотренные законодательством (санкциями охранительных правовых норм) неблагоприятные для субъекта лишения личного, имущественного и/или организационного харак­тера) выступают различного рода правонарушения, состав кото­рых предусмотрен различными отраслями права.

Так, в об­разовательной сфере могут совершаться и совершаются:

— уголовно-правовые деяния (взятки со стороны педаго­гических работников, поборы с родителей и учеников, мошенничество при «организации» образовательных учреждений, кражи , оскорбление в грубой форме учащихся и т.д.);

— административные проступки, совершаемые должно­стными лицами образовательных учреждений и са­мими этими учреждениями (нарушение установлен­ных административным законодательством требова­ний по управлению образовательным учреждением, взаимодействию последних с органами управления образованием, нарушение финансового и налогового законодательства и т.п.);

— гражданско-правовые деяния (невыполнение обра­зовательным учреждением условий заключенных хо­зяйственных договоров, договоров аренды, нарушения предусмотренных гражданским законодатель­ством организационно-правовых форм, предусмот­ренных для образовательных учреждений и т.д.);

— дисциплинарные проступки (невыполнение учащими­ся требований внутришкольной (внутривузовской) дисциплины, т.е. правил внутреннего распорядка, не­выполнение требований учебных планов и учебного процесса, опоздание педагога или других категорий работников образования на работу и т.п.).

Особое место занимают правонарушения, имеющие соб­ственно образовательно-правовой характер, т.е. нарушаю­щие нормы специального образовательного законодатель­ства. Это, скажем, несоблюдение образовательным учреж­дением предусмотренных лицензией условий (п. 14 ст. 33 Закона РФ «Об образовании»), отрицательные результаты аттестации образовательного учреждения (п. 23 ст. 33), осуществление деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом, либо деятельности, не соответствующей ее уставным целям (п. 4 ст. 34) и т.п.

Проступки могут совершать индивидуаль­ные субъекты образовательных правоотношений — уча­щиеся, их родители, педагогические работники, руководи­тели образовательных учреждений и органов управления образования: родители по каким-то причинам (религиоз­ным, национальным) не отдают своего ребенка в школу, чем нарушается конституционная норма об обязанности получить основное общее образование (ч. 4 ст. 43 Конститу­ции РФ); педагог решительно отказывается обучать уча­щегося, мотивируя такое решение неспособностью учени­ка к обучению и т.п.

Соответственно этим основаниям выделяют уголовно-правовую, административную, гражданско-правовую, дисциплинарную и материальную виды юридической от­ветственности к субъектам образовательным правоотно­шений, совершившим правонарушения.

 

Блок самоконтроля

 

 

По итогам данной темы вы должны знать:

· Основные термины: «образовательные отношения», «участники образовательных отношений», «юридическая ответственность»;

По итогам данной темы вы должны уметь:

· самостоятельно работать с различными источниками (документами, словарями, периодическими изданиями и т.д.)

 

Семинар №4

 

 

План семинара

Тема для докладов и сообщений.

1. Правовое регулирование содержания и условий обучения.

2. Порядок заключения, изменения, расторжения договора на образование.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.