Сделай Сам Свою Работу на 5

Почему медведь зимой спит?

Один из способов пер_жить зиму — надолг_ леч(?) спать. Для этого, правда, надо все же _делать з_пас — нак_пить ж_ра. Так присп_соблены жить барсуки сурки еноты ежи летучие мыши медведи.

Барсук спит в п_дземн_й крепост_. Енот преклоняя_т гол_ву где придет(?)ся. А медвеж(ъ?ь)и берлоги располагают(?)ся чаще всего под выворотнем упавшее_о дер_ва. Но мож_т залеч(?) михайло и в каменной ниш_. Нах_дили берлоги в б_­льших муравейниках в копнах сена. Дальневосточный ч(?)рный медведь спит в б_льших дуплах.

В оттепель звери спят чутко. Но чем с_ильнее мороз, тем крепче сон.

Ото сна отл_чает(?)ся спячка. В нее вп_дают ежи сурки летучие мыши. При спячке жизнь в организм_ чуть тепл_т(?)ся. Температура тела падает до ч_тырех градусов, а у летучих мышей — даже до нуля. Однажды я д_ржал крылатый к_мочек в руке и думал, что мыш(?) м_ртва. Однако т_пла ладон_ было довольно, чтобы она шевельнулась.

Вот такой образ жизн_ сл_жился у разных животных из-за того что на Землю в урочное время приходит зима. Одни от нее уб_гают другие приемлют но каждый по-своему.

По В. Пескову

 

57. Запиши, вставляя пропущенные буквы.

Борьба за жизнь

Если пользоват(?)ся умным внимании_м к жизн_ и питать сочу(?)ствие ко всякой твари, можно и здесь читать увл_кательную книгу: вот хотя бы об этих семечках ел_й, падающих вниз при шелушени_ шиш_к клестами и белками. Когда-то одно такое семечко упало под б_резой между ее обн_женными к_рнями. Елка, прикрытая от ож_гов со(?)нца и м_розов б_резой, стала р_сти, продвигаясь между наружными к_рнями б_резы вниз, встретила там новые корни б_резы, и св_их к_рней елк_ некуда д_вать. Тогда она подн_ла свои к_решки поверх б_рез_вых, обогнула их и на той ст_р_не впустила в землю. Теперь эта ель обогнала б_резу и стоит рядом с ней со спл_тенными к_рнями. (М. Пришвин)

58.Вставь пропущенные буквы.

 

Сухая ель – доверчив_е дерево. Она как сер_це л_сной прост_волосой девушк_, которой улыбнулся случайный прохожий. Он уш_л, он уже забыл о ней, он уже и не помн_т леса того, а девушка все вер_т улы_ке, улы_ка все ж_вет в ее сер_це долгие месяц_ и годы. Так и ель: она береж_т в своем чутк_м теле и см_ртельный удар топ_ра, и рокот хвои, и вспугнутый плеск т_теревиных крыл_ев.

Из ели _десь рубят дома. Еловые избы – это целые царства ник_гда не прекращающихся самых редких и самых долг_вечных звук_в. Охнула половица –– и по всему дому разошлись зам_рающие вздохи. Вздохнула в стойле к_рова – гул пош_л по всему дв_ру. Заворочались в сен_ детишки – ночные ш_рохи долг_ стоят под высок_й кровл_й сен_вала.

В передн_й част_ дома – изба. Справ_ от порога русская печ_, которая вместе с запеч_ем занима_т четверть избы. Вдоль двух наружных стен комнаты длинные лавки. Вторая половина дома отдана скоту. В нижн_м этаже – стойла с дверями в ограду. Над дв_ром поветь, на которой хранят сено. По стенам расставлены д_р_вянные кр_вати-вр_мянки.

Сухая ель – отзывчив_е дерево. На каждый луч_, на каждый полублеск отвеча_т она необыч_йным и редким цвет_м. В солнечный полдень, к_гда обветренные бревна становят_ся белесоватыми, похоже, что стены, наличники и крыши чеканены из старо_о с_р_бра. Тогда высокая избушка в Петухах с крыш_й и трубами над ней всем своим вид_м прос_т, чтобы люди забыли, что в ней просто сушат з_рно, а поверили, будто ж_вет в ней Василиса Прекрасная. (По Ю.Н Куранову)

59.Вставь пропущенные буквы и знаки препинания.

 

Между в_твей и б_рез и сосен зависла синь, брызжущая сквозь з_леное. Так и кажет_ся, что эта синь, похожая на лист_я неведомо_о дер_ва, висит здесь, в ясенях, на т_нчайшей пряжи изморози, и ты невольно сдержива_ш_ дыхание, чтобы от тв_его нечаянного вздоха не оборвалась эта тонкая нить и вся синь, вкрапленная между веток, не п_сыпалась прямо на землю.

Я ещ_ до сих пор надеюсь, что встречу когда-нибудь Синь-город, о к_тором мнера_сказывалив детстве. В то давнее время я, обрадованный удивлением, чу_ствовал себя жител_м это_о необыкновенно_о города.

Значит, так. Сначал_ буд_ш_ идти по зелен_й мураве, потом дальше Красной земли будут л_жать вечные Белые снеги, за ними мину_ш_ царство Птичьего крика а уж дальше всего этого наход_т_ся Синь-город, со всех ст_рон окруженный небом… Кто подойдет к Синь-городу, будет долг_ стоять и ждать, пока откроют_ся ворота. Если откроют_ся, смел_ иди, не бойся, прям_ по воздуху. А что там дальше, никто не зна_т, потому что ни один человек оттуда не зах_тел возвращат_ся....

А ж_вут в том Сине одни дети. Это их г_сударство, и нет там ни взрослых ни нянь ни уч_телей ни заботы ни работы ни наказаний а есть вечные игры – кто какие любит.

А скажи ш_потом спрашиваю я бабушку, – а если ты соскуч_ш_ся по дому, можно вернут_ся?

Чудачок отвечает бабушка, – там и отец твой, и мать, и я, и твои братишки ж_вем в зеркалах. Как соскуч_ш_ся, так посмотр_ш_ в зерк_ло, п_говориш_ и опять за игры.

Как я х_тел попасть в этот город: п_ходить по его голубым ул_цам п_валят_ся в син_й траве но меня дальше нашего дв_ра не пускали. А когда стали пускать, было уже поз_но, потому что я уже знал: до Синя нельзя ни д_йти ни д_ехать ни д_плыть… До свиданья, мой Синь-город, пусть надет_ся на тебя другое детство, пусть оно во сне плывет – прямо по воздуху – к твоим незримым синим стенам. (В.Д. Цыбин)

60.Выполняй, как упражнение 59.

Осенн_м утр_м со_нце встает од_ноко. Оно даже не похоже на со_нце а напомина_т легкий кусок реечно_о льда, к_торый та_т и растворя_т_ся над еловыми б_р_гами. Тр_ва сухая, ломкая, ещ_ не тронутая ине_м. Она громк_ ш_лестит под сап_гами, и начина_т казат_ся, что шага_шь_по ней не ты а тороплив_ и размашист_ стел_т_ся табун л_ш_дей. Волнушки пылают, куда ни п_смотр_ш_. Но девичьи их лица холодны, и даже если не было р_сы, в их м_лоденьких улы_ках зам_рло по крупной твердой капл_. Волнушки брать пока не надо. Их много. Пусть они п_сидят.

А там, в п_р_лесках, уже п_казался п_л_вой ветер. Он идет высоким полем, в легких ш_роких одеждах, с д_рожной палкой. Как юноша, п_кинул дом и вот уш_л в д_лекую д_рогу. Сч_стлив___ пути тебе, ветер! Скаж_ нам что-нибудь на прощ_ние издали. Вдоль п_р_лесков красный гул осины, сыпл_т_ся в поля и катят лист_я. Здесь нужно выбрать п_р_лесок такой, чтоб с елками зайти со всех ст_рон и уж не выпустить отсюда ни един___ гриба. И мы з_ход_м.

Боровики, м_л_дые, коренастые, стоят под елками крепк_, как маленькие борц_. Чуть поодаль эти крепкие братц_ ст_лпились возле м_ховой кочки а другие ра_сыпались прямо по открытой земле ни на кого не смотрят и никого не ждут. Сухая толстая ножка боровика л_жит_ся на ладонь, как пряник. Х_лодная и звучная, она ш_лестит в пальцах и обреза_т_ся с хруст_м.

Боровики вид_т, что б_жать некуда. Они спокойн_ садят_ся в лукошко, деловитые, важные. (По Ю. Куранову)

61. Вставь пропущенные буквы.

 

Я з_держивал дыхание и в восторге слушал: ноч_ м_лчала и тоже прислушивалась, – чутк_, удивлен_ прислушивалась к этому вихрю чуждых ей, страс_ных, негодующ_х звук_в. П_бл_дневшие звезды м_гали реже и неувереннее; густой туман над прудом стоял неподвижн_; б_резы зам_рли, п_никнув пл_кучими в_твями, и все кругом зам_рло и притихло. Над всем влас_но ц_рили несшиеся из флигеля звуки маленьк___ слаб___ инструмента, и эти звуки, к_залось, гремели над з_млей, как ра_каты грома.

С новым и странным чу_ством я огл_делся вокруг. Та же ноч_ стояла передо мною в св_ей прежн_й загадочн_й красоте. Но я см_трел на нее другими гл_зами: все окружавшее было для меня теперь лиш_ прекрасным бе_звучным а_компанементом к тем б_ровш_мся, страдавш_м звукам.

 

62. Вставь пропущенные буквы и знаки препинания.

Я п_р_бралсячерез овраг и пош_л перелеском. По ту сторону Шелони, над бором, т_нулись ярко-золотые тучки, и сам бор под ними к_зался мрачным и м_лчаливым. А кругом стоял тот смутный, непрерывный и в_селый шум, к_торым днем и ноч_ю полон воздух в начал_ лета.

Среди ореховых и ольховых кустов все пело стрек_тало жужжало. В теплом воздух_ стояли в_селые рои комаров-толкачиков майские жуки с с_р_езным видом круж_лись вокруг берез, птички прон_сились через поляны в_лнистым, порыв_стым лётом. Вдали повсюду звуч_ли д_вические песни, – была троица, по деревням в_дили хор_воды.

Я остановился на опушк_, около меж_. Когда стоиш_ так один, не шевелясь, лицом к лицу с пр_родой, то овл_дева_т странное чу_ство; каж_т_ся, что она не зам_ча_т тебя, и ты, пользуясь этим, вот-вот с_йчас увид_ш_ и узна_ш_ какую-то самую ее сокровенную тайну. И тогда все окружающее каж_т_ся необычным и полным этой тайны. Под з_л_невшими дубами земля была усыпана темно-бурыми прошл_годними лист_ями; каждый лист шуршал и шев_лился, какая-то скрытая жизнь т_илась под ними; что это там – л_сные мурав_и, прор_стающая трава?.. И все кругом слаб_ шумело и шуршало, словно ж_вое, – тр_ва цв_ты кусты. Не зам_чая человека, все как будто ож_ло свободно, не скрываясь… Ветер мягко пр_несся по матово-з_леной ржи и перебежал в осины. Осины заш_птались зав_лновались, с к_ротким шумом в_драгивая лист_ями; облако белых пуш_нок с_рвалось с их с_режек и, словно _говорившись с ветром, вес_ло прон_слось в т_мнеющую ч_щу.

Мне пок_залось, что справ_ кто-то смотр_т. Я огл_нулся. В д_с_ти ш_гах сидели в тр_ве два выскочившие из ржи зайца. Они сидели спокойно и с юмористическим любопытством гл_дели на меня. Как будто им было см_шно, что и я надеюсь проникнуть в ту тайну, которую сами они и все кругом прекрасно знают. При м_ем движени_ зайц_ переглянулись и не спеша, неск_лькими б_льшими, мягкими пры_ками, бе_шумно отбежали к кустам ракитника, там они снов_ сели и, шев_ля ушами, прод_лжали поглядывать на меня. (В. Вересаев)

 

63. Выполняй, как упражнение 62.

Дюйшен, конечно, понимал мое состояние. И, может быть, поэтому, чтобы как-то отвлеч_ меня от мрачных дум, он принес на другой день в школу два дер_вца. А после урок_в взял меня за руку и отвел в стор_ну.

С_йчас мы с тобой Алтынай сдела_м одно дело сообщил он, загадочно улыбаясь. – Вот эти т_польки я принес для тебя. Мы с тобой их п_садим. И пока они выр_стут, пока наб_рут силу, ты тоже выр_стеш_, будеш_ хорош_м человек_м. У тебя душа хорошая и ум пытливый. Мне всегда каж_т_ся, что ты будеш_ ученым человеком. Я в это верю, вот п_смотриш_, у тебя на роду так написано. Ты сейчас м_лоденькая, точно прутик, такая же, как эти т_польки. Так давай посадим их Алтынай св_ими руками. И пусть тв_е счаст_е будет в учени_, звезд_чка ты моя ясная…

Деревца были ростом с меня, м_лоденькие сиз_стволые т_польки. И когда мы их посадили непод_леку от школы, с предгорья наб_жал в_терок и первый раз тронул их совсем еще маленькие л_сточки, словно бы жизнь вдохнул в них. Дрогнули листочки шевельнулись топольки закачались…

(Ч. Айтматов)

64. Найди и исправь ошибки.

Напрасно глаз ищет нового предмета: ни столба, ни стога ни забора – ничего не видно. Везде все бело и подвижно: то гаризонт кажется необъятно-далеким, то зжатым на два шага во все стороны, то вдруг белая высокая стена выростает справа и бежит вдоль саней, то вдруг исчезает и вырастает спереди, чтобы убегать дальше и дальше и опять исчезнуть. Посмотриш ли наверх – покажется светло в первую минуту, – кажется, сквозь туман видиш звездочки; но звездочки убегают от взора выше и выше, и только видиш снег, который мимо глаз падает на лицо и воротник шубы; небо везде одинаково светло, одинаково бело, безцветно, однообразно и постоянно подвижно. Ветер как будто изменяется: то дует навстречу и лепит глаза снегом, то сбоку досадно закидывает воротник шубы на голову и насмешливо треплит меня им по лицу, то сзади гудит в какую-нибудь скважину. Слышно слабое неумалкаемое хрустение копыт и полозьев по снегу и замерающее, когда мы едем по глубокому снегу, звяканье колокольчиков. (Л.Н. Толстой)

 

65. Выполняй, как упражнение 64.

 

Обосновавшись в гнезде, скворец начинаит таскать туда всякий строительный вздор: мох, вату перья пух тряпочки солому сухие травинки. Гнездо он устраивает очень глубоко, для того чтобы туда не прализала лапкой кошка или не просунула свой длинный хищный клюв ворона. Дальше им не проникнуть: входное отверстие довольно мало, не больше пяти сантиметров в поперечнике.

А тут скоро и земля обсохла душистые березавые почки разпустились. Вспахиваются поля, вскапываются и рыхлятся огороды. Сколько выползаит на свет разных червяков гусениц слизней жучков и личинок! То-то раздолье! Скворец никогда весною не ищет своей пищи ни в воздухе на лету, как ласточка, ни на дереве, как поползень или дятел. Его корм на земле и в земле. И, знаете, сколько истребляет он в течение лета всяких вредных для сада и огорода насекомых, если считать на вес? В тысячу раз больше собственного веса! Зато и праводит он весь свой день в непрерывном движение.

Интересно глядеть, когда он, идя между грядак или вдоль дорошки, охотится за своей добычей. Походка его очень быстра и чуть-чуть неуклюжа, с перевалочкой с боку на бок. Внезапно он останавливается поворачивается в одну сторону в другую склоняет голову то налева, то направа. Быстро клюнет и побежит дальше. И опять, опять… Чорная спинка его отливает на сонце металическим зеленым или фиолетовым цветом, грудь в бурых крапинках. И столько в нем во время этого промысла чего-то делового, суетливого и забавного, что смотришь на него подолгу и невольно улыбаешся. (А.И. Куприн)

 

66. Выполняй, как упражнение 65.

И настоящюю песню скворца надо слушать лиш ранним утром, когда первый розовый свет зари окрасит деревья и вместе с ними скворечники, которые всегда распологаются отверстием на восток. Чуть немного согрелся воздух, а скворци уже разселись на высоких ветках и начали свой концерт. Я не знаю, право, есть ли у скворца свои собственные мотивы, но вы наслушаетесь в его песне чего угодно чужого. Тут и кусочки соловьиных трелей, и реское мяуканье иволги, и сладкий голос малиновки, и музыкальное лепетание пеночки, и тонкий свист синички, и среди этих мелодий вдруг раздаются такие звуки, что, сидя в одиночестве, не удержишся и рассмеешся: закудахчит на дереве курица, зашыпит нож точильщика, заскрипит дверь, загнусит детская военная труба. И, зделав это неожиданное музыкальное отступление, скворец как ни в чем не бывало без передышки продолжает свою веселую, милую юмористическую песенку. Один мой знакомый скворец (и только один, потому что слышал я его всегда в определенном месте) изумительно верно подражал аисту. Мне так и представлялась эта почтенная белая чернахвостая птица, когда она стоит на одной ноге на краю своего круглого гнезда, на крыше малорусской мазанки, и выбивает звонкую дробь длинным красным клювом. Другие скворци этой штуки не умели делать. (А.И. Куприн)

 

67. Запиши текст под диктовку.

Мартовская капель

Син_е небо. Син_е тени. Син_я т_шина. И музыка…

«Тень-тень-тень!» – звенят тор_пливые капли. На с_реневую от в_сенних соков б_резу опустился грач(?) и начал св_ю песню. П_дхв_тили л_сные жит_ли рад_с(?)ную мелодию в_сны. Всяк на свой лад слав_т приход т_пла и света.

… Прислушайтесь к звукам в_сенней музыки. Вот кто-то шарахнулся, з_хлопал крыльями. От в_сеннего со(?)нца б_гут л_сные разбойники – совы и филины. Скор_ на поляны соб_рут(?)ся на праз(?)ник красн_бровые т_терева; забыв осторожн_сть, з_теют жаркий бой…

Ос_дают набухшие син_е сугробы, а сверху к_пель все чаще и чаще. «Тень-тень-тень» – падают на зал_денелый наст светлые капельки. Незаметными руч_йками ст_кает в_дица в л_синый след. Нагнись – и нап(ъ,ь)еш(?)ся. Как в сказке… (В. Песков)

 

68. Выполняй, как упражнение 67.

Зимой в лесу

Зап_здалая сова чиркнула крылом по снегу и п_л_тела туда, где посуше и пот_мнее. С в_рхушек ел_к все ниже к сугробам спуска_т_ся утренний свет. Кружит_ся м_розная пудра перед гл_зам_. Облаков нет. Серебряная пудра р_жда_т_ся где-то прямо над г_л_вой. Лебяж_им пух_м повиса_т она на суках и к_лючках, ос_дает на шапк_, в_ротн_ке, присыпа_т заяч_и петли под елками. Вы идете напр_мик по сугробам. Снег засыпа_т_ся в валенки. От удара палк_й по сухой елк_ и_пуганная сойка т_ря_т ж_лудь, и т_шина, как только ум_лка_т звук, станов_т_ся еще торжественнее. (В.Песков)

 

69. Выполняй, как упражнение 67.

 

Вряд ли кто из людей нашего врем_н_ не слыхал о бетон_ и желез_бетон_. Из бетона и желез_бетона создают фундаменты под мартеновские печи под прокатные станы под прессы и станки. Бетон применяет_ся при стр_ительств_ вод_напорных башен шос_ейных д_рог аэр_дромов ст_дионов и м_яков. Фундаменты зданий колон_ы балки лес_ничные площ_дки балконы подоконники делают теперь из бетона. Ш_роко применяет_ся бетон при сооружении_ жилищ. На специальных заводах и_готовляют целые части зданий. На стр_ительной пл_щадк_ остает_ся лиш_ соед_нить эти части, и дом г_тов.

Каркасы подземных тун_елей и станц_й метро сооружают_ся из желез_бетона. Почти в любой област_ стр_ительства использу_т_ся теперь желез_бетон. (По А.В. Чуйко)

 

70. Выполняй, как упражнение 67.

Со(?)нце село но в л_су ещ_ св_тло. Воздух чист и прозрачен птиц_ болтлив_ л_печут. М_л_дая тр_ва бл_стит в_селым блеском изумрудов… Вы ждет_. Внутренность леса постепенн_ темнее_т; алый свет вечерн_й з_ри медленн_ ск_льзит по к_рням и ств_лам д_рев(ъ,ь)ев, поднима_т(?)ся все выше и выше, переход_т от нижних вет_к к засыпающ_м в_рхушкам… Вот и самые в_рхушки потускнели румян_е небо сине_т. Л_сной зап_х усилива_т(?)ся, сл_гка п_веяло тепл_й сыр_ст(ъ,ь)ю, вл_тевший вет_р около вас зам_ра_т.

Птиц_ засыпают по породам: вот з_тихли зяблики, через несколько мгновений малиновки, за ними овсянки. В лесу все т_мней да т_мней. Д_рев(ъ,ь)я сливают(?)ся в б_льш_е ч_рнеющ_е ма(с,сс)ы на син_м неб_ робк_ выступают первые звездочки. Все птицы спят. Гор_хвостки, маленькие дятлы одни ещ_ с_нливо п_свистывают… Вот и они умолкли.

(По И.С.Тургеневу)

 

71. Выполняй, как упражнение 67.

Последние грибы

Я углубился в лес выр_зал палочку с вилочк_й на конце и принялся разыскивать гр_бные м_ста.

Найти гр_бы в пестрой мозаик_ из опавш_х листь_в – дело нелегкое. Да и есть ли они в такую поз(?)нюю пору? Я долго бр_дил по гулкому опустевш_му лесу в_рошил под кустами рогатин_й радос(?)но пр_тягивал руку к пок_завш_йся красноватой гр_бной шапочк_ но она тотчас таинствен_ исчезала а вместо нее лиш(?) кр_снели осиновые лист(ъ,ь)я. На дне м_его кузовка п_р_катывались всего три-четыре поз(?)ние сыр_ежки с лиловыми ш_рок_полыми шляпками.

Только к полудню я н_брел на старую порубку, з_росшую травами и древесной пор_слью, среди которой то здесь, то там ч_рнели пни. На одном из них я обнаружил в_селую с_мейку рыжих тонк_ногих опят. Они т_лпились между двух узловатых к_рневищ(?), совсем как озорные реб_тишки, выб_жавшие п_греться на завалинке. Я осторожн_ срезал их всех сразу, не раз(ъ,ь)единяя, и пол_жил в кузовок. Потом наш_л ещ_ такой же сч_стливый пень, ещ_ – и вскоре пож_лел, что не взял с собой корзины попросторней. Ну что ж, и это непл_хой подарок для моей добр_й старушк_. То-то буд_т рада! (По Е. Носову)

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.