Сделай Сам Свою Работу на 5

Отличительные особенности

Мусульманская каллиграфия – область декоративного художественного искусства, как самостоятельного, так и прикладного характера, важный культовый и культурный атрибут ислама, вобравший в себя элементы доисламского наследия. Характерная для каллиграфии условность художественного языка, что в рамках апофатической традиции предполагает даже превращение в абстрактный образ при потере первоначального значения, позволяет относить мусульманскую каллиграфию к области орнамента. Вне контекста и содержательной стороны, можно говорить о двух функциях каллиграфии – художественно-декоративной и религиозно-мистической.

Каллиграфия по-арабски: «хатт» или «хутут». Первоначально арабская каллиграфия возникла на базе копирования Корана, который считается творением Аллаха, поэтому написанное слово само по себе получило сакральный смысл.

В начальный период ислама было известно два основных типа арабского письма: монументальное и курсивное. Монументальное письмо опирается на использование прямых линий и характеризуется уравновешенностью и величавостью. Курсивное – использовалось в ежедневных общеупотребительных записях, и в дальнейшем стало основой для почерка «насх».

Вопросы о том, какой же был первый каллиграфический почерк, как зародилась арабская каллиграфия и где конкретно, могут иметь различные ответы, и определений раннему архаичному почерку тоже существует несколько. К сожалению, все остается на уровне гипотез. В течение долгого времени исследователи утверждали, что куфи был первым арабским почерком, из которого постепенно вышли все последующие стили каллиграфии, как монументальные, так и курсивные. На самом деле, две тенденции развивались самостоятельно и параллельно, и в настоящее время это уже неоспоримый факт, что никакой трансформации курсива из монументального почерка не было и быть не могло. Однако даже единого определения «монументального почерка» не существует. Кроме того, на основании анализа приведенных примеров из архива Э. Херцфельда стоит заявить о том, что курсивный и монументальный почерка в их первоначальном виде, иными словами – докурсивный и домонументальный — были схожи между собой.



«Монументальным» стилем или почерком многие называют почерк, который использовался исключительно на твердых материалах – на металле и на камне, важную роль в этом определении играет крупный масштаб, ценность, качество и сакральные функции предмета. Как правило, это памятники архитектуры, мечети и стелы, и, кроме того, монеты. В данном контексте монументальному куфи противопоставлялся куфи, который использовался на папирусе, то есть на мягком материале, тогда как почерк/почерка Корана – нечто среднее между первым и вторым почерком. И, кроме того, в нумизматике зачастую сочетались курсив и монументальный стиль. Определенно ясно одно, что монументальный стиль предполагает угловатые черты и статичность, а курсив, являясь сугубо рукописным в связи с поставленной задачей «непрерывного письма», имеет тенденцию к слигованности, скруглению форм, и он более подходит для широкого использования.

Обращаясь к истории арабской письменности, ко времени зарождения каллиграфии, необходимо рассмотреть как мусульманские, так и широко известные европейские источники. У Ибн ан-Надима мы встречаем упоминание четырех «первописьменностей»: макки, мадани, басри и куфи, названия которых происходят от места их распространения – Макка, ал-Мадина, Басра и Куфа. Заметим, что отличительной чертой макки является наклон алифа вправо внизу у основания, выдающиеся вертикальные линии букв алиф (ﺍ), лам (ﻝ) и лам-алиф (ﻻ), высокие вертикали та’ (ط) и каф (ک), и едва уловимый наклон почерка вправо. У почерка мадана существует 3 разновидности, для одной из которых — мудаввар — характерны круглые петли букв вав (ﻭ), фа’ (ﻑ), каф (ﻕ), мим (ﻡ), ‘айн (ع), гайн (غ)и конечной ха’ (ﻩ). Относительно почерка куфи сразу начинается путаница. Исследователи, в том числе Аида С. Ариф, ссылаясь на арабских авторов, обозначают некий синтетический ранний монументальный тип — хира-куфический. Характерные особенности этого почерка – тяжеловесность, короткие и жирные линии, угловатость форм и приближенность к квадратному шрифту.

Принято выделять шесть основных почерков:

1. Куфи –الكوفي – из г. Куфы

2. Сульс – الثلث – «одна треть»

3. Насх – النسخ – «копировальный»

4. Та’лик – التعليق – его же её именуют «фарси» (персидский) – «комментарий, комментаторский»

5. Дийвани – الديواني – «канцелярский»

6. Рика’ – الرقعة – «лоскутный»

Мастера арабской каллиграфии:

· Первым Великим каллиграфом считается Абу Али ибн Мукла (272г. хиджры/886г. – 328/940г.).

· Абу-л-Хасан Али б.Хилaл – род. 413г. хиджры/1022г. Прозвище «Ибн ал Баввaб» переводится как «сын дворецкого», дословно – «сын того, кто открывает дверь». Ученик Ибн Муклы

· Йакут ал-Муста‘сими, ум. 698г. хиджры/1298 г. н.э. – последний ученик Ибн ал Бавваба.

Первым известным арабским каллиграфом, по преданию, считается Халид Аби Хаййаз, легендарная личность. По преданию он жил в VII веке н. э. Но о его достижениях трудно судить, поскольку не сохранилось никаких свидетельств и памятников. Затем, уже в XVIII веке каллиграф Готба изобрел 4 каллиграфических стиля – мекканский, мединский, басрийский и куфи, названные по месту предположительного происхождения, что, однако, также не подтверждается научно. Существует версия, что эта легенда о происхождении ранних почерков получила распространение в связи с идеологическим конфликтом различных сект внутри исламской общины. Некоторые историки предполагают, что искусным каллиграфом был зять Мухаммада Али, но и здесь нет палеографических доказательств.

Уже во времена Аббасидских халифов, благодаря централизации и упрочнению власти халифа, расширилась каста писцов (куттāб), каллиграфов – секретарей и администраторов. Власть сосредоточилась в руках писцов и военных. В X веке исламский мир достиг культурного суверенитета, а каллиграфия, являясь культурным символом, воспевала мусульманскую экспансию. Сакральный куфи отошел в сторону, уступив место насху и другим курсивным почеркам, иллюстрирующим смену эпохи. Наступила «эпоха великих каллиграфов», Ибн лы, Мук, Ибн ал-Баввāба и Йакута ал-Муста‘сими.

Подпись Бааля Шем Това (умер в 1760)

Инструменты

Занятия каллиграфией и живописью во многом основываются именно на владении пером, кистью, тушью, бумагой и тушечницей, поскольку только посредством этих принадлежностей можно добиться особой выразительности. Поэтому и придается столь большое значение «четырем драгоценностям ученого».

Китайская поговорка гласит: «Дабы преуспеть в работе, прежде следует отточить инструменты». И вполне естественно, что к выбору своих профессиональных инструментов всякий художник подходит с величайшей ответственностью.

Рабочее место

Каллиграфия требует сосредоточенности, уюта и тишины. Согласно этим предпосылкам обустройте свое рабочее место. Хорошо иметь свой уголок и стол только для занятий шрифтом, где-нибудь у окна, с удобным дневным и вечерним освещением. На столе должно быть достаточно места, чтобы разместить планшет и пюпитр для письма, размером 50х70 см, инструменты, бумагу. Лучше иметь пюпитр с изменяющимся наклоном. Потребуется еще один черновой лист — для пробы пера и чтобы не загрязнять оригинал.

Бумага

Бумага

Для каллиграфических работ чаще всего используется гладкая, лощеная бумага. На гладкой бумаге ширококонечное перо полнее раскрывает себя, штрихи прописываются четко. Хорошая бумага вдохновляет художника. Обращаем ваше внимание на то, что в каллиграфии всегда нужно, прежде чем провести первый штрих, посмотреть на весь лист, не только оценивая его физические качества, но как на изобразительную плоскость. Сначала представить себе, что будет на нем написано, подумать, как расположить будущие элементы в его прямоугольнике, как будут работать чистые поля бумаги вокруг изображения.

Выбор бумаги

Поскольку в настоящее время производится очень много сортов специальной каллиграфической бумаги и привести все названия или марки невозможно, существует целый ряд аспектов, на которые нужно обращать внимание при покупке бумаги.

· Состав. Чем больше процент содержания в бумаге коры сандалового дерева, тем она лучше. Правда, стоит заметить, что в промышленно производимых сортах бумаги в настоящее время этот процент невысок даже у самых прославленных марок.

· Прозрачность. Прозрачность у каллиграфической бумаги весьма неоднородна; на просвет можно увидеть уплотнения в форме облака, словно бы сделанные из хлопка или ваты. Чем больше таких уплотнений, тем бумага лучше.

· Плотность и гладкость поверхности. Хорошая бумага обладает небольшой плотностью, поверхность ее гладкая, но не скользкая. На ощупь хорошая бумага оставляет ощущение мягкости, а не хрупкости, присутствующей в обычной писчей или офисной бумаге.

· Вязкость. Эту способность, к сожалению, можно проверить только после покупки бумаги, поэтому следует купить сначала небольшой кусок на пробу, чтобы впоследствии можно было при необходимости докупить еще. Бумага должна иметь способность к растяжению, чем большую, тем выше качество бумаги. Невязкие сорта бумаги после написания иероглифов сморщиваются; полученные образцы каллиграфии невозможно наклеивать на основу и использовать в изготовлении свитков. При намокании такая бумага легко повреждается.

· Цвет. Хорошая бумага для каллиграфии не должна быть слишком белой. Наилучший цвет для нее — это цвет неотбеленного хлопка. Данный критерий, разумеется, не касается цветных и специальных декоративных сортов бумаги.

Чернила

Чернила

Лучше считается китайская тушь в виде брусочка. Ее растирают на специальном камешке или на матовом стекле с небольшим количеством дистиллированной воды. Она не только хорошо стекает с пера, но имеет красивый бархатный тон. Тушь во флаконах нужно обязательно разбавлять водой, иначе из-за ее густоты на буквах получаются грубые наплывы, уродующие их. Время от времени встряхивайте флакон с тушью и чернилами. В продаже можно найти специальные каллиграфические цветные чернила. Они легко сходят с пера, приятны по цвету.

Но хочется посоветовать, чтобы начинающие сами стремились изготовить чернила, используя копоть, кору разных деревьев, кожуру грецкого ореха, граната и т.д. Таких подчас неожиданных и нежных тонов, какие получатся у вас, в продаже не существует. Тушь различается по составу входящих в нее переработанных смол на множество видов, и каждый вид имеет свои особенности в оттенках цвета, блеске, растворимости в воде и т.п.

В основу туши ложатся самые различные смолы и растительные масла — смола тунгового дерева, сосны, конопляное масло и т.д. Сажа от пережженной смолы специальным образом обрабатывается, прессуется в плитки или бруски и выдерживается от нескольких месяцев до года и более.

Сами плитки или бруски туши часто бывают красиво оформлены и зачастую представляют собой меленькие произведения прикладного искусства. На брусках делаются рельефные изображения цветов, драконов или птиц, применяется золочение. Дорогие сорта туши часто кроме изысканного оформления имеют еще и специальные футляры, отделанные шелком, лаком и т.п.

Перед применением тушь разводят (растирают) с небольшим количеством воды на специальной, чаще всего каменной, площадке — тушечнице. Во время работы тушь лежит на столе каллиграфа на особой подставке. Когда работа закончена, тушь просушивают и убирают на хранение в футляр. Качество туши специалисты оценивают по множеству признаков — плотности, запаху и даже звуку при постукивании. Разведенная тушь высокого качества густая, немного тягучая и маслянистая.

Ширококонечные перья

Ниже показаны разновидности ширококонечных стальных перьев, сдвоенный карандаш и остроконечное перо. Первые выпускаются зарубежными фирмами комплектно, с разной шириной пишущей части, от самых тонких — 0,5 мм до 5 мм и больше. Не надо отчаиваться, если вы не имеете фабричных стальных перьев. Их могут заменить тростниковые (восточное название — калам), птичьи.

В конце концов, когда под рукой нет хорошего пера, пригодится даже щепка любого дерева, из которой можно смастерить инструмент, имитирующий настоящее перо.

Разновидность ширококонечных перьев, срезы пишущих частей

1 — прямой срез; 2-3 правые срезы; 4 — левый срез для левши; 5 — декоративное перо; 6 — нотное перо; 7 — плакатное перо; 8 — сдвоенный карандаш; 9 — остроконечное перо

Писчая кисть

Кисть для письма имеет множество разновидностей и подвидов. Основу различий составляют материал, из которого изготовлена кисть, ее размеры, а, следовательно, назначение, и пропорции рабочей части.

Кисть

Существует три основных разновидности писчих кистей — это так называемые «волчьи» кисти, кисти из козьего меха и «заячьи» кисти. На самом деле «волчьи» кисти делаются из меха колонка (по-китайски, буквально, «желтый волк»). Имеются также смешанные типы кистей из нескольких видов меха, а также встречаются редкие, экзотические кисти (из меха тигра, лебяжьего пуха и т.п.), обычно изготовляемые в очень малых количествах и, как правило, на заказ. Кисти бывают Маленькие, Средние и Большие. В каждом из данных разделов существует еще целый ряд градаций и уточнений (иногда на кисти пишут тип иероглифов или стиль, для которого она предназначена и т. п.). По пропорциям рабочей части кисти разделяются на имеющие удлиненный ворс, средний ворс, короткий ворс и множество прочих подразделов.

Ручка кисти изготавливается обычно из бамбука или недорогих пород дерева, однако у драгоценных «мастерских» кистей встречаются ручки из фарфора, нефрита, мохогона прочих редких материалов.

Часто рабочая поверхность кисти отделяется от ручки специальной вставкой — пластмассовой или деревянной обычных современных кистях, роговой или костяной в «мастерских» и старинных кистях — под которой находите крепление ворса. На тыльной стороне ручки часто имеется специальная петелька, за которую кисть можно подвешиваются для просушки.

Редкие дорогие кисти, как правило, продают и хранят в специальных футлярах. Обычные кисти при продаже часто снабжают особым колпачком, надевающимся на ворс, чтобы не повредить рабочую поверхность кисти при транспортировке. Иногда такие колпачки прилагаются к дорогим кистям вместе с футляром.

Тушечница

Изо всех «четырех драгоценностей кабинета» наибольшим многообразием форм, материалов и видов исполнения обладают тушечницы — специальные подставки для растирания туши.

Сувенирная тушечница с выставки Coloniale de Paris, 1931

Тушечницы бывают сделаны из:

· камня — наиболее распространенный вид тушечницы;

· обожженной неглазурованной глины (черепичные тушечницы);

· металла (очень редкий вид);

· фильтрованной глины (старинные тушечницы высшего сорта);

· нефрита (были распространены во время эпохи Хань, делались из белого нефрита);

· фарфора (довольно редки).

Выбор тушечницы

Тушечницы бывают с крышками и без, легкими переносными

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.