Сделай Сам Свою Работу на 5

Методические указания по работе с курсом





Н.В.Мозолевская

 

Нейрофизиология

Проблемно-модульный курс

Часть 1. Физиология ЦНС

 

 

Новосибирск

 


Автор

канд. биол. наук, профессор кафедры

философии, социальных и естественнонаучных дисциплин Н. В. Мозолевская

 

 

Рецензенты:

доктор медицинских наук, профессор С. Г. Кривощеков

кандидат психологических наук, доцент О. О. Андронникова

Мозолевская Н. В.

Нейрофизиология. Часть 1: проблемно-модульный курс. — Новосибирск: НОУ ВПО НГИ, 2014. — 95 с.

 

Проблемно-модульный курс разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, требованиями Министерства образования и науки РФ по курсу «Нейрофизиологии» для подготовки студентов по специаль­ности «Психология», которая входит в блок общепрофессиональных дисциплин, в соответствии с учебной программой по дисциплине «Нейрофизиология» с использованием проблемно-модульной образова­тельной технологии, являющейся современной эффективной обуча­ющей системой, а также в соответствии с основными положениями, изложенными в монографии «Технологии проблемно-модульного обучения: теория и практика» и вузовском учебнике «Проблемно-модульное обучение» (2012) академика РАСН Е. А. Соколкова.



Проблемно-модульная образовательная технология удостоена дипломов и золотых медалей Международной выставки «Сибирская ярмарка УЧСИБ» (2001, 2003-2008, 2010, 2011) в различных номинациях, связанных с повышением качества подготовки специалистов-гуманитариев.

Цель курса — оптимизировать творческий процесс глубокого изучения студентами нейрофизиологических основ психической деятельности, осмысления психических процессов и явлений, эффективного применения приобретенных знаний, навыков и умений практической деятельности.

Данный курс адресован студентам, обучающимся по направлению «Психология».

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета НОУ ВПО НГИ и кафедры философии, социальных и естественнонаучных дисциплин.

 

ÓНовосибирский гуманитарный институт, 2014

ÓН. В. Мозолевская, 2014

 

Оценочный лист студента

 

ФИО студента ____________________________________________________



Факультет _________________________________________________________

Направление подготовки (специальность) ______________________________

Курс, номер группы ________________________________________________

Дата поступления работы ___________________________________________

 

Отчетность за проблемно-модульный курс

 

  Оценка Дата Фамилия преподавателя Роспись
Модуль 1        
Модуль 2        
Модуль 3        
Общая        

 

Общие выводы преподавателя о работе студента: _______________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

«­­­_____»______________20 _ г. ________________________________

подпись преподавателя

 

 

Пояснительная записка

Курс «Нейрофизиология» содержит материал, направленный на изучение основных принципов нервной деятельности. Часть 1 посвящена ознакомлению с общими и центральными механизмами регуляции физиологических функции. Знание базовых принципов работы отделов мозга позволяет сформировать научное представление о психической деятельности человека и функциональной организации целостных поведенческих актов.

В связи с этим нейрофизиология является фундаментальной основой образования психолога и включена в учебные планы НГИ.



Дисциплина «Нейрофизиология» входит в блок базовых дисциплин математического и естественнонаучного цикла, имеет код Б2.В.ОД.2 по учебному плану ООП специальности «Психология».

Предметная область дисциплины «Нейрофизиология» имеет логическую взаимосвязь с предшествующими дисциплинами (анатомия ЦНС, общая психология) и последующими (психофизиология, клиническая психология, нейропсихология, патопсихология, психогенетика, специальная психология).

 

Образовательные задачи курса:

— изучить основные понятия нейрофизиологии, фундаментальные физиологические процессы в нервной системе и организме в целом;

— понять принцип морфофункционального взаимодействия отделов головного и спинного мозга;

— рассмотреть основные структуры, участвующие в сложных интегративных процессах, организации мотивационного и эмоционального поведения;

— ознакомиться с современными представлениями о межполушарной асимметрии и половой дифференцировке мозга;

— сформировать представление о том, как используются нейрофизиологические знания в профессиональной деятельности;

 

 

Проблемно-модульный курс «Нейрофизиология» Часть 1 предназначен для самостоятельной работы студентов в процессе изучения физиологических механизмов поведения и психической деятельности человека.

Курс состоит из 12 тем, объединенных в 3 схематично изложенных модуля в соответствии с основными разделами. Каждый модуль включает теоретическую базу и контрольные вопросы, ответы на которые способствуют лучшему усвоению теоретических положений курса.

 

 

Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

общекультурных (ОК):

· способностью и готовностью к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук (ОК-2);

· владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);

· использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4).

 

профессиональных (ПК) :

· - осуществление стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организация психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-4);

· психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека(ПК-6);

· прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7);

 

 

После завершения изучения курса студент должен:

– знать: нейрофизиологические основы психических функций, процессов и состояний человека, физиологические механизмы основных форм поведения человека в зависимости от условий существования и индивидуальных особенностей, сущность метода условных рефлексов и других нейрофизиологических методов исследования в физиологии, используемых в практической психологии.

- уметь: объяснять нейрофизиологические механизмы и принципы взаимодействия центров нервной системы, механизмы, памяти, ассоциативного обучения, условных рефлексов, мотиваций, эмоций, и формирование высших психических функций

владеть: навыками использования в профессиональной деятельности базовых знаний в области общественных и естественных наук, основами физиологического анализа процессов высшей нервной деятельности.

 

 

Методические указания по работе с курсом

 

Данное учебное пособие выполнено в системе проблемно-модульного обучения, которое, основываясь на методике выявления противоречий в познавательном процессе, их раскрытии и разрешении, нацеливает студента на самостоятельное получение знаний и развитие своих интеллектуальных способностей, вооружает его необходимыми методами и средствами для этого.

Проблемно-модульная форма изложения учебного материала предполагает выделение крупных тематических блоков, осмысление проблем которых позволяет студенту глубоко изучить основные аспекты физиологических знаний. Вся организация учебного процесса даёт студенту возможность поэтапно осваивать знания с промежуточным закреплением уже изученного материала.

В учебном материале выделены 3 смысловых блока ( модуля):

«Общие свойства возбудимых тканей», «Центральная нервная система», «Нервные структуры и связи мозга, определяющие основные биологические мотивации и целостные поведенческие акты».

Каждый модуль включает теоретическую базу и контрольные вопросы, ответы на которые могут способствовать лучшему усвоению теоретических положений курса, а также комплекс заданий для самостоятельного выполнения, направленные на овладение основными компетенциями. В учебных целях задания для формирования знаний, умений и владений ранжированы по степени сложности, и в изучаемом модуле обозначаются следующими значками:

знания - ; умения - ; владение - .

 

Проблемно-модульное изложение учебного материала соответствует учебной программе и требованиям ГОС по дисциплине «Нейрофизиология». Изучение проблем курса, должно быть основано на анализе научной, учебно-методической и справочной литературы. Списки литературы приводятся к каждому практическому занятию, а также в конце проблемно-модульного курса. Литература к курсу подобрана таким образом, чтобы в ней нашли отражение фундаментальные проблемы нейрофизиологии. Студент обязан изучить рекомендуемые источники, вникнуть в суть представленного в них того или иного подхода, сопоставить их, прийти к собственному выводу и чётко сформулировать свою позицию по той или иной проблеме.

Все модули представлены динамично и стереотипно. Дидактическая структура модуля включает тематику лекций, семинаров и практических работ, а также вопросы для самостоятельного изучения. Каждый модуль разбит на темы, в рамках которых формулируются проблемные вопросы, а темы, в свою очередь, – на позиции с заданиями, на которые студент должен самостоятельно обосновать тщательно выверенный ответ – его адекватность определяется тем, насколько глубоко студент осмыслил рекомендуемую литературу, сопоставил разные точки зрения, аргументировано обосновал свою. Каждому модулю соответствует терминологический словарь, который должен заполнить студент для приобретения углубленных знаний по содержанию важнейших физиологических категорий.

В выписке из рабочей программы отражены междисциплинарные связи, и это не случайно, так как данным связям проблемно-модульная технология уделяет особое внимание. В этом смысле знания, полученные студентами по указанным дисциплинам, должны соотноситься и интегрироваться с приобретенными знаниями в процессе изучения нейрофизиологии.

При возникновении трудностей в работе над курсом студент может получить консультацию на семинарских и практических занятиях, во время индивидуальных консультаций. Подготовленный проблемно-модульный курс следует зарегистрировать в деканате, а затем сдать на проверку преподавателю. Оценка за работу с модульным курсом выставляется преподавателем в рабочую ведомость по 5-ти балльной шкале перед итоговым контролем, и является обязательным условием для получения допуска к экзамену.

 

 

 

 

Выписка из учебной программы дисциплины

ВведениеПредмет и методы физиологии ЦНС. Роль физиологии ЦНС в общей системе психологического образования. Физиологическое обоснование мозгового обеспечения психических функций. Вклад нейробиологии в понимание психической деятельности.

Модуль 1.Общие свойства возбудимых тканей

Тема 1.Механизмы регуляции физиологических функций

Нервная ткань и ее свойства. Структура и функции нейрона. Глия. Физиология и нейрохимия нейронов и глии. Закономерности эмбрионального и постнатального развития нервной системы.

Механизмы регуляции физиологических функций в организме. Общие принципы структурной организации и функции систем регуляции. Регуляция по возмущению и отклонению. Нервно-рефлекторная и гуморальная регуляция. Рефлекторный принцип регуляции. Строение и функция рефлекторной дуги. Взаимодействие нервных и гуморальных механизмов в рефлекторных реакциях. Обратная связь как механизм саморегуляции. Развитие рефлекторной теории в трудах российских ученых. И. М. Сеченов, И. П. Павлов, В.М Бехтерев. Роль ЦНС в интегративной приспособительной деятельности организма.

Тема 2. Общие представления о возбуждении. Потенциал покоя. Потенциал действия

Возбуждение. Возбудимость, метод ее измерения. Порог раздражения. Изменение возбудимости. Электрические явления в возбудимых тканях, история их открытия. Современные представления о строении и функции клеточных мембран, активный и пассивный транспорт веществ через мембраны. Ионная асимметрия клетки, ионные каналы, их свойства и функция. Мембранный потенциал покоя, его происхождение.

Изменение ионной проницаемости клеточной мембраны при действии раздражителей. Критический порог деполяризации и локальные ответы (местное возбуждение). Свойства локальных ответов.Потенциал действия (ПД), его фазы. Свойства ПД.

 

Тема 3.Проведение возбуждения в рефлекторной дуге

 

Механизм распространения волны деполяризации (ПД) по возбудимой мембране. Особенности проведения возбуждения по миелиновым и без миелиновым волокнам. Функциональные особенности волокон различных типов (волокна типа – А, В, С).

Проведение возбуждения в синапсах. Общие представления о структуре синапса. Классификация синапсов. История развития представлений и механизмов передачи возбуждения в синапсах (О. Леви, Г. Дейл, А.Г. Гинецинский, А.Ф. Самойлов). Механизм передачи возбуждения в химическом (холинергическом) синапсе: синтез медиатора, его транспорт и хранение, инициация выброса, роль ионов кальция, процессы на постсинаптической мембране. Химические медиаторы, их классификация. Нейропептиды (эндорфины, энкефалины, вазопрессин). Тахикинины и опиатные рецепторы антиноцицептивной системы. Роль медиаторов в синаптических процессах.

Электрические синапсы. Интеграция синаптических процессов на нейроне. Возбуждающий и тормозной постсинаптический потенциалы

 

Тема 4.Торможение в центральной нервной системе

 

История возникновения представлений о тормозном процессе. Открытие периферического и центрального торможения (И. М. Сеченов). Торможение первичное, вторичное, пессимальное. Теория парабиоза Н. Е. Введенского: функциональная лабильность, фазы парабиоза. Нейрофизиологические механизмы торможения в ЦНС.

Модуль 2.Центральные механизмы регуляции физиологических функций

 

Тема 5. Нейрон как структурно-функциональная единица ЦНС. Свойства нервных центров

Общая морфофункциональная характеристика ЦНС. Сегментарные и надсегментарные структуры ЦНС, их взаимодействие. Рефлекторный принцип деятельности ЦНС. Нейрон – модуль – нервные сети. Нейрон как структурная и функциональная единица ЦНС. Афферентная, проводниковая, интегративная и секреторная функции нейронов.

Закономерности и особенности возбуждения в ЦНС. Понятие о нервных цепях и нервных центрах.

Основные принципы распространение процесса возбуждения в ЦНС. Дивергенция как элемент мультипликации и основа иррадиации возбуждения в нейронных цепях. Конвергенция возбуждения, определяющая интегративные функции нейрона и его участие в системной деятельности организма. Односторонние проведения возбуждения, центральная задержка реверберация. Низкая лабильность ЦНС, ее утомляемость, чувствительность к нейротропным средствам.

Тема 6.Общие принципы координационной деятельности центральной нервной системы

 

Общие принципы координационной деятельности ЦНС (Ч. Шеррингтон). Взаимодействие между процессами возбуждения и торможения как основа координации рефлексов. Принцип переключения (И. М. Сеченов), реципрокности. Облегчение, окклюзия, обратная связь. Принцип общего «конечного пути», доминанты (А. А. Ухтомский).

Многоуровневая регуляция ЦНС соматических и вегетативных функций. Взаимодействие между различными уровнями ЦНС в процессе регуляции функций. Современное представление об интегративной деятельности ЦНС. Системная организация функций мозга по принципу взаимодействия проекционных, ассоциативных, интегративно пусковых систем. Концепция о жестких генетических детерминированных блоках (модулях) и гибких, вероятностно детерминированных, звеньях системы мозга. Функциональный элемент мозга. Гематоэнцефалический барьер

 

Тема 7.Сенсорные функции нервной системы.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.