Сделай Сам Свою Работу на 5

Никодим Святогорец, преп. Невидимая брань – любое изд. (из части 1 главы 25,40,45, из части 2 глава 15)





  1. Иоанн (Шаховской), архиеп. Сан-Францисский. Апокалипсис мелкого греха // Иоанн (Шаховской), архиеп. Сан-Францисский. Избранное. Петрозаводск, 1992.

 

7. Понятие прелести в православной аскетике.

Литература

Рафаил (Карелин), архим. О прелести// Покаяние и исповедь на пороге XXI века. СПб., 2000.

Семинар 10. Письменная контрольная работа № 2.

Тема «Декалог»

1. Декалог. Заповеди по отношению к Богу.

2. Декалог. Заповеди по отношению к человеку.

Литература

1. Библия. Исход. 20: 1-17; Второзаконие. 5: 1-22

2. Иоанн (Крестьянкин), архим. Опыт построения исповеди по 10 Заповедям// Иоанн (Крестьянкин), архим. Опыт построения исповеди. М.,1999.

3. Свешников В., прот. Очерки христианской этики. М., 2010.

 

Семинар 11. Ветхозаветная и евангельская мораль.

  1. Значение закона в нравственной жизни. Соотношение ветхозаветной и евангельской этики

Литература

1. Десницкий А. Зачем христианину Ветхий Завет? // Фома. 2007. № 8. С.40-44

2. Худиев С. Что такое Закон Божий? // Фома. 2009. № 8. С.21-23

3. Свешников В., прот. Очерки христианской этики. М., 2010.

  1. Нагорная проповедь. Духовно-нравственное содержание Заповедей блаженства.

Литература



1. Игнатий (Брянчанинов), свт. О евангельских заповедях // Игнатий (Брянчанинов), свт. Творения. Т.1. М., 1989.

2. Иоанн (Крестьянкин), архим. Опыт построения исповеди по Заповедям блаженства// Иоанн (Крестьянкин), архим. Опыт построения исповеди. М.,1999.

3. Ткаченко А. Обида, или Кому и зачем нужно прощение // Фома. 2009. № 6. С.27-30

4. Худиев С. Так мир или меч? // Фома.2009. №4. С.36-37

5. Десницкий А. Так гнали и пророков… // Фома. 2007. № 11. С.38-42

 

Семинар 12.Христианские добродетели

  1. Апп. Иоанн и Павел об источнике и свойствах любви

Литература

1. Ап. Иоанн. Первое соборное послание. Гл.4

2. Ап. Павел. Первое послание к Коринфянам. Гл.13

3. Свешников В., прот. Очерки христианской этики. М., 2000. (Из главы 13 раздел «Свойства любви»)

 

2. Христианская любовь как основное начало нравственности. Любовь Божия. Любовь к Богу и любовь к ближнему. Любовь к врагам. Любовь и Евхаристия.

Литература

  1. Игнатий (Брянчанинов), свт. О любви к Богу. О любви к ближнему// по одному из изд.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Творения. Т.1. М., 1989 или Игнатий (Брянчанинов), свт. Крестоношение. М., 2000 или в сб. Путеводитель по православной аскетике (О добродетелях истинных и ложных). СПб.,1999.
  2. Льюис К.С. Просто христианство. М.,2000 или в кн. Льюис К. Любовь, страдание, надежда. М., 1992 или в кн.: Льюис К. Собр. соч. Т.1.(Из раздела «Христианское поведение» §§ 2,7,9)
  3. Ткаченко А. Любовь и ярость // Фома.2008. №6. С.38-44
  4. Худиев С. Любовь важнее всего. Но какая? // Фома. 2008. № 10. С.43-46
  5. Петр (Мещеринов), игум., Прогнимак Е. Спасение от нелюбви // Фома. 2007. № 12. С. 31-36

 



3. Виды искажений и подмен любви.

Литература

  1. Свешников В., прот. Очерки христианской этики. М., 2000.(Из главы 13 раздел «Виды искажений и подмен любви»)

 

4. Добродетели веры и надежды. Уверенность. Доверие Богу. Верность. Вера и дела. Взаимосвязь веры и надежды.

Литература

  1. Льюис К.С. Просто христианство. – любое изд. (Из раздела «Христианское поведение» §§ 10, 11, 12.)
  2. Антоний, митр. Сурожский. Может ли верить современный человек? // Антоний, митр. Сурожский. Книга 2. С. 724- 729

 

Семинар 1.Особенности нравоучения в католической и протестантской духовных традициях

1. Особенности римо-католического нравоучения

Литература

1. Огицкий Д.П., свящ. Максим Козлов. Православие и западное христианство. М.,1999 (Раздел «Особенности римо-католического нравоучения»)

 

2. Б. Паскаль об особенностях иезуитского толкования проблем морали.

Литература

  1. Паскаль Б. Письма к провинциалу. Киев, 1997. (Письма 9,10,15).

 

3. Проблема свободы воли в западно-христианской духовной традиции.

Основная литература

На выбор:

a) Аврелий Августин. О благодати и свободном произволении // Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М., 1987.



б) Лютер М. О рабстве воли // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1986.С.308-309,312, 325-334,499-524; 539-545.

в) Кальвин Ж. Наставления в христианской вере. М., 1991.Т.1. Из кн.2: гл .2 пп.1-4;8;11;12,18,26,27; гл.3 пп.3,4,5,6,8,9,11,14; гл.8 пп.51-59. (с.251-257, 265-267,273,279,283-84,288-294,296-299,302,306,413-421)

4. Духовная практика в православии и протестантизме: сравнительный анализ

Литература

  1. Дронов М., прот. Протестантская этика и православная аскетика // Человек.1999. №№ 3, 4.

 

Семинар 2. Особенности трудовой этики в православной, католической и протестантской духовных традициях.

1. Роль протестантизма в становлении капиталистического этоса.

Литература

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С.61-107, 136-162, 183-208.

2. Этика труда в православии, католицизме и протестантизме: сравнительный анализ

Литература

Коваль Т. Этика труда православия // Общественные науки и современность. 1994. № 6.

Письменная контрольная работа

Тема «Этическая проблематика в социальной концепции Русской Православной Церкви»

1.Церковь и политика.

2.Христианское отношение к труду и собственности

3.Христианское отношение к войне

4.Преступность, наказание, исправление

Литература

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2000.(Разделы V –IX)

 

 

Семинар 3. Проблема смысла жизни и смерти в русской религиозной этике

1. Прп. Серафим Саровский о цели христианской жизни.

Литература

1. Серафим Саровский, преп. Беседа с Н.А. Мотовиловым о цели христианской жизни // Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников. М., 1998 или в отд. изд.

2. Проблема смысла жизни в философии С.Л. Франка

Литература

1. Франк С.Смысл жизни// Смысл жизни: Антология. М.,1994 или в ж-ле Вопросы философии.1990. № 6 или в отд. Издании (Разделы 2-8)

3.И. А. Ильин о проблеме смерти и бессмертия

Литература

Ильин И.А. Поющее сердце // Ильин И.А. Соч. в 2 т. Т.2. М., 1994 или в изд. Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1998. (Разделы «О смерти», «О бессмертии»).

4.Митр. Сурожский Антоний об этических аспектах проблем умирания, смерти и вечной жизни.

Литература

Антоний, митр. Сурожский. Жизнь. Болезнь Смерть. Клин, 2000. (На выбор один из разделов: “Пастырь у постели больного” с.5-55 или “Смерть” с.56-110)

 

Семинар 4. Проблема природы добра и зла в русской религиозной этике.

1. Н.О. Лосский о проблеме абсолютности нравственных ценностей и условиях нравственности

Литература

Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М.,1991. Глава 5.С.85-103

2. Проблема теодицеи в философии С.Л. Франка.

Литература

Франк С.Л. Непостижимое//Франк С.Л.Соч. М.,1991.(Гл.Х.п.3 Проблема основания или происхождения зла (проблема теодицеи))

  1. В.С. Соловьев о первоначалах нравственности

Литература

Соловьев В.С. Оправдание добра // Соловьев В.С. Соч. в 2 т. М.. 1989.Т.1 или в отд. изд. или в Собр.соч.Т.8. (главы1-4)

  1. Проблема сопротивления злу в русской религиозной этике. Л.Н. Толстой, И. А. Ильин, В.С. Соловьев о проблеме сопротивления злу силой.

Литература

1. Толстой Л.Н. Не убий никого // Этическая мысль-91. Сб. М.,1992.

2. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою // Ильин И.А. Соч. в 2 т. Т.1. М., 1993 или в изд. Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1998. (Разделы 1,3,7,12,13,18).

3. Соловьев В.С. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории // Соловьев В.С. Соч. в 2 т. М.. 1989.Т.2. или в Соловьев В.С. Собр. соч. Т.10 или в отд. изд. (Разговоры 1,3 и “Краткая повесть об антихристе”)

 

Семинар 5. Любовь и брак в религиозной системе ценностей.

1. Философия любви В. Соловьева.

Литература

  1. Соловьев В.С. Смысл любви// по одному из изд.: а) Соловьев В.С. Соч. в 2 т. М.. 1989.Т.2. или б) В. Соловьев. Смысл любви. С. Троицкий. Христианская философия брака. Прот. Иоанн Мейендорф. Брак в православии. Сб. М.,1995 или в) Русский Эрос. Сб. М., 1991 или в отд.изд. или в Соловьев В.С. Собр.соч. Т.7.

2. С.Троицкий о духовно-нравственных основаниях брака.

Литература

  1. Троицкий С. Христианская философия брака // В. Соловьев. Смысл любви. С. Троицкий. Христианская философия брака. Прот. Иоанн Мейендорф. Брак в православии. Сб. М.,1995 или в Русский Эрос. Сб. М., 1991. (Гл. III. Брачный идеализм и интуиция)

3. Проблемы любви и браке в современной православной литературе

Литература

  1. Антоний, митр. Сурожский. Таинство любви // Митр. Сурожский Антоний. Труды. Кн. 1.М., 2002
  2. Осипов А. Одна плоть и одна душа, или Что христианство говорит о браке// Фома. 2008. Спецвыпуск. С.32-34
  3. Воробьев В., прот. О различии между счастьем и удовольствием // Фома. 2008. № 11. С.20-25

 

Семинар 6. Западноевропейская этическая мысль XIX- XX вв. о месте религиозных и нравственных ценностей в культуре

1. С. Кьеркегор об эстетическом, этическом и религиозном типах экзистенции. Этика и вера. Проблема долга перед Богом.

Литература

Кьеркегор С. Страх и трепет. Л., 1991 или в изд.: Кьеркегор С Страх и трепет. М.,1993.С. 18-28, 50-76

 

  1. М. Шелер об основаниях религиозных и нравственных ценностей и ресентименте в структуре морали.

Литература

Шелер М. Ресентимент в структуре морали. Спб., 1999.С. 10-18, 56-64, 70-93, 102-114.

 

Семинар 7. Проблемы религиозной аксиологии в католической этической мысли XX в.

1.Этика неотомизма

Литература

Жильсон Э. Томизм. Введение в философию св. Фомы Аквинского// Жильсон Э. Избранное. Т.1. М., 2000.С.372-382, 387-393

 

2. А. де Любак об этическом теоцентризме и антропоцентризме.

Литература

Любак А. де. Драма атеистического гуманизма. М., 1997 С.9-37, 85-96.

 

Семинар 8. Проблемы религиозной этики и аксиологии в протестантской теологии ХХ в.

1. А. Швейцер о проблеме соотношения культуры и этики. Принцип «благоговения перед жизнью». Проблема моральной ответственности.

Литература

Швейцер А. Культура и этика// по одному из изд.: Швейцер А. Культура и этика. М.,1973 или Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992. (Гл.XXI).

 

2. «Теология социальной жизни» Райнх. Нибура.

Литература

Нибур Р. Опыт интерпретации христианской этики // Христос и культура. Сб. М., 1996. С.453-483, 488- 510.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ПЕРВОИСТОЧНИКАМИ

ДХАММАПАДА

«Дхаммапада» (в переводе с пали – «Путь буддийской доктрины» или «Строфы закона») – наиболее известный текст буддийского канона. Данный текст относят к 3-2 вв. до н.э. Он пользуется популярностью в буддийских странах у представителей как тхеравады, так и махаяны. Его часто использовали как учебник для новообращенных, заучивали наизусть, хотя дидактическое начало здесь не акцентируется. Стилистически данный текст восходит к традиции индийского фольклора. Лаконизм и образность этих стихов способствовали тому, что большинство строф «Дхаммапады» стали афоризмами в странах буддийского мира, особенно Юго-Восточной Азии.

1.Глава парных строф

· В чем Дхаммапада видит источник несчастья?

· Чем прекращается ненависть?

· Какого рода знание способно прекратить ссоры?

5.О глупцах

· Кого Дхаммапада именует глупцами?

9.О зле

· Почему Дхаммапада не советует творить зло?

· Кто стоит выше: праведники или лишенные желаний?

10.О наказании

· Почему нельзя ни убивать, ни понуждать к убийству?

· Почему нужно воздерживаться от наказания?

· Почему нельзя ни с кем говорить грубо?

· Что грозит тем, кто налагает наказание на безвинных?

15.О счастье

· Кого Дхаммапада называет счастливыми?

· Как вы понимаете фразу: «Мы живем очень счастливо, небольные среди больных»? (Сравните с евангельским: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные», «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию»)

· Что в большей степени приближает к нирване: одиночество или общение?

17.О гневе

· Кого Дхаммапада называет мудрым?

26.О брахманах

· Кого Дхаммапада называет брахманом?

· Чего больше в этом описании: отрицаний или утверждений?

· Какие мотивы, согласно Дхаммападе, должны лежать в основе добродетельного поведения? Почему нужно делать добро?

· Каково ваше отношение к этическим идеям Дхаммапады?

 

Арья Шура. ГИРЛЯНДА ДЖАТАК,

или СКАЗАНИЯ О ПОДВИГАХ БОДХИСАТТВЫ

Согласно преданию, Будда Шакьямуни излагал свое учение в бесе­дах с учениками, приводя в качестве примеров истории, случившиеся с ним когда-то в прошлых рождениях. Он был единственным, кто, дос­тигнув «просветления» и став буддой при жизни, помнил все, что пе­режил, многократно рождаясь то повелителем богов, могущественным царем, ученым брахманом, мореплавателем, святым отшельником, то слоном, обезьяной, птицей, рыбой. Несмотря на разнообразие своих ипостасей, в каждой из них Будда представал «существом, стремящимся к пробуждению» — бодхисаттвой.

С начала распространения буддизма рассказы о прошлых рождени­ях Будды пользовались популярностью в Индии, а потом и за ее преде­лами. В I в. до н. э. на острове Ланка был записан свод священных буддий­ских текстов на языке пали — «Типитака», в один из разделов которого вошли 547 джатак— «рассказов о пережитом» Буддой. Как литературный жанр истории о прежних рождениях Будды получили широкое распространение в буддийской мифологии и индийском фольклоре.Позднее эти рассказы стали известны в странах Дальнего Востока, Юго-Восточной, Центральной и Средней Азии.

Писатели-буддисты обращались к джатакам, используя их для создания собственных литературных произведений, отражавших за­просы времени и особенности национальной культуры. Одним из таких писателей был Арья Шура— создатель «Джатакамалы» («Гир­лянды джатак, или Сказаний о подвигах Бодхисаттвы»). Арья Шура - индийский поэт, писавший на санскрите. О нем извест­но немного. Годы его рождения и смерти неизвестны; но ученые считают, что он жил не позднее 6 в. «Гирлянда джатак» – наиболее известное произведение Арья Шуры, содержащие рассказы о тридцати четырех перерождениях будды Гаутамы.

О комочке каши

· Какова главная мысль данной джатаки?

· В каком образе предстает Бодхисаттва в данном рождении? Кем он был в предшествующем рождении?

· Чем Бодхисаттва заслужил господство, богатство, благосклонность богини счастья и прочие блага?

· Что, согласно данному тексту, побуждает человека к совершению добрых дел?

· Кем была в предшествующем рождении царица, и чем она заслужила нынешнее свое положение и красоту?

· По отношению к кому в первую очередь предлагается совершать добрые дела?

· Каковы кармические последствия добродетелей, основанных на даянии?

· В чем польза даяния для человеческой души?

О тигрице

· В какой ашраме пребывал Бодхисаттва, когда произошли описанные в данной джатаке события?

· Какими чертами характеризует Бодхисаттву данная джатака?

· Чему Бодхисаттва учил своих учеников?

· Почему Бодхисаттва решает пожертвовать своим телом для спасения зверей?

· Какое отношение к ближним проповедует Бодхисаттва?

· Каких целей Бодхисаттва собирался достичь своим самоотверженным поступком?

· Чем подтверждается бескорыстность Бодхисаттвы?

· Какая нравственная ценность прославляется в данной джатаке?

О брахмане

· Какому испытанию подверг брахман своих учеников?

· Как прошли через это испытание Бодхисаттва и другие ученики брахмана?

· Почему Бодхисаттва относится к воровству неодобрительно?

· Какой нравственный принцип утверждается в данной джатаке?

О рыбе

· О каком рождении Бодхисаттвы повествует данная джатака?

· Какую роль в нравственном развитии человека буддизм отводит привычке?

· В чем проявлялась любовь Бодхисаттвы к рыбам?

· В чем смысл той молитвы, с которой Бодхисаттва обратился к царю богов?

· Благодаря чему Бодхисаттве удалось спасти рыб от гибели?

· Какой этический закон утверждается в данной джатаке?

О бездетном

· С какой традицией полемизирует Бодхисаттва?

· Какие ашрамы прошел Бодхисаттва?

· Почему Бодхисаттва покинул дом?

· О каких ценностях, соответствующих ашраме домохозяина, напоминает Бодхисаттве друг его отца?

· Какое отношение к собственности и богатству утверждает Бодхисаттва?

· Какие ценности и цели Бодхисаттва утверждает в противовес ценностям домохозяина?

О хранителе казны

· Какими добродетелями характеризуется Бодхисаттва?

· Что побуждает Бодхисаттву покинуть дом и стать лесным отшельником?

· Какую традицию олицетворяют друзья и родственники Бодхисаттвы?

· Каково отношение Бодхисаттвы к этой традиции?

· В чем Бодхисаттва видит причины нежелания его друзей последовать за ним?

· К чему, согласно джатаке, должно побуждать человека высокое мнение о нем?

· Какие нравственные ценности утверждаются в данной джатаке?

· Каково ваше отношение к модели поведения, описанной в данной джатаке?

О Великой обезьяне

· Какие добродетели характеризуют Бодхисаттву?

· Какие пороки обличаются в данной джатаке?

· Как отреагировал Бодхисаттва на неблагодарность человека?

· Спасает ли раскаяние от наказания за грех?

· Что причиняет наибольшие мучения добродетельным?

О шарабхе

· Как характеризуется жизнь Бодхисаттвы в облике шарабхи?

· Почему Бодхисаттва убегал от царя?

· Какие нравственные ценности прославляются в данной джатаке?

· Какое основание Бодхисаттва подводит под золотое правило нравственности?

· Чем мотивируется необходимость творить добро и избегать зла?

О буйволе

· Как характеризуется жизнь Бодхисаттвы в облике буйвола?

· Как объясняется рождение Будды в облике буйвола?

· Как относился Бодхисаттва к досаждавшей ему обезьяне?

· Как мотивировал Бодхисаттва свою кротость по отношению к обидчику?

· Сопоставьте этическое содержание «Джатак» и «Дхаммапады».

Конфуций. ЛУНЬ ЮЙ

«Лунь юй» («Суждения и беседы» или «Изречения») – сборник бесед и суждений Конфуция, составленный его учениками. В эпоху Тан (618-907 гг.) памятник вошел в число конфуцианских канонов, а в XI-XII вв. – в состав базового конфуцианского канонического свода «Четверокнижие». «Лунь юй» считается наиболее достоверным источником сведений о взглядах Конфуция.

Как известно, вопрос о том, является ли конфуцианство религией, не имеет в науке однозначного решения. По этому поводу высказывались различные точки зрения. Одни авторы категорически утверждают, что конфуцианство – это религия. Другие высказываются более сдержанно, ссылаясь на то, что до Конфуция в Китае религия играла немалую роль, и что это оказало влияние на Конфуция. Согласно третьему взгляду, конфуцианство ни в коей мере нельзя признать религией. Наконец, есть авторы, которые полагают, что, конфуцианство не было религией в собственном смысле слова, но играло роль религии. В любом случае, очевидно, что даже при условии признания конфуцианства религией приходится констатировать, что в сравнении с другими религиозными традициями это учение характеризуется своеобразием. Это своеобразие отличает и соотношение морали и религии в конфуцианстве. Поэтому, работая над этим текстом, следует попытаться выработать свое отношение к вопросу о соотношении в конфуцианстве морали и религии.

· Охарактеризуйте общую проблематику работы.

· Присутствует ли в данном тексте мистический пласт?

· Представлена ли в «Лунь юе» натурфилософская проблематика?

· Каковы отличительные черты совершенного мужа?

· Какие человеческие качества Конфуций порицает?

· Каких принципов, согласно Конфуцию, следует придерживаться в общении с окружающими?

· В чем проявляется почтительность к родителям?

· Каково социальное значение почтительности к родителям?

· Какие принципы управления выдвигает Конфуций?

· Что такое гуманность в понимании Конфуция?

· Как вы понимаете слова Конфуция «Лишь тот, кто наделен гуманностью, может должным образом любить людей и ненавидеть их»?

· Что значит «следовать благой силе дэ»?

· Какие мотивы, согласно Конфуцию, должны лежать в основе добродетельного поведения? Почему нужно делать добро?

· Можете ли вы указать идею, которая объединяла бы все эти рассуждения?

· Можете ли вы указать этические параллели учению Конфуция в европейской мысли?

· Каково ваше отношение к этическим идеям Конфуция?

 

ДАО ДЭ ЦЗИН

Традиция приписывает авторство «Дао дэ цзина» («Канон дао и дэ», или «Книга о пути и благодати») древнекитайскому полулегендарному философу Лао-цзы. Древнейшая из обнаруженных археологами версий текста памятника, записанная на шелку, датируется рубежом 3-2 в. до н.э. При работе с данным текстом нужно учитывать антиконфуцианскую настроенность даосов. Антинормативный пафос доасов и идеализациия «естественных» отношений привлекала на их сторону многочисленных сторонников, причем как социальных реформаторов и мятежников, так и склонных к созерцательной жизни философов, художников и поэтов. Следует учитывать и то, что этот текст приобрел очень широкую популярность на Западе в 1960-е гг. среди идеологов контркультуры. Под контркультурой понимают совокупность идеалов и представлений различных молодежных движений протеста. Наиболее характерные явления контркультуры - движение хиппи, психоделическая революция, массовое увлечение восточными религиозно-философскими учениями и медитативными практиками. Сторонники контркультуры увидели в этой книге отрицание искусственных и «репрессивных» социокультурных норм и призыв к возвращению к простой и естественной жизни на лоне природы. (Нужно иметь в виду, что этот контркультурный проект оказался утопией. Социальная гармония так и не была достигнута. Многие деятели контркультуры возглавили террористические группировки, другие же, разочаровавшись в ее идеалах, вернулись в лоно «буржуазной» цивилизации и «благопристойной» жизни.)

· Каковы условия постижения дао?

· Каковы отличительные черты совершенномудрого?

· Какие принципы управления провозглашает «Дао дэ цзин»?

· Каково отношение Лао цзы к принципу человеколюбия?

· Каковы, по мнению Лао цзы, причины зла?

· Как совершенномудрый достигает долголетия?

· В чем проявляется обладание высшей добродетелью?

· Каким образом следуют принципу недеяния?

· Каково отношение автора «Дао дэ цзин» к славе, позору, знатности?

· Какие нравственные качества Лао цзы ценит особенно высоко?

· Как вы понимаете тезис: «человек с высшим дэ не стремится делать добрые дела»?

· Как вы понимаете тезис: «Тот, кто знает, не говорит, тот, кто говорит, не знает»?

· Какие фрагменты текста вы могли бы привести в качестве иллюстрации характерного для даосизма натурализма?

· Как вы понимаете тезис: «Поднебесную получают во владение недеянием»? Сопоставьте его с евангельской заповедью «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю».

· Сопоставьте представления Конфуция о благородном муже и представления о совершенномудром, отраженные в «Дао дэ цзин».

· Можете ли вы указать западноевропейского мыслителя Нового времени, который тоже призывал вернуться к простым и естественным отношениям?

· Каково ваше отношение к этическому содержанию «Дао дэ цзина»?

ЧЖУАН ЦЗЫ

«Чжуан-цзы» – один из важнейших памятников даосской мысли. Китайская традиция приписывает его авторство философу по имени Чжуан-цзы (Чжуан Чжоу), жившем на рубеже IV-III вв. до н.э. в царстве Чу. Однако современные ученые считают, что дошедший до нас текст «Чжуан-цзы» сложен по составу и включает, помимо текстов самого Чжуан-цзы, тексты ряда близких ему по духу авторов, живших в разное время. Многие мотивы «Чжуан-цзы» очень близки «Дао дэ цзин». Высказывалось предположение, что «Дао дэ цзин» и «Чжуан-цзы» восходят к одному устному источнику. Книга «Чжуан-цзы» на протяжении истории китайской культуры неоднократно становилась источником образов и мотивов для поэтических и живописных произведений.

· Охарактеризуйте общую проблематику книги.

Гл.3 Главное для долголетия

· Как вы понимаете рекомендацию Чжуан-цзы «Совершая добро, избегай славы, совершая зло, избегай наказания»?

· В чем смысл притчи о поваре?

· В чем смысл притчи о Цине Свободном от Суеты?

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.