Сделай Сам Свою Работу на 5

Умение вести себя в обществе





 

Для детей среднего и старшего школьного возраста.

Дети могут комплексовать в тех случаях, когда не знают, как себя вести в обществе. Причиной этого может быть незнание правил хорошего тона, неумение ориентироваться в окружающей обстановке и т. д. Эта игра поможет исправить положение.

Ведущий по очереди обращается к ребятам с предложением представить различные ситуации. Например, кто-то пришел в гости. Как следует вести себя с приглашенным? Задача каждого – изобразить свои действия по этому поводу. Ведущий наблюдает, а затем оценивает действия ребят. В игре нет победителей и побежденных, но тот, кто лучше всего ориентируется, может быть поощрен призом.

 

«Таланты и поклонники»

 

Для детей младшего школьного возраста.

Дети могут комплексовать по самым различным поводам. Например, они не умеют рисовать. Задача игры – помочь избавиться от комплекса.

Ведущий по очереди предлагает ребятам что-то нарисовать. Через некоторое время рисунки выносятся на всеобщее обсуждение. Каждый изображает то, что он умеет. Если участник игры умеет хорошо рисовать, он может набросать что-то сложное, если нет – рисунок может быть самым простым.



Ведущий начинает обсуждать рисунки. Особое условие – нельзя говорить, что рисунок плохой, нужно только подчеркивать его достоинства. Все ребята поддерживают обсуждение каждого рисунка, высказывая свое мнение. Можно отметить, что очень талантливо подобраны краски, что сам замысел очень интересен, и т. д. В игре нет победителей и побежденных, каждый имеет право высказать свое мнение о рисунках, а также представить свою работу на всеобщее обозрение. Автор самого талантливого рисунка может быть поощрен призом, а самый активный участник разговора – призом или грамотой.

 

 

Глава 8.

Управляем эмоциями

 

Самый вежливый

 

Для детей среднего и старшего школьного возраста.

Дети нередко бывают раздражительными, в резкой форме отвечают на замечания или просто на безобидные высказывания в свой адрес. Эта игра направлена на то, чтобы научить детей сдерживать свои эмоции.

Ведущий моделирует какую-то ситуацию, чтобы у всех остальных возникло желание высказаться. Иначе говоря, он должен как следует разозлить всех присутствующих.



Для реализации этого действия можно предложить следующие способы: ведущий начинает спорить с кем-то из участников игры, доказывать ему заведомо ложные вещи. Можно заводить спор на любую тему, например относительно биографий каких-то известных людей, писателей или певцов. Задача ведущего – внимательно наблюдать за реакцией игроков. А они, в свою очередь, должны стараться сдерживать свои эмоции и выражаться предельно вежливо и корректно. Далеко не всем игрокам удается это сделать, большинство бурно выражают эмоции, пытаются отстоять свою точку зрения. В конце игры ведущий подводит итоги.

Каждый получает определенное количество очков. Тот ребенок, который лучше других сумел сдержать свои эмоции, может считаться победителем. Ребят, которые умеют сдерживать свои эмоции, можно поощрить призами или вручить им шуточные грамоты, изготовленные собственноручно.

 

Точный расчет

 

Для детей старшего школьного возраста.

Дети должны уметь анализировать какую-то ситуацию, взглянув на нее с позиции стороннего наблюдателя. Разумеется, при этом не должно быть места эмоциям, которые только вредят пристальному анализу. Чтобы научить детей подобному, можно использовать следующую игру.

К игре надо подготовиться заранее. Суть ее в том, что ведущий читает или рассказывает какую-то историю, которая вызывает у всех живейший отклик. Задача ребят – высказать свое мнение по поводу поведения различных героев этой истории. Но высказывания должны быть предельно сдержанными, в них нежелательны какие-то эмоции.



А чтобы рассказ ведущего вызывал наиболее живой отклик среди всех ребят, его можно снабдить множеством деталей и подробностей. Словом, можно рассказать как бы историю из своей жизни, добавив к ней множество различных деталей.

Ведущий внимательно следит за высказыванием каждого. Если игрок говорит спокойно, анализируя рассказ с точки зрения стороннего наблюдателя, не проявляя при этом таких эмоций, как радость, гнев или неприязнь, то ведущий может высоко оценить его ответы. Если участнику игры не удается сдержать свои эмоции – соответственно, он получает меньше очков. В конце игры подводятся итоги. Те, кто наберет больше очков, могут считаться победителями.

 

«Не выдай секрет раньше времени»

 

Для детей младшего и среднего школьного возраста.

Умение сдерживать свои эмоции пригодится в самых разных ситуациях. Наверняка ни для кого не является секретом, что часто дети подсказывают на уроке просто потому, что не могут удержаться от соблазна высказаться, даже если их об этом не просят. Эта игра направлена на то, чтобы научить детей сдерживать свои желания.

Ведущий по очереди обращается к ребятам с самыми разными вопросами, но предельно простыми, чтобы ответ на них был известен остальным. Участникам игры важно соблюдать простое условие: отвечать на вопросы можно только тогда, когда ведущий обратится непосредственно к тебе.

Вопросы могут быть примерно такими:

Кто написал сказку «Аленький цветочек»?

Как звали девочку, которая попала в Зазеркалье?

Как звали девочку с голубыми волосами из всем известной сказки?

У каких цветов больше всего колючек?

Как называется маленькая лошадка?

Важно добиться того, чтобы у игроков возникли определенный азарт и желание отвечать. Ведущий может задавать заведомо неправильные вопросы, тем самым провоцируя детей на самостоятельные высказывания. Если ребенок не выдерживает и начинает подсказывать или отвечает на вопросы, не дожидаясь, пока к нему обратятся, он зарабатывает штрафное очко. Если участник игры отвечает на все вопросы точно, в соответствии с правилами игры, он получает высокую оценку. Победителями становятся те, кто набирает больше очков, не получив при этом ни одного штрафного.

 

Дразнилки

 

Для детей младшего и среднего школьного возраста.

Очень часто дети настолько болезненно реагируют на критику, что бросаются в драку по малейшему поводу. Задача игры – помочь им научиться сдерживать свои эмоции, не проявлять обиду.

Ведущий должен высказать несколько критических замечаний в адрес каждого из играющих. Задача – создать ситуацию, когда игрок должен либо признать критику в свой адрес, либо поспорить с ведущим, доказать свою точку зрения. Критика со стороны ведущего может быть любой – например, он может сказать кому-то из игроков: «Ты не умеешь рисовать!»

В некоторых случаях участник игры спокойно соглашается с этим, признает: «Да, я не умею рисовать!». Но при этом он приводит другое свое качество, которым может гордиться – например, говорит: «Зато я умею танцевать!» Варианты возможны любые: «Умею петь»; «Умею играть в шахматы»; «Умею танцевать»…

Но в некоторых случаях он может с гневом или злостью возражать, отвечать: «Нет, я умею рисовать!» При этом его гнев может быть совершенно неоправданным, в игроке говорит обида, он попросту не может сдерживать свои эмоции.

Ведущий оценивает ответ каждого. Если игрок может сдерживать свои эмоции, он получает высокие очки. Если не умеет – соответственно, его результаты хуже. В конце игры при подведении итогов становится ясно, кто умеет сдерживать свои эмоции. Именно покойные, хладнокровные и получат больше очков.

 

«Эстафета»

 

Для детей среднего школьного возраста.

Смысл игры прост: проводится самая обыкновенная эстафета. Присутствующие делятся на две команды, по очереди каждый участник должен пробежать несколько метров, коснуться рукой дерева, вернуться обратно. После этого забег совершает другой игрок. Эстафета может идти и по иному сценарию.

Ведущий внимательно наблюдает за реакцией играющих. Кто-то обязательно будет бурно проявлять радость или гнев в случае проигрыша. В этом случае игроки получают штрафное очко. Те, кто может сдержать свои эмоции, становятся победителями. Например, можно поставить условие: тот участник, который не набрал за время игры ни одного штрафного очка, будет считаться самым сдержанным из всех.

 

«Нарисуй карикатуру»

 

Для детей среднего и старшего школьного возраста.

Все игроки делятся на пары. Один из пары должен нарисовать карикатуру на другого. Но тот, кто служит натурой, не должен видеть, что именно рисует напарник. А первый игрок при этом комментирует свои действия таким образом: «Нарисуем тебе здоровые ушки, малиновые усы, красный нос» и т. д. и т. п.

Задача второго – выслушать подобные высказывания и отнестись к ним спокойно. Ведущий внимательно наблюдает за реакцией каждого игрока. Если игрок может спокойно отнестись к подобного рода «издевательствам», он получает оценку повыше. Если ему не удается сдержать свои эмоции, он получает меньше очков. Соответственно, те, кто наберет больше очков, будут победителями.

Когда карикатуры будут готовы, можно также проследить за реакцией игроков. Если игрок обиделся или в резкой форме ответил на карикатуру в свой адрес, ведущий учитывает это. Соответственно, от реакции каждого игрока будет зависеть количество очков. В этой игре может быть как один победитель, так и несколько.

 

Радость или грусть?

 

Для детей старшего школьного возраста.

Все присутствующие делятся на две команды. Первая команда должна выйти из комнаты, их участие в игре ограничивается ролью стороннего наблюдателя. Вторая команда начинает игру. Ведущий задает игрокам различные вопросы области литературы, математики, искусства. Участники игры отвечают на них.

Если ответ верный, игрок получает небольшой приз – конфету, игрушку или сувенир.

После завершения ответов на вопросы приходит вторая команда. Задача участников – по поведению друзей угадать, кто из них правильно ответил на вопросы, а кто нет. Суть игры проста: далеко не все дети могут сдержать свою радость по поводу удачного ответа на вопрос или, наоборот, грусть из-за незнания верного ответа. Вторая команда пытается угадать эмоции членов первой команды.

Разумеется, далеко не все члены второй команды смогут догадаться об этом, руководствуясь только поведением ребят из первой. Если кто-то смог выполнить это условие, ему присуждается определенное количество очков. Отмечаются также те ребята из первой команды, которые сумели сдержать свои эмоции. Победителями становятся те, кто набирает больше очков.

 

Сюрприз

 

Для детей младшего школьного возраста.

К игре желательно подготовиться заранее: сделать небольшие подарки-сюрпризы, завернуть их в красивую обертку. Вложите, например, несколько коробочек одна в другую, наподобие матрешки, и красиво заверните.

Ведущий вызывает кого-то из играющих и торжественно вручает ему подарок. Игрок начинает развертывать этот подарок, а ведущий заинтересовывает его, говоря: «Твой подарок – чудесная вещь… Это игрушка, изготовленная в далекой теплой стране, она пользуется большой популярностью во всем мире…». На самом деле игрушка может быть простой свистулькой или еще какой-то мелочью. Важно смотреть на реакцию участника игры, пока он будет разворачивать подарок.

Если игрок не выразит своих эмоций, спокойно справится с заданием и развернет игрушку, его сдержанность можно отметить довольно-таки высоко.

На всех этапах важно следить за эмоциями игроков, особенно после того, как они увидят игрушку. Таким образом проходит «испытание» ребят. В конце игры подводятся итоги. Побеждают те, кто наберет больше очков.

Игру можно разнообразить и таким образом: каждый игрок должен развертывать свой подарок неторопливо, так, чтобы не повредить упаковку и оберточную бумагу. В этом также проявляется умение сдерживать свои эмоции. Нетерпеливый игрок будет стараться как можно быстрее увидеть сюрприз, поэтому он не проявит аккуратности и осторожности.

 

Поиск «клада»

 

Для детей младшего школьного возраста.

Ведущий берет какую-то маленькую вещь и прячет ее в комнате. Все игроки, кроме одного, должны знать, куда он спрятал этот предмет. Смысл игры – один из ребят находится в неведении относительно местонахождения предмета. Его задача – отыскать эту вещь.

Когда он приступает к поискам, ведущий и остальные игроки начинают намеками и подсказками говорить ему, где находится предмет. Ищущий по ходу поисков обязательно проявит какие-то эмоции, например нетерпение, радость, обиду и т. д. Задача ведущего – следить за этими эмоциями, а потом оценить по балльной системе. Чем меньше эмоций проявил игрок, тем больше баллов он получит. И, соответственно, наоборот, чем более эмоционален был играющий, тем меньше баллов он получает.

Чтобы у игрока было больше поводов проявить свои эмоции, можно сначала намеками отправить его в поиск в одном направлении, а когда поиск затянется – дать ему понять, что направление выбрано неверно. Соответственно, игрок рано или поздно проявит раздражение, злость или обиду на тех, кто так долго «водит его за нос». Это и будет своеобразной проверкой его умения сдерживать свои эмоции.

Такую «проверку» должен пройти каждый игрок. Разумеется, предмет, который следует найти, нужно каждый раз прятать в разные места. Игра продвигается точно таким же образом: один ищет спрятанный предмет, а другие дают ему направления. Каждый в результате игры набирает определенное количество очков. В конце игры подводятся итоги. Победителем становится тот, у кого очков больше.

 

«Не рассмеяться!»

 

Для детей младшего и среднего школьного возраста.

Ведущий начинает игру с рассказа какой-то смешной истории или анекдота. Затем разговор продолжают остальные. Для них главное – не рассмеяться, даже услышав что-то очень смешное.

В начале игры все достаточно успешно сдерживают свои эмоции. Но потом кто-то из игроков не выдерживает и раздается веселый смех. Ведущий внимательно наблюдает за игроками. Те, кто сдерживает свои эмоции, получают оценку повыше. Ну а ребята, не сумевшие сдержать их, получают меньше очков. Соответственно, в конце игры подводятся итоги. Победителем становится тот, кто набирает очков больше.

Игру можно разнообразить, разделившись на пары. По очереди каждая пара выходит на всеобщее обозрение – и напарники начинают смешить друг друга. Игроки как этой пары, так и все остальные не должны рассмеяться даже в ответ на очень смешные действия или слова. Те, кто сумел сдержать свои эмоции, заработают высокую оценку. Ну а кто не сумел – получают меньше очков или не получают их совсем. Победителем будет тот, кто наберет очков больше.

 

«Спокойствие, только спокойствие»

 

Для детей среднего школьного возраста.

Хорошо известный и любимый многими сказочный герой Карлсон часто повторял эту фразу. Он обычно говорил: «Спокойствие, только спокойствие, это дело житейское!». Обычно эта фраза употреблялась им, когда он видел, что вокруг все раздражены или обозлены до предела, и их надо успокоить. Игра также направлена на то, чтобы научить детей спокойно вести себя в самых разных ситуациях.

Очень часто дети не могут довести до конца начатое дело. Это объясняется их повышенной возбудимостью, эмоциональностью. Им хочется побыстрее заняться чем-то более интересным. Но в некоторых случаях просто необходимо заставить себя довести до конца начатое дело.

Ведущий должен следить за ходом игры и подводить итоги. Остальные игроки делятся на пары. Один игрок в каждой паре становится «взрослым», другой – «ребенком». Задача «взрослого» – что-либо объяснить «ребенку». Объяснения могут быть самыми разными: например, касающимися решения какого-то математического примера или задачи. Второй участник, «ребенок», должен делать вид, что ничего не понимает, постоянно задавать различные вопросы по поводу объяснения.

Допустим, «взрослый» объясняет: «Очень важно соблюдать правила дорожного движения. Иначе может произойти что-то непоправимое!». «Ребенок» в ответ на это постоянно задает провокационные вопросы: «Почему?», «Что может случиться?» и т. д. Таким образом игра должна продолжаться до тех пор, пока «взрослый» не начнет явно раздражаться от неуместных вопросов. Вот в этом-то и заключается смысл игры.

Ведущий следит за изменением настроения «взрослого», за проявлением нервозности с его стороны или негативных эмоций, раздражения. В случае, если этого не происходит, «взрослый» спокойно продолжает свои объяснения, ему засчитывается определенное количество очков. Чем более спокоен участник игры, тем больше очков он получает. И, наоборот, чем более нервозен он, тем меньше очков ему засчитывается. В конце игры подводятся итоги: победителем считается тот, кто наберет больше очков.

Игру можно разнообразить. Выходит один из ребят и начинает объяснять что-то собравшимся. Все остальные должны задавать ему различные провокационные вопросы. В результате игрок будет постоянно отвлекаться от своего объяснения, сбиваться, а от этого неминуемо появится раздражение. Соответственно, чем больше негативных эмоций проявит игрок, тем меньше очков он получит.

Ведущий внимательно наблюдает за действием. Иногда проявление эмоций может быть не явным, а скрытым. По поведению игрока будет видно, что он раздражен, расстроен, но он будет стараться держать себя в руках. Это – очень хорошее умение, и оно заслуживает высокой оценки. В конце игры также подводятся итоги. Участники, набравшие больше всего очков, становятся победителями. Эта игра полезна также тем, что дети смогут ясно увидеть, что чувствует учитель, когда ученики не понимают или не желают понимать его объяснений.

 

Находчивость и храбрость

 

Для детей среднего школьного возраста.

Уверенного в себе человека трудно чем-нибудь напугать.

Именно поэтому важно помочь детям воспитать в себе уверенность. Игра направлена на развитие этого качества, а также помогает научиться бороться со страхами.

Ведущий предлагает обсудить несколько неоднозначных ситуаций. Они могут варьироваться от самых простых до более сложных. Например, школьник пришел на урок и вдруг узнал, что именно сегодня важная и ответственная контрольная. А он совершенно не подготовился. Ведущий по очереди может обращаться к ребятам, чтобы выяснить у них мнение относительно такой проблемы. По ответу будет ясно, насколько устойчива психика к такой ситуации. Например, ребенок может отвечать уверенно, предлагать различные варианты поведения, начиная с того, чтобы списать контрольную у кого-то, и до того, чтобы отпроситься домой, ссылаясь на плохое самочувствие.

Некоторые дети будут отвечать неуверенно, как бы сомневаясь в правильности своих действий. Это и свидетельствует, что такая ситуация могла бы вызвать у них страх. Задача ведущего – попытаться вести разговор таким образом, чтобы сам ребенок понял причину своего страха перед контрольной. Возможно, он недостаточно хорошо усвоил последние темы, может быть, его пугает мысль о постоянных неудачах и т. д. В игре нет победителей и побежденных, задача – помочь детям самостоятельно разобраться со своими страхами, чтобы они могли контролировать свои эмоции, возникающие в непредвиденных обстоятельствах.

В данной игре можно обсуждать ситуации на самые разные темы, например: «Что делать, если потерялся ключ от квартиры, а все уехали на дачу?» или «Что делать, если к соседям лезут воры?».

Вряд ли целесообразно травмировать детскую психику ситуациями, связанными с привидениями, зомби, живыми мертвецами и прочей мистикой. Задача игры – научить ребенка сохранять уверенность в себе, а не дезориентировать его рассказами о паранормальных явлениях. Впрочем, можно оговориться, что при любом столкновении с чем-то непонятным вряд ли нужно все воспринимать слишком серьезно. Возможно, все объясняется очень просто: например, чьим-то розыгрышем или какими-то природными явлениями.

 

«Я знаю ответ»

 

Для детей младшего и среднего школьного возраста.

Ведущий начинает задавать всем вопросы – от самых сложных до простых, внимательно наблюдая за реакцией игроков. Некоторые ребята не умеют сдерживать свои эмоции, поэтому на их лицах сразу можно прочитать, знают ли они ответ на вопрос или нет. Ведущий может проверить свою догадку. Например, он видит, что кто-то очень весел и радостен. Сразу же ясно, что участник действительно знает ответ на вопрос. И наоборот, если игрок не знает ответа, он может быть смущен.

В игре нет победителей и побежденных, но ведущий говорит о своих наблюдениях. Некоторые из игроков действительно умеют сдерживать свои эмоции, а другие – нет. В этом нет ничего плохого, но в некоторых случаях не мешает научиться сдерживать их.

Если кто-то из игроков сумеет ввести в заблуждение ведущего, то есть не только скрыть свои истинные эмоции, но и создать совершенно иное впечатление, то заслуживает особой похвалы.

 

«Сохраняй серьезность!»

 

Для детей младшего и среднего школьного возраста.

Из числа желающих поиграть выбирается один, тот, кто будет пытаться сохранить серьезность. Ему вручается широкий таз, наполненный водой практически до краев. Задача игрока – пронести этот сосуд определенное расстояние (которое следует оговорить заранее) и не пролить воду. Но вся соль игры заключается в том, что пока один пытается не расплескать воду, остальные игроки его активно веселят. Они могут подсказывать ему, как следует идти, чтобы вода не плескалась, как нужно ставить ногу, как держать таз, сколько еще осталось… Как показывает практика, в данных обстоятельствах не засмеяться очень сложно, поэтому выигрывают только самые стойкие личности.

 

«Взгляд в небо устремив…»

 

Игра с таким лирическим названием наверняка понравится всем, независимо от возраста. Суть ее заключается в следующем.

Один человек встает на видном месте (желательно на улице, а не в помещении), поднимает глаза в небо и очень внимательно туда смотрит, сохраняя чрезвычайно серьезное и сосредоточенное выражение лица. В скором времени вокруг него формируется толпа любопытных зевак, которые начинают спрашивать, что это такое интересное он увидел. В этих обстоятельствах нужно сохранять первоначальное положение и – самое главное – взгляд. Очень важно не рассмеяться, чтобы тем самым все не испортить. Следует по крайней мере несколько минут выдерживать паузу. Вопросы окружающих будут становиться все настойчивее, а толпа – все больше. Когда, наконец, ситуация достигнет апогея, тот, кто сморит в небо, покидает свое место под изумленные взгляды окружающих.

По такому же принципу можно разыграть окружающих, устремив взор в землю.

 

«Найди то, не знаю что»

 

Для детей младшего и среднего школьного возраста.

В начале игры следует оповестить всех, кого нужно вовлечь в увлекательный процесс поиска, о пропаже чрезвычайно нужной вещи. Это может быть все что угодно, но желательно, чтобы пропавший предмет имел маленькие размеры. Итак, один игрок (назовем его ведущим), говорит, что именно нужно отыскать всей компании. Участники начинают поиски, а ведущий руководит процессом, используя подсказки наподобие «Тепло» или «Холодно». «Пропавший» предмет на самом деле находится в кармане у ведущего, но поскольку игроки, как правило, об этом не догадываются, поиски могут затянуться надолго. Постепенно игроки начнут терять терпение, но перед началом игры ведущий ставит свое условие: ни в коем случае никому нельзя показывать свое нетерпение. Иначе они выбывают из игры.

Победителем считается тот, кто в конце концов догадается обыскать ведущего. Если же никого из игроков эта мысль не посетит, победителей не будет.

 

«Изображалки»

 

Эта игра имеет некоторые черты розыгрыша, однако она очень способствует выработке контроля за эмоциями. Играть таким образом могут все, без ограничений по возрасту, а правила заключаются в следующем. Сначала из общего числа выбирается водящий, а потом – ведущий. Эти игроки выходят из комнаты, где собрались все. Ведущий называет какого-нибудь зверя, которого нужно изобразить водящему. Затем они возвращаются к остальным. Водящий изображает заказанного зверя, а зрители пытаются отгадать, кто это.

Но на самом деле они заранее предупреждены о том, кого им показывает водящий. Только подавать вид, что все в курсе, ни в коем случае нельзя. Водящий старается изо всех сил, прыгает на разные лады, чтобы быть похожим на определенного зверя, но зрители продолжают серьезно смотреть на него. Таково условие игры – смеяться категорически запрещено. Продолжительность игры во многом зависит от терпения игроков.

Играть подобным образом довольно часто не получится, потому что после первого раза все будут знать о правилах этой игры, и весь интерес и смысл исчезнут.

 

Психологический тренинг

 

В тренинге могут участвовать дети, начиная с 8—9 лет. Максимальное число – 12 человек.

Игроки удобно рассаживаются (можно на полу) полукругом. Ведущий предлагает им закрыть глаза, расслабиться и по очереди представить состояние радости, почувствовать, как она разливается по всему телу. После этого каждый участник тренинга рассказывает о своих чувствах.

Затем ведущий просит представить состояние глубокой печали; далее, по очереди, с небольшими перерывами, чувства страха, одиночества, умиротворения, веселья и т. д.

В заключение тренинга ведущий просит всех запомнить все прочувствованные состояния и выбрать для себя то, при котором они ощущают себя наиболее комфортно и испытывают удовольствие.

 

Фразы

 

Для детей среднего и старшего школьного возраста.

Ведущий предлагает игрокам произнести одну и ту же фразу, пользуясь при этом различной интонацией, различным темпом речи, разной громкостью голоса и т. д. Сначала это может быть упрощенный вариант, одно слово, например – «здравствуйте». Каждый должен постараться произнести это слово как минимум в четырех различных вариантах: печально, весело, возвышенно-поэтично, вкрадчиво. При этом игрокам разрешается использование характерных жестов и мимики.

Далее задание усложняется, ведущий предлагает произносить фразы; например, они могут быть такими:

1. Всего хорошего.

2. Я люблю вас.

3. С добрым утром.

4. Погода сегодня замечательная.

5. Идет дождь.

Победителем игры признается игрок, предложивший наибольшее количество вариантов произнесения одной и той же фразы.

В результате такого проигрывания у ребят формируются различные по своей эмоциональной окраске модели обращения к окружающим и общения с ними.

 

«Узнай героя»

 

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Ведущий выбирает в качестве основы для игры любую детскую сказку с достаточно простым и ясным сюжетом. Для детей дошкольного возраста нужно выбрать сказку, в которой не очень много персонажей и главные герои однозначны, то есть являются положительными или отрицательными.

Участники игры садятся в один общий круг. Ведущий выразительно прочитывает вслух всю сказку. После этого он просит игроков по очереди охарактеризовать каждого персонажа (героя) сказки, аргументируя свой ответ, подкрепляя примерами. Ребенок должен постараться ответить, почему он так думает.

Затем, когда все мнения будут высказаны, можно провести общее обсуждение. В игре не ставится задача выявить победителя, важно научить каждого ребенка адекватно и верно оценивать поступки героев, потому что свои знания дети могут применить и к реальным людям.

 

«Попробуй, рассмеши!»

 

Для детей среднего и старшего школьного возраста.

Ребят нужно разбить на пары. Игроки садятся друг напротив друга. Задача одного – рассмешить любыми способами другого, при этом можно пользоваться как речью, например, рассказать анекдот или смешную историю, так и невербаликой: жестами, мимикой, пантомимикой и т. д. Не разрешается только прикасаться к партнеру по игре. Задача второго партнера – постараться сохранять хладнокровие и не рассмеяться в течение какого-то определенного времени, назначенного ведущим. Это время зависит прежде всего от возраста участников игры. Чем взрослее дети, тем больше его отводится на тур, но не следует давать слишком много времени, самое оптимальное – около 7—10 минут, так как игра теряет динамичность, становится затянутой и менее интересной.

После окончания первого тура все меняются ролями в своей паре, после дальнейших туров игроки меняются партнерами. За каждый выигрышный тур игрок получает одно очко, эквивалентом которого может быть конфета или игрушка.

Победителем игры признается тот, у кого при подведении итогов окажется больше очков или их эквивалентов.

 

«Создай эмоциональный образ»

 

Для детей среднего и старшего школьного возраста. Число участников от четырех человек.

Перед началом игры всем раздают по 3 листа бумаги и по карандашу.

Ведущий предлагает игрокам нарисовать по одному человеческому лицу на каждом листе бумаги, причем это лицо должно выражать какую-либо эмоцию: радость, печаль, злобу, недовольство и т. д., по выбору самого игрока. На выполнение этого задания отводится 10—15 минут. После этого ведущий собирает рисунки у игроков, перемешивает их. Все рассаживаются полукругом возле ведущего, так, чтобы его было хорошо видно. Ведущий достает по одному рисунку и показывает (предъявляет) его всем игрокам. Ребята в свою очередь должны постараться определить. какую именно эмоцию выражает данное лицо. Игрок, являющийся автором этого рисунка, не должен подсказывать остальным.

Если игроки правильно угадывают эмоцию, то автор рисунка получает очко.

Но может получиться так, что, отражая на бумаге эмоциональный образ, автор рисунка имеет в виду одну эмоцию, а остальные дети увидели в нем другую. В этом случае у игрока минусуется одно очко.

При подведении итогов победителем игры считается участник, набравший больше всего очков.

 

«Стойкий оловянный солдатик»

 

Для детей младшего и среднего школьного возраста.

Чрезмерная эмоциональность, отсутствие терпения могут привести к тому, что ребенок не сможет сосредоточиться на каком-то одном действии. Особенно тяжело ему это сделать, если вокруг множество различных соблазнов. Например, трудно заниматься уроками, если кто-то рядом свободен и занимается своими делами. Данная игра направлена на то, чтобы научить детей терпению и сосредоточенности.

Игроки делятся на две команды. Первая команда должна сделать какие-то рисунки. Ведущий придумывает тему для этих рисунков. Дети из второй команды играют рядом в какие-то шумные игры. Смысл игры в том, чтобы первая команда за самый короткий срок точно справилась с заданием – сделала заданные рисунки. Ведущий внимательно наблюдает за ходом игры. Если кто-то из игроков постоянно отвлекается, он получает меньше очков, чем другие, более терпеливые участники игры.

Игра продолжается, только теперь команды меняются местами. Теперь игроки второй команды рисуют, а игроки первой играют в шумные игры. Ведущий следит за игроками и присуждает очки. В конце игры подводятся итоги. Победителем можно считать тех игроков, которые набрали больше очков.

 

«Терпение и труд все перетрут»

 

Для детей среднего школьного возраста.

Иногда для того, чтобы научить детей сдерживать свои эмоции, нужно направить их энергию на выполнение какого-то определенного дела. Данная игра рассчитана на то, чтобы научить детей вовремя переключаться с шумных эмоциональных игр на более спокойные.

Задача ведущего – спровоцировать бурное проявление эмоций у детей. Например, можно затеять какой-то спор, устроить небольшую ссору. При этом нужно внимательно следить за эмоциями участников игры. Те игроки, которые бурно проявляют свои чувства, получают определенное количество штрафных очков. Им следует выполнить какое-то задание ведущего.

При этом ведущий может выбрать следующие варианты заданий: решить какую-то головоломку, собрать из конструктора какую-то игрушку или сделать какое-то другое действие, требующее внимательного и терпеливого отношения. Разумеется, далеко не все смогут быстро переключиться и точно выполнить задание. При этом ведущий должен внимательно следить за «провинившимися» игроками, то есть теми, кто получил штрафные очки. Если они хорошо справились с заданием, то их штрафные очки сгорают, а если игроки не смогли хорошо справиться с делом, то у них штрафные очки остаются. В конце игры подводятся итоги. Победителями считаются те, кто не получил ни одного штрафного очка.

 

«На обидчивых воду возят»

 

Для детей младшего школьного возраста.

Игроки делятся на две команды. Члены первой будут «обидчивыми», а участники второй команды, наоборот, будут пытаться переубедить «обидчивых». Сначала выступает первая команда. Ее члены могут разыграть сценку или рассказать историю из собственной жизни – относительно того, как их кто-то когда-то сильно обидел. Или можно рассказать, как сам игрок невольно или специально обидел кого-то.

Члены второй команды должны внимательно прослушать рассказ или посмотреть «сценку» – театрализованное представление. После этого они должны подробно обсудить обрисованную ситуацию и сказать свое мнение. Они могут сказать, почему нельзя было обижаться в данном случае. Или наоборот, можно сказать, какие меры нужно было принять.

Ведущий внимательно наблюдает за игрой и действиями всех ребят. Затем наиболее убедительные и активные игроки второй команды получают заработанные очки. Потом команды меняются ролями. Члены второй команды становятся «обидчивыми», а первая команда, наоборот, пытается их переубедить. Игра продолжается. В конце ведущий подводит итоги.

Победителями считаются те, кто получил больше очков. Именно эти ребята могут считать себя самыми сознательными и сдержанными в проявлении различных эмоций, в том числе и обиды.

 

 

Глава 9.

Во власти чувств

 

Музыка и цвет

 

Для детей среднего школьного возраста.

Данная игра положительно влияет на развитие тонкости восприятия.

Для игры необходимо заготовить несколько рисунков, четко передающих какое-либо настроение. Лучше, если это будут пейзажи, изображающие различные состояния погоды – солнце, дождь, снег, грозу, ветер и т. д. Желательно, чтобы на одно состояние было 2 или 3 рисунка, отличающихся между собой по впечатлению. К каждому из этих творений следует подобрать музыку, полностью отвечающую тому настроению, которое передано через рисунок. И музыка должна быть различной – симфонической, оркестровой, инструментальной и т. п.

Играющие садятся в круг – и им предлагается рассмотреть заготовленные рисунки. Затем последние раскладываются в беспорядке в центре круга – и включается какая-либо музыка. Задача играющих – вытянуть из кучи рисунков тот, который соответствует данной музыке и несет в себе то же самое настроение и впечатление. Чтобы игра была более занимательной, за каждый правильный ответ следует давать поощрительные призы. Набравший наибольшее количество поощрений по окончании игры получит приз, например все используемые в процессе игры рисунки.

 

«Веселый светофорчик»

 

Для детей младшего и среднего школьного возраста.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.