Сделай Сам Свою Работу на 5

А.А. Игнатенко. ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК versus БОЖЕСТВЕННОЕ ВСЕМОГУЩЕСТВО





· Что такое квиетизм?

· Что представляли собой «княжьи зерцала»?

· Какая связь между этикой и политикой существовала в «княжьих зерцалах»?

· Как решается в «княжьих зерцалах» вопрос о соотношении божественного предопределения и человеческой активности?

· Какие точки зрения на соотношение божественного предопределения и человеческой активности отражены в «княжьих зерцалах»? С помощью каких аргументов обосновываются эти позиции?

· Отменяет ли призыв к активности идею предопределения?

· Что такое «хазм»?

· Сопоставьте трактовку вопроса о соотношении божественного предопределения и человеческой активности в исламе и христианстве.

Абу Наср ас-Саррадж ат-Туси. О СТОЯНКАХ И СОСТОЯНИЯХ

Трактат «О стоянках и состояниях» относится к традиции суфизма – мистического течения в исламе, возникшего в середине VII в. на территории современного Ирака. Об авторе данного трактата Абу Насре ас-Саррадже ат-Туси (ум. в 988 г.) известно мало. Он обладал глубокими познаниями в области богословия и суфийской традиции, отличался добрым нравом и благочестием. В своем трактате «О стоянках и состояниях» он стремился к тому, чтобы описать важнейшие моменты суфийской теории и практики.



Целью суфийской мистико-аскетической практики является достижение экстаза, который воспринимается человеком как слияние с Аллахом. Получение «достоверного знания Истины», соприкосновение с Богом мыслится возможным лишь после прохождения пути совершенствования. Стоит обратить внимание на то, что для различных религиозно-этических течений характерна идея многоступенчатого пути совершенствования (здесь можно вспомнить, в частности, буддийский «благородный восьмеричный путь»). Согласно суфиям, этот путь пролегает через ряд «стоянок» (макамов). Каждый суфий находится на определенной ступени приближения к идеалу совершенства. Многие мусульманские мистики называют семь стоянок - ступеней «очищения» души: покаяние, благочестие, аскетизм, бедность, терпение, упование и довольствие. В то же время, следует отметить, что описания стоянок у разных авторов не совпадают. Так, Фарид ад-Дин Аттар в «Беседе птиц» перечисляет семь ступеней мистического пути. Первая – «долина поиска» (талаб): здесь человек освобождается от мирских страстей и оказывается открытым для божественного небесного света. Далее следует «долина любви» (ишк) – первая стадия озарения, с которой начинается мистическая жизнь. В «долине познания» (марифат) мистик погружается в медитацию. В «долине независимости» (истигна) душу его полностью охватывает любовь к Богу. В «долине единения» (таухид) достигается «обнаженное», т.е. лишенное каких-либо образов видение Аллаха. В «долине смятения (хайрат) исчезает всякое видение, душа ослеплена божественным сиянием. Достигший «долины небытия» (фана) чувствует себя полностью растворившимся в Аллахе. При анализе данной духовной практики следует учитывать, что на этом пути адепт подвергается серьезной опасности принять собственную экзальтацию, свои чисто субъективные состояния за касания божественной благодати.



· Что такое «стоянки» и «состояния»?

· В каком случае важнее усилия человека – для достижения стоянок либо состояний?

· Какие стоянки и состояния перечисляются в данном трактате? Каковы их отличительные черты?

· Подразумевает ли прохождение описанного здесь пути совершенствования принципиальное перерождение личности, либо оно позволяет достичь лишь неких временных состояний «просветленности»?

· Какие сходства и отличия суфийской этики в сравнении с традиционными мусульманскими этическими представлениями можно указать на основе анализа данного источника?

· Каково ваше отношение к описанной духовной практике?

· Сопоставьте описанную в данном тексте духовную практику с христианской мистической традицией.



 

Р.Максуд. ИСЛАМ

· Что такое шариат и какое отношение он имеет к этике?

· Каким образом реагирует шариат на современные проблемы?

· Проанализируйте отношение современного ислама к следующим явлениям:

самоубийство

эвтаназия

смертная казнь

аборт

преступление и наказание

воровство

пьянство

супружеская измена

труд

ростовщичество

сексуальная жизнь

права женщин

наркотики

алкоголь

табакокурение

экологический кризис

 

 

Преп. Иоанн Лествичник

Преподобного Иоанна стали называть Лествичником по его главному сочинению «Лествица, возводящая на небо». Иоанн Лествичник родился около 525 г. и в возрасте 16 лет поступил в Синайский монастырь, откуда удалился впоследствии в уединенную келью, а потом – в пещеру у подошвы горы Синай, где он прожил отшельником сорок лет. Синайские монахи избрали его своим настоятелем, когда ему было уже 75 лет. Несколько лет он был настоятелем Синайского монастыря, а затем вновь удалился в уединение, где и пробыл до своей кончины.

«Лествица» представляет собой руководство к иноческой жизни, которая, согласно преп. Иоанну, представляет собой непрерывное и трудное восхождение по «лестнице» духовного самосовершенствования. Иоанн Лествичник указывает 30 ступеней самосовершенствования – по числу 30 лет жизни Иисуса Христа до Его выхода на общественное служение.

По своему содержанию «Лествица» разделяется на две части. В первой говорится о пороках, несовместимых с христианской жизнью (главы 1-23), а во второй речь идет о добродетелях (главы 24-30). В высшем состоянии богоподобного бесстрастия и спокойствия («исихия») подвижник уже на земле становится причастным божественной славы. При написании этого произведения Иоанн Лествичник опирался не только на Св. Писание и собственный опыт, но и на труды своих предшественников по аскетическому деланию – Евагрия Понтийского, св. Кассиана, св. Григория Великого, св. Георгия Арселаита.

«Лествица» издревле пользуется в христианском мире славой как замечательное практическое руководство в прохождении духовной жизни, причем полезное в равной мере как для монашествуюших, так и для мирян.

 

ЛЕСТВИЦА, ВОЗВОДЯЩАЯ НА НЕБО

Степень 8. О безгневии и кротости

· Какими средствами укрощается гнев?

· Какими чертами преп. Иоанн Лествичник характеризует безгневие?

· Какие признаки и проявления гневливости называет преп. Иоанн Лествичник?

· В чем состоит духовно-нравственная опасность гнева?

Степень 9. О памятозлобии

· Каков источник памятозлобия?

· Каковы признаки того, что человек избавился от памятозлобия?

· Какими средствами исцеляется памятозлобие?

Степень10.О злословии и клевете

· Каковы источники злословия?

· Почему необходимо остерегаться осуждать согрешающих?

· Как быть, если кто-то пред тобою злословит ближнего?

· Что ожидает тех, кто осуждает ближних?

· Какова причина осуждения?

Преп. авва Дорофей

Авва Дорофей (ум. в 620 г.) сначала был монахом в монастыре Сериды в Сирии, затем стал настоятелем собственного монастыря близ Газы. Святая жизнь преподобного аввы Дорофея не могла не быть замечена братией. Именно к нему монахи стали обращаться, чтобы раскрывать свою душу, исповедывать свои помыслы. Написанные аввой Дорофеем аскетические наставления обращены к его ученикам. В записи аввы Дорофея известны также подобные аскетические наставления других авв, учеником которых он был, - Зосимы, Варсонофия и Иоанна. Богословие аввы Дорофея носит аскетический характер, он учит не столько тому, как надо верить, сколько тому, как надо жить. Его наставления предполагают, что слушающие и читающие их знают истину веры и нуждаются лишь в указании тех способов, которые ведут к воплощению этой истины в жизни. Поэтому авва Дорофей мало касается вопросов догматического характера – лишь постольку, поскольку они необходимы для раскрытия аскетического идеала.

«Душеполезные поучения и наставления» аввы Дорофея являются одним из самых популярных в православном мире сочинений, часто рекомендуемых новоначальным христианам. Авва Дорофей доступно и просто говорит о том, что необходимо для каждого человека: о хранении совести, о том, как переносить искушения, о совершенствовании в добродетелях. «Необходимо читать книгу аввы Дорофея и знать ее, как солдат знает пункты военной службы. Без сего нет утверждения в духовной жизни», - говорил преп. Амвросий Оптинский.

Еврейское слово «Авва» означает «отец», «отче». Это слово перешло к христианам и стало использоваться и как обычное обращение к Богу, и как почетный титул духовных особ. В Западной церкви латинская форма этого слова «Abbas» (отсюда франц. Abbe, англ. Abbot, итальянск. Abbate, нем. Abt) обозначает настоятеля монастыря, тогда как на Востоке, в коптских и сирийских церквах, так зовут до сегодняшнего дня епископов и пастырей церкви.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.