Сделай Сам Свою Работу на 5

Часть 1. Пастырь у постели больного.





  • Почему во время болезни человек особенно нуждается в пастырской помощи?
  • Каким образом Митрополит Антоний советует строить отношения с больным?
  • Против каких ошибок в отношении с больными предостерегает Митрополит Антоний?
  • Какая роль отводится таинствам?
  • Как избавить умирающего от чувства одиночества?
  • Какие советы относительно молитвы рядом с умирающим дает Митрополит Антоний?
  • Как помочь близким умирающего и умершего?
  • Как относиться к слезам, к скорби по усопшим?
  • Как утешить людей, потерявших малолетнего ребенка?

Часть 2. Смерть.

  • Что значит иметь «память смертную»?
  • Каким образом «память смертная» способна повлиять на человеческую жизнь?
  • Почему нужно избегать лжи в отношениях с умирающим?
  • Что подразумевает Митрополит Антоний под двойственным отношением к смерти?
  • Как Митрополит Антоний советует готовить себя к смерти близкого человека?
  • Каким образом Митрополит Антоний советует формировать правильное отношение к смерти у детей?
  • Каким образом Митрополит Антоний советует потерявшим близкого преодолевать чувство одиночества?

· Каков смысл церковных служб, связанных со смертью?



А. Десницкий

ЗАЧЕМ ХРИСТИАНИНУ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ?

· В чем суть воззрений Маркиона, и почему они неприемлемы для христианства?
Какое значение имеет ВЗ для проповеди Евангелия?

· Может ли современный человек сказать, что он полностью вырос из Ветхого Завета, преодолел его?

 

 

С. Худиев

ЧТО ТАКОЕ ЗАКОН БОЖИЙ?

· В чем автор видит парадокс Закона?

· Что такое культура «короткого гедонизма»?

· Как соотносятся закон и любовь?

 

Блж. Августин

Аврелий Августин (Aurelius Augustinius) (354-430) – виднейший латинский богослов и философ, один из великих западных отцов Церкви. Он родился в Северной Африке в небогатой провинциальной семье, в молодости испытал влияние матери - христианки, но долгое время оставался безразличным к религии. Пережил увлечение манихейством, затем – скептицизмом. В Милане он слушал проповеди свт. Амвросия Медиоланского, начал изучать послания ап. Павла. На Пасху 387 г. Августин принял Крещение от свт. Амвросия. Вскоре он вернулся в Северную Африку, стал пресвитером, а затем – епископом г. Гиппон Регий.



Если на Востоке было множество крупных богословов, то на Западе Августин не имел себе равных, и его учение определяло ход развития латинской богословской мысли вплоть до появления средневековой схоластики. В ряду моральных проблем Августин выделял два основных вопроса: каким должен быть человек и насколько это в его силах. В отношении к этим вопросам взгляды Августина претерпели значительную эволюцию. Первоначально он полагал, что человек обладает свободной волей и способен выбирать между добром и злом. Затем он приходит к мысли о том, что человек, «великая бездна», слишком слаб, чтобы самостоятельно преодолеть зло в самом себе. Постепенно у Августина начинает складываться концепция предопределения. Эта концепция окончательно сформировалась в период написания им антипелагианских трактатов («О благодати и свободном произволении», «О предопределении святых»). Спор с Пелагием сводился к определению отношения божественной благодати к человеческой природе и свободе. Согласно Пелагию, главным фактором спасения выступает свободная человеческая личность, которая воссоединяется с Богом по независимому почину своей воли, т.е. фактически, человек спасает себя сам, без действия благодати Божией. Августин, осуждая пелагианство, приходит к отказу от свободы воли. Он говорит о том, что Бог создал человека праведным и с волей, способной к добру и к злу. Адам и Ева могли не грешить (posse non peccare). Но после грехопадения Адама воля человека стала способна только на зло (non posse non peccare). Если у людей и сохранилось свободное произволение, то лишь по отношению к греховным действиям, и теперь люди способны творить благо лишь с помощью благодати, которая несоизмерима с заслугами и дается тому, кто избран и предопределен к спасению. Люди не способны постичь, по каким основаниям совершается это предопределение к спасению, но они должны верить в справедливость решений Бога и всегда славить Его. В этой концепции духовная работа человеческой личности практически не имеет никакого значения. Согласно Августину, даже усвоение плодов искупительной жертвы Христа зависит не от человека, ибо и саму веру во Христа, и исполнение Его заповедей, и добрые дела следует приписывать только милости Бога. Сотериологическое учение блж. Августина характеризуется непоследовательностью. Он утверждает, что сила благодати, как проявление всемогущей воли Божией, действует на человека непреодолимо. В то же время это непреодолимое действие благодати не уничтожает свободу человека, потому что, по мнению Августина, в падшем состоянии человек вовсе ее не имеет: напротив, благодать восстанавливает истинную человеческую свободу, разрешая лишь узы греха, которыми человек связан в обычном состоянии. При этом у Августина можно найти множество высказываний, не укладывающихся в концепцию предопределения. В православном учении о спасении противоречие между свободой и ответственностью человека за свои поступки и его спасением по благодати Божией снимается в понятии синергии между человеческой и Божественной волей. Августин же отступает от христианского идеала, согласно которому во Христе человек примиряется с Богом, свобода – с благодатью.



Хотя православное богословие критически относится к некоторым аспектам учения блж. Августина, Православная Церковь всегда признавала его святость и авторитет.

Память блаженного Августина, епископа Иппонийского, празднуется 15/28 июня.

 

О БЛАГОДАТИ И СВОБОДНОМ ПРОИЗВОЛЕНИИ

· Признает ли блж. Августин существование свободной воли?

· Какова роль свободы воли и благодати в творении человеком добра?

· Какой силой побеждается грех?

· Можно ли, согласно блж. Августину, утверждать, что благодать подается по человеческим заслугам?

· В каком смысле блж. Августин считает возможным говорить о добрых заслугах человека?

· Каково отношение веры к благодати и делам?

· Считает ли блж. Августин дела необходимыми для спасения?

· Можно ли считать, согласно блж. Августину, что вечная жизнь дается человеку по его заслугам?

· Как он трактует принцип воздаяния?

· Каково отношение благодати к закону?

Какого рода действие оказывает благодать?

· Какими характеристиками обладает человеческая воля?

· Может ли человек сам хотеть добра и сам творить его?

· Как, согласно блж. Августину, соотносятся заповеди, свобода воли и благодать?

· Как вы понимаете тезис блж. Августина: «Когда говорится «Будем любить друг друга», - се есть закон; когда говорится: «Ибо любовь от Бога», - се благодать»?

· Как вы понимаете тезис блж. Августина: «…избрали они < Бога >, потому что избраны были; не потому избраны были, что избрали они»?

· Что первично – благодать или человеческое произволение?

· Каков общий вывод блж. Августина об отношении благодати к человеческой воле?

· Какие высказывания блж. Августина свидетельствуют о том, что он допускает предопределение?

· Каковы, согласно блж. Августину, источники злобы в сердцах людей?

· Как блж. Августин решает проблему теодицеи?

· Каково ваше отношение к идеям блж. Августина?

 

 

Б. Паскаль

Блез Паскаль (Pascal, 1623-1662) – французский религиозный философ, писатель - моралист, математик и физик. Он занимался интенсивным научным творчеством, но в конечном итоге оставил его ради занятий философией и богословием, удалившись в 1655 г. в монастырь Пор-Рояль, где находилась янсенистская община. Здесь Паскаль принял активное участие в борьбе янсенистов Пор-Рояля против иезуитов, выпустив памфлет «Письма к провинциалу» (Lettres Provinciales, 1656-1657). Между янсенистами и иезуитами существовали серьезные догматические расхождения, но главное, что вызывало острое неприятие Паскаля, - это проповедуемые и реализуемые иезуитами на практике нравственные принципы. Чтобы оценить все значение полемики Паскаля с иезуитами, необходимо принять во внимание основные положения их моральной доктрины, а также уяснить суть понятий казуистики и пробабилизма.

Казуистика (лат. сasus - случай) – возникшая в средние века богословская дисциплина, которая имела целью применение общих нравственно-богословских законов к конкретным случаям и разрешение возникающих в таких случаях вопросов совести (casus conscientiae). Например, казуистика рассматривала вопрос о том, при каких обстоятельствах работа в воскресный день может считаться дозволенной, составляет ли то или иное нарушение правила о воскресном отдыхе смертный или простительный грех и т.д. Скрупулезная разработка казуистики чрезвычайно характерна для зрелой схоластики, в частности, для творчества Фомы Аквинского. Как правило, казуистика излагалась в форме практических указаний для духовников, принимавших исповеди. Разрабатывали казуистику те монашеские ордена, которым по преимуществу была предоставлена исповедная практика: до XVI в. – главным образом доминиканцы и францисканцы, а с XVI в. – иезуиты. С течением времени понятие «казуистика» стали использовать в переносном смысле для обозначения изворотливости в доказательстве ложных или сомнительных положений.

Под иезуитизмом в узком смысле слова понимают монашеский идеал и тип духовности, выработанные католическим монашеским орденом иезуитов – Обществом Иисуса, основанным в 1540 г. Игнатием Лойолой. Иезуиты отстаивали идею активного служения Богу как высшей цели человека. Задача человека – разумно использовать вверенный ему мир в той мере, в какой он может быть ему полезен для достижения этой высшей цели. Поэтому человек находится в состоянии постоянного выбора средств в зависимости от актуальной ситуации. В этой связи Игнатий Лойола своем сочинении «Духовные упражнения» выдвинул максиму «благоразумной любви»: «Желать и выбирать всегда лишь то, что нам больше помогает в достижении цели, для которой мы сотворены». Степень соответствия избранных средств этой высшей цели в каждой конкретной ситуации человек определяет с помощью своего разума. В этом пункте рассуждений иезуитов крылась серьезная опасность крайней рационализации и прагматизма – просчитывания выгоды настоящего момента. Воззрения иезуитов в области моральной теологии в основных своих чертах опирались на положения томизма (учения Фомы Аквинского). В то же время иезуиты способствовали вычленению моральной теологии из догматического учения в качестве самостоятельной дисциплины. В эту эпоху основные положения моральной теологии излагались в т.н. «Моральных наставлениях» (Institutiones morales) для подготовки католических священников, в которых описывались те нравственные проблемы, которые могли возникать, когда им приходилось принимать исповеди. Эти учебники составлялись в казуистическом духе, все поступки оценивались исключительно через призму дозволенного и недозволенного. Одним из «образцовых» учебников подобного рода считался труд Г. Бузенбаума «Суть моральной теологии». Это сочинение было написано с позиций пробабилизма (от лат. probabilis – вероятный). Суть этого учения в следующем. При принятии практического решения из-за незнания полноты истины (является ли данный поступок дозволенным или нет), следует руководствоваться тем мнением, которое представляется наиболее вероятным и доказательным. Эта тактика принятия решений оправдывает любой поступок, относительно которого можно найти какой-либо положительный аргумент. Фактически, пробабилизм приспосабливается к человеческим слабостям. Он утверждает, что человек грешит лишь тогда, когда совершает заведомо греховный поступок, но если в поступке есть только вероятность греха, то совершать его можно. Главный критерий, позволяющий судить о допустимости какого-либо поступка, - это уверенная совесть. Из этого утверждения можно было сделать вывод, что лучше поступать плохо с уверенностью, что поступаешь хорошо, чем делать и сомневаться: а хорошо ли это? Здесь получается, что вопрос о том, как следует поступить, решается не на основе нравственности и религиозности, а на основе субъективного желания и произвола. Но при этом пробабилизм пытается выдать очевидную субъективность решений за поиск объективных оснований для них, и таким образом представляет собой еще и форму лицемерия. Пробабилизм использовался иезуитами для обоснования допустимости любых своих поступков путем стирания граней между добрым, подобающим и злым, недопустимым. Бузенбаум утверждал, что «человеку дано право пользоваться допустимыми средствами для достижения допустимой цели». Этот тезис перекликался с максимой «благоразумной любви» Лойолы и впоследствии был трансформирован в принцип «Цель оправдывает средства». Испанский иезуит А. Эскобар – и – Мендоса открыто проповедовал, что благие намерения оправдывают действия, порицаемые моралью и законами (справедливости ради следует признать, что принципом «цель оправдывает средства» пользовались и пользуются не только иезуиты).

Паскаль разоблачил казуистику иезуитов, показал, что их мораль является приспособленческой и бесчестной, оправдывает все средства, вплоть до убийства, для достижения цели. Хотя догматическое учение янсенистов было осуждено специальной буллой папы, и они подвергались притеснениям со стороны официальной католической церкви, после публикации «Писем» Паскаля общественное мнение встало на их сторону. С этих пор имя иезуита стало часто использоваться в переносном смысле, с отчетливым негативным оттенком, как синоним лицемерия, своекорыстия, коварства и лжи.

Нужно иметь в виду, что Паскаль вошел в историю мысли отнюдь не только как критик иезуитской морали. Он – создатель уникальной философской антропологии. Он говорил об особой роли сердца в человеческом существовании: «у сердца свои законы, которых разум не знает». «Мудрость сердца» состоит в любви и милосердии. Вслед за Августином Паскаль рассматривал любовь как движущую силу познания, а «логику сердца» – как основу истины. Именно любовь приводит человека к высшей форме познания – познанию Бога. Его религиозное кредо выражено в ставших знаменитыми словах: «Бог Авраама, Исаака и Иакова, а не Бог философов и ученых». Он подчеркивал, что деизм почти так же далек от христианской религии, как и атеизм.

Философия Паскаля оказала существенное влияние на европейскую культуру. Паскаль предвосхитил ряд идей Г. Лейбница, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, А. Шопенгауэра, М. Шелера и многих других. Однако его философия сердца особенно близка русской философии и культуре. В ряду близких ему по духу мыслителей можно назвать И.В. Киреевского, А.С. Хомякова, Ф.М. Достоевского, В.В. Розанова, И.А. Ильина, Б.П. Вышеславцева. О. Павел Флоренский находил у Паскаля «какое-то особое родство с православием».

ПИСЬМА К ПРОВИНЦИАЛУ

· Охарактеризуйте общую проблематику работы.

· Каково отношение Паскаля к описываемым им явлениям?

Письмо 9.

· Что представляет собой предлагаемое иезуитами почитание Пресвятой Девы?

· Какие грехи иезуиты считают простительными?

· Какие аргументы приводятся в пользу того, что это грехи простительные?

· Какими способами предлагают иезуиты избегать лжи, утверждая то, что является ложным?

· Каким образом иезуиты предлагают избегать исполнения обещаний?

· Как иезуиты расценивают тщеславие?

· Каково отношение иезуитов к проблеме женской скромности?

· Какие способы слушать обедню предлагают иезуиты?

Письмо 10.

· Какими соображениями оправдывают иезуиты смягчения, вносимые ими в таинство исповеди? Оцените эти соображения с позиций евангельской этики.

· Какими способами иезуиты предлагают преодолевать чувство стыда, охватывающее человека при покаянии?

· Оцените с позиций святоотеческого учения о страстях следующий тезис: «Привычка увеличивает тяжесть греха, но она не изменяет его природы».

· О каком понимании таинства покаяния и роли духовника свидетельствуют описанные Паскалем явления?

· Как иезуиты понимают любовь к Богу?

· Покажите связь иезуитской этики с католической духовной традицией.

· Оцените явления, описанные Паскалем в 9 и 10 письмах, с позиций евангельской этики.

Письмо 15.

· Ради достижения каких целей иезуиты готовы оправдать использование клеветы?

· Как решается в иезуитской этике проблема целей и средств?

М. Лютер

Мартин Лютер (Luther, 1483-1546) – немецкий теолог и общественный деятель эпохи Реформации, основатель протестантизма. Он получил степень магистра свободных искусств и намеревался изучать юриспруденцию, однако пережил острый духовный кризис и, поступив в монастырь, постригся в монахи, принял духовный сан. Затем Лютер получил степень доктора богословия и стал профессором библеистики Виттенбергского университета. Уже в монастыре Лютер испытывал гнетущее чувство собственной греховности и неизбежности небесной кары, которое не могли смягчить ни молитва, ни суровый аскетизм. Постепенно у него вызревает концепция «оправдания только верой» (justificatio sola fide) в заступничество Христа, без малейшей заслуги человека. Эта концепция стала догматическим фундаментом протестантизма. Лютер утверждает, что божественная справедливость выражается не в наказании и воздаянии, но в высшей милости, которая никак не зависит от поведения человека, но даруется по абсолютной суверенной воле Господа и проявляется в личной вере в искупительную жертву Иисуса Христа. Такая вера проявляется в абсолютном доверии к Спасителю, состоянии полного смирения и сокрушения сердца человека, осознающего свое полное ничтожество и неискоренимую греховность.

Вопрос о свободе воли – важнейший для Лютера; он разрабатывался им постоянно, начиная с трудов 1517 г. При разработке этого вопроса Лютер испытал значительное влияние идей блж. Августина. Первоначально Августин полагал, что человек обладает свободной волей и способен выбирать между добром и злом. Затем он приходит к мысли о том, что человек, «великая бездна», слишком слаб, чтобы самостоятельно преодолеть зло в самом себе. Постепенно у Августина начинает складываться концепция предопределения. Эта концепция окончательно сформировалась в период написания им антипелагианских трактатов («О благодати и свободном произволении», «О предопределении святых»). Спор с Пелагием сводился к определению отношения божественной благодати к человеческой природе и свободе. Согласно Пелагию, главным фактором спасения выступает свободная человеческая личность, которая воссоединяется с Богом по независимому почину своей воли, т.е. фактически, человек спасает себя сам, без действия благодати Божией. Августин, осуждая пелагианство, приходит к отказу от свободы воли. Он говорит о том, что Бог создал человека праведным и с волей, способной к добру и к злу. Адам и Ева могли не грешить (posse non peccare). Но после грехопадения Адама воля человека стала способна только на зло (non posse non peccare). Если у людей и сохранилось свободное произволение, то лишь по отношению к греховным действиям, и теперь люди способны творить благо лишь с помощью благодати, которая несоизмерима с заслугами и дается тому, кто избран и предопределен к спасению. Люди не способны постичь, по каким основаниям совершается это предопределение к спасению, но они должны верить в справедливость решений Бога и всегда славить Его.

В трактате «О рабстве воли» (De servo arbitrio, 1525) Лютер полемизирует с позицией Эразма Роттердамского, ученого-гуманиста, богослова и писателя, выраженной им в сочинении «Диатриба, или Рассуждение о свободе воли». Лютер отмежевывался, с одной стороны, от католической доктрины, с другой – от идеологии ренессансного гуманизма. По мнению Эразма, отрицание свободы воли человека делает его неодушевленным существом, не способным отвечать за свои поступки, а Бога – деспотом, не достойным ни почитания, ни любви. Лютер считал себя последователем Августина, но его позиция намного радикальнее. Лютер стремился найти опору в ветхозаветной традиции и в посланиях ап. Павла. Лютер придавал исключительное значение первородному греху, вследствие которого человек лишился способности к самоизменению. Согласно Лютеру, признав абсолютную свободу Бога, необходимо признать и с необходимостью вытекающее из этого абсолютное рабство человеческой воли. Человеческая воля находится посередине между Богом и сатаной; сама по себе она не может обратиться к добру. Эразм утверждал, что Бог не мог повелеть людям того, что им не по силам; иначе его пришлось бы признать злобным насмешником, и поэтому, «все, что предписано, возможно». Лютер же возражал, что императивы Писания предписаны Богом лишь для самоиспытания человека, сокрушения его самонадеянности и гордыни. «Дела Закона» непременно должны исполняться, но только для осознания нашей слабости, поврежденности грехом и обретения мобилизующей веры в благодать.

Критический пафос Лютера был направлен против утилитарно-расчетливой сотериологии католицизма. Лютер призывает к очищению человеческой воли от всякой заботы о небесных наказаниях и наградах, к тому, чтобы все заслуги человек приписывал Богу. В то же время Лютер заложил основы критики ренессансного титанизма, т.е. обожествления человека как творца и созидателя. В этом можно видеть позитивные моменты учения Лютера. Но нельзя не отметить, что, отмежевываясь от пелагианства, Лютер впадает в иную крайность, отрицая значение человеческих усилий в деле спасения и синергию Божественной и человеческой воль. В этой концепции духовная работа человеческой личности практически не имеет никакого значения. Как и Августин, Лютер отступает от христианского идеала, согласно которому во Христе человек примиряется с Богом, свобода – с благодатью.

Работа Лютера «О рабстве воли» оказала значительное воздействие на раннепротестантскую проповедь. Тема рабства воли получила развитие в работах последователей Лютера. Его ближайший соратник Ф. Меланхтон утверждал полное бессилие человеческой воли; он повторял формулу оправдания верой, в которой не берется в расчет любовь и всякая иная добродетель и заслуга. У Ж. Кальвина тезис о рабстве воли утрирован в доктрине о предопределении: каждый человек от начала мира предопределен либо к спасению, либо к вечной гибели. В протестантской неоортодоксии К. Барта также ощутимо влияние воззрения Лютера на свободу.

О РАБСТВЕ ВОЛИ

· Как Лютер понимает божественное предвидение?

· На какие места из Св. Писания ссылается Лютер для подтверждения своей позиции?

· Как считает Лютер, может ли человек исправить свою жизнь?

· Зависит ли спасение человека от его усилий?

· Как считает Лютер, почему необходимо проповедовать представление об абсолютном предопределении одних – к спасению, других – к погибели? Нет ли противоречия в его аргументах?

· Почему, по мнению Лютера, человеку важно осознавать, что спасение не зависит от его воли?

· Может ли человеческая воля меняться?

· «Свободная воля без Божией благодати ничуть не свободна, а неизменно оказывается пленницей и рабыней зла, потому что сама по себе она не может обратиться к добру». Опровергается ли этим существование свободы?

· В каком смысле Лютер согласен говорить о существовании свободы?

· Признает ли Лютер наличие в человеке свойств, аналогичных свойствам Бога?

· Как считает Лютер, есть ли в самом по себе человеке, еще не принявшем благодати, способность различать добро и зло? Согласуется ли его мнение с учением ап. Павла о естественном нравственном законе?

· На каком основании Лютер утверждает, что свободная воля – злейший враг праведности и человеческого спасения?

· Каково, согласно Лютеру, значение веры и дел для спасения?

· Из того, что нельзя спастись только делами, вытекает ли с необходимостью ненужность дел для спасения?

· Как считает Лютер, полностью ли извратило грехопадение человеческую природу, либо в ней осталось стремление к добру?

· Как повлияло, согласно Лютеру, грехопадение на человеческую природу?

· В чем видит Лютер значение закона?

· Что может восполнить недостаточность закона?

· Каким образом Лютер противопоставляет закон и свободную волю?

· Проводит ли Лютер различие между понятиями «усилия» и «заслуги»?

· Как вы считаете, оправданно ли отождествление усилий и заслуг? Дает ли ап. Павел основания для такого отождествления?

· Каким образом Лютер обосновывает свое нежелание обладать свободной волей?

· Каким образом Лютер пытается примирить представление о предопределении к спасению и о справедливости Божией?

· Каково ваше отношение к учению Лютера?

Ж. Кальвин

Жан Кальвин (Calvin, 1509-1564) – деятель Реформации. Он изучал богословие и право. Под влиянием идей М. Лютера в 1534 г. порвал с католицизмом, а в 1536 г. издал «Наставление в христианской вере» (Institutio religionis christianae), которое вскоре стали называть «энциклопедией протестантизма». В течение многих лет Кальвин занимал чрезвычайно влиятельное положение в Женевской республике, фактически возглавляя Реформацию в этом городе-государстве. В частности, им была введена система чрезвычайно строгих преследований за нарушение моральных правил.

Кальвин воспроизводит основные положения Лютера, но в более систематической и, нередко, более категорической форме. Первородный грех настолько извратил человеческую природу, что сам человек не способен познать ни себя, ни Бога, равно как и найти путь к спасению. Для этого необходимы сверхъестественные дары, которые вызывают чувство полного подчинения и беспредельной благодарности Творцу. Кальвин развивает доводы Лютера в полемике с Эразмом Роттердамским и дает предельно жесткую формулировку доктрины об абсолютном божественном предопределении. Еще до сотворения мира Бог одних грешников избрал к спасению (в этом проявилось Его высшее милосердие), а других обрек на вечные муки (это проявление высшей справедливости). Этого предначертания ничто – ни добрые дела, ни подвиги благочестия – изменить не может. Согласно Кальвину, Своей жертвенной смертью Иисус Христос искупил грехи не всех людей, но лишь «избранных». Человек не способен проникнуть в тайну предопределения: его окончательная судьба известна только Богу, но ему следует до конца надеяться на свое «избранничество», подтверждаемое им личной верой. Таким образом, здесь детерминистская позиция находит свое крайнее выражение. Ни о каком соработничестве человека с божественной благодатью в этом контексте речи быть не может. В представлении Кальвина о Боге ощутим ветхозаветный дух. Он часто обращается к примерам из истории Израиля, как будто забывая при этом евангельскую проповедь любви.

Последовательное проведение принципа детерминизма ведет к практически неразрешимому противоречию. Лютер и Кальвин исключают возможность свободного самоопределения, и тем самым отрицается способность человека быть деятелем, субъектом, а не объектом действия. Но тогда ставится под сомнение человеческое богоподобие, которое недвусмысленно утверждает Св. Писание. Без допущения человеческой свободы трудно, не впадая в логические противоречия, говорить о вине и грехе. Пытаясь как-то сохранить хотя бы видимость человеческой активности, Лютер вынужден был допускать свободу воли людей по отношению к тому, что ниже их, например, к имуществу, и утверждать, что грешат они все же по своей воле. Кальвин лишает человека способности содействовать спасению, но допускает способность сделать себя достойным спасения. Но при этом разрывается всякая связь между действием и результатом. Коренной изъян протестантского фатализма – в неспособности обосновать смысл нравственного совершенствования.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.