Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 12. Социально-педагогическая работа с неформальными молодежными группами и объединениями





1. Чем характеризуется молодежная субкультура? 2. Какие группы или объединения молодежи можно назвать неформальными? 3. В какие неформальные группы объединяется современная молодежь? 4. Как оказывать влияние на неформальные молодежные группы? В каждый период развития общественных отношений в молодежной среде возникают предпосылки для возникновения специфической субкультуры. Субкультура вообще – это понятие, которое можно рассматривать так: - совокупность некоторых негативно интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры, функционирующей в качестве культуры определённого слоя общества; - особая форма организации людей (чаще всего молодежи), автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышления её носителей, отличающееся своими обычаями, нормами, комплексами ценностей и даже институтами; - трансформированная профессиональным мышлением система ценностей традиционной культуры, получившая своеобразную мировоззренческую окраску. Главной характерной особенностью молодежной субкультуры является ее обособленность, отстраненность, часто демонстративная, эпатажная от культурных ценностей старших поколений, национальных традиций. В массовом сознании восприятие молодежной субкультуры часто имеет негативный характер. На этом фоне молодежная субкультура со своими специфическими идеалами, модой, языком, искусством все чаще ложно оценивается как контркультура. Другой характерной особенностью современной молодежной субкультуры является преобладание потребления над творчеством. Это весьма негативная особенность, потому что по-настоящему приобщение к культурным ценностям происходит лишь в активной самостоятельной культуротворческой деятельности. Третьей характерной особенностью молодежной субкультуры можно назвать ее авангардность, устремленность в будущее, часто - экстремальность. Зачастую эти черты сочетаются с отсутствием серьезного фундамента исторических и культурных традиций. В молодежной среде появились новые тенденции в понимании культуры. Признавая объективное существование историко-культурных ценностей,национальных культурных традиций, молодежь, тем не менее, не проявляет активности в их освоении, считая это проблемой второстепенной, не имеющей практической значимости в реальном социально-политическом и историческом контексте, уделяет больше внимания имиджевым технологиям, не имеющим глубоких культурных основ. Культура подменяется этикетом, содержание - формой. В педагогическом аспекте молодежную субкультуру можно рассматривать с позиции появления, формирования и функционирования неформальных молодежных объединений, социально-педагогической работы специалистов с ними. Следует заметить, что большинство социальных движений в момент их зарождения носят неформальный характер и лишь, по мере развития, происходит их постепенная институционализация и формализация. Отдельные движения вообще не принимают форму социального института, обладающего специфическими нормами и санкциями, и основываются лишь на единых ценностях и целях (религиозные, моральные и т.п.). Другие, наоборот, довольно динамично формируются в политические партии, утрачивая свой неформальный характер. Генезис неформальных движений связан с возникновением в обществе кризисных ситуаций, социальных конфликтов, недовольства, дезорганизации, переоценки прежней системы ценностей, побуждающих определенную часть общества искать формы самореализации, а затем по мере возрастания напряженности объединяться в движениях. Социальные движения тесно взаимодействуют с массовым общественным сознанием, находясь под его непосредственным воздействием, ориентируясь на него, апеллируя к нему и оказывая на него в свою очередь существенное и весомое влияние. Что касается определения понятия неформальное объединение, то в различных источниках можно встретить самые разнообразные подходы к интерпретации этого социального явления. Отличительной особенностью неформальных объединений являются отсутствие официальной, например, государственной регистрации; их самоорганизация (первоначально); стихийное (основанное на желании и взаимном договоре участников группы) возникновение общегрупповой символики, правил, норм, ценностей и целей жизнедеятельности группы. Неформальное молодежное объединение - своеобразное культурное течение, включающее в себя большое количество молодых людей, существующее на протяжении нескольких десятилетий, часто имеющее международный характер. Неформальные объединения, для ребят, есть способ свободного самовыражения, неограниченного проявления инициативы и бесконтрольного, со стороны старщих, общения. Они могут принимать большие или меньшие количественные размеры, носить характер нездоровой эпидемии, иметь как социально значимые или индифферентные, так и асоциальные цели.Направленность неформальных молодежных объединений представлена широким спектром: от явно асоциальных группировок до вполне безобидных и законопослушных. Различные неформальные молодежные объединения имеют свою идеологию, специфику типичных видов деятельности, символику одежды, сленг и т. п. Неформальные молодежные объединения следует отличать от таких смежных образований, как неформальная группа, неформальная группировка и неформальная организация. Неформальная группа — группа, деятельность, которой определяется, прежде всего, активностью ее членов, а не инструкциями каких-либо инстанций. Неформальные группы играют важную роль в жизни детей, подростков и молодежи, удовлетворяют их информационные, эмоциональные и социальные потребности: дают возможность узнать то, о чем не так просто поговорить со взрослыми, обеспечивают психологический комфорт, учат выполнению социальных ролей. Обычно неформальная группа насчитывает от 3-5 до нескольких десятков человек. Контакты ее членов носят ярко выраженный личностный характер. Эта группа не всегда имеет четкую организацию, чаще порядок основан на традиции, уважении и авторитете. Факторами ее сплочения служат симпатии, привычки, интересы ее членов. Она имеет одного или нескольких неформальных лидеров. Основной формой деятельности является общение членов группы, которое удовлетворяет потребности в психологическом контакте. Как правило, молодые люди от 14 до 20 лет общаются в небольших контактных группах в 5-10 человек, часто относят себя к сторонникам того или иного течения, которые характеризуются разными признаками: возрастной и социальной принадлежностью, формой организации, направленностью. Так, по направленности группы бывают просоциальными, асоциальными, антисоциальными. Для просоциальных групп характерна социально одобряемая деятельность, например, участие в решении экологических проблем, охране памятников и т.д. Асоциальные группы стоят в стороне от общественных проблем. Для них характерно наличие более или менее четко выраженного мотива сбора: употребить спиртное, выяснить отношения с соседней группировкой и т. п. Антисоциальные – это криминальные, агрессивно- националистические группы. Особую социальную опасность представляет явный рост националистических молодежно-подростковых организаций — либо неформальных, либо прячущихся за вывеску «патриотической» деятельности. Принадлежность к той или иной неформальной группе – часто обязательный элемент процесса социализации в подростковом возрасте. Именно входя в ту или иную группу сверстников, подросток имеет возможность осваивать модели межличностного общения, «примерять» на себя разнообразные социальные роли. Общеизвестно, что дети, подростки и молодежь, в силу различного рода причин, не имевшие возможностипостоянного общения со сверстниками (инвалидность, психологические особенности личности, жизнь в месте, отдаленном от людей и т.п.), в более позднем возрасте испытывают трудности в создании семьи, в отношениях с сослуживцами, внутриличностные проблемы и т.д. По замечанию В.Д. Ермакова, большинство членов неформальных объединений, в отличии от своих сверстников, не входящих в подобные объединения, характеризуаются зрелостью в социальном отношении. Они менее подвержены юношескому инфантилизму, самостоятельно определяют истинность общественных ценностей, гибкие в своем поведении в конфликтных ситуациях, обладают волевым характером. Процесс вхождения подавляющего большинства молодых людей в ту или иную неформальную молодежную группу является процессом последовательного удовлетворения базовых потребностей человека: потребностей в самоутверждении, общении и самореализации. Неформальная среда общения порой является для молодых людей (особенно для «группы риска») единственной сферой социализации. Для очень большого числа юношей и девушек ценностные ориентации и моральные принципы, проповедуемые референтно значимой группой, являются личностно значимыми, причем эта значимость намного превосходит в сознании молодого человека «семейные» и «школьные» нормы и ценности. Под неформальными молодежными объединениями понимается группа людей, имеющих общую деятельность, специфическую систему ценностей и связанную с ней модель поведения, выразительную систему атрибутов, своеобразный стиль общения, определенные ритуалы и особенности ролевого поведения. Неформальные молодежные сначала группы, затем объединения начали появляться в странах Запада в конце 1930-х начале 40-х годов. Эти группы молодежи стали возникать как открытый протест, связанный с неприятием молодежью сложившихся в стране норм и ценностей, тех или иных экономических, либо политических систем и установок взрослой жизни в отношении молодежи. Неформальное молодежное движение существует как стихийный, неуправляемый государством процесс, обособленный и противостоящий существующей социальной ситуации. Возникновение и существование этого явления не сводится лишь к особенностям возрастной психологии, оно связано с целым рядом объективных причин. Условия жизни в целом создают предпосылки для организации молодежи в более или менее крупные группы, движения, объединения, являющиеся сплачивающим фактором, формирующие коллективное сознание, коллективную ответственность и общие понятия социально- культурных ценностей. Чтобы обратить на себя внимание и подчеркнуть исходящий от той или иной группы протест, молодые люди и девушки выбирали для себя экстравагантные формы одежды и прически, те или иные модели поведения,но обязательно, привлекающие внимание и вызывающие стремление взрослых каким-либо образом на них отреагировать. В 50-е годы широкое развитие получили неформальные молодежные группы, в которые объединялись поклонники различных течений рок-н- ролла, выражая протест взрослым по самому широкому кругу проблем от секса до решения политических вопросов. 60-е годы - пик возникновения объединений на основе увлеченностью бит-музыкой. К середине 60-х возникает массовое и очень серьезное, скорее уже не объединение, а движение молодежи - это хиппи. Как протест жестокости, коррупции и цинизму во взрослой жизни они выдвинули свою идею, которую можно выразить следующей фразой: «Творите любовь, а не войну». 70-е годы — это годы, когда в странах Запада появляются неформальные молодежные объединения, которые проповедуют свободу употребления психоактивных веществ, в первую очередь наркотических, которая, по их мнению, даст свободу человеку от тягот и проблем жизни и поможет разрешить эти проблемы. На этой волне появляются и различные религиозные объединения молодежи, которые скорее и вернее можно назвать сектами. В 80-е - 90-е годы - распространяются различные объединения молодежи, так называемые «фэн-объединения» - это фанаты тех или иных музыкальных групп, спортивных команд и т.д. Середина и конец 90-х годов, начало 2000 - это время появления неформальных молодежных объединений ярко выраженной экстремистской и агрессивной направленности. Это «бритоголовые» или как их называют «скинхеды», «рокеры», «бонхеды» и ряд других. Но нам хотелось бы подчеркнуть, что включенность молодежи в данные неформальные объединения не всегда является выражением агрессии, жестокости, цинизма, ненависти к окружающему, это может быть лишь средство протеста против равнодушия взрослых, общества в целом к проблемам молодежи, к самим детям. В России неформальные молодежные объединения стали возникать после Великой отечественной войны. В отличие от объединений молодежи на Западе - русская молодежь объединялась в те или иные группы скорее не для выражения протеста, а для удовлетворения потребности в общении, для совместного проведения досуга, а иногда - для выживания в сложные послевоенные годы. Сегодня в России количество неформальных молодежных объединений ежегодно растет и в них находят отражение те негативные тенденции, которые характерны и для молодежи США, западноевропейских стран. Если обратиться к классификации неформальных молодежных объединений, предложенной В.Т. Лисовским [3], то существуют антисоциальные или делинквентные объединения молодежи, для которых характерна антисоциальная направленность деятельности и поведения их членов и просоциальные.К просоциальным, относятся клубы социальной помощи, экологические, этнические, историко-патриотические объединения и иные формирования. Среди просоциальных групп особо следует выделить самодеятельные неформальные группы молодежи, которые несут социально значимое конструктивно-преобразующее начало, имеют свои цели, задачи, программу действия. Это могут быть экологические, культурологические, общественно- политические, охранно-исторические и другие программы, добровольно объединяющие юных единомышленников. К сожалению, под категорию «антисоциальные» в настоящее время подпадает подавляющее большинство молодежных объединений. Сам по себе факт формирования молодежных групп - процесс законо- мерный. Действительно, известно, что для юношей и девушек характерна повышенная потребность в общении со сверстниками, к мнению сверстников молодые люди склонны прислушиваться больше, чем к мнению родителей, педагогов и других представителей старшего поколения. Неформальные молодежные группы не являются некими статичными образованиями. Им свойственна своя групповая динамика, присуще определенное развитие, в результате которого группы с асоциальной направленностью могут перерасти в криминогенные или даже преступные группы. В педагогической литературе можно встретить следующую типологизацию молодежных субкультур: романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индеанисты, толкиенисты, с известными створками - байкеры), гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, реперы и т.п.), криминальные ("гопники", "люберы"), анархо-нигилистические (панки, экстремистсные субкультуры "левого" и "правого" толка), которые можно также назвать радикально-деструктивными. К ним, на наш взгляд, можно добавить музыкальные (рокеры, рэйверы, рэперы и т.п.) и, возникшую во второй половине 90-х годов и быстро развивающуюся, расширяющуюся, субкультуру, той части молодежи, которая употребляет различные психоактивные и наркотические вещества, очень замкнутую и жестокую, а также активно внедряемую Западом в России, и уже вошедшую в моду субкультуру молодых гомосексуалистов. В большинстве молодежных субкультур возникают своеобразные родоплеменные отношения; это в каком-то смысле община, например, панков, байкеров, скинхэдов или, хиппи-племя, со своей мистической взаимосвязью, предметной магией, харизматическими лидерами. И присущую им символику можно рассматривать не только как явление эстетическое, социальное, психологическое, но и как этнографическое - способ выживания и самоорганизации большого числа людей. Каждая субкультура - явление архаичное по своей организации и всегда постмодернистское по содержанию. Это своеобразная игра культурными контекстами.Движение панков появилось в Великобритании во второй половине 70-х годов. Основой идеологии панков, которая проявляется в одежде, морали и культуре является лозунг «Чем хуже - тем лучше!». Демонстративный тип поведения - отличительная черта панков. Общение примитивно, главным образом обсуждаются многочисленные «легендарные» истории о тех или иных эпатажных акциях. По возрасту панки - преимущественно старшие подростки. В качестве лидеров выступают молодые люди в возрасте 15-17 лет. Часто среди них встречаются ребята с астероидными чертами характера. Желание панка любым путём привлечь к себе внимание окружающих людей, как правило, приводит его к эпатажу, вычурному и скандальному поведению, к использованию шокирующих «нормального» человека предметов в качестве украшений. Это могут быть лезвия бритвы, различных размеров цепочки, булавки, пронизывающие мягкие ткани лица, хрящи, мочки ушных раковин. Прическа - длинный «петушиный» гребень волос ото лба до затылка, с большим чубом. Волосы с боков сбриты до гребня. Возможны различные цветовые модификации. В одежде - шокирующее разностилье: холщовая роба на рубашке с жабо, пиджак из искусственной кожи на голое тело, тельняшки, фракообразные куртки с меховыми воротниками и т.д. Широко распространены значки, символизирующие крайнее неуважение к окружающим. Скажем, изображающие открытый рот с высунутым языком, кукиш и тому подобное. Вариаций таких «прикидов» - бесчисленное множество. Их цель в данном случае -неприятно поразить «цивильных» людей, внушить им отвращение. Внешний вид панка призван вызывать отвращение, раздражение и негодование окружающих. Разговорная речь удручающе бедна. Клички панков (Свинья, Крыса, Гной, Свищ) своеобразно дополняют внешний облик и стиль межличностного общения. Металлисты – одна из самых многочисленных категорий неформалов. Во всяком случае, их намного больше, чем панков и хиппи, вместе взятых. Если хиппи и панков можно условно назвать «группами образа жизни» (в них объединяются именно для жизни определенным образом), то металлистов специалисты относят обычно к числу неформальных «групп – сателлитов» (групп, создаваемых на почве интереса к тому или иному феномену общественной жизни, творческой личности, спортивной команде и т.д.). По существу, металлисты – неформальная общность «по интересам», более конкретно – общность, создаваемая любителями определенного направления в рок – музыке. Металлистами становятся представители самых разных категорий населения – школьники, студенты, рабочие и др. Однако в основной массе это все же молодые и не очень образованные люди. «Поклонники металлического рока – это в основном школьники и учащиеся выпускники ПТУ, учащиеся техникумов. Время пребывания в фан – клубе обычно год – два, после этого увлечение вытесняется либо житейскими заботами, либо другими интересами. Надо иметь в виду, что сама музыка «хеви металл» - это наиболее экспрессивная, с жестким металлическим рисунком,эмоционально напряженная, неусложненная часть рок – музыки. Поэтому неудивительно, что её поклонники «рекрутируются», как правило, из тех, кто вырастает в эмоционально обедненной среде, включен в достаточно однообразные виды труда и общения, нередко испытывает дефицит социальной поддержки. В среде металлистов немало девушек. Правда тех, кто разбирается в музыке «металла» нам встретить не удалось. Это наводит на мысль о том, что предмет увлечения металлисток – не столько рок, сколько металлисты. Металлисты делятся на несколько категорий. Среди них существует своего рода элита – по - настоящему увлеченные, серьёзно интересующиеся музыкой молодые люди. Они обычно проводят свободное время в прослушивании музыкальных произведений, обсуждают различные аспекты предметов своего увлечения. Эта категория мало интересуется атрибутикой. Истинные знатоки «металла» обычно не агрессивны, вполне терпимо относятся к другим неформальным группам и охотно идут на контакты с официальными учреждениями. Отличной чертой членов группы байкеров является неизменное присутствие мотоцикла. Ни у одного байкера язык не повернется назвать мотоцикл техникой. По выражению ребят – это друг, у которого своя внешность, свой голос. To, что мы называем ревом и грохотом, на самом деле - голоса. У одного басовитый, у другого хрипловатый, третий - резкий и отрывистый. Многие из байкеров не имеют водительских удостоверений. Тем не менее, мотоцикл - одновременно важнейший атрибут байкера, своего рода символ групповой принадлежности, с одной стороны, и средство самовыражения - с другой. Мчась с максимально возможной скоростью по ночным трассам и превышая установленные правилами дорожного движения нормы, байкер обретает особое чувство свободы, кажущуюся независимость. При этом он как бы бросает вызов «официальному миру», который его не понял и не принял, не дал проявить себя. Реперов сразу можно отличить от других молодежных неформальных групп по стилю одежды. Они носят широкие штаны, шапки с рожками, панамы, балахоны и цепочки. Популярная прическа - «дреды». Обычно ходят с большими рюкзаками и плеерами. Увлекаются танцами и музыкой. Внутри группы всегда выделяются мастера танца и их ученики. В группах реперов нет никакой идеологии, в них входят только мальчики-подростки. Особенности личности, которые можно выделить у молодых людей, входящих в группы реперов - увлеченность, доходящая до одержимости, неагрессивность, эмпатия по отношению к другим людям, дружелюбность. «Пацаны» - самые массовые уличные группы подростков. Основой объединения в данные группы является совместное времяпрепровождение. В связи с неорганизованностью досуга эти группы подростков бесцельно ходят по дворам, ищут «приключений». Особенности личности подростков, которые складываются под влиянием общения со сверстниками в данных группах - агрессивность, вспыльчивость, черствость, эмоциональнаярасторможенность, взаимовыручка и поддержка, но только сверстников, входящих в состав своей группы. Выраженных предпочтений нет. Употребляют то, на что есть деньги и то, что первое окажется наиболее доступным. Курение в этих группах очень распространено. Многие юноши и девушки нюхают различные токсические вещества. По выражению самих ребят, в их среде есть те, кто «подсел» на клей или таблетки, т.е. прошел стадию проб и экспериментирования и находится на стадии болезни. Мы назвали лишь некоторые неформальные объединения молодежи. Структура их достаточно динамична. На каждом историческом периоде возникают новые и прекращают свое существование старые группы. Изучая различные молодежные субкультуры, организатору работы с молодежью надо работать с реальными молодыми людьми, такими, какие они есть, не вырывая их из контекста их взаимоотношений со сверстниками. Нам надо хорошо знать наших детей, научиться понимать их увлечения, и только тогда сократится то расстояние, которое порой так часто отделяет ребенка от взрослого. Изменить человека, его взгляды, привычки, интересы, заставить его делать то, что хотите Вы, очень сложно, вероятно, и безрезультатно, если сам человек не захочет изменить себя, свои привычки и взгляды. Профилактическая работа только тогда будет эффективной, когда в основе ее лежит формирование рефлексивной позиции и субъектное включение ребенка в процесс профилактики. Организаторы работы с молодежью должны хорошо представлять структуру неформальных групп. При этом очень важно стимулировать деятельность групп социальной направленности и нейтрализовать негативные антисоциальные проявления в других группах. Основной алгоритм действий организатора работы с молодежью может включать в себя три этапа. Этап подготовительный, на котором организатор должен изучить особенности молодежной группы, на которую он хочет оказать социально- педагогическое влияние: ее традиции, обычаи, нормы отношений. Важно изучить опыт позитивного влияния на подобные группы. Этап внедрения предполагает установление контакта с лидерами группы, участие в отдельных ее действиях. Задача этого этапа обрести доверие участников группы. Этап влияния определяется задачей позитивного влияния на группу, просоциальное изменение направленности ее действий. Прежде всего, такое влияние, оказывается через лидеров группы. Таблица 21Таким образом, организатор работы с молодежью не только должен знать о принадлежности молодых людей к той или иной неформальной группе или объединению, но и может активно влиять на его действия в этом объединении







 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.