Сделай Сам Свою Работу на 5

Раздел 2. ХРИСТИАНСКАЯ ЭТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ





Важнейшим источником христианского учения о нравственности является Библия. Кроме того, христианская опирается и на Св. Предание - нравственно-экзегетические творения св. отцов и учителей Церкви, житийную и нравственно-аскетическую литературу.

Необходимо обратить внимание на следующие особенности христианского нравственного учения и его принципиальные отличия от светской, а также от нехристианской религиозной этики.

Во-первых. Христианское нравственное богословие и философская этика исходят из неодинаковых начал. Христианская этика основывается на Божественном Откровении, которое она старается уяснить с помощью исторического предания и естественного разума. Для философской этики нормы нравственности суть искомое неизвестное; она нередко предполагает отсутствие личного Бога. В религиях Востока также отсутствует представление о Боге-Личности, Творце мира и Спасителе человечества, в них господствует некий абсолютный безличный мировой закон: закон дао, дхармы и т.п.

Во-вторых. Светская этика представляет собой, прежде всего, теоретическую рефлексию по поводу моральных проблем. Христианское нравственное учение имеет отчетливую практическую направленность.



В-третьих. Принципиальное отличие христианской этики от этики светской состоит в том, что в ней практически невозможен тот разрыв между нравственным учением и образом жизни ее автора, который нередко можно наблюдать в этике философской (вспомним, например, Сенеку или Шопенгауэра, которые отнюдь не всегда являли в своей реальной жизни образцы добродетели). И это связано, прежде всего, с тем, что христианская этика своим основанием имеет не только учение, но и искупительный подвиг Иисуса Христа, Который Сам есть «путь и истина и жизнь» (Ин.14;6). Поэтому и наиболее глубокое и адекватное выражение христианское нравственное учение находит в наставлениях святых – людей, которые своим личным подвигом приуготовили свое сердце к тому, чтобы вместить плоды искупительного подвига Христа, достигли реального богоподобия.

С этим тесно связана следующая – четвертая – отличительная черта христианского нравоучения. Христианство нельзя сводить к моральной доктрине и невозможно постичь основы христианской нравственности без обращения к Личности Христа, Который не может быть поставлен в один ряд с такими «учителями человечества», как Сократ или Будда.



В-пятых. В православной, как и в католической, духовной традиции этика тесно связана с аскетикой и мистикой (хотя православная и католическая этика, аскетика и мистика имеют ряд существенных отличий). Мистикой называют внутренний опыт, который дает человеку соприкосновение с духовным, Божественным миром. Важнейшим источником мистического опыта в христианстве является Таинство Евхаристии (причастия). Согласно Евангелию, понятие Богопознания совпадает с понятием спасения: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин.17;3). Истинное мистическое «ведение» (Богопознание) дается лишь при условии соблюдения заповедей. В то же время, само соблюдение заповедей становится возможным только через аскетический подвиг. Аскетика – это система духовной работы, которая указывает, какими способами человек должен перерабатывать свою природу, как бороться с грехом и страстями, чтобы достичь духовно-нравственного совершенства. Аскетическая практика же приносит достойные плоды только в том случае, когда человек осознает свою духовно-нравственную немощь и постоянно прибегает к божественной благодатной помощи, прежде всего через участие в сакраментальной (таинственной) жизни Церкви. Так в христианской традиции реализуется связь между нравственным совершенствованием, аскетикой и мистическим опытом. В то же время, нехристианские этические учения, как светские, так и религиозные, в своем большинстве исходят из посылки, что человек в состоянии достичь нравственного совершенства своими собственными силами. Либо, как, например, в теоретической этике А. Шопенгауэра, утверждается, что как добродетели, так и пороки являются врожденными, и нравственное совершенствование в принципе невозможно. В светской этике как аскетика, так и мистика отсутствуют в принципе.



Выше было отмечено, что отличительной чертой христианской литературы о проблемах нравственности является ее практическая направленность. В этой связи может возникнуть следующий вопрос: Что нам сегодня может дать чтение сочинений святых отцов? Не представляет ли эта литература сегодня лишь исторический интерес? Часто приходится слышать суждение, что условия жизни христианских аскетов были совсем не похожи на наши, поскольку они удалялись в пустыни, монастыри или затворы, отрекались от «мира», посвящали себя исключительно духовному созерцанию и т.п. Но нужно иметь в виду, что именно эти «исключительные» условия и были в высшей степени важны и полезны для самонаблюдения. Они позволяли проникать в такие глубины человеческой духовно-нравственной жизни, которые при обычных обстоятельствах покрыты слоем житейских забот, повседневной суеты, диктуемых окружением предрассудков и пристрастий и т.д. Когда же духовное зрение подвижников устремлялось только внутрь человеческого существа, оно становилось способным замечать самые тонкие душевные движения, поэтому в их творениях заключена очень глубокая психологическая истина. Ценность их наставлений только возрастает от того, что они никогда не умалчивали о своих ошибках и падениях. Иногда приходится слышать и такое мнение, что общее падение нравственного уровня в современном мире делает бесполезным чтение святоотеческой литературы, поскольку современный человек все равно не в состоянии достичь подобных духовно-нравственных высот. Это мнение ошибочно. Современные духовники, рекомендуя обращаться к святоотеческой литературе, подчеркивают, что даже само воздыхание человека о том, насколько он далек от идеала святости, делает его ближе к Богу, задает правильный вектор его внутренней жизни.

Прежде чем приступать к работе над первоисточником, необходимо обратиться к учебной литературе, где рассматривается тот вопрос, в связи с которым предполагается изучение данного текста. Адекватное изложение христианского нравственного учения содержится в учебном пособии прот. Владислава Свешникова «Очерки христианской этики». При подготовке вопросов по западно-христианской этической традиции могут быть использованы учебники «История этических учений» под ред. А.А. Гусейнова , «Этика» Е.В. Золотухиной - Аболиной, «Краткая история этики» А.А. Апресяна и Г. Иррлица (разделы по этике Средних веков), Дж. Реале и Д. Антисери «Западная философия от истоков до наших дней» (Т.2. Средневековье).

Кроме того, необходимо предварительно получить представление о личности и творениях автора изучаемого текста. Поскольку лекционный курс «Религиозная этика» построен по проблемному, а не по персональному принципу, в данном методическом пособии приводятся те сведения об авторах изучаемых в данном курсе первоисточников, которые позволяют глубже понять эти тексты и увидеть связь между содержанием того или иного морального учения и духовным обликом его создателя.

Важнейшим критерием глубины освоения материала является способность сопоставлять различные этические позиции. Внимательное и объективное изучение первоисточников по христианской этике не только позволяет выявить отличительные особенности православной, католической и протестантской духовных традиций, но и помогает увидеть то, как влияет вероучение на тип духовности и практику нравственной жизни, прояснить связь между религиозно-этическими концепциями и соответст­вующими системами жизненных и культурных ценностей.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ «РЕЛИГИОЗНАЯ ЭТИКА»

Семинар 1.Этические традиции Индии. Этика буддизма

1. Общая характеристика этических учений Индии. Представления о добродетелях, моральных нормах и совершенствах. Соотношение нравственного совершенствования и достижения конечного освобождения.

Литература

1. История этических учений. /Под ред. А.А. Гусейнова. М.,2003 (из раздела II «Древняя и средневековая Индия» глава II «Этическая дидактика». С. 130-173).

 

2. Личность Будды

Литература (на выбор указанные или какие-либо иные подробные биографические источники)

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.