Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 4. Новые подходы к управлению персоналом

Осуществляемые в России экономические реформы существенно изменили статус предприятия. Рынок ставит предприятие в новые отношения с государственными организациями, с производственными и другими партнерами, работниками. Устанавливаются новые экономические и правовые регуляторы. В связи с этим меняются отношения между руководителями предприятий, руководителями и подчиненными, между всеми работниками внутри предприятия. Меняется отношение к персоналу предприятий, так как экономические реформы носят социальную направленность на персонал предприятий.

Новые подходы к управлению персоналом все более базируется на признании приоритета личности перед производством, перед прибылью, перед интересами предприятия, фирмы, учреждения. Именно такая постановка вопроса ныне составляет культуру управления. В соответствии с ней все системы управления нацелены на более полное использование способностей работника в процессе производства, что является основой эффективной деятельности предприятия. Действительно, использование вещественного фактора производства зависит от способностей работника, совокупности его профессиональных знаний, умений, навыков, способностей и мотивов к труду. Поэтому без психологических знаний о личности не обойтись. Одной интуиции, личной заинтересованности недостаточно, менеджеру необходимы научные знания о личности работника, профессиональный подход к работе с персоналом. В ряде фирм считается необходимым иметь службу управления человеческими ресурсами - систему управления персоналом. Суть этих изменений в том, что люди рассматриваются как личности, как основное богатство компании, которое надо создать, беречь, и умножать.

Традиционные методы управления персоналом, получившие распространение в корпорациях развитых стран в ХХ столетии имеют ряд общих характеристик, которые отсутствуют в нашей стране:

1. до сих пор не сложилась единая система профессиональных знаний, общей профессиональной идеологии из-за разнообразия существующих подходов в управлении персоналом, из-за национальных и организационных различий.



2. Кадровая работа традиционно находилась на периферии внимания руководителей компаний. Специалисты по управлению персоналом выполняли функции советников при руководстве и не несли непосредственной ответственности за разработку и реализацию стратегии организации. А финансовые и производственные соображения, как правило, брали верх над предложениями кадровых работников, идущими вразрез с общей стратегией компании.

3. У специалистов по управлению персоналом с самого начала возник ореол защитников рядовых работников, что, по мнению их коллег – менеджеров, препятствовало достижению целей, стоящих перед организацией.

4. Управление персоналом трактовалось как деятельность, которой не требуется специальной подготовки; в отличие от других управленческих специальностей. Существовало мнение, что любой опытный руководитель может справиться с функциями менеджера по персоналу.

5. Отсутствие специализированной профессиональной квалификации снижало авторитет кадровых работников в глазах начальства, линейных руководителей.

В практике кадрового менеджмента конца ХХ века менеджер по персоналу начинает играть ведущую роль в разработке и реализации долговременной стратегии организации – менеджер по персоналу. Его задача – обеспечить организационную и профессиональную когерентность составляющих кадрового потенциала компании. Он входит в состав ее высшего руководства и имеет подготовку в такой области управленческого знания, как управление человеческими ресурсами.

На протяжении последних 100 лет место управления персоналом многократно менялось. Наряду с этим пересматривались взгляды, подходы и теоретические основы ученых и практиков, работавших в этой сфере. Совершенствование производственных, информационных и управленческих технологий, а также глобальная переоценка индивидуальных и общечеловеческих ценностей позволили наиболее близко подойти к решению центральной проблемы человечества: преодолению противоречия между человеком и организацией, так как сила организации, прежде всего, в человеческом капитале.

Осуществление радикальных реформ, как правило, связано с определенной дегуманизацией отношений между людьми, включенными в различные системы управления. Преодоление возникающих на этом этапе кризисов невозможно без отказа от игнорирования проблем с персоналом, от желания манипулировать кадрами. И все более управление персоналом признается из наиболее важных сфер жизни организации, способной многократно повысить ее эффективность, а само понятие «управление персоналом» рассматривается в достаточно широком диапазоне: от экономико - статистического до философско-психологического.

Однако осознания возможности решения проблемы недостаточно, чтобы она была решена. Необходимо еще и знание о том, как это сделать, умелое (практическое овладение соответствующими навыками) и уместное (адекватность используемого метода ситуации в организации) использование соответствующих технологий и методов управления персоналом.

Тема 5. Гуманитарные технологии в управлении организацией.

Все более возрастает значение гуманистической парадигмы в современном менеджменте. «Возвращение» к человеку, переориентация управленческих наук на развивающуюся личность, возрождение гуманистической традиции в управлении – эти идеи являются ведущими в современном общецивилизационном контексте. Социально-гуманитарный менеджмент основывается именно на этих идеях, предполагает отношение к человеку как к высшей ценности бытия и нацелен на создание условий для гармоничного развития личности и роста ее духовного, творческого потенциала. В рамках социально-гуманитарного менеджмента человек воспринимается не просто как исполнитель, а как созидатель, способный к свободному и творческому труду.

Современный этап развития человеческой цивилизации характеризуется переходом к постиндустриальной (информационной) стадии ее развития. Постиндустриальное общество предполагает все большее высвобождение человека благодаря прогрессирующему развитию высоких технологий, нового знания. В связи с этим люди получают возможность трудиться более творчески, создавать оригинальные «продукты2 материальной и духовной деятельности. Развитие постиндустриального общества способствует переориентации всего управления в целом, утверждая приоритет человеческой личности с ее потребностями и богатым творческим потенциалом. Многие исследователи определяют гуманистический подход к управлению людьми как наиболее перспективный и эффективный.

В современном деловом мире первостепенное значение приобретают такие качества личности, как социальная, интеллектуальная, коммуникативная компетентность, креативность, инициативность, самостоятельность и ответственность. Гуманитарные (личностно-ориентированные) технологии управления как основа социально-гуманитарного менеджмента направлены на развитие этих качеств с целью повышения эффективности деятельности сотрудников, а, следовательно, и всей организации в целом. Гуманитарные технологии управления способствуют гармоничному развитию человека, раскрытию его творческого потенциала, сохранению его психологического здоровья. Они предполагают переход к новым методам управления, к новым, более эффективным способам мотивации. И, таким образом, при условии грамотного применения, эти технологии помогают максимально задействовать профессиональный и личностный потенциал персонала и обеспечить тем самым успешное функционирование организации на рынке.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.