Сделай Сам Свою Работу на 5

История интерактивности в России





· May. 31st, 2011 at 8:22 PM

В отечественной журналистике работа с читательскими письмами имеет глубокую историю – как в официальной, так и в частной прессе. Активными инициаторами сближения с читателями были Новиков и Карамзин, Крылов и Катков, Надеждин и Некрасов. А чего стоит вклад Герцена, «разбудившего» с помощью своего обширного нештатного авторского контингента революционеров? Особняком здесь стоит публикация «Русь, к топору!», авторство которой приписывается некоторыми исследователями Н. Чернышевскому. Призыв «из-за бугра» оказался как нельзя более действенным, пророческим.»
Однако, самый радикальный шаг к читателям сделали другие революционеры. Нелегальные дореволюционные газеты, издаваемые социал-демократами за границей, испытывали большой дефицит в информации из России, в финансовом плане тоже приходилось не сладко, и содержать на родине своих корреспондентов не представлялось возможным. Посему они избрали самый простой и дешевый способ: авторами газет становились сами читатели.
Крошечные редакторские коллективы, которые, как правило, насчитывали меньше 10 человек, сумели организовать приток писем из разных регионов империи, в которых сообщались последние политические, экономические, культурные новости. В результате, основной задачей журналистов было не писать свои материалы, а корректировать авторские, читательские.
В «Правде», за первые два года было опубликовано более шестнадцати тысяч корреспонденции и двухсот статей рабочих. По данным современников, газета стала лучшей хроникой событий, и удивительнейшим проектом, в котором практически не было работы журналистов. Случай прессы тех и последующих лет беспрецедентен. Никогда и нигде общество так не было связано с общественно-политической жизнью на бескорыстных началах.
После Октябрьской революции практика публикаций статей аудитории стала поощряться новой властью, вместо ожидаемой «замены профессионалами». В планах нового правящего аппарата было с помощью участия в печати привлечь население к демократическим формам управления обществом, однако низкая общая культура народа, большая неграмотность не позволили этому осуществиться.
«Письмо в редакцию в глазах населения считалось более действенной формой добиться какого-то решения от власти или государственного учреждения, общественной организации, чем такое же письмо в партийные или государственные органы. Широкая огласка в печати, взятие письма редакцией под свой контроль, до тех пор, пока не будут приняты действенные меры, заставляли чиновников решать проблемы, не откладывая их в долгий ящик.»
Сложно сказать, когда в мире впервые была использована «обратная связь» или письма в редакцию. Что до бывшего СССР, c конца 1970-х годов на его территории стали проводиться Дни открытого письма. «Первый такой «день» состоялся в Эстонии, в крупном промышленном городе Нарва. Редакция республиканской газеты «Советская Эстония» предложила жителям города обращаться к ней с вопросами. Были развешены ящики для писем в редакцию. При горисполкоме работала общественная приемная редакции. Большинство вопросов касалось городских проблем. Из полученного материала в газете составили список в 500 вопросов» . Простой в исполнении и не очень затратный способ проведения обратной связи с аудиторией пользовался огромным успехом.
Еще один пример активности читательской аудитории: за четыре месяца обсуждения проекта Конституции СССР в 1977 году редакция газеты «Правда» получила 30510 писем читателей, в которых содержалось 46 тысяч предложений. В окончательном тексте Конституции было учтено 200 предложений, опубликованных в «Правде».
В годы перестройки активность аудитории, ее стремление к гласности, критике негативных явлений, недостатков, поиску путей их преодоления значительно увеличились.
По данным социологов , в начале восьмидесятых годов почти 10 процентов взрослого населения страны обращались в редакции газет, 2 процента - на радио, 3 процента - на телевидение. Они предлагали новые темы, указывали источники недостатков, писали о передовом опыте. Около шести процентов населения, или почти 13 миллионов человек, непосредственно выступали в качестве авторов материалов СМИ.
С начала 1990-х годов отечественные средства массовой информации освободились от цензурных ограничений. «Это привело к изменению характера изданий. Они стали лучше удовлетворять информационные потребности читателей, так же как радиовещание и телевещание – потребности радиослушателей и телезрителей. Однако они попали в зависимость от коммерческой конкуренции, от политического противостояния, а кое-где и идеологических фильтров. Кардинальная перестройка работы СМИ применительно к мировому рынку привела к неизбежной поляризации массового сознания» . Участие аудитории в прессе снизилось.
В ходе социальных реформ СМИ повсеместно поменяли учредителей. Затем произошло политическое разделение информационных каналов. Значительно возросло количество частных изданий и радиостанций. Газетный рынок, десятилетиями почти не менявшийся, ныне пестрит не только названиями, разнообразием форматов и объемов, но и количеством печатного товара.
По мере развития «свободной» журналистики, возрос интерес аудитории к возможности взаимодействия с радио и телевидением. С появлением различных ток-шоу (от англ. talk-show - разговорное шоу) общество появившейся Российской Федерации стали принимать в них участие, изначально в роли массовки, в дальнейшем с возможностью высказать свое мнение во время записи передач.
На радио, а в последствии на телевидении (с появлением MTV), аудитория могла заказывать любимые песни, участвуя в программах по заявкам, тем самым, корректируя передачу, имея возможность построить ее по своим предпочтениям. Если «телевидение советского периода почти полностью основывалось на линейной модели коммуникации, то для современного ТВ более характерна интерактивная модель (предложена в1953 году Т. Ньюкомбом), которая рассматривает аудиторию не как объект воздействия, а как равноправный субъект коммуникации. Под эту модель попадают передачи всех известных жанров на любую тему, соответствующие двум условиям: наличие самого взаимодействия («интеракции»), как говорят психологи — телекоммуникатора с телезрителем, и наличие возможности для телезрителя лично воздействовать на производство телевизионного продукта” . Поцесс становления интерактивных форм взаимодействия на радиостанциях проходил примерно так же. Таким радио- и теле-редакции получили возможность выяснить предпочтения общества и перестроить сетку вещания, дабы привлекать, как массовую, так и элитарную аудитории, включая в ротацию наиболее популярные или эксклюзивные песни.
Со временем, ближе ко второй половине 90-х годов, с основанием ряда частных радиостанций (включая Серебряный Дождь, о котором мы поговорим во второй главе) появились программы, когда путем звонка на радио (в последствии, с появлением мобильной связи и Интернета, с помощью sms и сообщений в социальные сети twitter, livejournal, мой мир и других) высказывать свое мнение, принимать участие в опросах, создавая, тем самым, статистику, обсуждать различные вопросы, будь то политические, экономические, культурные, социальные и любые другие.
Интерактивность средств массовой информации настолько прочно утвердилась в нашей жизни, что никто уже и не обращает на нее внимание, как на явление. Ток-шоу, передачи по заявкам, письма в редакцию, все это так привычно, обыденно, и мы не замечаем, или не придаем внимания ее значению, функциям, роли в жизни современных СМИ и их взаимодействии с аудиторией. Но, основываясь на описанных выше данных, сложно сказать, что может послужить таким же эффективным субститутом.







 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.