Сделай Сам Свою Работу на 5

Прочие условия эффективности и качества редакторского анализа





Тщательное изучение и знание будущего читателя издания, РезУльтатов воздействия на него аналогичных изданий — еще °ДНо важное условие эффективности и качества редакторе-Кого анализа, редактирования.


^

Глава 8. Условия качества и эффективности редактирования

Коль скоро редакторский анализ является мысленным экспериментом, он должен удовлетворять условиям выпол­нения мысленных экспериментов.

Это означает прежде всего, что подлинный успех в редак­торском анализе возможен лишь в том случае, если редактор в состоянии построить модель читателя. А в состоянии сде­лать это он только тогда, когда располагает объективными данными о читателе. К таким данным можно отнести уро­вень знаний потенциальным читателем предмета редактиру­емого произведения, представление о том, что этот читатель ожидает от подобного произведения, что побуждает его брать­ся за чтение этого произведения. Значение могут иметь так­же знание характера и особенностей той деятельности на на­стоящем и предвидимом этапах, в которую могут быть вклю­чены почерпнутые из этого произведения знания.

Каковы же пути и средства добывания этих знаний?



Применительно к школьным учебникам кое-что на этом пути сделано. Так, Н. А. Менчинская в работе «Психологи­ческие требования к учебнику» (см.: Методические, психо­логические и гигиенические требования к учебнику для сред­ней школы. М., 1955. С. 143—168) предложила применить к изучению читателя школьного учебника научные методы на­блюдения, беседы, естественного эксперимента и сформули­ровала требования к процессу такого изучения.

В случаях, когда потенциальные читатели издания — стро­го ограниченная группа, доступная изучению, приемы и ме­тоды, предлагаемые Н. А. Менчинской, вполне могут быть распространены на их изучение.

Стать на позицию читателя, во всех своих действиях исхо­дить из их интересов и потребностей нельзя, если ограничи­ваться только изучением читательских откликов на аналогич­ные издания, их писем, устных отзывов, выступлений на об­суждениях книг и их презентациях. Более или менее точно судить о качестве книги, о том, насколько она удовлетворяет читателей, можно только по таким объективным показате­лям, как эффективность применения полученных из книги знаний в практической деятельности (у школьников, напри­мер, к решению учебных задач).



Н. А. Менчинская предлагает учителям накапливать объективные документы результатов наблюдений (конс-


8.3. Прочие условия

пекты уроков, указания учителя к самостоятельной про­работке учениками материала учебника, записи вопросов учеников по учебным изданиям, ошибки ответов после вы­полнения домашнего задания, письменные работы учени-ков). Эти документы помогут оценить качество учебника.

Рекомендуются также беседы с учащимися по специаль­ной методике (вопросы, ответы на которые должны показать, насколько понял ученик причинно-следственные зависимо­сти или насколько ясно он представляет себе внешнюю сто­рону описаний; задания на сравнение материалов учебника, задачи на проверку их усвоения).

Цель естественного эксперимента — выяснить, что' имен­но является причиной трудности усвоения материала учеб­ника: содержание текста или приемы его изложения. Для та­кого эксперимента строят серии упражнений с постоянным содержанием текста, но с вариантами его изложения.

Только объединенными усилиями нескольких или мно­гих однотипных издательств можно провести исследования восприятия и понимания читателями выпускаемой ими ли­тературы, степени удовлетворения ею их интересов. Это мо­жет дать неоценимое знание читателей и увеличить точность анализа и оценки подготавливаемых к изданию книг.

Эффективность редакторского анализа зависит также от степени знания редактором индивидуальных особенностей ду­ховного мира автора. Такое знание позволяет редактору хо­рошо ориентироваться в нюансах авторских замыслов, постоянно видеть за строками текста авторский мотив. Это знание дает также возможность правильно строить взаимо­отношения с автором, с учетом его психического склада. То, что подходит для одного, недопустимо для другого и может повлечь за собой трудно разрешимый конфликт.



Анализируя произведение, нельзя не считаться с тем, кто его автор, как сказывается на тексте его личность, что в тек­сте от него, а что привнесено случайно, не органично для его текста, что идет от замысла и мотива автора, а что вросло в Произведение помимо них.

Необходимо редактору и знание собственных индивидуаль-нЪ1х особенностей. Не может редактор точно и обоснованно Критиковать собственные замечания и рассуждения, не зная хорошо себя, свой психический склад. Редактор, который


Глава 8. Условия качества и эффективности редактирования

L^

плохо знает свои индивидуальные особенности, не сумеет отделить в своих замечаниях и предложениях автору чисто субъективное от объективно необходимого, будет допускать ошибки.

Так что изучать и знать своего читателя, своего автора и самого себя редактору насущно необходимо ради точности и правильности анализа и оценки подготавливаемого к изда­нию произведения.

Еще одно условие успеха редакторского анализа — знание редактором тех проблем и проблемных ситуаций, которые со­здались или могут возникнуть в той области знаний или отрас­ли деятельности, ради развития и совершенствования которой создается редактируемое произведение, а также знание лите­ратуры, тематически и содержательно предшествующей ре­дактируемому произведению.

Без такого знания трудно выявить все устаревшее и новое в тексте, установить уголовно наказуемый плагиат.

Последнее условие эффективности и качества редакторс­кого анализа относится не столько к редактируемому произ­ведению, сколько к произведениям аналогичного содержа­ния и назначения, которые будут подготавливаться к изда­нию в последующем.

Его суть в желательности обобщать в работе над одним, се­годняшним изданием все принципиально важное для совершен­ствования целой группы однотипных изданий или произведений одного вида.

Успех в издательском деле лежит и в направляющем влия­нии издательств на литературный процесс, на творчество ав­торов.

Уместно здесь напомнить исполненные глубокого смыс­ла слова С. Я. Маршака, немало потрудившегося на издатель­ской ниве:

Правильно поставленная редакционная работа неминуемо приводит к теорети­ческим обобщениям.

Редактор, критикуя то произведение, которое он сегодня готовит к изданию, не всегда в состоянии реализовать то, что объективно принесло бы пользу изданию и читателю и даже, может быть, сделало его в чем-то новаторским.

Причины таковы:


8.3. Прочие условия

1. Автор вправе отклонить предложения редактора, если
оНи не вытекают из договора.

2. Редактор связан сроками подготовки издания к произ­
водству, а существенное совершенствование произведения
требует дополнительного времени.

3. Невозможно не считаться и с устоявшимися традиция­
ми- Через некоторое время они могут быть поколеблены, что
создаст благоприятные условия для реализации полезных
редакторских новаций.

4. Наконец, не всегда возможности данного автора дела­
ют посильной для него реализацию редакторских предложе­
ний, но это может быть вполне по силам авторам следующих
подобных работ.

Обобщать сегодняшнюю практику важно для того, чтобы выдвинуть перед авторами следующих книг той же группы новые задачи, сформулировать новые требования, сегодня еще не осуществимые, но вполне осуществимые завтра.

Каждое редактируемое произведение в таком случае ста­нет для редактора звеном в цепи предшествующих и после­дующих изданий одной группы. Ему полезно видеть в сего­дняшнем произведении и издании прообраз будущих произ­ведений и изданий, которые лишены еще не преодолимых сегодня слабостей и обогащены новыми качествами, наме­ченными сегодня. Редактирование и редакторский анализ начинается, таким образом, еще до того, как произведение легло на редакторский стол.

 


Глава 9

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.