Сделай Сам Свою Работу на 5

Осень на картинах Левитана

В.В. Репкин, Е.В. Восторгова,

И.Г. Маркидонова, Т.В. Некрасова

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Часть 3

(орфографический практикум)

К учебнику 5 класса

(Система Д.Б. Эльконина –В.В. Давыдова)

Москва


Проверь себя

 

Вставь пропущенные буквы

 

1. ненас_ный, опас_ный, доро_ка, моло_ьба, с_рдечный, к_рмушка, ст_р_на, ш_ерстяной, ре_ьба, проьба, ц_нтральный

[а] [ад] [з]

2. з_пишу, пр_нести, __дай, _бросить, н_дписать, пер_прыгнуть

 

3. берёз_вый, рад_с_ный, игру_ка, черте_, издавн_, зубре_ка, ледни_, чайн_к, быстр_ читать, снов_, затемн_

 

4. пеш_ход, чист_писание, стал_плавильный, прошл_годний, бисер_плетение, солнц_защитный

 

5. из дальн_й деревн_, о соседск_м мальчик_, в прочитан_й газет_, о потерянном времен_, письмо от дочер_

[ца] [ца]

6. надо тепло оде___, быстро одене___, свет_т и гре_т, вы рису_т_ и слуша_т_ музыку

 

7. з_рница, приг_рели, к_саться, прик_снись, отб_рать. переб_ру, выт_рли, выт_рают, расст_лю, расст_лаю, пол_гать, сл_жение, р_стение. зар_сли, выж_чь, выж_гать

8. ра_бить, бе_дорожье, и_править, и_готовить, ра_писаться, бе_численный,

в_бежать, в_кричать

 

9. сообщили о решени_, подъехали к железнодорожной станци_ маленько_о северно_о города, известн_й ученый, побывать в Белорусси_, участвовать в лотере_

 

10. сч_стье, ч_шка, пощ_да, прощ_й, ч_ть-ч_ть, щ_риться, ж_ри, параш_т, реш_тельный, полож_тельный

 

11. отпереть ключ_м, машина с ж_лтым кирпич_м, осветить свеч_й, ш_л меж_й к ш_ссе, береж_т портрет, этаж_м выше

 

12. отреж_, сторож_, рож_, решаеш_, одеваеш_ся, наш_ ответ, (нет) галош_, сплош_, доч_, мяч_, горяч_, навзнич_

 

13. под_езд театра, под_ем тяжестей, трех_ярусный зал, справедливый суд_я, зимняя в_юга, шерстяное плат_е, курские солов_и

 

[м] [л’] [с’] [ф’] [м] [б] [к’]

14. килогра_ , тро_ейбус, ба_ейн, су_икс, гра_атика, су_ота, хо_ей

 

[ы] [ы] [ы] [ы] [ы] [ы]

15. кузнец_, мотоц_кл, станц_я, ц_ганка, молодц_, леденц_

 

Вставь пропущенные знаки препинания

16. Шведские анекдоты о животных

а) Двое людей в лесу.

Это место — самое лучшее для пикника!

Да, это верно. Шесть миллионов муравьёв не могли ошибиться....

 

 

б) Одна сорока, наблюдая за самолетом, спрашивает другую Что он несётся, как сумасшедший? На такой скорости ничего не поймаешь, не увидишь... Интересно, с какой скоростью ты бы летела, если б огонь под хвостом отвечает вторая.

(По В. Пескову)

 

17. На питание семенами переходят почти все птицы, остающиеся зимовать. Кусты репейника бурьянов лебеды привлекают внимание щеглов чижей корольков крапивников. В поисках пищи птички объединяются в стайки.

 

18. Допевают свои весенние песни соловьи еще сохранились в затишных местах одуванчики и, может быть, где-нибудь в сырости черной тени белеет ландыш.

Соловьям помогать взялись бойкие летние птички –– подкрапивники, и особенно хороша флейта иволги. Всюду беспокойная трескотня дроздов и дятел очень устал искать живой корм для своих маленьких присел вдали от них на суку просто отдохнуть. (По М. Пришвину)

 

19. Шведские анекдоты о животных

 

Малышка муха вернулась с экскурсии в человеческое жилище. Мать спрашивает:

— Ну дочка что ты видела?

— Ах мама видела в комнате множество людей. И все они громко мне аплодировали.

(По В. Пескову)

 

После проверки работы учителем посчитай допущенные ошибки по каждой группе примеров и внеси результаты подсчета в таблицу – строго возле номера той группы слов, где допущены ошибки.

Справа от указанного количества ошибок прочитай название орфограммы и номера упражнений, которые тебе необходимо выполнить, чтобы поработать с той же орфограммой.

Ошибки   Орфограммы Выполни упр.
  1. 2.     3.     4.     5.   6.   7.   8.     9.   10.   11.   12.     13.   14.     15.     16.     17.   18.   19.   Орф. слабых позиций, проверяемые по закону письма в корнях   в приставках     в суффиксах     в интерфиксах     в окончаниях сущ. и прилагательных   в окончаниях глаголов   Орфограммы слабых позиций, пишущиеся вопреки закону (по спец. правилам)   в корнях     в приставках     в окончаниях сущ. и прил.     Орфограммы сильных позиций Обозначение <и>, <у>, <а> после шипящих   обозначение <о> после шипящих   шипящий + Ь на конце слова   Ъ, Ь знаки для обозначения <й>   удвоенные согласные   И, Ы после Ц Знаки препинания   знаки при записи реплик со словами автора   знаки при однородных словах   знаки в сложном предложении   знаки при обращении и междометии     Упр.1,2,3,4,10,21,24,25,26,45,46,47, 48,56,57,58,59,60,61,62.63,64,65,66, 67,68,69,70,71   Упр. 4,5,6,7,47,48,,56,59,60,61,62, 63,66,67,70   Упр.8,9,10,21,45,46,47,48,56,58,59, 60,61,62,63,65,67,68,69,70,71   Упр.11,12,21,46,47,58,62,63,66,67, 69,70,71   Упр.13,14,15,16,21,30, 45,46,56,57, 58,59,60,61,62,63,65,67,68,69,70,71     Упр.17,18,19,20,45,46,47,48,56,57, 58,59,60,62,63,64,65,66,68,69,70     Упр.22,23,24.25,26,37,45,46,47,48, 56,57,58,60,61,62,63,64,66,67,70,71     Упр.27,28,45,47,48,59,60,61,62,63, 64,66,67,70,71   Упр.29,30,46,47,57,58,59,60,61,62, 63,65,69     Упр.31,32,50,60,62,66,69,71   Упр.33,34,35,49,50,56, 58,59,60,62, 65,68,70,71     Упр.36,37,47,49,50,56,58,59,60,61, 62,63,64,65,66,67,69,71   Упр.38,39,40,41,49,50,56,58,60,62, 63,67,68,69,71     Упр.42,61,65,69,70     Упр.43,44,58,60,62,66,69     Упр.51,54,59,63     Упр.52,55,56,59,60,62,63,65,69,71   Упр.53,55,56,59,60,62,63,65,69,71   Упр.51,54,59,63  

 

У п р а ж н е н и я

1.Рядом с записанным словом укажи проверку для подчеркнутой орфограммы.

известный - …………………………………………..

звездный - …………………………………………

кружка - …………………………………………..

косьба - …………………………………………….

резьба - …………………………………………….

гористый - …………………………………………..

короткий - …………………………………………

посветлело - …………………………………………….

широта - ……………………………………………..

выправка - ………………………………………………

адресат - ……………………………………………..

 

2.Вставь, где это необходимо, пропущенные орфограммы. Выделяй морфему с пропущенной орфограммой.

стр_жайший запрет, зв_риный сле_, пч_линый ме_, од_брительный взгля_, съ_добный гри_, русско-н_мецкий сл_варь, сколь_кое мыло, вм_стительный чемодан, арт_стичные дв_жения, ш_лковистые вол_сы, бр_дячий театр, прелес_ное л_цо, ус_ный расска_, вкус_ная гл_зунья, з_йчонок из ска_ки, в_занка дро_, чес_но расск_зать

 

3.Вставь пропущенные орфограммы, указывая морфемы, в которых находятся орфограммы.

Иволги

 

Т_мно с утра. Потом душно, и сюда на нас пошла б_льшая туча. Поднялся ветер, и под флейту иволги и визг стр_жей туча св_лилась, к_залось, совсем куда-то в Зазерье, в л_са, но скоро там усилилась и против нашего ветра пошла сюда, черная, в огромной белой ша_ке. Смутилось оз_ро: ветер на ветер, в_лна на в_лну, и черные пятна, как тени крыльев, быстро мчались по оз_ру из к_нца в к_нец. Молния расп_хнула тот бере_, гром ударил. Иволга петь перестала. Унялись стр_жи. А сол_вей пел до самого к_нца, пока, наверно, его по затылку не ударила громадная теплая капля. И пол_лось как из в_дра.

( М. Пришвин)

 

4. Выполняй, как упражнение 3.

 

Ст_яла в_сна. Кое-где в глубоких оврагах в_ковечной тайги б_лелся сне_, осыпанный пож_лтевшими хвоями, а на скатах оврагов, меж з_л_невшей тр_вы кое-где выскакивали из-под серого хвороста голубоватые подснежники. В_рхушки мелких сосенок пустили новые ростки, светло-з_леные, с серыми шишечками на к_нцах, заблистали бриллиантовые сле_ки на ств_лах ели, с_сны и кедра. М_л_дая бере_ка заз_л_нила к_нцы св_их коричневых почек, а на окраинах и вся покрылась изумрудным убором, рельефно отд_ляясь от темной ст_ны старых елей и сосен и еще ч_рневшихся лиственниц. По утрам окраина тайги ож_вали: тысячи птиц кр_чали без ум_лку на разные г_л_са. Самый воздух, согретый яркими лучами со_нца, был полон в_сеннего аромата с_сны и березовой почки, полон расцв_тающей жизни, полон могучей силы.

(В. Гиляровский)

5.Выполняй, как упражнение 3. Выполняй, как упражнение 3.

 

о_бежать от дома, _тсылать телеграмму, п__писаться на газету, д_брался досветла, п_дговорить товарища, п_гасить свет, пр_скакать две мили, п_р_вести через дорогу, _бучить мастерству, пр_тереть ст_кло, з_брать п_больше, фотография пр_бабушки

 

6.Вставь пропущенные буквы З или С. Выделяй морфему с пропущенной орфограммой.

 

лагерный _бор, _густить краски, бесследно _гинуть, живу _десь, _жать пальцы, красивое _дание, _беречь _доровье, _добное тесто, _делать не торопясь, ни _ги не видно, _дороваюсь с учителем, _бить из дощечек

7. Вставь пропущенные орфограммы. Выделяй морфемы, в которых пропущены орфограммы.

 

А луны в эту ночь не было. Ее умирающий серп п_казался над горами и бессильно _прятался...

Кругом бело.

Вдруг из-за хребта вырвался и блеснул солнечный луч, сначала один, а потом целый золотой сноп, и з_играл на п_розовевших вершинах и сразу з_серебрил и з_золотил их до самого темного п_дножия, черневшего там, глубоко, под часовым.

П_тянул по ущелью свежий ветерок... Сразу, быстро п_днялось солнце, и з_сиял бриллиантами весь хребет с цепью вершин самых причудливых форм... _жили горы.

(В.Гиляровский)

8.Вставь пропущенные орфограммы, указывая морфему, в которой находится орфограмма.

 

корме_ка животных, ноче_ка в лесу, перебитое крылы_ко, деду_ка и бабу_ка, шутни_, бывший пожарн_к, клетч_тый пиджак, страх_вой взнос, волч_й хвост, воск_вая свеча

 

9. Выполняй, как упражнение 8.

 

В теплый погожий день пчелы летят в глуб_ну парка. Там зацвели лип_вые деревья. Скор_ пчелиные клад_вые наполнятся медом. И деду_ка угостит нас свежим души_тым медком. А бабу_ка заварит целебный лип_вый чай.

10. Выполняй, как упражнение 8.

 

а) снов_ встретиться, занов_ перечитать, наесться досыт_, надолг_ запомнить, издавн_ повелось, повернуть налев_, справ_ от нас, вытереть насух_, поворот направ_, досух_ ……, переписать набел_, встать засветл_

 

б) Ухитрившись схватить противника сзади поперек туловища, Джон медленно раскачивался, Джон медленно раскачивался с ним слев_ направ_. Целью Джона было обмануть внимание противника и, дернув его в одну сторону, затем быстро бросить в другую. (А.Грин)

 

11. Вставь пропущенные орфограммы. Выделяй морфемы, в которых пропущены орфограммы.

 

горн_лыжный спорт, сонц_защитные очки, вернулся прежд_временно, бол_утоляющее лекарство, мор_ходное училище, опытный кон_вод, гряз_лечебный курорт, люб_знательный мальчуган, нефт_носная скважина, кра_ведческий музей

12.Выполняй, как упражнение 8.

 

Самое маленькое гн_здо у желт_голового королька. Самый кр_сивый домик у пеночки-пересмешки. Она св_ла себе гнездышко на берез_вой ветке, убр_ла его лишайником и легкой березовой к_журкой и впл_ла для укр_шения кусочки разн_цветной бумаги. Самое уютное гнездышко у долг_хвостой синицы. Оно все круглое, как тыквочка, и вход у него круглый, маленький, в самой сере_ке гн_зда. Самый уд_вительный домик у в_дяного паука-сер_брянки. Этот паук раст_нул паутину под в_дой между вод_рослями, а под паутинку на мохнатом брюшке нат_скал пузырьки воздуха. Так и ж_вет паук в домике из воздуха.

(По В. Бианки)

13.Выполняй, как упражнение 8.

 

со старш_м брат_м, в народн_й песн_, не забудь об учебник_ и рабоч_й тетрад_, до первых заморозк_в, дом на окраин_, любоваться ярк_м_ цветам_ на полян_, вышито на знамен_, следы на полян_, из птичь_й ста_, на спинк_ кроват_, праздник в школ_ , рисунок на ткан_ , у добр_го соседа,

14. Выполняй, как упражнение 8.

 

На моей полянк_ были разбросаны кусты можжевельника, среди них подымалась очень высок_я ель, а на верхушк_ ее, на этом пальц_, сидел певчий дрозд и насвистывал время от времен_ свою флейту, как будто управлял множеств_м лесных звук_в наступающ_й вечерн_й зари. (М. Пришвин)

15. Выполняй, как упражнение 8.

Джек подошел к миск_, начал осторожно лакать. Неожиданно из-за двери показалась полосат_я мордочка.

Барсучонок потянул нос_м, зачуял молоко и потихоньку, бочком-бочком тоже направился к миск_.

Заметя непрошен_го соседа, Джек посторонился. Тогда Барсик сунул морду в молоко и давай тыкать нос_м в дно миск_. Джека совсем от еды оттеснил. Зато сам кое-как приладился и начал лакать. Лакает, мордочк_й в миску тычет, так и везет ее по полу. Возил, возил, пока не опрокинул и разлил молоко. Тут уже Джек все подлизал, а заодно и мордочку барсучонку вылизал. (Г. Скребицкий)

16.Выполняй, как упражнение 8.

 

Теплый безветренный день угас. Только далеко на горизонт_, в том мест_, где зашло солнц_, небо еще рдело багровым_ полос_м_, точно оно было вымазано широк_ми удар_м_ огромн_й кист_, омоченной в кровь. На этом стран_м и грозн_м фон_ зубчатая стена казенн_го хвойн_го леса отчетливо рисовалась груб_м, темн_м силуэт_м, а кое-где торчавшие над ней прозрачн__ кругл__ верхушки голых берез, казалось, были нарисованы на неб_ легк_ми штрихам_ нежн_й зеленоват_й туш_. Чуть-чуть выше розовый отблеск гаснущ_го заката незаметно для глаз переходил в слабый оттенок выцветш_й бирюзы... Воздух уже потемнел, и в нем выделялся ствол кажд_го дерева, каждая веточка, с той мягк_й и приятн_й ясностью, которую можно наблюдать только ранн_ю весною, по вечерам. Слышалось иногда, как густым бас_м гудит, пролетая где-то очень близко, невидимый жук и как он, сухо щелкнувшись о какое-то препятствие, сразу замолкает. Кое-где сквозь чащу деревь_в мелькали серебряные нити лесных ручейков и болотец. Лягушки заливались в них своим тороплив_м, оглушительн_м крик_м; жабы вторили им более редк_м, мелодическ_м и грустн_м ухань_м. Изредка над головой пролетала с пуглив_м крякань_м утка, да слышно было, как с громк_м и коротк_м блеянь_м перелетает с места на мест_ бекас-баранчик. Высыпали перв__ звезды, и никогда их мерцающ__ сияние не казалось мне таким золотым, таким чист_м, кротк_м и радостн_м. (А. И. Куприн)

17.Вставь пропущенные буквы, где это необходимо. Выдели морфемы, в которых пропущены орфограммы.

 

отвеча_т урок, смотр_м вдаль, не хоч_т умыват_ся, быстро одева_т_ся, уч_шься музыке, исправ_т ошибки, куп_м альбом, надо решит_ся, мама не решит_ся, лака_т молоко, взвес_т покупку, долго реша_те задачу

 

18. Выполняй, как упражнение 17.

Выход_шь на балкон –– и весь поглоща_шься мраком и молчанием. Черное небо, черная вода в заливе, черные горы. Вода так густа, так тяжела и так спокойна, что звезды отражают_ся в ней, не рябясь и не мигая. Тишина не наруша_т_ся ни одним звуком человеческого жилья. Изредка, раз в минуту, едва расслыш_шь, как хлопн_т маленькая волна о камень набережной. И этот одинокий, мелодичный звук еще больше углубля_т, еще больше насторажива_т тишину. Слыш_шь, как размеренными толчками шум_т кровь у тебя в ушах. Скрипнула лодка на своем канате. И опять тихо. Чувству_шь, как ночь и молчание слились в одном черном объятии.

( А. И. Куприн)

19.Выполняй, как упражнение 17.

 

Язык-щуп

Все знают дятла. Вон за окном, в лесу, он постукива_т клювом по коре и слуша_т: есть ли внутри ствола ходы с вредителями, с древоточцами и короедами, или это дерево здоровое? Стук-стук, стук да стук. Нашел! И сразу стал долбить сильно и часто, чтобы подобрат_ся к личинке жука-вредителя. Вот и вредительский потайной ход открылся. А добыча где же? Спряталась, ушла глубже в ствол. Ведь вредитель –- он тоже не дурак – слыш_т, что к нему стучат, и пряч_т_ся. Не беда! Язык у дятла длинный, почти такой же длины, как и сам хозяин. И очень липкий. Запуска_т его дятел в проход и отыскива_т добычу в самых дальних закоулках.

Очень похоже на дятла работа_ т языком гигантский муравьед. Это такое крупное красивое животное, с пушистым хвостом и длинной мордой, обитающее в южноамериканских степях – пампасах. Днем и ночью брод_т муравьед в поисках пищи, а когда наход_т постройку термитов или муравейник, то ударом передних лап проламыва_т крепкие стенки. Потом просовыва_т в пролом узкую морду и длинным языком добира_т_ся до середины гнезда. Длина языка более полуметра, а втягивать и выпускать его муравьед мож_т часто, по 160 раз в минуту. Язык в липкой слюне, поэтому к нему легко прилипают насекомые. За день муравьед мож_т слизать до 30000 муравьев и термитов!

20.Запиши, проверяя орфограммы.

 

Зимой березы таят(?)ся в хвойном лесу, а весной, когда листья развертывают(?)ся, каж_т(?)ся, будто березы из темного леса выход_т на опушку. Это быва_т до тех пор, пока листва на березах не потемне_т и более или менее не сравня_т(?)ся с цветом хвойных деревьев. И еще быва_т осенью, кода березки, перед тем как скрыт(?)ся, прощают(?)ся с нами своим золотом. (М. Пришвин)

21.Вставь пропущенные буквы, указывая морфему, в которой пропущена орфограмма.

Осень на картинах Левитана

 

Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны русск_м_ поэт_м_, писател_м_ и художник_м_ об осен_.

Левитан, так же как Пушкин, Тютчев и многие другие, ждал осени, как сам_го д_рог_го и мим_летн_го времен_ года.

Ос_нь снимала с л_сов, с п_лей, со всей природы густые цв_та, смывала дождями зел_нь. Рощи делались сквозными. Темные краски лета см_нялись ро_ким золот_м, пурпур_м и сер_бром. Изм_нялся не только цвет з_мли, но и самый воздух. Он был чище, х_л_днее, и дали были гораздо глубже, чем лет_м. Так у велик_х м_стеров литературы и живопис_ юношеская пышн_сть красок и нарядн_сть языка см_няется в зрел_м возраст_ строгостью и благородств_м.

Ос_нь на картин_х Левитана очень разн_образна. Невозможн_ перечислить все _сенние дни, нан_сенные им на пол_тно. Левитан оставил около ста «осенних» картин, не считая этюдов.

На них были изображены знакомые с де_ства вещи: ст_га сена, поч_рнелые от сыр_ст_; маленькие реки, кружащие в медленных вод_воротах палую л_ству; од_нокие з_л_тые березы, еще не обитые ветр_м; небо, похожее на тонкий лед; к_сматые д_жди над л_сными п_рубками.

(К. Паустовский)

22.Выполняй, как упражнение 21.

 

прол_гать путь, перел_жить вещи, зат_реть пятно, выж_чь траву, выж_гать по дереву, расст_лать постель, расст_лить ковер, удивленно зам_раю, зам_реть от страха, соб_рет грибы, подж_гает дрова, отп_реть дверь, зап_рать на задвижку, выт_раться насухо, нат_рать паркет, блистать на концерте, бл_стящие волосы, бл_снуть умом, пробл_ски солнца, придираться к ученику

 

23. Выполняй, как упражнение 21.

 

разр_слись на огороде, выр_сший в деревне, экзотическое р_стение , быстро р_стет, пор_сль, отр_сль, ср_щение, возр_ст, слабый росток, прор_щённые на подоконнике, р_стительность, на вырост, расст_лать невод, изл_гайте дело, изл_жить проект, едва к_саться, тесно р_сли, подняться с з_рей, вспышки з_рниц

24.Выполняй, как упражнение 21.

 

Очень интересно узнавать возр_ст м_л_дых с_сновых дер_вец по их ежегодным побегам. В первые годы св_ей жизни с_сна р_стет очень правильно, бл_годаря тому, что почки у нее образуются только по к_нцам побегов. Обыкновенно таких почек бывает от 4 до 5: одна на самом кончике, побег как бы составляет его продолжение, и 3-5 вокруг нее. Если мы в_сной посмотрим в_ршину неб_льшой м_лоденькой сосенки, то увидим, что из конечной ее почки выдв_гается побег прямо кверху, а из боковых почек отходят побеги в стороны. Так вот, зная, что у с_сны ежегодно нар_стает по одному в_ршинному побегу, мы сосчитаем число таких побегов по стволику дер_ва и узнаем, сколько нашей сосенке лет.

По Д. Кайгородову

25. Выполняй, как упражнение 21.

Небо чистое. Восход роскошный в т_шине. Мороз минус 12. Трубач по белой тр_пе гонит одним чутьем.

Весь день в лесу был зол_той, а веч_ром з_ря г_рела в полнеба. Это была северная з_ря, вся малиново-бл_стящая, как в елочных игрушках бывало, в бомбоньерках с выстр_лом, особая прозрачная бумага, через которую смотришь на свет, и все бывает окрашено в какой-нибудь в_шневый цвет. Однако на ж_вом небе было не одно только красное: посер_дине шла густо-синяя стрельчатая пол_са, л_жась на красном, как дирижабль, а по краям разные прослойки т_нчайших оттенков, доп_лнительных к основным цветам.

Полный расцвет з_ри прод_лжался какие-нибудь четверть часа. М_лодой месяц стоял против красного на голубом, будто он увидел это в первый раз и уд_вился. (М. Пришвин)

 

26. Выполняй, как упражнение 21.

 

Осенние листики

 

Перед самым восходом со_нца на поляну л_жится первый мороз. Прит_иться, подождать у края, –– что там только делается, на л_сной поляне! В полумраке рассвета приходят невиданные л_сные существа и начинают по всей поляне расст_илать белые х_лсты. Первые же лучи со_нца уб_рают х_лсты, и остается на белом з_леное место. Мало-помалу белое все исч_зает, и только в тени д_ревьев и кочек долго еще сохр_няются беленькие клинушки.

На голубом небе между з_л_тыми д_ревьями не поймешь, что творится. Уносит ветер л_сты или стайками собр_лись мелкие птички и н_сутся в теплые д_лекие кр_я.

Ветер –– заботливый хозяин. За лето везде побывает, у него даже в самых густых м_стах не остается ни одного незнакомого листика. А вот ос_нь пришла–– и заботливый хозяин уб_рает свой ур_жай.

( М. Пришвин)

 

27.Выполняй, как упражнение 21.

 

ра_бираться в деле, ра_гонять тучи, бе_платный проезд, взволнованно во_кликнуть, ра_писка о получении, ра_крыть ворота, ра_бить противника, ра_поряжение о командировке, ра_сержен на шалуна, во_пользоваться случаем, и_тратить деньги, бе_вкусный завтрак, составить ра_писание,

в_бить перину, _бивать яблоки с дерева, в_тряхнуть кудрями, _тряхнуть крошки со стола, и_пользовал отпуск, ра_двигать ветки, в_крикнул от неожиданности, приятные во_поминания, короткий ра_сказ, ра_бегаются налево и направо, во_ходящее солнце

28. Выполняй, как упражнение 21.

 

У альбатроса полет удивительный. Крыльями птица совсем не машет. Ра_пластав их, она ловит во_ходящие потоки воздуха и легко может п_дниматься выше и выше, кружась на месте, или, меняя потоки, двигаться в нужную сторону.

Альбатрос, у которого размах узких крыльев три с половиной метра, не п_днимается высоко, наоборот, он почти к_сается океанской воды. Его держит п_дъемный воздушный экран между крыльями и в_дымающимися волнами. Ра_ход энергии в этом полете ничтожный, потому-то альбатрос по нескольку лет, не ведая суши, скитается над водой.

(По В. Пескову)

29.Выполняй, как упражнение 21.

Полн_й штиль! Что это были за дни! Они расцветали из голубовато_о тумана, как легкие золотые цветы, и цвели в тишине до заката. Море боялось плеснуть даже самой малой волной. Оно только медленно вздыхало, поднимая в чистой воде стебли подводной травы. Далеко за горизонтом стоял высоким столбом бел_й дым из трубы парохода. Но само_о парохода не было видно.

Слаб_й звон лился над степью. Как будто звенел весь этот чист_й и ласков_й свет. Или то звенели жаворонки и кузнечики? Или звенела жара? Кто его знает! (К. Паустовский)

 

30.Запиши, проверяя пропущенные орфограммы.

Несколько лет подряд зимой я жил в санатори_ под Москвой. Синицы отлично знали форточки большо_о сооруженья, нырнув в которые можно было чем-нибудь поживиться. У меня в столе одна проворная бестия обнаружила подсолнечные козинаки. Еда синиц_ так понравилась, что она ерзала на перекладин_ рамы, торопя поскорее открыть форточку. Есть какой-то способ у птиц сообщать друг дружк_ о наличи_ пищи — пировать на плиточки козинак стали слетаться по пять-шесть синиц. Работая за столом, я мог наблюдать за возней птичек, лишь чуть скосив глаз от бумаг_ к открытому ящику стола, куда по очеред_ ныряли бесцеремонные гостьи. Ничего удивительно_о! В парках, где синиц подкармливают, они хватают еду с ладон_. (По В. Пескову)

31.Вставь пропущенные орфограммы, указывая морфему, в которой находится орфограмма.

греч_нка, ч_десный, англич_не, уч_явший, прощ_ние, брош_ра, ш_стрый, щ_ка, возвращ_ться, ч_вство, ч_сто, ш_рма, м_лчу, ж_дкий, ч_ткий, переш_ть, с вещ_ми, за плеч_ми, нач_ло, вещ_ть, кощ_нственный, ш_фр, ж_ри, заж_м, параш_т, площ_дка, доч_рка, транж_рить, ерш_стый, молч_нья, уш_блась, верш_ны

32.Запиши, проверяя орфограммы.

Темный лес

 

Чем ниже спускаешься ч_щей к речке, тем гуще заросли, тем больше прохлада, пока, наконец, в черноте теневой, между завитыми хмелем ольхами, не плеснет вода бочага и не покажется на берегу его влажный песок. Надо тихо идти: можно увидеть, как гóрлинка тут пьет воду. После на песке можно любоваться отпечатками ее лапок и рядом –– всевозможных лесных ж_телей: вот и лисица прошла...

Оттого лес называется темным, что солнце смотрит в него, как в оконце, и не все видит. Так вот нельзя ему увидеть барсучьи норы и возле них хорошо утрамбованную песч_ную площ_дку, где катаются молодые барсуки. Нор тут нарыто множество, и, по-видимому, все из-за лисы, которая поселяется в барсучьих норах и вонью своей, неопрятностью выживает барсука. Но место замеч_тельное, переменить не хочется: песч_ный холм, со всех сторон овраги, и все такой ч_щей заросло, что солнце смотрит и ничего видеть не может в свое небольшое окошко. (М. Пришвин)

33.Выполняй, как упражнение 31.

ч_рное пальто, ж_лтый крыж_вник, ч_рствый хлеб, ноч_вка на скале, ж_сткий диван, сапожная щ_тка, ещ_ раз, пожарить печ_нку, слабый ш_рох, меш_к с картошкой, уш_л навсегда, известный обж_ра, тяж_лый ч_лн, носить ч_лку, розовые щ_ки, дать пощечину, ж_сткий диван, мельничный ж_рнов, найти ж_лудь, жж_ный кофе, мягкая ш_рстка, прерывистый ш_пот, спелый крыж_вник, слабый ш_рох, сильный ож_г, ож_г пальцы, опытный ш_фер, искусный ж_нглер, ч_порный человек, умышленный подж_г, подж_г дрова

 

34.Выполняй, как упражнение 31.

работать врач_м, бороться с саранч_й, выступить горяч_, задел плеч_м, укрылся плащ_м, в тени за шалаш_м, хорош_ знал, береж_т время, стриж_нок Скрип, перед гараж_м, из больш_го портфеля, плеч_ друга, печ_шь ватрушку, над последним этаж_м, чуж_й человек, свеж_ на улице

 

35.Запиши, проверяя орфограммы.

 

Проснулся я в начале двенадцатого и долго ещ_ лежал в постели. В комнате полумрак, яркое полуденное солнце пробирается сквозь занавески и играет на стекле графина; тихо; снизу издалека доносятся звуки рояля… Чувствуешь себя здоровым и бодрым, на душе так хорош_, хочется улыбаться всему. Право, вовсе не трудно быть счастливым!

Миша и Петя пришли звать меня купаться. Я оделся, мы наперегонки сбежали к реке. Небо – синее и горячее, солнце жж_т; тенистый сад на горе, словно изнемогши от жары, неподвижно дремлет. Но вода ещ_ свежа, она охватывает тело мягкою, нежною прохладою; плывешь, еле двигая руками и ногами, в этой прозрачно-зеленой, далеко вглубь освещенной солнцем воде. Мы купались около часа, пока не зазвонили к завтраку. (В. Вересаев)

36.Вставь пропущенные буквы.

 

обознач_ морфемы, сыграеш_ роль, испеч_ пирог, открыть настежь, погнал вскач_, точно рассчитаеш_, день свеж_, не тревож_ родителей и сам не тревож_ся, проезжать мимо рощ_, пренебреч_ решением задач_, мелоч_ на мороженое, съеш_несколько груш_, привлеч_ молодеж_, муж_ и жена, мороз трескуч_, старческая немощ_, ненадолго прилеч_, упал навзнич_, слева пустош_, мед тягуч_, товарищ­_ из гимназии

 

37. Вставь пропущенные буквы.

Я подр_стал. Пришел тот возр_ст, когда у человека широко открыты глаза на мир, – влекущий к себе, прекрасный и таинственный мир, – но уже нельзя без оглядки верить всему, что слышиш_ об этом мире. Рассказы матросов были очень увлекательны. Пока слушаеш_ их, вериш_, бывало, всем морским чудесам. А потом опомниш_ся – и пойдут сомнения. Начнеш_ разб_раться, где правда, где сказка и где в сказке правда.

Наверное, уж так я устроен, что мне и до старости кажется: вся жизнь – сказка. К чему ни начнеш_ прислушиваться – за самым обыкновенным, даже скучным на первый взгляд, явлением скрываются удивительные вещи. Начнеш_ разб_раться, а там – полно неизвестного – темные дебри маленьких и больших тайн. (В. Бианки)

38.Вставь пропущенные буквы.

павиль_н, интерьер, без_ядерный, в_едливый, ар_ергард, об_есться, пред_юбилейный, трех_язычный, ин_екция, об_егорить, об_ектив, баталь_н, из_ян, суб_ективный

39.Прочитай слова.

 

ра[й’о]н, [й’о]лка, [й’о]д, бул[й’о]н, батал[й’о]н, шампин[й’о]н, ма[й’о]р, в[й’о]тся, л[й’о]т, медал[й’о]н, по[й’о]т, с[й’о]мка

 

Во всех записанных словах есть одно и то же звукосочетание. Какое? ……………. Одинаковыми или разными буквами оно должно быть обозначено? ……………………….

 

Запиши все слова в таблицу, обозначая выделенное звукосочетание буквами.

 

позиция буквы примеры

 

[й’о]

в начале ё ……………………………………………

слога йо ………………………………………………….

 

[й’о]

перед ьё, ъё ……………………………………………

согл. ьо ………………………………………………..

……………………………………………….

40. Подчеркни те слова, в которых обозначение фонемы <й> ты не можешь объяснить правилами русской графики.

 

1. Необъятны просторы нашей Родины. 2. Пьер помнил, что при княжне всегда были компаньонки (Л.Толстой) 3. И въявь я вижу пред собою дней прошлых гордые следы (А.Пушкин) 4. Лодка тихо поползла по черной воде фьорда (Н. Асанов) 5. Голоса подьячих доходили до него. (А. Пушкин) 6. Долговязый субъект вздохнул и пожал плечами. (М. Лермонтов)

41. Запишите, проверяя орфограммы.

 

Важное приспособление к холодам у птиц — зимние пер(ъ,ь)я. Посмотрите, как в морозные тихие дни сороки, вороны и снегири становятся похожими на шары — сохраняя тепло, они распушают пер(ъ,ь)я. У тетеревов, глухарей и рябчиков к холодам вырастают теплые пер(ъ,ь)евые „штаны“. У белой куропатки пер(ъ,ь)я вырастают даже на лапах — это и утепление, и „лыжи“ для хождения по снегу.

Героем зимы среди птиц является клест. Он не просто весел и сыт, но именно среди зимы выводит птенцов. Что за „вывих“ природы?

Об(ъ,ь)ясненье простое: клесты приспособлены питаться еловыми и сосновыми семенами. Шишки этих дерев(ъ,ь)ев раскрываются в зимнее время — корма вдоволь и себе, и птенцам.

Конечно, гнездо у клеста особо теплое. В(ъ,ь)ется оно под покровом елового лапника, и самка с него не слетает, предоставляя клесту носить корм.

42.Запиши слова, проверяя орфограммы.

мета(л,лл), а(к,кк)уратный, а(л,лл)ея, килогра(м,мм), гра(м,мм)атика, ра(с,сс)каз, шо(с,сс)е, ка(с,сс)а, па(с,сс)ажир, Ро(с,сс)ия, гру(п,пп)а, тро(л,лл)ейбус, орфогра(м,мм)а, ко(л,лл)екция, ко(л,лл)ектив, хо(к,кк)ей, ба(с,сс)ейн, ва(н,нн)а, фотоа(п,пп)арат, режи(с,сс)ер, профе(с,сс)ор, дре(с,сс)ировщик, су(б,бб)ота,

 

43.Вставь пропущенные буквы, укажи морфему с орфограммой.

сестриц_н подарок, новый ц_ркуль, куц_й щенок, морские границ_, станц_я метро, ц_кнул на братишку, редакц_я газеты, идти на ц_почках, ц_ганский хор, животные из ц_рка , нет горчиц_, писать ц_фры, ц_трусы из магазина, птенц_ синиц_, аромат гиац_нта,

44. Вставь пропущенные буквы, выделяй морфемы с орфограммами.

 

Вслед за грачами прилетают другие гонц_ весны. Бегает по закраинам льда на реке трясогузка — что-то уже находит в мусоре мелкой воды. Скворц_ прилетели и уже выдворяют из гнезд воробьев. (В.Песков)



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.