Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 6. Виды коммуникации

У Ч Е Б Н А Я П Р О Г Р А М М А

Дисциплина: Основы теории коммуникации

 

Специальность: 350400 – связи с общественностью

Квалификация: специалист по связям с общественностью

 

Владимир

1. Цели и задачи дисциплины

Цель изучения этой дисциплины заключается в том, чтобы исследовать сущность и структуру коммуникативного процесса. Понимание основ теории коммуникации способствует эффективному межличностному и межкультурному взаимодействию.

По своему содержанию курс тесно связан с другими предметами общепрофессионального цикла: теория и практика массовой информации, социология массовой коммуникации, психология массовой коммуникации.

 

2. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины

-иметь представление о истории развития общественных коммуникаций,

- уметь раскрыть понятие коммуникации, охарактеризовать ее структуру и функции,

- знать содержание процесса коммуникации,

- представлять себе специфику языка коммуникации, его синтактики, семантики, прагматики,

- уметь интерпретировать факторы эффективной коммуникации,

- уметь использовать материал курса в достижении успеха в коммуникации,

- быть готовыми к коммуникации в профессиональной области.

 

Материал, включенный в курс, изучается на лекциях, семинарских занятиях и в процессе самостоятельной работы.

 

Объем и виды учебной работы

 

 

Вид учебной работы Всего часов Семестры
Общая трудоемкость дисциплины
Аудиторные занятия  
Лекции  
Семинары  
Самостоятельная работа  
Вид итогового контроля   Экзамен

 

 

4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

 

Тема Всего часов Из них
ААуд. раб. В том числе Сам. раб.
Лекц. Сем.
1.   Теория социальной коммуникации - предмет исследования, связь со смежными дисциплинами      
2.   Исторические вехи возникновения и развития теории коммуникации            
3.   Теоретические и прикладные модели коммуникации          
4.   Социологические доминанты коммуникации          
5.   Коммуникативный процесс и его культурная обусловленность          
6.   Виды коммуникации          
7.   Особенности информационно-коммуникативного пространства современной цивилизации          
8.   Коммуникативная личность        
9.   Коммуникации в связях с общественностью (паблик рилейшнз)        
    ИТОГО:          

 



 

4.2. Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Теория социальной коммуникации - предмет исследования, связь со смежными дисциплинами

Предмет теории социальной коммуникации. Ключевые понятия. Коммуникация. Коммуникабельность. Межличностная коммуникация. Массовая коммуникация. Социальная коммуникация. Коммуникативное пространство. Коммуникативные технологии. Коммуникативные посредники. Коммуникативная личность. Коммуникативная ситуация. Общение. Интеракция. Речевая деятельность. Дискурс. Коммуникативная ситуация. Коммуникативная система. Коммуникативистика.

Многоаспектный характер теории социальной коммуникации.

Тема 2. Исторические вехи возникновения и развития теории коммуникации

Проблема общения в античной, христианской и новоевропейской культуре. Философские подходы к построению теории общения XVIII и XIX вв. Основные концепции коммуникации в социологии и философии XX века. Методологические принципы исследования современной коммуникативной ситуации и объективных основ коммуникативных систем. Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса. Неопозитивистские тенденции и усиление влияния структурализма.

Футурология Маклюэна. Деконструкционалистские концепции «творчес-ких» коммуникаций. Плагиат, ремиксинги и другие постмодернистские принципы в новом типе поп-культуры (в первую очередь в видеофильмах и мьюзик-видеос).

Контекстуализм и ситуационный подход в современных концепциях коммуникативистики.

Социологические направления современной теории коммуникации (Шрамм, Лассуэл, Лазарсфелд, Берелсон, Мёртон). Принципы Аннибергской школы. Концепция «мозаичной культуры».

Тема 3. Теоретические и прикладные модели коммуникации

Теоретические модели коммуникации и их роль в моделировании реальных ситуаций. Теоретические модели коммуникации в связях с общественностью, типы и уровни коммуникации. Массовая и другие виды коммуникации.

Прикладные модели коммуникации и их роль в связях с общественностью.

Модели массовой коммуникации. Модели коммуникации в массовой культуре. Коммуникативные процессы в сфере массовой культуры. Связи с общественностью в условиях массовой культуры.

Психологические и информационные войны - история и современность.

Связи с общественностью как коммуникации с общественностью. Коммуникационные процессы в пропагандистских кампаниях.

Понятие интегрированных коммуникаций.

Тема 4. Социологические доминанты коммуникации

Факторы, обуславливающие социальную значимость коммуникации. Группы социологических доминант коммуникации. Функции социальной коммуникации и способы ее актуализации. Язык, культура, коммуникация. Речевой этикет и его роль в межэтнической коммуникации. Ситуативная группа социологических доминант коммуникации. Содержание понятий «коммуникативная ситуация» и «коммуникативная установка». Социальный статус и коммуникативная роль.

Социальные стереотипы и их роль в коммуникационном процессе. Язык коммуникации. Семиотика языка. Языковые и социальные барьеры коммуникации.

Современные миграционные процессы и проблемы адаптации мигрантов к культурно-коммуникативной среде титульных этносов.

Тема 5. Коммуникативный процесс и его культурная обусловленность

Коммуникация в культурно-историческом и социально-психологическом измерениях. Структура коммуникативного процесса. Средства коммуникации.

Коммуникация как процесс. Коммуникативные посредники и метаязыки культуры. Виды коммуникации и их культурная обусловленность.

Механизмы закрепления и воспроизводства социального опыта коммуникации в деятельности связей с общественностью. Факторы и аудитория коммуникации: объективные и субъективные характеристики. Культурная и межкультурная коммуникация. Барьеры коммуникации: психологические, языковые и социальные. Проблемы билингвизма в полиэтнических сообществах.

Понимание как феномен коммуникации. Критерии эффективности коммуникации.

Тема 6. Виды коммуникации

Коммуникативное пространство и его составляющие.

Визуальная коммуникация. Язык тела и жестов. Символы и их роль в общении. Визуальная коммуникация в практике связей с общественностью.

Вербальная коммуникации (устная и письменная). Понятие текста. Уровни воздействия вербальной коммуникации на человека. Ключевые слова в вербальной коммуникации. Многозначность вербальной коммуникации.

Особенности и виды вербальной коммуникации в связях с общественностью. Жанровая характеристика PR-текстов. Жанровое своеобразие комбинированных медиатекстов и смежных PR-текстов.

Перформансная коммуникация. Коммуникативный аспект ритуалов. Перформанс в политике. Театр как перформанс. Типы аудиторий в перформансе. Перформанс в связях с общественностью. Презентация как вид перформансной коммуникации.

Мифологическая коммуникация. Структуры мифологической коммуника-ции. Мифологическая коммуникация в политике и межэтнических отношениях. Современная политическая мифология. Мифологическая коммуникация в связях с общественностью. Новый аспект использования элементов мифологической коммуникации в современной массовой культуре и массовой коммуникации.

Художественная коммуникация. Понятие символической реальности; средства, ее создающие. Художественная коммуникация, проблемы шоу-бизнеса. Схемы интерпретации действительности, роль художественной и масс-медиа коммуникации в этом процессе. Парадоксы масс-медиа коммуникации. Художественно-коммуникативные компоненты кино, телевидения, литературы, политики в формировании общественного мнения. Использование элементов художественной коммуникации в связях с общественностью.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.