Сделай Сам Свою Работу на 5

Задачи курса “Русский язык и культура речи”.





Уфимский филиал Финуниверситета

 

П(Ц)К гуманитарных дисциплин

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Заместитель директора

____________И.Х. Бикмухаметов

по учебно-методической работе

 

«______» ___________ 20 г.

 

Зиганшина Зульфия Алисовна

Курс лекций по дисциплине

«Русский язык и культура речи»

для студентов заочной формы обучения специальностей

40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» ,

38.02.02 «Страховое дело» (по отраслям),

38.02.07 «Банковское дело», 38.02.06 «Финансы»,

38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям).

 

 

Рекомендовано учебно-методическим советом филиала

(протокол №_____ от________________2015г.)

 

Одобрено учебно-методическим советом

(протокол №_____ от________________2015 г.)

 

 

Уфа 2015

Курс лекций составлен в соответствии с действующей рабочей программой по дисциплине «Русский язык и культура речи» для специальностей 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения», 38.02.02 «Страховое дело» (по отраслям), 38.02.07 «Банковское дело», 38.02.06 «Финансы», 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям).
 

 

 

   
 

 



 

Разработчик: З.А. Зиганшина, преподаватель Уфимского филиала Финуниверситета

 

 

Рецензент: Ф.Г. Исмагилова, преподаватель Уфимского филиала Финуниверситета

 

РЕЦЕНЗИЯ

на курс лекций по дисциплине

«Русский язык и культура речи»,

Разработанную преподавателем

Уфимского филиала Финуниверситета Зиганшиной З.А.

Данный курс лекций, представленный на рецензирование, составлен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) и соответствует требованиям к минимуму содержания программы подготовки специалистов среднего звена. Он рассчитан на обучающихся нефилологических учебных заведений.

Уровень культуры во многом зависит от степени владения родным языком и речью; от умения общаться, уважая партнера. Это актуально для всех людей, для всех специалистов любой области, ведь культура речи – неотъемлемая часть личностной характеристики.

Недостаточная речевая культура заметно снижает рейтинг делового человека. Правильность, выразительность и точность речи – необходимые атрибуты общей гуманитарной культуры. Великий русский писатель А.П. Чехов отметил: “В сущности, ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считать таким же неприличием, как уметь читать и писать…”.



К сожалению, в течение долгого времени необходимые качества культурной речи в нашем обществе формировались в основном за счет самообразования. Это привело к тому, что проблемы языка стали в ряд с общедуховными проблемами общества. Именно поэтому целью данного курса лекций является сформирование устойчивого представления о культуре речи, ее основных понятиях, функциональных стилях русского языка, языковых нормах.

В содержании предлагаемого курса лекций три раздела.

В I разделе излагаются основные понятия о языке и речи как единого лингвистического феномена, стилях речи. Также рассматривается тема о речевом этикете, требующем соблюдения в определенных ситуациях некоторых правил языкового поведения.

Во втором (основном) разделе дается теоретическое представление о разделах науки о языке и нормах, присущих каждому разделу. Практическая направленность тем этого раздела заключается в том, что они способствуют выработке навыков грамотной речи.

Третий раздел посвящен вопросам построения ораторской речи, ее разновидностям и принципам организации. Особое внимание уделяется этике и эстетике ораторской речи, особенностям делового общения. Рассматриваются виды и стили устной и письменной речи.

Каждая тема завершается контрольными вопросами и практическими заданиями.



Данный курс лекций по дисциплине «Русский язык и культура речи» соответствует установленным требованиям ФГОС СПО и должен быть рекомендован к использованию в учебном процессе.

 

Рецензент: преподаватель Уфимского филиала Финуниверситета Ф.Г. Исмагилова

 

Содержание

 

 

Предисловие……………………………………………………………….

Содержание курса………………………………………………………….

Введение. Предмет и задачи курса «Русский язык и культура речи»………

 

Раздел I. Язык, речь и общение.

Тема 1.1. Язык как лингвистическое понятие. Основные составляющие русского языка. Функции языка……………………….…………………..

Тема 1.2. Речь как лингвистическое понятие. Культура речи. Языковые нормы. ……………………………………………………………………….

Тема 1.3. Функциональные стили речи. Специфика и жанры каждого стиля………………………………………………………………………….

Тема 1.4. Речевой этикет. Культура речи – культура поведения…………

Раздел II. Основные разделы русского языка.

Тема 2.1. Фонетика. Фонетические нормы и стили произношения………

Тема 2.2. Орфоэпия. Орфоэпическая правильность речи…………………

Тема 2.3. Лексика. Лексическая система русского языка. Лексические нормы………………………………………………………………………….

Тема 2.4. Художественно – выразительные средства языка………………

Тема 2.5. Фразеология. Изобразительные возможности фразеологии русского языка……

Тема 2.6.Морфология. Морфологические нормы, правильность их использования. Употребление имен существительных и прилагательных….

Тема 2.7. Правильное использование грамматических форм имен числительных, местоимений, глаголов…………………………….

Тема 2.8. Синтаксис. Основные синтаксические нормы…………………….

Тема 2.9. Нормы русской орфографии………………………………………

Тема 2.10. Трудные случаи русской пунктуации…………………………….

Раздел III. Устная и деловая письменная речь.

Тема 3.1. Особенности и виды устной речи…………………………………..

Тема 3.2. Ораторская речь. Требования к ораторской речи………………….

Тема 3.3. Особенности и стили письменной речи. Служебная документация.

Тема 3.4. Деловое общение. Особенности и виды делового общения……….

Список рекомендуемой литературы……………………………………………

 

 

Введение. Предмет и задачи курса “Русский язык и культура речи”.

План.

Место русского языка в современном мире.

История развития русской грамоты.

Задачи курса “Русский язык и культура речи”.

Мы всегда стараемся выглядеть хорошо, тщательно выбирая одежду, обувь, различные украшения. Так ли мы внимательны к своей речи? К словам, которые мы употребляем, чтобы выразить свою мысль?

Известный академик Д.С. Лихачев отмечает, что в современном обществе происходит постепенное “культурное одичание”. Одной из его причин является равнодушие к речи, к слову.

Хочется вспомнить слова Н.Рыленкова:

Горят, как жар, слова или стынут, как камни, -

Зависит от того, чем наделил их ты,

Какими к ним в свой час

Притронулся руками

И сколько отдал им

Душевной теплоты.

По статистике ЮНЕСКО более полумиллиарда человек на земном шаре в той или иной мере владеют русским языком, его изучают в пределах России в 101 стране 23 миллиона человек.

Русский язык является одним из официальных языков ООН.

Русский язык – государственный язык РФ.

А как появился и развивался русский язык?

Летописец Нестор – монах Киево-Печерского монастыря-, составлявший в конце 11 – начале 12 века “Повесть временных лет”, начинал историю славян с тех времен, когда они сели на Дунае. Это относилось к 6 веку. Славяне именовали себя словенами, владели членораздельной речью, словом, определенной развитой культурой. Но некоторые хронисты считают, что среди славянских племен, расселявшихся по Восточной Европе, не имени “рось”. Есть мнение о связи изначальной руси с названием реки Рось в среднем Поднепровье, хотя население этой местности в средневековье называлось порманами, но никак не росами или русами. В определенных исторических источниках рассказывается, что в I половине 9 века не ведомый никому народ рос на своих кораблях, атаковал византийские города. Люди, именовавшие себя “росами”, оказались от рода шведов.

Более подробные воспоминания о русах оставили арабские путешественники, которые нередко встречались с ними на богатых торговых рынках Востока.

Высокие, словно пальмы, белые телом, краснощекие и светловолосые – такими древние русы предстали в первой половине 10 века.

В 19 в. известный датский филолог Вильгельм Томсон возводил имя “русь” к древне шведским словам, означавшим “гребцы”. По описанию жизни этих людей, весь традиционный быт руси был связан с походами на гребных судах. Их сильной стороной было умение воевать на море. Используя свои удобные ладьи, русы, так же как викинги в Западной Европе, могли проникать по морям и рекам в глубь вражеской территории, внезапно нападая на плохо укрепленные города и села.

Но, по многим летописным источникам известно, что русы занимались, в основном, торговлей. Они успешно организовывали транзитную торговлю между Востоком и Западной Европой.

Для большинства хронистов славяне и руси были варварами – завоевателями, “возмутителями” всемирной истории. По их мнению, просветители Кирилл и Мефодий были востребованы славянскими князями, чтобы преодолевать византийские стереотипы – отношение к славянам как к варварам. Миссия Кирилла и Мефодия относится к 860-м годам, к 9 веку. Отсюда берет и начало русская грамота.

Единое государство Русь утвердилось после крещения в 10 веке, после которого первый русский писатель Иларион в “Слове о законе и благодарности” с полным правом говорил о том, что русские – это новый народ, а Русская земля “слышима есть всеми четырьмя конци земли”.

О русской грамоте ранней поры можно судить по летописям и церковным текстам. Но живые голоса древности донесли до нас берестяные грамоты, обнаруженные в 1951 году в Новгороде. Эта находка считалась событием, равнозначным открытию египетских папирусов.

Сейчас коллекция посланий на бересте насчитывает свыше 1000 единиц.

Древнейшая из найденных грамот относится к I половине 11 века, позднейшая – к середине 15 века, когда береста как писчий материал была вытеснена массовым распространением бумаги. Предполагается, что на Руси более 20 тысяч берестяных грамот. Примерно половина из них относится к домонгольскому времени. Это свидетельство того, до какой степени высока была грамотность русского средневекового человека. До 1951 года существовало мнение о почти поголовной неграмотности населения Древней Руси. Новгородские находки опровергли это мнение. Особый интерес вызвал комплекс ученических упражнений жившего в 13 веке мальчика Онфима, который доказал, что уже в начале 11 века в Новгороде учили грамоте первых христиан.

Благодаря берестяным грамотам можно судить об особенностях русской азбуки, о том, что новгородский диалект имеет отличия от других восточнославянских диалектов. Это указывает на особый путь славянского заселения русского Севера – Запада.

Конечно же, к традиционным древнейшим письменным источникам относятся летописи. Но интересы летописца избирательны. Его внимание привлечено к необычному, неординарному: смерть князя, выборы епископа, начало и конец войны, явление кометы.

Весьма избирателен и круг лиц, интересных летописцу. Это, прежде всего, князья, полководцы, дипломаты. А число лиц, упомянутых в берестяных грамотах, громадно.

В грамотах 12 века только фигурируют имена более двухсот новгородцев.

Жанровое разнообразие берестяных документов исключительно велико. Это хозяйственные распоряжения, политические донесения, судебные казусы, бытовые просьбы, крестьянские жалобы и заказы ремесленникам, школьные упражнения детей, любовные записки и записи молитв и заговоры против болезней.

Берестяная грамота – это “оживленное” лицо давно умершего и забытого всеми человека. Это история русского народа.

Свидетельством особенного развития искусства слова является

“Слово о полку Игореве”. Оно было написано в 1187 году. В это время уже создан древнерусский литературный язык – сжатый, выразительный, богатый синонимами.

Дальнейшее развитие русского языка отражается в художественной литературе.

Значительным событием стало появление работ М.В.Ломоносова “Теория о трех штилях”, «Русская словесность» в 18 веке.

 

 

Тема 1.2. Речь как лингвистическое понятие. Культура речи. Языковые нормы.

ПЛАН:

Что такое речь?

Формы речи.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.