Сделай Сам Свою Работу на 5

Каким требованиям должен удовлетворять клубный работник? 3 глава





Возможны несколько вариантов такой проверки.

Интервью об интервью. Данные о том, как респонденты понима­ют смысл отдельных заданий, содержащихся в вопросе, о том, как они интерпретируют значения отдельных слов, терминов, выраже­ний, могут быть получены с помощью дополнительных вопросов, которые интервьюер задает респонденту, только получив ответ на вопрос анкеты. Например: респондент назвал некоторую сумму в ответ на вопрос о том, сколько примерно нужно денег для того, чтобы содержать семью из четырех человек — родители и двое де­тей школьного возраста. После этого интервьюер задает дополни­тельный уточняющий вопрос о том, какие расходы имел, в виду респондент, учитывал ли он при этом квартплату, расходы па одежду, питание или что-либо еще? Оказывается, что некоторые из респондентов понимают выражение содержать семью, как прокормить семью, и после уточняющего вопроса называют сум­му вдвое большую. Если подобные случаи встречаются часто, не­обходимо уточнить содержание данного термина, раскрыв его в. формулировке вопроса.

Вопросы подобного рода, выясняющие систему соотнесения опрашиваемых, продумываются заранее при составлении программы пробного исследования и включаются в текст пилотажной анкеты вслед за вопросами, понимание которых они должны уточнить.



Таким образом, структура пилотажного варианта вопросника как бы удваивается: кроме содержательных вопросов, она включает своеобразное интервью об интервью, цель которого — сбор мето­дической информации.

Интервью об интервью можно оформлять в виде отдельного документа, в который включены только те вопросы, о которых нужен дополнительный разговор с респондентами.

Интервью об интервью должно включать такие методические вопросы, как время начала беседы (в начале вопросника) и вре­мя окончания беседы (в конце вопросника), вопросы об утомляе­мости респондента, о том, приходилось ли респонденту раньше участвовать в опросах, о согласии участвовать в подобных опросах в дальнейшем, и традиционный вопрос о пожеланиях и критических замечаниях по поводу содержания анкеты и организации опроса.

Методический эксперимент. Программа пробного исследования может, включать специальные методические процедуры, имеющие щелью выяснение структуры представлений, языка, опрашиваемых, их аналитических возможностей[201]. Например, возможно применение специальных тестов на проверку понимания отдельных слов, тер­минов, выражений, которые содержатся в формулировках вопросов. Например, в пробном исследовании, где испытывалась методика опроса, предназначенная для всесоюзного исследования аудитории газеты Правда[202], респондентам предлагался тест на понимание ряда слов, содержащихся в плане интервью .для читателя, куда включались такие понятия и словосочетания, как оперативность информации, рубрика в газете, передовая статья, полнота информации, статьи по экономике и народному хозяйству и др.



По поводу вопросов, формулировки которых в предварительном анализе были оценены как ненадежные, может быть спланирован специальный методический эксперимент. Вопрос формулируется и двух вариантах; для каждого варианта разрабатываются методиче­ские гипотезы об их пригодности для получения искомой информа­ции; определяются те эмпирические факты (поведение или ответы респондентов), по которым Можно будет судить о том, какие гипо­тезы подтвердились. В пробном исследовании испытываются оба ва­рианта, полученные данные анализируются и служат основанием для выбора наиболее работоспособного варианта вопроса.

Наблюдение. Большая часть пробных исследований основана именно на этом методе, в частности на неструктурированном на­блюдении. Интервьюер в процессе опроса накапливает впечатления о том, как относятся респонденты к теме опроса, нет ли проявлений непонимания вопросов, какова компетентность опрашиваемых по поводу отдельных вопросов, нет ли признаков утомляемости и т. п.



Обычно впечатления интервьюеров во время пилотажного ис­следования обсуждаются на методических совещаниях по свежим следам: на следующий день после опроса проводится совещание с обменом впечатлениями и замечаниями, их обсуждение с под­робным протоколом. После окончания пилотажа все записи ана­лизируются и вопросник дорабатывается.

Результаты неструктурированного наблюдения можно систематизировать с помощью специальной анкеты интервьюера, которую интервьюер может заполнять в конце пилотажа, обобщая впе­чатления от всех проведенных им бесед с респондентами.

Возможен другой вариант, когда единицей наблюдения стано­вится не анкета в целом, а каждая отдельная ситуация опроса. Тогда анкета интервьюера заполняется на каждое проведенное интервью, а анализ данных, содержащихся в анкетах, позволяет выяснить особенности восприятия и понимания вопросов различ­ными возрастными, образовательными и другими социально-демографическими группами респондентов.

Разделение функций наблюдателя и интервьюера. Применение метода наблюдения в пробном исследовании будет более эффектив­ным, если проведение опроса и наблюдение за ситуацией взаимодействия его участников поручить разным исполнителям: интервью­еру и наблюдателю.

Интервьюер ведет беседу по предметной части опросника, за­дает дополнительные вопросы, связанные с анализом методиче­ского качества опросного инструментария, фиксирует полученные ответы.

Наблюдатель следит за ходом интервью и фиксирует все до­ступные наблюдению события, явления, признаки, составляющие социально-психологический контекст беседы. При этом появляется возможность .использовать структурированное наблюдение по зара­нее разработанному плану. Разработка плана структурированного наблюдения ведется в соответствии с общепринятыми требования­ми к этой методической процедуре.

Например, при апробации плана интервью, разработанного для уже упоминавшегося исследования аудитории газеты Правда применялся метод неструктурированного наблюдения с разделением функций интервьюера и наблюдателя. Во время инструктажа интервьюеров и наблюдателей определялись общие направления на­блюдений, связанные с методическими характеристиками ситуации опроса. Учитывались признаки: а) ситуационного характера опроса — продолжительность интервью, утомляемость респондента, влия­ние третьих лиц, отношение к опросу; б) психологические особен­ности восприятия вопросов анкеты: понимание смысла вопросов понимание отдельных терминов, употребляемых в анкете, способ­ность к анализу собственного читательского поведения, способность к анализу деятельности газеты как основа формирования чита­тельских оценок и мнений о газете, выяснялась также взаимная информированность членов семьи об отношении к газете и чита­тельских интересах друг друга.

Для получения искомой информации использовались формали­зованные вопросы методического характера, которые задавались респондентам в процессе интервью дополнительно к. основным во­просам анкеты. Каждое интервью проводилось двумя социологами (мужчиной и женщиной) — интервьюер и наблюдатель, которые по­очередно менялись ролями. Наблюдатель записывал в Дневнике наблюдений все виды наблюдаемых реакций респондента, сопут­ствующие его ответам на отдельные вопросы анкеты (реплики, уточ­нения отступления от предмета интервью, недоуменные вопросы и разъяснения интервьюера, проявления поспешности, утомляемо­сти и т. д.).

Записи в дневниках наблюдателей при последующей обработке систематизировались: на каждый вопрос анкеты составлялась ме­тодическая характеристика в зависимости от зафиксированных на­блюдателями реакций респондентов.

Апробация структуры анкеты и методических инструкций по ее заполнению. Анализ и эмпирическая апробация отдельных вопро­сов анкеты не исчерпывают задач, связанных с пробным исследо­ванием. Анкета, как уже указывалось, не просто совокупность во­просов, а целостный инструмент, предназначенный для получения комплекса взаимосвязанных данных, образующих эмпирическое описание изучаемого объекта. Знакомясь с вопросами анкеты, респон­дент воспринимает их во взаимосвязи, формирует целостный образ темы опроса, причем в процессе опроса мотивация сотрудничества с интервьюером может меняться от положительно активной до фор­мально безразличной или негативной, ведущей к отказу. Функция создания и поддержания положительного отношения к опросу свя­зана со специальными методическими частями вопросника: планом (или примерным текстом) вводной беседы, контактными вопросами, переходами от одного блока вопросов к другому, с вопросами, пред­назначенными для снятия напряжения, отвлечения, и с другими приемами, объединяющими вопросы анкеты в целостную беседу.

Все виды реакций респондентов на эти специальные методиче­ские приемы фиксируются в пробном исследовании методом на­блюдения, выявляются с помощью специальных вопросов в интер­вью об интервью, а контролируются в Анкете интервьюера.

Важной задачей, входящей в апробацию структуры анкеты яв­ляется обнаружение возможного влияния предшествующих ответов на последующие. Предположения о таком влиянии формируются на этапе предварительного анализа логики построения блока во­просов. В пилотаже эти предположения проверяются путем приме­нения двух вариантов с разной последовательностью вопросов.

Указания по технике заполнения вопросника могут быть адре­сованы либо респондентам (если вопросник рассчитан на проведе­ние анкетирования), либо интервьюерам, если в основном опросе будет использоваться метод интервью. Независимо от варианта, планируемого для основного исследования, пилотаж всегда проводится методом интервью. Однако если проверяется пригодность ин­струкций, адресованных респондентам, то интервьюер предлагает опрашиваемому самостоятельно прочитать вопрос и указания по его заполнению по тексту анкеты и сообщить интервьюеру выбран­ный вариант ответа. При этом фиксируются все случаи обращения респондента за разъяснениями по поводу техники заполнения вопроса.

Если проверяется инструкция по технике заполнения, адресо­ванная интервьюеру, то вопросы, вызвавшие затруднения в технике заполнения, оставляются незаполненными, а формулировка ответа, вызвавшего затруднения при регистрации, записывается дословно. Анализ подобных ситуаций, зафиксированных в пилотаже, является основой для доработки инструкций интервьюеру.

 

Литература для дополнительного чтения

  1. Бади Б. Ш., Малинкин А. Н. Уровни практического сознания и стиль жизни: проблема интерпретации ответов респондента. — Социол, исслед., 1982, №3, с. 137 — 145.
  2. Волович В. И. Надежность информации в социологическом исследовании. Ки­ев: Наук. думка, 1974. 135 с.
  3. Воронов Ю. Г. Методы сбора информации в социологическом исследовании. М.: Статистика, 1974. 158 с.
  4. Гостковский 3. О повышении достоверности опроса в социологических исследованиях. — Социол. исслед., 1978, №4, с. 160 — 165.
  5. Дадамян Г. Г., Дондурей Д. Б. Проблемы шкалирования эстетических оценок в социологических исследованиях. — Социол. исслед., 1974, №3, с. 194.
  6. Димитров Д. Проблемы достоверности социологической информации. — Социол. исслед., 1979, №1, с. 186 — 194.
  7. Докторов Б. 3., Фирсов Б. М. Методические вопросы формализации социологических анкет. — Социол. исслед., 1975, №3, с. 63 — 73.
  8. Докторов Б. 3. О надежности измерения в социологическом исследовании. Л.: Наука, 1979. 128 с.
  9. Докторов Б. 3. Повышение возврата анкет при почтовом опросе. — Социол. ис­след., 1981, №3, с. 127 — 133.
  10. Журавлева И. В. Об использовании основных типов интервью в практике социологических исследований. — В кн.: Вопросы методики и техники социо­логических исследований. М.: ИСИ АН СССР, 1975, с. 92 — 103. Ротапринт.
  11. Коган В. 8. Обеспечение достоверности информации на стадии подготовки анкет к обработке на ЭВМ. — Социол. исслед., 1977, №2, с. 134 — 140.
  12. Лекции по методике конкретных социальных исследований/Под ред. Г. М. Анд­реевой. М.: Изд-во МГУ, 1972, с. 93 — 173.
  13. Маслова О. М. К вопросу о проектировании социологических анкет. — Социол. исслед., 1981, №1, с. 158 — 165.
  14. Михайлов С. Эмпирическое социологическое исследование. М.: Прогресс, 1975. 383 с.
  15. Ноэль Э. Массовые опросы. М.: Прогресс, 1978. 379 с.
  16. Паниотто В. И., Яковенко Ю. И. Некоторые способы совершенствования поч­тового опроса. — Социол. исслед., 1981, № 3, с. 134 — 138.
  17. Погосян. Г. А. Интервьюер как источник экспертной информации. — Социол. исслед., 1981, №4, с. 157 — 164.
  18. Процесс социального исследования. М.: Прогресс, 1975, разд. 1.4.4.
  19. Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М.: Прогресс, 1972, с. 407— 467.
  20. Таршис Е. Я., Черникова Н. Е. Организация работы полевой социологической лаборатории. — Социол. исслед., 1982, №3, с. 157 — 160.
  21. Федоров И. В. Причины пропуска ответов при анкетном опросе. — Социол. исслед., 1982, № 2, с. 185-189.
  22. Хмелько В. Е. Номинальная шкала личностных качеств: (Опыт построения базового тезауруса). — Социол. исслед., 1981, №2, с. 124 — 134.
  23. Шиман Г. Прессер С. Открытый и закрытый вопрос. — Социол. исслед., 1982, №3 с. 145 — 156.
  24. Ядов В. А. Социологическое исследование. М.: Наука, 1972. 239 с.

ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ

СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ структуры МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

1. Социометрический опрос

Практика применения методов опроса привела к разработке ря­да специфических методик изучения социальных явлений и про­цессов. Такими методиками являются методика изучения бюджетов времени, социометрические методы изучения межличностных отношении в малых группах и т. д.

Социометрический метод — это метод опроса, направленный на выявление межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы (например, учеб­ного, научного или производственного коллектива).

Введем следующие понятия.

Выбор — выраженное каким-либо индивидом желание сотрудни­чать с другим индивидом.

Отклонение (отрицательный выбор) — выражение каким-либо индивидом желания уклониться от сотрудничества с другим инди­видом.

Опускание — оставление одним индивидом другого без внима­ния (отсутствие выбора или отклонения).

Так как каждый индивид может выразить свое отношение к другим индивидам тремя различными способами, то для каждой пары индивидов существует шесть возможных типов зависимости: .

1. Тип А. i выбирает j и j выбирает i.

2. Тип Б. i выбирает j и j опускает i.

3. Тип В. i выбирает j и j отклоняет i.

4. Тип Г. i опускает j и j опускает i.

5. Тип Д. i опускает j и j отклоняет i.

6. Тип Е. i отклоняет j и j отклоняет i.

Социометрический критерий.Существенным для социометрического опроса является то, что выбор или отклонение одним инди­видом другого осуществляются по отношению к определенной со­держательной деятельности.

Конкретная содержательная ситуация, характеризуемая контак­том и представленная в качестве основы выбора или отстранения, называется социометрическим критерием.

Социометрические критерии формулируются в виде вопросов, ответы на которые и служат основанием для установления струк­туры взаимоотношений (например: С кем из членов бригады Вы хотели бы имеете работать на один наряд?, Кого из товарищей по бригаде Вы пригласили бы к себе на день рождения?, С кем из членов бригады Вы не хотели бы работать на один наряд?, Кого из членов бригады Вы не пригласили бы к себе на день рождения? и т. п.).

Виды социометрических критериев-. Реакция опрашиваемого на социометрический критерий в виде выбора или отклонения какого-либо из членов коллектива (группы) как участника совместной деятельности определяется - не только содержанием критерия, но и целым рядом свойств, знание и учет которых являются необходи­мыми для выявления и фиксации структурных особенностей изу­чаемого коллектива. В основном критерии делятся на производственные и непроизводственные.

Производственные критерии, позволяют исследователю выяснить межличностные, взаимоотношения на уровне структуры производ­ственной деятельности. Они формулируются в виде вопроса, тре­бующего выбора лиц для совместного выполнения рабочих заданий, например: Кого бы Вы выбрали напарником по...?

Непроизводственные критерии являются показателями межлич­ностных взаимоотношений в коллективе. В качестве такого Критерия выделяется значимая ситуация, не связанная с производствен­ной деятельностью коллектива. Она фиксируется в виде вопроса, требующего выбора партнера для проведения досуга, и т. п.(на­пример: С кем Вы хотели бы отметить свой день рождения?, С кем бы Вы хотели учиться в одной группе?). Выборы по не­производственным критериям образуют так называемые психо­группы.

Прогностический критерий — критерий, позволяющий выяснить структуру ожидания отношений членов коллектива согласно пред­ставлениям респондента.

Используя прогностический критерий, можно получить представ­ление опрашиваемого о структуре коллектива, основанное на его психологических и социально-психологических особенностях.

Респонденту предлагается ответить на вопрос, кто из членов коллектива выберет или отвергнет, его как партнера в каком-либо виде деятельности (например: Кто, по вашему мнению, из членов бригады выберет Вас напарником по сборке?, Кто из членов бри­гады пригласит Вас на свой день рождения?).

Социальные критерий предполагают выбор для совместной, об­щественной работы (например: Вместе с кем Вы хотели бы про­водить проверку работы заводской столовой?, С кем Вы хотели бы ходить на: дежурства добровольной народной дружины?). Вы­боры по социальным критериям образуют социогруппы.

Критерий считается положительным, если предполагает объеди­нение партнеров для какой-либо совместной деятельности (напри­мер: С кем Вы хотели бы работать на общий наряд?). Отрицательным называется критерий, предполагающий выделение из коллек­тива лица (или лиц), о которыми опрашиваемый не хотел бы за­ниматься одной деятельностью (например: С кем Вы не хотели бы работать на общий наряд?).

Положительные и отрицательные критерии часто называются в литературе прямыми и обратными.

Двойными называются такие критерии, которые предполагают возможность взаимного равенства партнеров в случае их реального осуществления (выбор соседа по комнате, спутника в командировку, противника или союзника в игре и т. п.; например С кем Вы хотели бы жить в одной комнате?).

Содержанием одинарных критериев является ситуация, при осуществлении которой с необходимостью возникает неравенство выбирающего и выбранного (примером может служить социометриче­ский выбор руководителя или подчиненного: Кто из членов коллектива, по Вашему мнению, должен быть бригадиром?).

Выбор того или иного способа конструирования критерия опре­деляется как задачами исследования, так и характеристиками изу­чаемой группы (уровень общего образования и т.д.).

Требования к социометрическому критерию. Социометрический критерий должен удовлетворять всем требованиям, предъявляемым к формулировке вопросов в любом опросе (конкретность, однознач­ность и т. д.). Кроме того, при формулировке социометрического критерия важно учитывать следующие правила.

1. Социометрический критерий должен быть подобран таким об­разом, чтобы в его содержании прежде всего отражались взаимо­отношения между членами коллектива. Только в этом случае он будет действительным инструментом социометрического исследо­вания.

2. Социометрический критерий должен воспроизводить ситуацию выбора партнера для совместной деятельности, т. е. опрашиваемый должен выбрать или отклонить другого члена коллектива.

3. Критерий не должен ограничивать возможности выбора. Оп­рашиваемый (респондент) должен четко представлять размеры и границы коллектива и знать, что он имеет право выбрать любого его члена.

4. Используемые критерии должны интересовать исследуемый коллектив, быть значимыми для него.

5. Критерий должен описывать конкретные ситуации, для того чтобы у респондента было конкретное основание для выбора или отклонения партнера.

6. Особое внимание нужно уделить формулировке критерия. Как правило, используются такие варианты вопросов, как: Кого Вы хотели бы выбрать...?, Кто Вам больше (меньше) нравится...? и т. д.

При необходимости ограничения выбора или шкалирования вы боров следует отметить это в вопросе или инструкции к анкете.

Количество критериев определяется задачами исследования и способов обработки полученной информации.

Требования к проведению социометрического опроса. Проведе­ние социометрического опроса должно удовлетворять следующим требованием.

Опрос можно проводить только в коллективах, имеющих некото­рый опыт совместной деятельности (обычно не менее шести меся­цев), на основе которой уже возникли определенные устойчивые взаимоотношения между его членами (совместная работа, учеба и т. д.). В противном случае исследователь рискует зафиксировать случайную структуру.

Размер коллектива должен предоставлять ее членам возмож­ность активного непосредственного общения. Поэтому оптимальное количество членов изучаемого коллектива не должно превышать 8 — 9 человек. Большой размер коллектива снизит качество полу­чаемой, информации.

Задаваемые вопросы должны представлять собой критерии, на основании которых опрашиваемый (респондент) осуществляет лич­ный выбор кого-либо из членов коллектива для участия в какой-то совместной деятельности. Содержание выбранного критерия (ра­ботать на одной операции, сидеть за одной партой, жить в одной квартире и т. д.) должно быть ясным и понятным для всех членов изучаемого коллектива. Необходимо указать возможное число вы­боров. Когда требуется получить полную картину взаимоотношений между членами данного коллектива, разрешается делать неограни­ченное число выборов. Если же исследователя интересуют, типичные элементы структуры, то вводится ограничение числа выборов.

Члены коллектива должны ясно представлять себе его границы. Каждый член коллектива может выбирать себе партнеров для сов­местной деятельности только в пределах своего коллектива.

Опрос должен проводиться посторонним для данного коллектива лицом. Ни члены коллектива, ни тем более руководство или пред­ставители администрации не должны проводить сбор информации, так как это резко нарушает анонимность, являющуюся обязатель­ным условием успешного проведения социометрического опроса.

Каждый член коллектива должен делать выборы самостоятельно, не советуясь с другими.

Процедура социометрического опроса. Процедура социометриче­ского опроса состоит из нескольких этапов.

Подготовительная фаза. Исследователь определяет проблему, вы­бирает объект исследования, знакомится с величиной и различ­ными социально-демографическими характеристиками коллектива.

Первая фаза. Исследователь входит в прямой контакт с членами коллектива, стремится внушить им доверие к себе. Предваритель­ный контакт исследователя с членами коллектива повышает их психологическую готовность к предстоящему опросу. Одновременно на этой фазе устанавливается содержание социометрических кри­териев.

Вторая фаза. Проведение собственно опроса: инструктирование респондентов, раздача социометрических карточек, заполнение их опрашиваемыми, сбор карточек.

Фаза обработки. Обработка информации, представление ее в свернутом виде; проверка надежности полученных данных.

Завершающая фаза. Получение выводов и рекомендаций.

Социометрическая карточка. Для сбора информации при социометрическом опросе применяются социометрические карточки, ко­торые даются для заполнения респондентам.

Социометрическая карточка обычно начинается обращением, ко­торое имеет своей целью информировать участников исследования о его задачах, способе заполнения карточки, о гарантиях аноним­ности и т. п. Основная функция обращения к респонденту заклю­чается в том, чтобы заинтересовать его в участии и побудить к внимательному и правдивому заполнению карточки. Остальное пространство социометрической карточки занято вопросами к рес­пондентам (здесь же оставлено место для их ответов).

Существуют различные способы оформления социометрической карточки; в зависимости, от целен исследования выбирается тот или иной способ. Карточки могут быть оформлены так:

Фамилии членов группы Критерии выбора
I II III и т.д.
Иванов Петров Сидоров +   +   + + +

 

Для каждого критерия может быть составлена отдельная кар­точка. Респондентов просят отметить крестиком фамилии тех индивидов, которых они выбирают или отклоняют по соответствующе­му критерию.

Крупным недостатком такого рода оформления социометрической карточки является тот факт, что заполняющий ее респондент ис­пытывает определенное неосознанное давление, принуждающее его отмечать даже тех индивидов, о которых у него нет определенного мнения; кроме того, при таком варианте оформления социометри­ческой карточки респондент имеет перед глазами список членов своего коллектива, и поэтому в его ответах фиксируются не только те индивиды, которые удерживаются в активном сознании респон­дента.

Для того чтобы зафиксировать индивидов, удерживаемых в ак­тивном сознании респондента, применяют такой вид социометриче­ской карточки:

 

Первый положительный критерий выбора

___________________________________________

___________________________________________

Альтернативный критерий выбора

___________________________________________

___________________________________________

 

Респондентов просят вписать в пустующие строчки фамилии тех, кого они выбирают или отклоняют по определенным критериям. Пример оформленной таким образом карточки приведем ниже.

 

Уважаемый товарищ!

Взаимоотношения в трудовом коллективе оказывают очень сильное влияние как на самочувствие отдельного человека, так и на работоспособность всего кол­лектива. В целях изучения взаимоотношений в Вашем коллективе (в бригаде, на участке) просим Вас ответить на предлагаемые вопросы, вписывая фамилии товари­щей (или их номера по списку группы).

 

1. Как Вы считаете, кто в Вашем коллективе пользуется самым большим авто­ритетом у товарищей?

_______________ 1 ________________ 2 _______________ 3 _______________

2. Кто из Ваших товарищей, по Вашему мнению, вызывает наибольшие симпатии в коллективе?

_______________ 1 ________________ 2 _______________ 3 _______________

3. К кому из товарищей Вы предпочитаете обратиться с вопросами по работе?

_______________ 1 ________________ 2 _______________ 3 _______________

4. С кем из товарищей Вы могли бы поделиться своими личными переживаниями?

_______________ 1 ________________ 2 _______________ 3 _______________

5. Кого из товарищей Вы охотно пригласили бы к себе в гости?

_______________ 1 ________________ 2 _______________ 3 _______________

6. С кем из товарищей Вы охотно стали бы выполнять совместное задание?

_______________ 1 ________________ 2 _______________ 3 _______________

7. С кем из членов Вашего коллектива Вы не хотели бы иметь ничего общего?

_______________ 1 ________________ 2 _______________ 3 _______________

 

Этот способ, однако, предполагает необходимость большой заинтересованности опрашиваемых, так как существует большая опасность, что респондентам не захочется особенно утруждать себя раздумьем над каждым критерием (особенно если критериев много) и вписыванием всех фамилий, которые, па их взгляд, соответствуют тому или иному критерию. В этом случае часто отмечают одну фамилию в каждой графе, чтобы выполнить свой долг, как он по­нимается респондентом, не особенно утруждая себя при этом.

Если есть необходимость включить в социометрическую карточ­ку большое количество критериев выбора, то для того, чтобы снять монотонность и вызываемую ею утомляемость респондентов при заполнении карточки, можно объединить критерии выбора в от­дельные смысловые блоки, снабженные своими вводными шапками, которые могут служить уточнению содержания и цели входящих в данный блок критериев.

Чтобы придать процессу заполнения карточки игровой характер (с целью более активного вовлечения респондентов в участие), мож­но оформлять карточку в виде кармашков с положительными, от­рицательными и нейтральными критериями. В таком случае рес­пондентам предлагается разложить карточки с фамилиями в кар­машки по всем критериям в соответствии со своим выбором.

Такое оформление социометрической карточки целесообразно в том случае, когда не ставится задача зафиксировать только тех индивидов, которые присутствуют в активном сознании респонден­тов, когда исследователю важно выяснить, как индивиды распре­деляют всех членов своего коллектива по различным критериям. Вторым условием целесообразности применения таким образом оформленной карточки является наличие большего количества кри­териев.

2. Обработка и анализ результатов социометрического опроса

Обработка полученной информации включает построение социоматриц, социограмм, а также расчет социометрических индексов.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.