Сделай Сам Свою Работу на 5

Центральная (Экваториальная) Африка

Этот субрегион во многих отношениях имеет целый ряд об­щих черт с Западной Африкой: полиэтничность, трайбализм, вли­яние бывших метрополий, политическая нестабильность и бед­ность большей части населения при наличии богатейшего природно-ресурсного потенциала.



ГЛАВА VIII. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА АФРИКк


. 4. Центральная (Экваториальная) Африка



 


Здесь представлены 9 суверенных государств - президентскю республик; это бывшие владения Испании, Португалии, Франции Бельгии. В состав субрегиона включают также Остров Свято! Елены - владение Великобритании (с 1659 г.), расположенное р Атлантическом океане, в 1900 км от юго-западного побережь^ Африки. Административно в это владение входят, кроме собствен­но острова Святой Елены, остров Вознесения, остров Тристан-да-Кунья и еще 5 необитаемых островов (в Атлантическом океане).

Разнообразие стран Центральной Африки проявляется и в их основных параметрах (от гиганта Демократической Республи­ки Конго, бывшего Заира, с площадью 2345 тыс. кв. км - до ма­ленькой Экваториальной Гвинеи, занимающей 28 тыс. кв. км), и в их политических судьбах. Если большинство стран субрегиона обрело политическую независимость мирным путем, то Анголадобилась ее в результате длительной вооруженной борьбы, кото­рая продолжалась с 1960-х гг. вплоть до середины 1970-х гг. После свержения в апреле 1974 г. фашистского режима в Пор­тугалии ее новое правительство опубликовало конституционный закон, которым признавалось право Анголы, португальской коло­нии, на самоопределение и независимость.

Однако молодая республика, провозглашенная в 1975 г., под­верглась открытой агрессии со стороны ЮАР. При активной под­держке вооруженных сил Кубы реорганизованные национальные вооруженные силы Анголы к концу марта 1976 г. изгнали с тер­ритории своей страны подразделения наемников и южноафри­канской армии.

Но практически все годы после провозглашения независимо­сти в Анголе шла гражданская война между правительством пра­вящего Народного движения за освобождение Анголы (МПЛА) и ведущей оппозиционной силой - Национальным союзом за пол­ную независимость Анголы (УНИТА).

В итоге длительных переговоров между этими противобор­ствующими сторонами, при посредничестве Португалии и с учас­тием наблюдателей СССР и США, в 1991 г. представителями пра­вительства Анголы и УНИТА был подписан пакет соглашений о мирном урегулировании.

Тем не менее, и в последующие годы, по вине руководства УНИТА, обстановка в Анголе неоднократно обострялась - вплоть до крупномасштабных вооруженных столкновений. На протяже­нии 20 лет УНИТА смогли успешно противостоять ангольским


юоруженным силам в значительной степени благодаря помощи о стороны США и ЮАР. Но в настоящее время нерасовое пра-;ительство ЮАР уже не оказывает ни этой группировке, ни лиде-у Жонасу Савимби никакой поддержки.

По мнению ООН, ситуация в Анголе не только ставит под воп­рос процесс стабилизации в этой стране, но и создает угрозу миру йо всем субрегионе. В 1997 г. Совет Безопасности ООН принял ре­шение о введении санкций против УНИТА за отказ преобразовать ее из военизированной в политическую, полностью разоружиться и сотрудничать с официальными властями в деле восстановления государственного управления на всей территории страны 8.

Большинство стран Центральной Африки относятся, по клас­сификации ООН, к наименее развитым странам мира.Их бед­ность и нерешенность коренных социально-экономических про­блем усугубляется политической стабильностью.

Ярким примером в этом отношении является Центрально-африканская республика (ЦАР),бывшая колония Франции, ставшая независимым государством в 1960 г. В 1966 г. в ре­зультате военного переворота к власти в этой стране пришел диктатор Ж. Б. Бокасса, правивший до 1980 г.

В 1976 г.' он "превратил" ЦАР в Центральноафриканскую им­перию, провозгласив себя императором. Затем последовали пере­вороты 1980 и 1981 г. Бокасса был свергнут, и страна вновь стала президентской республикой. С 1991 г. здесь начался процесс де­мократизации, перехода к многопартийной политической системе.

Тяжелые военно-политические потрясения за почти 40-лет­нюю историю пережила ДРК. Особенно сильными они были в 1960, 1965 и 1997 гг. В 1965-97 гг. в стране господствовал авторитарный, диктаторский режим генерала Мобуту Сесе Секо.

Относительно благополучно, без таких потрясений, развива­лись Камерун, по классификации ООН относящийся к группе стран со средним уровнем дохода на душу населения, и Габон, одна из наиболее развитых стран Африки по среднедушевым эко­номическим показателям (для сравнения: ВНП на душу населе­ния в Габоне в 1995 г. составил 3550 долл. против 950 - в Анголе и 210 - в ДРК).

Время африканских диктаторов типа Бокасса и Мобуту, оче­видно, уходит в прошлое. Но время политической стабильности в центральноафриканских странах еще не наступило. Это не по­зволяет им эффективно воспользоваться возможностями межго-

17 — 2461



ГЛАВА VIII. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА АФРИКИ


В. 5. Восточная Африка



 


сударственного сотрудничества, чему, в частности, призван слу­жить Таможенный и Экономический союз Центральной Африки (ЮДЕАК), функционирующий с 1966 г. в составе: Габон, Камеь рун, Конго, ЦАР, Чад, Экваториальная Гвинея. ЮДЕАК предусмат­ривает образование общего рынка стран-участниц, согласование экономических программ, финансовую взаимопомощь и создание льготных таможенных условий для стран-участниц, не имеющих выхода к морю (Чад, ЦАР).

Восточная Африка

Данный субрегион, занимающий обширные территории от Египта на севере до реки Замбези на юге, протянувшийся широ­кой полосой вдоль побережья Красного моря и Индийского океа­на, существенно отличается от Западной и Центральной Африки в политике-, историко- и этногеографическом отношениях.

Здесь расположены 13 суверенных государств с весьма раз­личными историческими судьбами и особенностями новейшей ис­тории, разнообразные по основным географическим параметрам и уровню социально-экономического развития. Три из них - ос­тровные: это расположенные в Индийском океане Федеральная Исламская Республика Коморские Острова, Республика Маврикий и Республика Сейшельские Острова.

В состав субрегиона входит Реюньон, остров в Индийском океане, восточнее Мадагаскара, владение Франции, являющийся примером "заморского департамента" этой республики со своими органами самоуправления, представленного во французском парламенте депутатами и сенаторами.

Восточная Африка - один из районов древнейшей циви­лизации, прародины современного человечества. В Кении и Эфиопии обнаружены останки предков человека, которым бо­лее 3 млн. лет. На рубеже нашей эры, а затем в I и II тыся­челетиях возникали государственные образования на побережье Индийского океана и Красного моря, в Нубии, в междуречье Замбези - Лимпопо. В XIII веке было создано средневековое эфиопское государство, в XV-XVIII вв. - раннефеодальные го­сударства Анколе, Буганда, Мономотапа и др.

Именно в этом субрегионе находится одна из немногих афри­канских стран, отстоявшая в вооруженной борьбе свою независи-


мость и не знавшая колониального угнетения, - Эфиопия. Здесь тредставлены, с одной стороны, значительная часть экономически яаименее развитых стран и единственное в Африке развитое ка­питалистическое государство - Южно-Африканская Республика (ЮАР), с другой.

В последние 25-30 лет в социально-политическом развитии Эфиопиипроизошли весьма существенные изменения. 20 апреля 1976 г. была обнародована Программа национально-демократической революции, конечной целью которой объявлялось полное освобож­дение страны от феодального гнета, империалистической зависимо­сти и создание предпосылок для перехода к строительству основ будущего социалистического общества. В сентябре 1984 г. со­стоялся Учредительный съезд Рабочей партии Эфиопии (РПЭ), которая как правящая партия марксистско-ленинской ориентации просуществовала до мая 1991 г. В сентябре 1987 г., после приня­тия новой конституции и выборов в Национальное собрание, была провозглашена Народная Демократическая Республика Эфиопия.

Однако в мае 1991 г. в стране произошла коренная смена власти. Военные формирования одной из крупнейших оппозици­онных этнополитических организаций - Народного фронта осво­бождения Тыграя (НФОТ; тыграя, тыграйцы - один из основных народов, населяющих Эфиопию) заняли столицу — Аддис-Абебу, а его союзник - Народный фронт освобождения Эритреи устано­вил свой контроль над территорией Эритреи (части государства на побережье Красного моря).

Сформированный вокруг НФОТ Революционно-демократический фронт эфиопских народов (РДФЭН) организовал в июле 1991 г. в Аддис-Абебе Конференцию по переходу к миру и демократии в Эфиопии с участием оппозиционных прежнему режиму фронтов и организаций. Принятая Конференцией Хартия переходного пери­ода стала временным основным законом страны, предусматриваю­щим введение многопартийной системы, декларирующим право проживающих в этой многонациональной стране народов и народностей (всего их насчитывается более 100) на самоопределе­ние вплоть до отделения.

Страна получила новое название - Эфиопская Федеральная Демократическая Республика и новое административно-террито­риальное деление - 9 национально-административных районов. Полиэтничность в Эфиопии сочетается и с этноконфессиональ-ными различиями: около 40% населения исповедует христиан-


17*



ГЛАВА VIII. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА АФРИКИ


6. Южная Африка



 


ство, примерно такая же доля - ислам, остальные поддерживают­ся традиционных верований.

Знаменательным событием в новейшей истории Эфиопии явилось отделение Эритреии образование Государства Эритрея.

В связи с этим необходимо напомнить о следующих событи­ях. В 1950 г. в соответствии с рекомендацией Генеральной ассамб­леи ООН Эритрея, в 1941-1952 гг. находившаяся под фактическим контролем Великобритании, была объявлена "автономной единицей, входящей в федерацию с Эфиопией и под суверенитетом эфиопской короны". Но в 1962 г. Эритрея была включена в состав Эфиопии на правах обычной провинции, и тогда же активизировались боевые действия против императорской армии отрядов Эритрейского освободительного движения, созданного в 1958 г.

В 1970 г. сформировался Народный фронт освобождения Эритреи - самая мощная военно-политическая организация, боров­шаяся за независимость страны. И хотя в 1987 г. Эритрея обрела статус автономного района Эфиопии, освободительная борьба за полную независимость страны продолжалась. В мае 1991 г. Народ­ный фронт установил контроль над всей территорией Эритреи, а затем новые власти Эфиопии признали право ее народов на само­определение. 24 мая 1993 г. в городе Асмэра состоялась офици­альная церемония провозглашения независимости Эритреи.

Трагически для многих африканских народов складывалась судьба Сомали, Уганды, Руанды и Бурунди. Руандастала харак­терным примером непрекращающейся межэтнической резни. Здесь, на благодатном "пятачке" в центре Африки, два народа -хуту (около 85% населения страны; в 1996 г. оно оценивалось в 8,6 млн. чел.) и тутси (примерно 15%) вот уже не одно деся­тилетие истребляют друг друга. В результате "этнических чис­ток" в 1959, 1963 и 1973 гг. свыше 1 млн. тутси осели в сосед­них странах - Бурунди, Уганде, Танзании. Последний, наиболее кровавый всплеск междоусобицы произошел в 1994 году, когда в течение двух месяцев погибло полмиллиона человек, и возник­ла новая волна беженцев из Руанды.

Относительно стабильно развивались в годы независимости Замбия, Кения и Танзания. Последняя - редкий пример объедине­ния двух молодых государств: 26 апреля 1964 г. Танганьика (не­зависимое государство с 9 декабря 1961 г.) и Занзибар (незави­симость предоставлена 10 декабря 1963 г.) объединились, создав Объединенную Республику Танзанию.


Южная Африка

Южноафриканский субрегион включает 5 государств, суще­ственно отличающихся друг от друга, при, несомненно, выдающей­ся роли - как в субрегионе, так и в Африке в целом - ЮАР.

Полвека тому назад, в 1948 г., к власти в этой стране пришла Националистическая партия, которая стала проводить политику апартеида, основанную на сосредоточении всей поли­тической и экономической власти в руках белых, составляющих лишь 14% всего населения (при 75% - чернокожих, 9% - цветных и 2% - лиц азиатского происхождения). Эта политика сопро­вождалась жестоким подавлением выступлений африканцев, на­сильственным переселением их из "белых" районов (87% тер­ритории страны) в т. н. бантустаны.

В 1961 г. Южная Африка стала республикой (до этого, с 1910 г., - Южно-Африканский Союз) и вышла из Содружества, возглавляемого Великобританией.

В 1980-е гг. правящие круги страны под давлением объек­тивных потребностей экономического развития, а также возглав­ляемого Африканским национальным конгрессом (АНК), самой влиятельной организацией черного населения, движения против апартеида пошли на проведение частичных реформ, а с 1990 г. началось проведение последовательного курса на демонтаж сис­темы апартеида и создание на основе общенационального диало­га демократического государства западного образца.

В апреле 1994 г. состоялись первые в истории страны все­общие нерасовые выборы, и президентом ЮАР (одновременно главой государства и правительства) стал лидер АНК Нельсон Мандела. АНК признал необходимость перехода к демократии на основе сохранения конституционной преемственности и раздела власти на длительную перспективу с Националистической парти­ей. На этом этапе развития страны жизненно важно сохранение территориальной целостности страны, так как и в белой, и в чер­ной общинах активизировались силы, выступающие за трансфор­мацию ЮАР в федерацию или конфедерацию.

"Страны Юга Африки ищут сегодня свое достойное место в формирующемся новом мировом порядке. Ответ на вызовы вре­мени они видят в объединении усилий в рамках региональной интеграции, "локомотивом" которой в перспективе объективно призвана стать новая демократическая Южная Африка. Обрете-



ГЛАВА VIII. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА АФРИКИ


8. 6. Южная Африка



 


ние этой частью нашей планеты самобытной роли в теме меж­дународных хозяйственных и политических взаимосвязей - деле неблизкого будущего, но основы для этого должны быть заложе­ны уже сегодня совместными усилиями населяющих регион на­родов и мирового общества" 9.

Обратим внимание и на некоторые особенности развития Зимбабве,которая под названием "Южная Родезия" в 1953-63 гг. входила в состав Федерации Родезии и Ньясаленда. В этой стра­не при попустительстве британских колонизаторов власть оказа­лась в руках белых расистов, объявивших 1 ноября 1965 г. об "од­ностороннем провозглашении независимости" Южной Родезии, после чего усилились репрессии против местного африканского населения. В течение 15 лет продолжалась национально-освобо­дительная борьба против расистского режима, завершившаяся 18 апреля 1980 г. провозглашением независимой Республики Зимбабве, ставшей одним из наиболее экономически развитых стран Африки и характеризующейся относительно стабильной внутриполитической обстановкой.

В Южной Африке расположено одно из самых молодых и благополучных государств континента - Республика Намибия(до 1968 г. - Юго-Западная Африка), пережившая в XX в. также множество сложных событий.

После второй мировой войны эта территория была фактически аннексирована ЮАР. С начала 1960-х гг. в стране развернулось национально-освободительное движение (под руководством На­родной организации Юго-Западной Африки - СВАПО), с 1966 г. переросшее в вооруженную борьбу за независимость.

29 сентября 1978 г. совет Безопасности ООН принял резолю­цию 435 ("план ООН"), которая предусматривала практические шаги по предоставлению Намибии независимости. Но лишь в но­ябре 1989 г. в соответствии с этим планом в стране были прове­дены всеобщие выборы, на которых СВАПО получила большин­ство голосов. Ее лидер С. Нуйома был избран президентом суверенной Республики Намибия, провозглашенной 21 марта 1990 г.

В заключение обратим внимание на то, что процесс станов­ления суверенных африканских государств уже завершился и он


состоялся на основании территориального раздела континента, унаследованного от его колониального прошлого, между тем, по­литическая обстановка во многих государствах остается неста­бильной. Сильнейшим фактором социально-политического и эко­номического развития стали межэтнические конфликты, которые выплескиваются за рамки государственных границ и, таким обра­зом, порождают межгосударственные столкновения.

В этих условиях чрезвычайно важное значение имеет со­блюдение принципа уважения существующих границ, принципа, который войдет в Устав Организации Африканского Един­ства (ОАЕ)- объединения африканских независимых государств, созданного в мае 1963 г. на конференции в Аддис-Абебе. Дата образования ОАЕ - 25 мая (когда был подписан ее устав 30 африканскими странами) - ежегодно отмечается как День освобождения Африки.

Членом ОАЕ, согласно уставу, может стать каждое независи­мое и суверенное африканское государство. Основные цели ОАЕ -укрепление единства и солидарности африканских государств, координирование и укрепление сотрудничества между ними, за­щита их суверенитета, территориальной целостности и незави­симости, поощрение международного сотрудничества.

Одно из важных направлений деятельности ОАЕ - урегули­рование споров и разногласий, возникающих между отдельными членами Организации из-за территориальных претензий, на этни­ческой, религиозной почве и по иным причинам. ОАЕ способ­ствовала мирному урегулированию ряда межгосударственных конфликтов, смягчению напряженности во внутриполитической жизни отдельных африканских государств. ОАЕ провозгласила прин­цип недопустимости насильственного изменения границ между странами Африки.

Однако в своей деятельности ОАЕ сталкивается с трудно­стями, в большой степени обусловленными различиями в соци­ально-экономическом развитии и внешнеполитической ориента­ции стран-членов, их этнической, конфессиональной и иной неоднородностью. Вместе с тем малая эффективность ОАЕ в ряде случаев, прежде всего при урегулировании споров меж­ду странами-членами, объясняется тем, что она имеет лишь консультативный характер и ее устав не обязывает их выполнять ее решения.



ГЛАВА VIII. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА АФРИКИ


 




ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ




©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.