Семен Людвигович ФРАНК. СМЫСЛ ЖИЗНИ
2. «Что делать?»
· Какую формулировку в русском сознании приобретает проблема смысла жизни?
· Какие варианты ответов на вопрос «Что делать?» известны русской культуре? В чем их сходство?
· В чем Франк усматривает религиозные истоки идеи общего дела, которое спасет мир и соучастие в котором дарует смысл жизни личности?/
· Почему Франк считает, что вера в смысл жизни, обретаемый ч-з соучастие в великом общем деле, долженствующем спасти мир, не обоснована и противоречива?
· Каким, согласно Франку, должен мыслиться смысл жизни?
· Станет ли земная жизнь когда-нибудь более осмысленной?
· Какую формулировку вопроса о смысле жизни Франк считает единственно религиозно оправданной и трезвой?
· Как Евангелие отвечает на вопрос «Что делать»?
3. Условия возможности смысла жизни.
· Почему нельзя признать нашу жизнь «самоцелью»?
· Каким образом Франк обосновывает условия возможности смысла жизни?
· Какие условия необходимы для того, чтобы жизнь имела смысл?
4. Бессмысленность жизни
· О чем в большей степени свидетельствует эмпирическая действительность: о наличии в жизни смысла или об отсутствии его?
5. Самоочевидность истинного бытия
· Правомерно ли на основании только эмпирической природы мира и жизни умозаключать о всеобщей бессмысленности жизни?
· О чем свидетельствует наличие у человека знания о мире?
· Что означает понятие существования в отношении предметов духовного порядка?
· Откуда возникает в человеке стремление к осмысленной жизни, абсолютному благу, вечности?
6. Оправдание веры.
· Каким образом соотносятся Правда, Бытие, Свет, Совершенство, Вечность?
· Что Франк именует «сердечным знанием»? Что открывает человеку это «сердечное знание»?
· Что такое благоговение? Из каких чувств оно рождается? Какие истины открывает человеку это чувство? Как связано чувство благоговения с осмыслением жизни?
· Каким образом Франк решает проблему теодицеи?
· Почему смысл жизни нельзя найти в готовом виде раз навсегда данным?
7. Осмысление жизни.
· Какие две стороны присутствуют в вере как искании и усмотрении смысла жизни?
· Какая существует связь между любовью и самоуглублением?
· В чем Франк усматривает общественный смысл молитвенного и аскетического подвига?
· Почему Франк именует осуществление смысла жизни Богочеловеческим процессом?
8.О духовном и мирском делании
· В каком отношении к интересам нашей эмпирической жизни находится осмысление жизни?
· Чем отличаются пути, которыми идут к Богу отшельник и мирянин?
· Что человек может и должен делать в миру и мирскими средствами?
· Каково отношение Франка к проблеме сопротивления злу?
· Какой критерий позволяет распознать, установил ли человек правильное отношение к своей внешней, мирской деятельности, связав ее с подлинным, духовным делом?
НЕПОСТИЖИМОЕ
Проблема основания или происхождения зла (проблема теодицеи)
а. Пределы значимости и разрешимости проблемы теодицеи
· Какие рационалистические установки в решении проблемы теодицеи С.Л. Франк признает неудовлетворительными?
· Какое двоякое утверждение Франк противопоставляет расхожим рационалистическим установкам в решении проблемы теодицеи?
· Почему проблема теодицеи рационально неразрешима в принципе?
· Что представляет собой зло с онтологической точки зрения?
b. Сущность зла
· Как можно объяснить зло в его сущностной безосновности, не ища для него «основания»?
· Что происходит, когда единично-сущее через абсолютизирование «не», которое конституирует его существо, полагает себя как замкнутое, безусловно в себе и по себе сущее?
· Как соотносятся пребывание во зле и временность земного бытия?
с. Проблема ответственности за зло
· В чем С.Л. Франк видит неудовлетворительность обычного способа «объяснить» возникновение зла из человеческой «свободы», из данной человеку способности «выбирать» между добром и злом?
· Где находится инстанция, порождающая зло, - в трансцендентном человеку духовном мире или в самом человеке? Кто повинен в порабощении человека злыми силами - он сам или силы зла?
· Можно ли рационально согласовать всемогущество и всеблагость Бога?
· На каком основании С.Л. Франк утверждает, что реальность Бога и реальность зла – это очевидности совершенно разного характера?
· Почему зло не может победить добра?
· Как С.Л. Франк объясняет природу непостижимости тайны сосуществования всеблагого и всемогущего Бога и зла?
· Какой путь решения проблемы теодицеи Франк считает единственно возможным?
d. Смысл страдания
· В чем сходство и различие страдания со злом?
· В чем С.Л. Франк видит смысл страдания?
· Как С.Л. Франк трактует отношение Бога к страданию?
е. Итоги рассмотрения проблемы зла
· Какими двумя путями преодолевается зло?
Иван Александрович ИЛЬИН. О СМЕРТИ
· В чем Ильин видит смысл смерти?
· Каким образом смерть позволяет человеку выработать критерии оценки жизненных ценностей?
Иван Александрович ИЛЬИН. О БЕССМЕРТИИ
· На каком основании Ильин не допускает мысли о смерти личной души?
· В чем Ильин видит значение человеческой телесности?
· Как Ильин определяет дух?
· В какой момент духовного развития человека наступает смерть?
· В чем Ильин видит содержание духовной жизни в ее посмертном существовании?
· В чем Ильин видит смысл бессмертия?
Иван Александрович Ильин. О СОПРОТИВЛЕНИИ ЗЛУ СИЛОЮ
Введение
· Как Ильин формулирует вопрос о сопротивлении злу силой?
О добре и зле
· Каково «местонахождение» зла? Какое значение эта проблема имеет для решения вопроса о борьбе со злом?
· Что есть телесное страдание с точки зрения добра и зла?
· Как Ильин определяет духовность и любовь? Какая связь между ними?
· Как соотносятся добро и зло с любовью и одухотворением?
· Какова религиозная природа добра и зла?
О силе и зле
· Почему деятельность человека, пресекающего внешнее злодейство, нельзя считать противодуховной и противолюбовной?
· Почему физическое воздействие на злодея не является злом?
· В чем разница между насильником и пресекающим зло?
О мироотвергающей религии
· Что дает Ильину основания называть учение Толстого мироотвергающей религией?
· Какие противоречия обнаруживает Ильин в учении Толстого?
· В чем проявляется упрощенное понимание Толстым христианского учения?
Общие основы
· Почему употребление физической силы не может и не должно быть исключительным и самодовлеющим средством в борьбе со злом?
· Каковы, по мнению Ильина, пределы физического понуждения и пресечения? Какие цели недоступны такому понуждению?
· Какие правила Ильин предлагает в качестве критериев для руководства при сопротивлении злу?
Обоснование сопротивляющейся силы
· Что Ильин относит к основным свойствам зла?
· Каким видится Ильину сравнительное значение внешнего понуждения и пресечения в общей системе борьбы со злом?
· Какие цели преследует внешнее понуждение и пресечение?
· Каково отношение Ильина к смертной казни?
· Обобщите аргументы Ильин в пользу допустимости сопротивления злу силой.
· Вызывает ли у вас сочувствие концепция Ильина?
Владимир Сергеевич Соловьев. ТРИ РАЗГОВОРА О ВОЙНЕ, ПРОГРЕССЕ И КОНЦЕ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ.
Предисловие
· Какие задачи поставил перед собой Соловьев в данном произведении?
Разговор первый
· Какие аргументы говорят в пользу того, что с точки зрения христианского мировоззрения военная профессия не является заведомо предосудительной?
· Какие аргументы приводит Соловьев для обоснования применения силы при сопротивлении злу?
Разговор третий
· В каком отношении ко Христу находится антихристианство последних времен?
· Каково отношение участников трех разговоров к проблеме реальности зла?
· Как Соловьев трактует смысл слов Христа: «Думаете ли вы, что Я мир пришел принести на землю? Нет, говорю вам, - но разделение» (Лк 12, 51)?
· В чем видит смысл истории политик?
· Почему Соловьев не считает возможным видеть в культурном прогрессе смысл истории?
· Почему ума и совести недостаточно для исполнения добра?
Краткая повесть об антихристе
· Какими чертами рисует Соловьев портрет антихриста?
· В чем антихрист видит отличие своей миссии от миссии Христа?
· Какое чувство ко Христу развивается в душе антихриста?
· Чьи идеи имеет в виду Соловьев, приводя слова дьявола, сказанные антихристу: «Прими дух мой. Как прежде мой дух родил тебя в красоте, так теперь он рождает тебя в силе»?
· Какие результаты принесла деятельность антихриста в качестве верховного правителя?
· Где проходил вселенский собор? Что символизирует этот храм в контексте всего произведения Соловьева?
· Чего потребовал антихрист от христиан?
· Что обещает антихрист христианам?
· Что сами христиане считают самым важным для себя в христианстве? Кто из присутствующих объявляет об этом?
· Как и кем был опознан антихрист?
· Какую роль, согласно Соловьеву, в последние времена сыграют православие, католичество и протестантизм?
· К какому экуменизму призывал антихрист, и какой экуменизм, согласно Соловьеву, является истинным?
· Как соотносится «Краткая повесть об антихристе» с общей проблематикой «Трех разговоров»?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|