Сделай Сам Свою Работу на 5

Проявление информации на разных этапах эволюции-номогенеза





Виды информации Характеристика
Непроявлен-ная информация Не может быть воспринята непосредственно сознанием человека и его органами чувств (мнимая информация). В компьютере – это совокупность данных и программ на носителе информации Во Вселенной – Абсолют Во всех ипостасях непроявленная информация может являться программой
Проявленная информация Может быть воспринята непосредственно сознанием человека или через его органы чувств В компьютере – представляемая через интерфейс посредством устройств вывода, видео-, аудио-, печатная и другая информация Во Вселенной – весь Тварный мир, или проявленное Бытие В процессе преобразования проявленная информация может испытывать отражение (без изменения структуры) и отображение (с изменением структуры), что происходит по программе
Творящая информация Характерна только для живых систем и включает способность стимулировать развитие (творение) систем В компьютере творящей информации нет Во Вселенной – «вселенское» сознание Творящая информация рассматривается как сознание, а сознание предполагаем как способность систем к информационным взаимодействиям. Сознание по числу степеней свободы (п) эволюционирует от информации в простейших живых системах (где п сравнительно мало) до сложных живых систем, вплоть до сознания человека, которое обладает неограниченным числом степеней свободы (п стремится к бесконечности)

Законы о защите психосферы.Подобные законы в разных вариантах разрабатываются везде. Нам, например, пришлось рецензировать проект такого закона в Госдуме РФ, а также просматривать документы других стран. Складывается мнение, что любые запретительные законы, проводимые через власть, дадут, скорее всего, обратный эффект.



Например, проторена дорога по лицензированию любых вторжений в психосферу. Эти лицензии, в конце концов, позволяют почти все: экстрасенсорику, телепатию, гипноз, кодирование, приборное облучение СВЧ- и КВЧ-волнами, техники ребефинга, регулируемого дыхания (задержанного или, наоборот, усиленного) и т.д. Дозы воздействия точно определить весьма трудно, а долгосрочные последействия вообще неизвестны.



Типовой механизм лицензирования таков: давайте побольше дипломов о разных образовательных курсах и платите деньги. Почти все будет разрешено.

Опасны ли психотехники и шаманизм?Так называемые психотехники известны с древности. В Африке и Америке готовили людей-«зомби», воля которых была подчинена, иногда на всю жизнь, некоему «хозяину». В Азии создавали манкуртов, предназначенных для работы без разума и души. Современные методики изменения сознания опираются на исследования С. Грофа в США, В. Райкова в России и др. Известны весьма результативные работы восточных школ, например Махариши.

Однако наркомания в мире растет, число различных сект, практикующих психотехники, также растет, а эффективных методик маловато. Мы полагаем, что наряду с поиском все новых психотехник и появлением различных экзотических сект общество получает новый тоталитаризм, но идущий не от властей, а изнутри. Полагаем, что для христианского мира, составляющего значительную часть населения планеты, наиболее эффективен путь молитвенного и музыкального оздоровления души.

Молитва и медитация

В минуту жизни трудную
В груди теснится грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть...
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко...

М.Ю. Лермонтов. Молитва

Нигде, даже в «Лермонтовской энциклопедии» (1981), не указано, какую именно молитву имел в виду поэт. Однако хорошо известно, что в этом стихотворении М.Ю. Лермонтова с психологической и поэтической проникновенностью передано состояние душевной просветленности. Это состояние контрастно противопоставлено «трудной минуте жизни», обычному для лирического героя Лермонтова настроению тяжелой рефлексии и скептицизма.



Кроме использованного в эпиграфе у поэта есть еще два стихотворения с подобным названием: «Не обвиняй меня, Всесильный» (1829), «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою» (1837). В этих и многих других стихотворениях великий поэт говорит, что именно молитва многократно облегчала его израненную душу.

Молитвенные мотивы постоянно встречаются и у гения русской поэзии А.С. Пушкина. Более того, Пушкин не только размышляет о молитвах, но и неоднократно использует в своем гениальном поэтическом переложении библейские образы из Ветхого и Нового Заветов. Молитвенные божественные образы просветляют душу поэта и спасают его в минуты уныния и тоски. Поэт преклоняется перед мудростью Священного Писания.

Вот что он, например, пишет в 1836 году: «Есть книга, коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира; ...но книга сия называется Евангелием, – и такова ее вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах противиться ее сладостному увлечению...»

В книге И.Ю. Юрьевой «Пушкин и христианство» даны десятки и сотни примеров поистине молитвенных стихов поэта. Тут и параллель с ветхозаветным Иовом, который обращается к Богу со своими сомнениями. Пушкин пишет: «Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана? Иль зачем судьбою тайной ты на казнь осуждена? ...Цели нет передо мною: сердце пусто, празден ум, и томит меня тоскою однозвучный жизни шум» (1928).

Однако к сомнениям Пушкина критически отнесся такой высокий духовный авторитет, как митрополит Московский Филарет. Он возвращает поэту три его строфы, вкладывая в них противоположный смысл: «Не напрасно, не случайно жизнь от Бога мне дана, не без воли Бога тайной и на казнь осуждена. ...Вспомнись мне, забвенный мною! Просияй сквозь сумрак дум – и созиждется Тобою сердце чисто, светел ум!» (1830).

Пушкин не остается в долгу и отвечает Филарету знаменитыми стансами: «И ныне с высоты духовной мне руку простираешь ты, и силой кроткой и любовной смиряешь буйные мечты. Твоим огнем Душа палима, отвергла мрак земных сует, и внемлет арфе серафима в священном ужасе поэт» (1830).

Безмерное уважение Пушкина к Творцу и его прекрасному творению – женщине блестяще проявилось в стихотворении «Мадонна»: «В простом углу моем, средь медленных трудов, одной картины я желал быть вечно зритель, одной: чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш Божественный Спаситель – она с величием, он с разумом в очах – взирали, кроткие, во славе и в лучах, одни, без Ангелов, под пальмою Сиона. Исполнились мои желания: Творец тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, чистейшей прелести чистейший образец» (1830).

Говоря о Пушкине как о поэте-христианине и великом гуманисте, нельзя не вспомнить следующие строки: «Два чувства дивно близки нам, в них обретает сердце пищу: любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам. Животворящая Святыня! Земля была б без них мертва, как без оазиса пустыня и как алтарь без Божества».

Останавливаясь так подробно на молитвенных переживаниях и мыслях о Боге двух великих русских поэтов, мы хотели показать, с одной стороны, глубочайшую связь веры и поэтического вдохновения, а с другой – очищающее душу воздействие молитвы.

Что касается христианского мира и, особенно, России, то, наверное, полезно было бы вернуться к полузабытым ритуалам молитв и духовной музыки во славу Христа, Богородицы, Пресвятой Троицы, Святого Духа...

В этой научной работе хотелось бы сказать, что каждому культурному человеку надо знать ту молитву, которую, по Евангелию, сообщил своим ученикам сам Христос – это «Отче наш»:

Отче наш, Иже ecu на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Яко же Твое есть царствие, сила и слава. Аминь.

Эта молитва, согласно Евангелию, произнесена Христом Отцу Небесному. Мягкий, певучий старославянский текст создает почти музыкальное впечатление. Ее можно читать в любое время суток, когда душа попросит.

И Бог обязательно поможет, если человек ему верит. А как именно поможет, – это не нам судить. Дальний замысел Всевышнего никому не известен.

Хотелось бы привести здесь короткую, но очень емкую молитву, которую любил известный православный святой Серафим Саровский – «Песнь Пресвятой Богородице». Эту молитву преподобный Серафим много раз повторял, копая знаменитую Богородичную Канавку вокруг Дивеевского монастыря. Он молился за Россию, так же, как в свое время Сергий Радонежский...

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила ecu душ наших. Аминь.

Говорят, что сейчас Россия входит под благостный покров Божьей Матери, и молитва Ей всегда уместна.

Многовековая практика молитвенных песнопений оправдала себя миллионы раз для миллионов людей. Современная технократическая цивилизация, средства массовой информации, компьютеры, телевидение, тяжелая рок-музыка, Интернет, к сожалению, зачастую «съедают» личность и тем самым способствуют подмене гармоничного развития культом агрессии и насилия.

В «Полном церковно-славянском словаре» (1900) приводится такое определение понятия красота: «Красота – порядок, устройство; распоряжение, устав, украшение; мир, свет, вселенная (Библия. Втор., гл. 4:19)».

Там же дается следующее определение понятия Логос: «Логос – Слово, II лицо Св. Троицы, то же, что у евреев – Елохим. У неоплатоников словом Логос названо божественное начало, принявшее идеи Верховного Бога и осуществившее их в Мире».

А вот та чудная молитва, которую, наверное, имел в виду в своем стихотворении М.Ю. Лермонтов:

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен ecu во веки веков. Аминь.

Наверное, не стоит и нам с вами забывать о христианской молитве, способной защитить нас и нашу Душу...

Какая же разница между молитвой и медитацией? Молитва – это, как правило, обращение к Богу с благодарностью или просьбами. Предполагается, что молитвы читаются вслух или про себя как некие тексты. Молитва может быть индивидуальной и канонической, где молящийся уже не личность, а как бы представитель всех людей. Молитва связывает человека и Бога; она субъективна. Весьма распространена «естественная» молитва: на прогулке, в лесу или в поле... Она менее формальна, чем в храме, и обращение к Богу, Истине, Природе идет не через символы, а более естественно: происходит пробуждение в человеке состояния блаженства Души.

Медитацию можно определить как включение сверхперсонального интеллекта или бессловесное пребывание в доверии к Богу. Если представить реальным внешний поток событий и мыслей вокруг нас, то в медитации происходит как бы отключение сознания от «внешней суеты».

Термин «медитация» в христианской литературе отсутствует, а означает он просто безмолвную молитву.

Медитация на Востоке традиционно была индивидуальной. Однако в последние десятилетия распространился опыт института Махариши в коллективной медитации сотен и даже тысяч молящихся. По результатам тщательных исследований этого опыта установлено положительное влияние массовой медитации на гармонизацию нравственного климата в конкретном районе. Например, Махариши утверждает, что его институту удалось в ряде случаев сгладить агрессию на Ближнем Востоке и снизить уровень наркомании в некоторых регионах США.

В восточной традиции индуизма и буддизма распространено пение мантр, в которых превалирует фактор ритма. Многократные повторения одинаковых созвучий способствуют тому, что человек как бы «отрывает» свои корни от реального мира. Происходит некоторый резонанс внутренних звуков и мыслеобразов с соответствующими их потоками во внешней духовной среде. Наш мир, внутренний и внешний, – это многообразие нашего опыта, связанного, в том числе, с потоком мыслеобразов.

В индуизме и йогической практике медитация связана с безмыслием и неделанием. В исламском суфизме медитация проявляет любовь ко всему в природе: природа – учитель, она ведет к знанию во Всем. Также и йог считает: кошка – учитель, дерево – учитель и т.п. Подобное мироощущение по сути пантеистично. В буддийской молитвенной практике и философии предельное состояние – Пустота, или Ничто (Шуньята). Заметим, что в христианстве тоже существует отрицательная (апофатическая) теология, где Божественное Ничто определяется через отрицательные характеристики (ни то, ни другое, ни третье...)

В христианской практике от Григория Паламы (XIV век) берет начало традиция «умной», углубленной молитвы: от сердца, без слов. В его учении исихазма (от гр. исихия – тишина) объединен опыт восточных техник и христианской молитвы. Практику естественной и умной молитвы широко использовали в русском православии, но сейчас официально осуждается как исихазм, так и любые формы медитации. Хотя, пожалуй, нельзя провести четкую границу в практиках сосредоточения при медитации в индуизме, буддизме, даосизме, мистическом исламе, православном исихазме.

Мусульманские молитвенные суры также весьма содержательны. Правда, направленность исламских молитв, как выше отмечалось, существенно отличается от христианских. Более того, нельзя забывать, что ислам со своей идеологией возник в V-VI веках как некий противовес иудаизму и христианству.

Известно, что и восточные, и христианские святые использовали медитацию, но, видимо, христиане, медитируя, размышляют более содержательно. При этом используется богатый фольклорный запас, особенно разнообразный в русской православной практике. В христианстве несомненна своя особая культура молитвы. Весьма важным элементом этих молитв является покаяние как свидетельство осознания своих несовершенств перед Богом как высшей совестью. Видимо, в этом главная особенность христианских молитв...

Еще одна важнейшая особенность русского православия – в его высокой соборности. Именно эта соборность позволяла России неоднократно выходить из тяжелейших испытаний, связанных с нашествиями врагов как с Востока, так и с Запада. Несомненно, без этой православной соборности Россия не смогла бы сохранить свою самобытность как государство. Русские священники в тысячах российских церквей несли эту соборность прямо в народ. Каждый батюшка стремился жить интересами своих прихожан и часто разделял тяготы их жизни. Именно так строилось единство Руси и России.

В заключение темы о молитвах заметим, что, являясь обращением к Богу или синклиту святых, они отличаются высокой традиционной духовностью. В них, как правило, отсутствует агрессивность и невозможны отрицательные последствия. В то же время приходящие с Запада техники измененного сознания и трансперсональной медитации (ТМ), к сожалению, могут использоваться двояко. ТМ-техники могут гармонизировать и одухотворять, если их содержательность высока, а могут разрушать. В любом случае ТМ-техники – это новейшие методы управления сознанием. От управления совсем недалеко до манипулирования сознанием масс в любых корыстных целях: например, для оправдания террора по отношению к малому этносу, подготовки электората с помощью специальных предвыборных психотехнологий к выборам заданного кандидата и т.д.

Таким образом, если исключить чисто криминальные пути психотеррора, что должно быть уголовно наказуемо (например, 25-й пси-кадр в программах телевидения), то остаются большие резервы нелекарственного воздействия на психику. Для Востока наиболее привычны и за тысячи лет апробированы техники медитации и пения мантр, а на Западе развита практика молитв с музыкой и песнопениями. Тут не надо ничего изобретать, а просто дать свободу использования медитации, молитв и музыки в любых гармоничных ритуалах: как древних, так и современных. Но не всякая музыка годится для обращения ко Всевышнему.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.