Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные закономерности воздушной и линейной перспективы.

Что такое конструктивная основа формы? “Конструкция” рисунка. (приведите пример).

Природа развивается и существует согласно определённым законам. В каждом предмете заключён закон построения объема, конструкции, анатомической структуры, соотношения частей и целого. Художники, наблюдающие природу, находят эти законы и используют их в своей практике. Начинающему же художнику знание этих законов особенно необходимо. При изображении предмета объёмной формы на двухмерной плоскости листа перед рисовальщиком стоит трудная проблема преодоления плоскостного изображения пятен и линий на плоскости бумаги. Для решения этой проблемы необходимо исчерпывающее изучение конструктивного строения самого предмета и осмысление его положения в пространстве.

КОНСТРУКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ОБЪЕКТА - определение формообразования, взаимного расположения частей и целого изображаемого объекта в пространстве.

Применение метода конструктивного анализа поможет начинающему рисовальщику лучше узнать, понять, изучить предмет, а затем изобразить его на плоскости.

Компонентами конструктивного анализа является сопоставление натуры с геометрическими телами, изучение линейной перспективы, пластической анатомии человека и животных, а также пластики растительных форм. В основе всего многообразия форм окружающего нас мира лежит не большая группа геометрических тел: шар, призма, конус и различные многогранные тела. Для того чтобы яснее и точнее представить себе конструкцию и объёмную форму предметов их необходимо сопоставить с теми или иными геометрическими телами.

Чтобы верно провести конструктивный анализ предмета, необходимо знание линейной перспективы. В овладении методом конструктивно- пространственного анализа поможет также пластическая анатомия. Знание костей , мышц, сухожилий, их взаимно связь поможет осознать строение человека и механизм его движения и расположения в пространстве.

В процессе выполнения учебного рисунка студент должен запомнить целый ряд правил, схем и законов построения реалистического изображения на плоскости, которые помогут ему в дальнейшем справляться со сложными задачами изобразительного искусства.

В рисунках каждого крупного художника, при самых различных положениях и ракурсах, можно всегда легко найти отражение закона внутренней конструкции головы и фигуры человека. Так на рисунке Дюрера, изображающем голову старика, ясно выражена конструктивная схема построения человеческой головы, которую художник разработал в своём трактате.

В старых академиях художеств законам конструктивного строения формы уделяли большое внимание. Многие выдающиеся художники-педагоги давали специальную теоретическую разработку методики раскрытия конструктивного строения формы предметов и ее использование в построении изображения. Так в русской Академии художеств этими вопросами были заняты А.П. Лосенко, В.К. Шебуев и многие другие.

В пособии по рисованию, написанном Лосенко, мы находим специальные таблицы изображающие схемы конструктивного строения головы в различных поворотах.

В начале 19 в. русский художник-педагог А.П. Сапожников сконструировал специальную модель из проволоки, которая наглядно раскрывала особенности конструктивного строения формы головы. Такую модель устанавливали рядом с натурой.

Чтобы усвоить принцип построения большой формы студенту следует выполнить специальное задание и воспользоваться методом упрощения формы, т.е. на начальной стадии рисунка рассматривать форму человеческой головы в виде скульптурного обруба, идти по принципу работы скульптора – от общего к частному. Многолетняя пед. практика показала, что студенты, которые хорошо изучили схему конструктивного строения формы головы, в дальнейшем легко справлялись с рисунком живой головы и с портретом. Для более твёрдого усвоения закономерности конструктивного строения головы студентам предлагались специальные задания только на линейно-конструктивное построение. Цель учебных заданий состоит в том, чтобы ученик изучил законы внутренней конструкции, механику движений, пластическую анатомию, перспективу и целый ряд других положений, необходимых для овладения искусством реалистического рисунка. Правила, законы, схемы построения формы являются отправной точкой к познанию действительности, помогают разобраться в сложной форме живого организма, и видеть в натуре в первую очередь самое главное.

Становясь на защиту традиционных правил, схем построения формы в рисунке, которые во многом облегчают изучение закономерностей строения природы, мы не считаем их непревзойденными, вечно существующими. Но можно с полным основание утверждать, что эти правила настолько приближены к истине, что могут быть смело использованы в практике современного художника. Дюреровская схема построения формы человеческой головы не есть абсолютная истина, но она, безусловно, правильно раскрывает конструктивное построение. Канон греков о членении головы на три равные части не есть абсолютная пропорция для каждого человека, но, как общая закономерность пропорционального членения, она верна. В трактате Леонардо да Винчи есть рисунок, на котором он, прочертив три прямые горизонтальные линии, врисовал нескольких уродов с характерными носами, подбородками, затылками. Этим он хотел доказать, что даже при рисунке характерных голов, можно пользоваться греческими канонами

Ознакомление с классическими канонами приучает студента правильно наблюдать и определять пропорции, характерные в строении живой формы. Знание канонов помогает отмечать отклонение от канона, которые наблюдаются в натуре.

Вспомогательные линии построения формы. Их значение.

При работе над рисунком (головы на пример) студент ставит перед собой задачу проанализировать пластические особенности формы головы, изучить закономерность конструктивного строения, анатомического строения и методическую последовательность работы. При построении изображения он пользуется вспомогательными линиями – профильной, линией разреза глаз и рта, линией основания носа и подбородка. Он старается понять особенности конструктивного строения формы человеческой головы, её закономерности.

Сложная задача построения рисунка в пространстве в значительной мере облегчается применением Вспомогательных линий и точек. Они особенно важны в начальной стадии построения рисунка, когда решаются задачи постановки изображения, определение его основных пропорций и характера. Рассмотрим построение с помощью вспомогательных линий и точек на основе фигуры человека. Опорными точками построения рисунка фигуры человека являются: точка ярёмной впадины, точка на мечевидном отростке грудины, Точка на лобковом сращении, две парные точки на передневерхних остях подвздошной костей, две точки на акромиальных отростках ключиц, две точки на вертелах бедренных костей, парные точки на сочленениях конечностей.

Соединяя парные точки вспомогательными линиями можно получить Членение фигуры по вертикале: от плечевого пояса до таза, от таза до коленных суставов, от коленных суставов до голеностопных суставов. Очень важной вспомогательной линией при построении рисунка фигуры человека, является так называемая средняя линия, или « белая линия» , фигуры человека. Она проходит от яремной впадины по грудной кости к пупку, далее к лобковому сочленению и затем вниз по внутреннему краю опорной ноги. Правильное определение изгиба этой линии в сочетании с направлением плечевого пояса и таза поможет в передачи движения фигуры.

Метод схематизации включает в себя И такой приём выполнения рисунка, когда построение ведётся « от точки». При этом избирается опорная точка, по отношению к которой определяется положение других точек.

 

 

Основные закономерности воздушной и линейной перспективы.

Знание законов линейной перспективы даёт возможность правильно изображать предметы при создании картин, так как вспомогательные этюды, выполненные художником для задуманной картины, не могут быть перенесены на полотно без согласования их друг с другом в отношении масштабов и установления для них общей точки зрения и единого источники света.

Теория линейной перспективы излагается в специальном курсе начертательной геометрии. В зависимости от того, где находятся предметы, выше или ниже уровня глаз, дальше или ближе от наc, в зависимости от их поворота, видимая форма предметов значительно изменяется:

  1. при удалении от нашего глаза размеры предметов постепенно уменьшаются;
  2. горизонтальные линии (горизонтальные стороны крыш, края тротуаров, рельсы трамвайного пути и т.п.), удаляясь, направляются к условной плоскости, расположенной на уровне глаз зрителя. Те из них, которые находятся выше уровня глаз, при удалении идут сверху вниз, а находящиеся ниже направляются снизу вверх. Параллельные горизонтальные линии, удаляясь, не только сближаются, но и на уровне глаз сходятся в одну точку.
  3. всё, что в натуре имеет вертикальное направление (телеграфные столбы, вертикальные стены домов и т.п.), на рисунке выглядит вертикальным.
  4. перспективный вид предметов цилиндрической формы зависит от изменений их круглых оснований.

Воздушная перспектива. У предметов, которые располагаются на близком расстоянии от рисующего, хорошо видна их величина, характер формы, объём, материал, фактура, детали, светотень, цвет и другие качества. По мере удаления предмета эти качества постепенно начинают претерпевать изменения или становятся неразличимыми вообще, что является следствием действия воздушной и световой перспективы. Поэтому воздушная и световая перспектива имеют важное значение для передачи пространства, объёмно-пластических, светотеневых, цветовых, материальных особенностей натуры, организации цветового строя в реалистической живописи.

Воздух представляет собой газообразную материальную среду, в которой содержатся многие примеси: пыль, пары влаги, копоть и т.д. Все это препятствует прохождению света, рассеивает и изменяет его цветовую окрашенность. В зависимости от толщины воздуха, его температуры, влажности, характера и количества присутствующих в нем инородных примесей цвето - световая среда атмосферы бывает различной. В результате расстояние до предметов, состояние атмосферы оказывают значительное влияние на собственную локальную окраску предметов. Цвет предмета вдали выглядит более нейтральным, чем вблизи. Предметы со светлой окраской при удалении темнеют, а тёмные - светлеют. В результате общий тон массы тёмных предметов, например, деревьев, вдали значительно светлее, чем у аналогичных предметов, находящихся рядом с наблюдателем. Вдали предметы кажутся голубоватыми, фиолетоватыми.

По мере удаления предметов изменяется и их собственная цветовая окраска. Все увеличивающийся слой воздуха размывает их очертания и контрасты светотени. Предметы начинают принимать расплывчатый характер. На большом расстоянии становится невидимым объём, рельеф детали, материал предмета. Вдали предмет смотрится обобщённо, мягко, в виде небольшого плоского пятна. Чем больше расстояние до предмета, чем больше толщина воздуха между предметом и глазом наблюдателя, чем мутнее воздух, тем более неясными становятся внешние черты и особенности предметов. Чем чище воздух, тем он прозрачнее, тем больше в нем присутствует сине-голубых и фиолетовых лучей. Это очень заметно в горах, чем на расстоянии цвет изменяется меньше, чем на равнине, а тени и очень удаленные горы выглядят голубовато-синими или фиолетово-серыми.

 

  1. Методическая последовательность работы над рисунком натюрморта.

Термин натюрморт происходит от французского термина – “мёртвая природа” и обозначает изображение предметов быта, фруктов и овощей, животных и птиц. Натюрморт является самостоятельным видом изобразительного искусства, утверждающим поэзию и красоту мира будничных вещей. Каждый натюрморт должен быть организован тематически, составлен композиционно – по форме, размеру, характеру предметов, их цветовым соотношениям и ритмике. Каждая постановка должна включать и эстетические компоненты.

В учебных постановках натюрморт благодаря своей специфике дает возможность хорошо усвоить элементарную грамоту рисунка: правила перспективного и конструктивного построения предметов, светотеневую лепку объемной формы, позволяет научиться приводить рисунок в состояние тоновой целостности и композиционного единства.

При обучении рисованию с натуры натюрморт как учебное задание крайне необходим. Он позволяет полнее раскрыть основные положения реалистического рисунка, особо заострить внимание на особенностях перспективы и тона. Рисуя натюрморт из различных предметов, ученик глубже усваивает принципы линейно-конструктивного изображения формы, шире знакомится с теорией перспективы, учится более свободно владеть тоном; ему приходится в рисунке передавать не только объем предметов, но и их фактуру, «цвет», материальность. Работа над натюрмортом начинается с композиционного размещения изображения на листе бумаги. Чтобы студенту было легче найти наилучшую точку зрения и красивее разместить изображение на листе бумаги, мы предлагаем ему сделать ряд предварительных набросков и найти место, с которого натюрморт выглядит наиболее эффективно. Наиболее удачным местом можно считать такое, откуда рисовальщик охватывает всю группу предметов и хорошо улавливает пространственные планы. Кроме того, изображение должно разместиться на листе бумаги так, чтобы основные предметы натюрморта не упирались в края картинной плоскости. Закомпоновывая натюрморт на листе бумаги, надо учитывать и тональные отношения. Для этого, намечая характер формы предметов в наброске, следует сразу же проложить штрихами и тональные отношения. Когда композиция натюрморта найдена, можно приступать к рисунку. Рисунок следует начинать с изображения всей группы предметов, одновременно отмечая местоположение каждого из них, Затем надо найти характер формы предметов и их пропорции т.е. наметить конфигурацию предметов, их высоту и ширину, а также расположение в пространстве. Все это делается быстро, едва касаясь карандашом бумаги. Когда характер формы предметов и их размеры будут намечены, следует переходить к конструктивному анализу формы. Анализируя конструкцию формы, студент должен ясно представить себе строение предмета во всех его составных частях- видимых и невидимых глазом. Для создания объемного реалистичного рисунка на плоскости необходимо правильно понять, как располагаются в пространстве поверхности предмета, каким образом они отграничиваются от окружающего пространства, т.е. как образуется объем. Студент должен вскрыть в рисунке самые существенные признаки формы предмета и особенности его конструктивного строения. Намечая конструктивную основу формы предметов, необходимо учитывать законы перспективы. При распределении светотени, на форме рисовальщик внимательно следит, чтобы плоскости, расположенные в пространстве под различными углами к лучам света, не были покрыты тоном одной силы. Для этого ученики вначале должны проложить тени, затем перейти к полутени, наконец, к светам. Особенно внимательным надо быть при моделировке формы светотенью предметов с различной фактурой- с блестящей поверхностью (стекло, металл, керамика) и с матовой. Предметы с глянцевой поверхностью имеют яркие блики и сильные рефлексы. У предметов с матовой поверхностью светотеневые контрасты, переходы от света к тени слабые и еле заметные. Когда все предметы изображены правильно, можно переходить к детальной проработке формы. Чтобы рисунок был выдержан в тоне, при детальной обработке формы найдите на предмете самое светлое и самое темные места и отметьте их в своем рисунке, установив на рисунке эти два полюса, можно приступать к тональной проработке каждого предмета- от самого светлого через сумму полутонов к самому темному. Показывая рефлексы на предметах, не следует делать их очень светлыми – они должны быть темнее освещенных частей предметов. Во время детальной проработки общая тональная гармония рисунка может быть нарушена. Надо снова посмотреть на натуру в целом, определить возможности исправления рисунка. Заканчивая работу над рисунком натюрморта, надо внимательно проверить общее впечатление от изображения. Для этого следует опять посмотреть на рисунок издали прищуренными глазами и сравнить силу рефлексов с натурой. В целом рисунок должен отвечать цельности зрительного восприятия.

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.