Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 4. Системно-деятельностный подход.





Факультет социальных коммуникаций и филологии

 

 

Утверждена

на заседании кафедры _________________________

«___»___________ 2013 г., протокол № __________

 

Заведующий кафедрой_____________ / __________

 

Учебная программа дисциплины

«Основная образовательная программа начальной школы»

 

 

Уровень основной образовательной программы бакалавриат
Учебный план по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование*
Профиль …………………………….. «Психология образования», «Психология образования» (на базе СПО), «Психология и социальная педагогика» (на базе СПО)
Форма обучения ……………………………………. очная
Кафедра………………………………………………. Педагогики
Семестр(ы)…………………………………………… 2, 3
   
   

 

 

Автор-разработчик программы: Т.В. Сафонова

 

Глазов 2013

 

Пояснительная записка

1.1. Цель и задачи изучения дисциплины, соотнесенные с общими целями основной образовательной программы.

Цель изучения дисциплины – формирование профессионально-педагогической компетности бакалавров в части реализации ФГОС начальной школы и ООП НШ; формирование ценностно-ориентированных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО «Педагогическое образование».



Основные задачи изучения дисциплины:

· обеспечить формирование профессионально-ориентированных компетенций;

· формирование ценностного отношения к профессиональной деятельности бакалавра психолого-педагогического образования;

· сформировать у студентов знания, умения, навыки в части процесса преподавания и обучения в начальной школе;

· способствовать становлению личности будущего учителя;

· развивать педагогическое мастерство и профессиональные способности.

 

1.2. Место дисциплины в структуре ООП.

Дисциплина «Основные образовательные программы начальной школы» входит в Б3;

индекс по учебному плану 3.1.2.3.;

объем дисциплины 2 зачетных единиц, 72 часа, из которых 36 часов аудиторной нагрузки, 36 часов – самостоятельной работы студентов.

Таблица: Структура, объем и виды учебной работы по дисциплине

Вид учебной работы по семестрам Зачетные единицы Часы
Общая трудоемкость
Семестр 1
Трудоемкость
Аудиторные занятия (всего)
В том числе:
Лекции    
Лабораторные работы Не предусмотрено
Практические занятия / Семинары    
КСР    
Другие виды аудиторной работы    
Самостоятельная работа (всего)
В том числе:
Разработка плана-конспекта 0,2
Разработка инновационного приема 0,1
Подготовка презентации литературы 0,1
Подготовка компьютерной презентации 0,4
Итоговое тестирование 0,2
Вид промежуточной аттестации - зачет    

 




1.2.2. Междисциплинарные связи дисциплины с другими дисциплинами ООП

Наименование обеспечиваемых дисциплин Индекс по учебному плану Семестр Раздел дисциплины (модуль/раздел/тема тематического плана)
История педагогики Б 3 1.2.1 + + + + + + + + + +
Философия Б 1 1.1.2 + + + + + +        
Теория обучения и воспитания Б3 3.1.2.2. + + + + + + + + + +

1.3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Компетенции выпускника в дисциплине, требования к уровню их освоения.

Индекс компетенции по ФГОСТ     Содержание компетенции Требования к уровням освоения ⃰
Знает (З-1, З-2, З-3) Умеет (У-1, У-2, У-3) Владеет (В-1, В-2, В-3)
ОК-9 способен понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания; -принципы и подходы к организации научного исследования в педагогике и психологии;   -способы достижения и построения научного знания;   -основные качественные и количественные методы сбора, обработки, интерпретации психолого-педагогических данных.   -различать уровни организации психолого-педагогического исследования (уровни методологического знания);   -разрабаты-вать, органи-зовывать, проводить исследования с примене-нием качест-венных и количественных методов;   -интерпрети-ровать полученные данные;   -отбирать и использовать методы, адекватные проблемной области исследования;   -грамотно применять методы в пе-дагогике и психологии в соответствии с целями и задачами исследования -основными способами и средствами получения, хранения и переработки информации;   - способнос-тью организо-вывать иссле-довательскую деятельность;   -количест-венными и качественны-ми методами анализа результатов исследования;   -методами статистичес-кой обработ-ки данных,   -методами интерпрета-ции и пред-ставления данных психолого-педагогического исследо-вания.  
ОПК- 2 готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях;
ПКПП-2 готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи;  
ПКПП-3 способен осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики;
ПКПП-5 способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей;
ПКСПП-2 готов применять рекомендованные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи;
ПКСПП-3 способен осуществлять сбор и первичную обработку информации об истории развития и заболевания детей с ограниченными возможностями здоровья разного типа;
ПКСП-6 владеет методами социальной диагностики
ПКД-5 способен осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях дошкольников, проявляющихся в образовательной работе и взаимодействии со взрослыми и сверстниками;
ПКНО-2 способен проводить диагностику уровня освоения детьми содержания учебных программ с помощью стандартных предметных заданий, внося (совместно с методистами) необходимые изменения в построение учебной деятельности.

 



Индекс компетенции по ФГОС Содержание компетенции Требования к уровням освоения
Знает (З-1, З-2, З-3) Умеет (У-1, У-2, У-3) Владеет (В-1, В-2, В-3)
ОК-1   владеет культурой мышления, способен к обобщению. анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования (З-1) системно анализировать и выбирать образовательные концепции (У-2) способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.) (В-3)
ОК-2 владеет историческим методом и умеет его применять к оценке социокультурных явлений системную периодизацию курса, знает авторов ООП НШ(З-1) основные тенденции развития теории и практики педагогики (З-2) тенденции развития педагогики на современном этапе, (З-3)   грамотно воспроизвести научную информацию о предмете изучения (У-1) комплексно проанализировать причинно-следственные связи процессов и педагогики (У-2) выявить ключевые тенденции развития социальной педагогики, определить их региональную специфику (У-2) прокомментировать образовательный процесс НШ с точки зрения основных научных теорий и методологических подходов (У-3) понятийным и категориальным аппаратом дисциплины, навыками работы с учебно-методической и научной литературой (В-1) навыками работы с различными типами педагогических источников (В-2), технологиями выполнения учебных (практических) и научно-исследовательских заданий (В-2), навыками самостоятельного поиска, обработки и использования педагогической информации В-3
ОПК-8 способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики этические принципы психологической деятельности (З-1) качественно выполнять профессиональные задачи (У-1) осознавать значимость педагогического знания в общей структуре гуманитарного знания в целом; (У-2) самостоятельно овладевать информацией, связанной с обще дидактическими и частнометодическими вопросами педагогики (У-З) профессионально важными качествами психолога-экспериментатора (У-1)
             

В соответствии с принятой системой ранжирования уровней подготовки, оценивание квалификационной компетентности студента по дисциплине осуществляется по 5-ти бальной системе следующим образом:

1-й уровень усвоения (репродуктивный) – «удовлетворительно»;

2-й уровень (продуктивный) – «хорошо»;

3-й уровень (творческий) – «отлично»

2. Содержание дисциплины по разделам (модулям)

 

Модуль 1.Особенности первой ступени общего образования как фунда­мента всего последующего обучения.

Тема 1. Начальная школа — осо­бый этап в жизни ребёнка, связанный:

• с изменением при поступлении в школу ведущей дея­тельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей обществен­ный характер и являющейся социальной по содержанию;

• с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, разви­тием потребностей в общении, познании, социальном при­знании и самовыражении;

• с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый*образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного разви­тия;

• с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; пла­нировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учеб­ном процессе;

• с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

• с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и свер­стниками, общением и межличностными отношениями друж­бы, становлением основ гражданской идентичности и миро­воззрения.

Тема 2. Характерные психолого-возрастные особенности младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):

• центральные психологические новообразования, форми­руемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

• развитие целенаправленной и мотивированной актив­ности обучающегося, направленной на овладение учебной де­ятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения;

• существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивиду­альные различия в их познавательной деятельности, воспри­ятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологи­ческими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного про­цесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности первой ступени общего обра­зования.

Тема 3. Цели и планируемые результаты ООП НШ

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение плани­руемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, уме­ний, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностя­ми и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

К числу планируемых результатов освоения основной об­разовательной программы отнесены:

• личностные результаты — готовность и способность обу­чающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпу­скников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личност­ные качества; сформированность основ российской, граждан­ской идентичности;

• метапредметные результаты — освоенные обучающими­ся универсальные учебные действия (познавательные, регуля­тивные и коммуникативные);

• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению но­вого знания, его преобразованию и применению, а также сис­тема основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Тема 4. Системно-деятельностный подход.

Он предпо­лагает:

• воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога куль­тур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;

• переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и техно­логий образования, определяющих пути и способы достиже­ния социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся в конкретном образо­вательном учреждении, реализующем основную образователь­ную программу;

• ориентацию на достижение цели и основного результа­та образования — развитие личности обучающегося на осно­ве освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

• признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учеб­ного сотрудничества в достижении целей личностного и со­циального развития обучающихся;

• учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

• обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и про­фессионального образования;

• разнообразие индивидуальных образовательных траекто­рий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возмож­ностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потен­циала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Тема 5. Содержание основной образовательной программы.

Она предусматривает:

• достижение планируемых результатов освоения основ­ной образовательной программы начального общего образо­вания всеми обучающимися, в том числе детьми с ограничен­ными возможностями здоровья;

• выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей;

• организацию интеллектуальных и творческих соревнова­ний, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

• участие обучающихся, их родителей (законных предста­вителей), педагогических работников и общественности в про­ектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

• возможность эффективной самостоятельной работы обу­чающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников;

• обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и про­фессионального образования;

• разнообразие индивидуальных образовательных траекто­рий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возмож­ностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потен­циала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Образовательное учреждение, реализующее основную об­разовательную программу начального общего образования, обеспечивает ознакомление обучающихся и их родите­лей (законных представителей) как участников образователь­ного процесса:

• с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении;

• с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Рос­сийской Федерации и уставом образовательного учреждения.

Права и обязанности родителей (законных представите­лей) обучающихся в части, касающейся участия в формиро­вании и обеспечении освоения своими детьми основной об­разовательной программы начального общего образования, закрепляются в заключённом между ними и образова­тельным учреждением договоре , отражающем ответственность субъектов образования за конечные результа­ты освоения основной образовательной программы.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.