Сделай Сам Свою Работу на 5

Общее представление о структуре редакторского анализа





До сих пор произведение и анализ его представали в на­ших рассуждениях как одно нерасчлененное целое. Мы от­влекались от того, что в действительности одномоментно объять произведение никому не по силам: оно воспринима­ется любым читателем (и редактором в том числе) не сразу, а по текстовым элементам и частям, взаимосвязанным и об­ладающим многими качествами.

Мы пренебрегали (ради выяснения главной сути редакти­рования и редакторского анализа) и тем, что конечные цели анализа и оценки недостижимы сразу, что прежде чем оце­нить и найти способ улучшить рукопись, надо решить ряд Промежуточных задач, каждая из которых достаточно слож-


Глава 2. Предмет, механизм и структура ред. анализа

на. Надо подвергнуть мысленной обработке из целой цепи действий каждый элемент и часть текста. Только решив про­межуточные задачи, можно овладеть информацией, необхо­димой для оценки рукописи и ее улучшения.

Наконец, мы рассматривали произведение плоскостно, как однокачественное, хотя на самом деле оно объемно и обладает, как и каждая его часть и каждый элемент, многими качествами, и каждое из этих качеств требует самостоятель­ного анализа и оценки.



Таким образом, редакторский анализ — сложнейший мыс­лительный процесс, и структура его (составные части и свя­зи между ними) очень сложна.

Редакторский анализ протекает как бы в трех плоскостях, трех разрезах.

Во-первых, он делится на части, поскольку само произве- i дение состоит из многих элементов и частей (единиц текста), каждая из которых требует самостоятельного анализа.

Во-вторых, как показывает осмысление опыта, он членит­ся на части потому, что единицы текста подвергаются не од­ной, а многим мыслительным операциям, у каждой из кото­рых своя цель:

— глубоко овладеть смыслом того, о чем пишет автор, т.е. i
понять текст, и уяснить, какими формальными средствами
пользовался автор для передачи смысла;

— убедиться в том, что глубокое понимание текста дей-
ствительнодостигнуто;

— выяснить, какому читателю адресован текст по сути его
содержания и формы и что представляет собой этот читатель,
каковы его наиболее существенные особенности именно как
читателя;



— представить, как поймет текст потенциальный читатель; I

— определить, на что текст реально нацелен и на что на-
целя»его желательно;

— установить, какими общими, особенными и индиви-|
дуальными чертами обладает произведение, каков замысел
автора;

— вообразить, как изменится читатель под влиянием про-1
читанного текста, каким будет результат чтения.

После этого текст оценивается. И если оценка снижен-] ная, то процесс анализа продолжается для того, чтобы, во-1


2.4. Общее представление о структуре

еовых, проверить правильность оценки произведения, и, во-вторых, помочь автору найти пути улучшения текста. Цели последующих мыслительных операций: __ предвосхитить возможные возражения автора против первоначальной редакторской оценки и суметь обоснован­но их отвести или, согласившись с ними, изменить оценку;

—если оценка и при этом осталась сниженной, выяснить,
почему результат чтения оказался не тем, что желателен, по­
чему исполнение разошлось с замыслом;

—отыскать рациональные средства, позволяющие устра­
нить причины несовершенства текста, и предложить автору
изменить текст с помощью этих средств или тех, что он най­
дет сам;

—проверить, действительно ли результат чтения изменен­
ного текста достигает поставленной цели, и, если цель не
достигнута, снова повторить всю цепь действий.

Как видно из сказанного, редакторский анализ делится на виды, одни из которых нацелены на оценку рукописи, а дру­гие — на помощь автору в ее улучшении.

Наконец, в-третьих, процесс редакторского анализа со­стоит из мелких частей потому, что у каждой единицы и час­ти текста много содержательных и формальных качеств (иде­ологических, политических, специально-предметных, фак­тических, логических, стилистических и т.д.), и каждая тре­бует сложного самостоятельного редакторского разбора и оценки.



Итак, каждая единица текста анализируется и оценива­ется:

1) как структурно-логическая его часть (первая группа
видов анализа);

2) как обладающая смыслом, вытекающим из авторского
замысла, а также читательским функционально-целевым на­
значением, реальным (реализуемым) и идеальным, к кото­
рому желательно максимально приблизиться (вторая группа
видов анализа);

3) наконец, как имеющая много содержательных и фор­
мальных качеств (третья группа видов анализа).

Или иначе: редакторский анализ — это:

1) анализ по текстовым единицам;

2) анализ по разноцелевым мыслительным операциям,


Глава 2. Предмет, механизм и струюура ред. анализа

которым подвергается каждая единица текста и текст в це­лом ради оценки и улучшения;

3) анализ по качествам (сторонам) каждой единицы тек­ста и текста в целом.

Все эти разнообразные виды редакторского анализа сли­ваются в единый сложный процесс. Детально каждый вид рассматривается в следующих главах.


Глава 3

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.