Сделай Сам Свою Работу на 5

Сюжет литературного произведения





Семинарское занятие № 1.

Художественный образ и его особенности

 

План:

1. Художественная литература как одна из специфических форм общественного сознания и как вид искусства.

Беспрецедентная широта сферы художественной литературы, способной отразить и выразить все, что может выразить слово. Идея человекоцентризма как структурирующий и дифференцирующий стержень пестрого многообразия жизненных явлений, составляющих предмет художественной литературы. Главный объект литературного изображения, субъект выражения (авторского сознания) и адресат эстетического воздействия - частный человек. Предмет художественной литературы - весь мир, повернутый к человеку, и человек, повернутый к миру; "человек в его отношениях к природе, обществу и самому себе" (Н.Г.Чернышевский).Основные функции художественной литературы: познавательная, воспитательная и эстетическая.

2. Понятие о художественном образе.

Многозначность понятия "художественный образ". Образ как универсальная форма выражения содержания в художественной литературе. Образный характер мысли и чувства в литературном творчестве. Художественный образ, как и произведение в целом, есть результат последовательных стадий творческого акта: отбора, оценки, обобщения и художественного воплощения. С другой стороны, художественный образ - результат диалектического единства типического и индивидуального. Деталь как единство художественной индивидуализации, ее значение в создании образа. Типология



деталей: детали сюжетные, описательные, психологические (А.Б.Есин); детали разделены, исходя из критерия: единичность (множество, т.е. детали и подробности (Е.С.Добин) и т.д. От типа к характеру. "Характер - это присущий исторической обстановке, изображенный в произведении писателем тип человеческого поведения (поступков, мыслей, переживаний), преображенный соответственно эстетическим нормам писателя" (Л.И.Тимофеев). Роль творческой фантазии, художественного вымысла при создании художественного образа.

3. Разновидности и классификация литературных образов.

1. Так как в образе вычленяются два основных компонента - предметный и смысловой, сказанное и подразумеваемое и их взаимоотношение, то возможны разновидности:



а) предметность образа разделяется на ряд слоев, проступающих один в другом, как большое сквозь малое: образы-детали, фабульный образный слой, образы характеров и обстоятельств, образы судьбы и мира.

б) по смысловой общности образы делятся на индивидуальные, характерные, типические, образы-мотивы, топосы, архетипы (четкая дифференциация еще не установлена).

в) по структуре, т.е. соотношению двух своих планов, предметного и смыслового, явленного и подразумеваемого, образы делятся на автологические ("самозначимые", в которых оба плана совпадают), металогические (в которых явленное отличается от подразумеваемого; сюда относятся все образы-тропы), аллегорические и символические (условно - суперлогические, в которых подразумеваемое не отличается принципиально от явленного, но превосходит его степенью своей всеобщности, отвлеченности).

2. Классическое, барочное, романтическое и реалистическое - четыре основных предела, между которыми развиваются образность в искусстве нового времени, отсюда классические, барочные, романтические и реалистические образы.

3. Возможности изображения жизни, обусловленные его словесными средствами, осуществляются в литературных произведениях различными способами: эпическим, лирическим и драматическим, отсюда лирические, эпические и драматические образы.

4. Типология образов людей (персонажи), природы (пейзаж), обстановки (интерьер), животных; условность классификации.

 

Литература:

(для данного занятия и для всех последующих)



1. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. - М., 1979.

2. Бройтман С.Н. Историческая поэтика: Хрестоматия-практикум. – М., 2004.

3. Введение в литературоведение. Под. ред. Г.Н.Поспелова. - М., 1976.

4. Введение в литературоведение. Авторы: Л.В.Чернец и др. - М., 1999.

5. Введение в литературоведение. Хрестоматия. Под ред. Николаева П.А. - М., 1979.

6. Литературный энциклопедический словарь. Под ред. Кожевникова В.М. - М., 1987.

7. Гачев Г.Д. Образ в русской художественной культуре. - М., 1981.

8. Днепров В.Д. Идеи времени и формы времени. - Л., 1980.

9. Маймин Е. Искусство мыслить образами. - М., 1976.

10. Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика. Хрестоматия-практикум. – М., 2004.

11. Федотов О.И. Введение в литературоведение. – М.,1998.

12. Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа. - М.,1982.

 

В словарь:

- образ художественный;

- характер художественный;

- образ автора;

- прототип;

- тип, типическое, типичное;

- вымысел художественный;

- условность.

 

 

Семинарское занятие № 2.

Содержание и форма литературного произведения

 

План:

1. Что есть содержание? Отраженная действительность как основа содержания литературного произведения. Авторское отношение к изображаемому (система оценок, рациональных и эмоциональных, этических и эстетических, определенная соотнесенность с идеалом) - органическая составная часть содержания. Пафос как "существенное разумное содержание, которое присутствует в человеческом "я", наполняя и проникая собою всю душу" (Г.В.Ф.Гегель), как "идея-страсть", которую поэт "созерцает... не разумом, не рассудком, не чувством, но всею полнотою и целостностью своего бытия" (В.Г.Белинский).

2. Что есть форма? В широком смысле, форма – художественная образность. Парадоксальный характер литературной образности - самой условной и одновременно самой безусловной по сравнению с образностью других видов искусства. Форма как план выражения на разных уровнях художественной структуры. "Любая художественная форма есть не что иное, как отвердевшее художественное содержание" (Г.Гачев, В.Кожинов). Проблема содержательности литературных форм. Гегель о соотносительности формы и содержания ("Содержание есть не что иное как переход формы в содержание, а форма есть не что иное, как переход содержания в форму").

 

Литература:

1. См. соответствующие разделы в учебниках и словарях.

2. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. – М., 1999.

 

В словарь:

- форма и содержание.

 

 

Семинарское занятие № 3.

Тема и идея художественного произведения

 

План:

1. Идейно-тематическое содержание литературного произведения как ядро системы.

2. Тема - объективная основа произведения, категория указывающая на преимущественное внимание писателя к определенной стороне действительности, обобщенно отвечающая на вопрос "что изображено". Тема и тематика. Главная тема и множественность частных тем; их системное единство и иерархическая соотнесенность. Как возникает тема? Изучение действительности, отбор жизненных явлений, роль творческой инициативы автора в выборе и разработке темы.

3. Идея - отношение к изображаемому, главная мысль, основополагающий пафос произведения, категория, выражающая авторскую тенденцию в художественном освещении данной темы. Главная идея и идейный смысл - системное единство частных идей ("бесконечный лабиринт сцеплений"). Идея, идейность и мировоззрение; неоднозначность их взаимозависимости. Идея объективная и субъективная; возможность их несовпадения.

4. Темы и идеи "Повестей Белкина" А.С.Пушкина.

История создания произведения. Особенности художественного метода А.С.Пушкина, отразившиеся в произведении. Роль образа повествователя И.П.Белкина. Общий пафос "Повестей Белкина". Тема и идея каждой повести в отдельности.

 

Литература:

3. См. соответствующие разделы в учебниках и словарях.

4. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. – М., 1999.

5. А.С.Пушкин. Повести Белкина (любое издание).

6. Степанов Н.Л. Проза Пушкина. - М., 1962.

 

В словарь:

- форма и содержание;

- тема; идея художественная.

 

 

Семинарское занятие № 4.

Сюжет литературного произведения

 

План:

1. Понятие сюжета литературного произведения.

Конфликт - основная движущая сила произведения; столкновение, противоположность, противоречие между характерами, или характерами и обстоятельствами, или внутри характера, лежащие в основе действия. Своеобразие конфликта в эпосе, лирике и драме. Конфликт - ядро темы, а его разрешение - определяющий момент идеи; источники энергии, динамического напряжения литературного произведения, сила, обеспечивающая развитие действия. Именно конфликт определяет действие и, в конечном счете, сюжет. Определение сюжета М.Горьким, В.Кожиновым, Г.Поспеловым, Г.Абрамовичем и др. Сюжет - художественно-целесообразная система событий, изображенных автором. Сюжет и фабула. Различные точки зрения на их соотношение. Основные элементы сюжета.

2. Основные элементы сюжета.

Экспозиция - описание действующих лиц, изображение событий, предшествующих завязке. Завязка - событие. необходимое для исчерпывающей реализации конфликта. Перипетия - резкий, неожиданный поворот в развитии действия. Кульминация - момент наивысшего напряжения действия, непосредственно ведущий к развязке. Развязка - событие, разрешающее конфликт. Факультативные элементы сюжета: пролог и эпилог. Все ли произведения сюжетны?

3. Элементы сюжета и их роль в раскрытии идейно-художественного содержания повестей Н.В.Гоголя "Шинель" и "Невский проспект".

История создания произведений. Тема и идея произведений. Использование Гоголем символики и фантастики. Особые функции каждого из элементов сюжета в повестях Гоголя.

 

Литература:

1. См. соответствующие разделы в учебниках и словарях.

2. Бройтман С.Н. Историческая поэтика: Хрестоматия-практикум. – М., 2004.

3. Добин Е.С. Сюжет и действительность. Искусство детали. - Л., 1981.

4. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. – М., 1999.

5. Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика. Хрестоматия-практикум. – М., 2004.

6. Томашевский В.Б. Теория литературы. Поэтика. - М., 1996.

7. Н.В.Гоголь. Невский проспект. Шинель (любое издание).

8. Маркович В.М. Петербургские повести Н.В.Гоголя. - Л., 1989.

 

В словарь:

- сюжет;

- элементы сюжета;

- фабула;

- интрига;

- конфликт.

 

 

Семинарское занятие № 5.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.