Сделай Сам Свою Работу на 5

Двигатели переменного тока





Механическая работа в стремительно развивающейся промышленности осуществлялась паровыми машинами и дорогими электродвигателями постоянного тока, для которых строились местные электростанции. Электромеханическое преобразование энергии оказывалось неэкономичным. Нужен был электродвигатель переменного тока. Но однофазный электродвигатель не решал проблемы. Получалось, что электротехника зашла в тупик.

Наибольшую известность и наиболее строгие теоретические исследования выполнили независимо друг от друга инженер фирмы "Вестингауз" серб (по другим источникам - хорват) Николо Тесла и итальянский профессор физик Галилео Феррарис . Заявку на получение патента на многофазную систему Тесла подал 12 октября 1887 г. Лабораторные образцы двухфазных асинхронных электродвигателей Феррарис создал в 1885 г.

В чем состояла идея этих замечательных ученых? На пространственной диаграмме (рисунок 8) ось X представляет собой положительное направление вектора магнитной индукции, создаваемой одной из обмоток, а ось Y - положительное направление вектора магнитной индукции (поля) другой обмотки. OB и OA - величины индукции этих полей для данного момента времени, OR - суммарная результирующая индукция. При изменении векторов



 

 

Y

 

B R

 

X

A

Рисунок 8 - Принцип создания вращающегося магнитного поля

 

OA и OB точка R будет перемещаться по кривой, форма которой определяется законами изменения во времени индукций этих полей. Если амплитуды индукций одинаковы, закон изменения - синусоидальный и поля сдвинуты относительно друг друга на 900, то геометрическим местом точки R будет окружность.

 

 

Получение двухфазного тока

 

Для получения вращающегося магнитного поля требуется получить два переменных тока, сдвинутых относительно друг друга по фазе. Принцип получения двухфазного тока показан на рисунке.

Генератор переменного тока содержит две независимые (не соединенные друг с другом) обмотки: 1-3 и 2-4, размещенные на полюсах, сдвинутых в пространстве на 900. Во внутреннем пространстве, образованном этими полюсами, вращается ротор (постоянный магнит). При пересечении витков обмоток магнитным полем в них наводится ЭДС, полярность которой меняется через каждые 1800 поворота ротора. Кроме того, ЭДС, наводимая в обмотке 2-4, будет отставать от ЭДС обмотки 1-3 на время, необходимое ротору для поворота на 900.



,

w - угловая скорость вращения ротора.

Если выводы обмоток подсоединить к нагрузочным сопротивлениям, то получим две цепи переменного тока, в которых протекают токи, сдвинутые относительно друг друга на 900. Это двухфазная система переменного тока (двухфазный ток) - рисунок 10.

Так как для электрических явлений важна только разность потенциалов, то один из проводов, подсоединяющих нагрузку, можно сделать общим.

 

 

Рисунок 10 - Двухфазная система токов

 

Если потенциал провода 2-3 принять за нуль, то потенциал провода 1 (напряжение в линии 1) равен , а потенциал провода 4 - Напряжение между линиями 1 и 4 соответственно равно

 

 


так как .

Таким образом можно получить систему из трех однофазных токов, но третий будет отличаться по амплитуде и сдвигу фазы. Кроме того, уменьшение числа проводов до трех дает меньшую экономию металла, чем можно было ожидать, так как сечение общего провода необходимо увеличить в раз по сравнению с двумя другими проводами.

Технические решения Феррариса и Теслы проблемы получения двухфазного тока несколько отличались друг от друга. Описанный выше принцип близок к методике Теслы.

С помощью двухфазного тока можно получить обратное преобразование - создать вращающееся магнитное поле - рисунок 11. Если к двухфазному генератору вместо нагрузочных сопротивлений подключить обмотки такой же по конструкции машины, то протекающий по ним переменный ток создаст переменные магнитные поля: и , сдвинутые относительно друг друга в пространстве, соответственно с расположением обмоток, и во времени, соответственно с временным сдвигом протекающих по ним токов. Абсолютная величина результирующего магнитного поля, созданное внутри машины взаимодействием этих полей, равняется .



 

 

Получение вращающегося магнитного поля в двухфазном электродвигателе

 

Вектор результирующего магнитного поля равномерно вращается в пространстве с угловой скоростью w. Таким образом получается вращающееся магнитное поле, подобное полю вращающегося постоянного магнита. Создав такую машину Феррарис разместил внутри ее ротор, представляющий собой полый медный цилиндр. Двухфазные асинхронные электродвигатели с полым ротором назвали двигателями Феррариса.

Основное отличие опытов Тесла состояло в том, что он получал многофазный ток от многофазного источника (Феррарис пользовался фазосмещающими устройствами). Многофазный генератор Тесла имел магнитную систему из двух постоянных магнитов. В их магнитном поле вращались две взаимно перпендикулярные катушки, концы обмоток выводились на кольца. Генератор создавал два сдвинутых на 900 тока. От этих токов получали питание катушки возбуждения электродвигателя, также расположенные на его статоре перпендикулярно друг другу Ротор тоже имел подобную систему катушек, замкнутую саму на себя. Основным недостатком двигателя Тесла была полюсная система статора и ротора (выступающие полюса с сосредоточенными обмотками). Двигатель имел большое магнитное сопротивление, неравномерное распределение магнитного поля, плохие рабочие характеристики. Достаточно сказать, что пусковой момент зависел от начального положения ротора.

Основное достоинство системы Тесла - идея создания многофазной системы из независимых токов. Основное достоинство системы Феррариса - более удачная конструкция электродвигателя.

Фирма Вестингауз (в которой работал Тесла) построила несколько электростанций двухфазного переменного тока (в том числе крупнейшая для того времени Ниагарская ГЭС - 1885 г.), но все попытки Тесла усовершенствовать ее (он получил 41 патент по двухфазной системе) не имели большого успеха.

Что же касается Феррариса, то он, создав довольно удачную конструкцию двухфазного электродвигателя, пришел к выводу, что такая система не имеет перспектив для промышленного электропривода. Дело в том, что Феррарис (как и большинство других ученых) в своих разработках придерживался принципов работы слаботочной техники - злополучной теоремы о максимальной мощности приемника. В соответствии с режимом передачи приемнику (двигателю) максимальной мощности Феррарис создал электродвигатель, ротор которого имел сопротивление равное сопротивлению источника тока. Во-первых, такой электродвигатель мог вращаться со скоростью, равной половине скорости вращения магнитного поля, имел КПД меньше 50%, ротор во время работы нагревался до высоких температур. Ошибочное распространение методов слаботочной техники на мощные электротехнические установки и привело Феррариса к такому заключению.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.