Сделай Сам Свою Работу на 5

Индустриальное развитие стран Запада во второй половине XVIII - XIX вв.






 

Ко второй половине XVIII в. в социально-экономичес­кой области развития стран Западной Европы и США были созданы все условия для начала промышленной револю­ции. Разрушение старых феодальных порядков, экономи­ческое и политическое укрепление буржуазных слоев об­щества, рост мануфактурного производства — все это сви­детельствовало о назревании глобальных изменений в сфе­ре производства. Большое значение для начала промыш­ленного переворота имели результаты аграрной револю­ции XVIII века, которая привела к интенсификации сель­скохозяйственного труда и одновременно к сокращению сельского населения, часть которого стала уходить в го­род. Индустриализация, охватившая с конца XVIII — XIX вв. всю Европу, развивалась крайне неравномерно и имела свои особенности в каждом регионе. Наиболее бурный рост был характерен для районов, имевших давние промыш­ленные традиции, а также для областей, богатых углем, железной рудой и другими полезными ископаемыми.

Промышленный переворот начался в Англии в 60-е гг. XVIII в. Эта страна обладала густой сетью мануфактур, функционировавших на основе принципа разделения труда: орга­низация производства здесь достигает высокой степени раз­вития, что способствовало предельному упрощению и спе­циализации отдельных производственных операций. Заме­на и вытеснение ручного труда машинами, что составляет сущность промышленного переворота, впервые происхо­дит в легкой промышленности. Внедрение машин в этой сфере производства требовало меньших капиталовложе­ний и приносило быструю финансовую отдачу. В 1765 г. ткач Д. Харгривс изобрел механическую прялку, в кото­рой одновременно работали 15—18 веретен. Это изобретение, неоднократно модернизировавшееся, вскоре распрос­транилось по всей Англии. Важной вехой в процессе усо­вершенствований стало изобретение Д. Уаттом в 1784 г. паровой машины, которую можно было использовать прак­тически во всех отраслях промышленности. Новая техни­ка потребовала иной организации производства. Мануфак­тура начинает вытесняться фабрикой. В отличие от ману­фактуры, основанной на ручном труде, фабрика была круп­ным машинным предприятием, рассчитанным на выпуск огромного количества стандартной продукции. Развитие промышленности имело своим следствием рост транспорт­ной инфраструктуры: осуществляется строительство но­вых каналов, шоссейных дорог, с первой четверти XIX в. активно развивается железнодорожный транспорт. К се­редине века протяженность железнодорожных путей в Англии составила более 8000км. Морская и речная тор­говля также модернизировалась с началом использования на флоте паровых машин. Успехи Англии в промышлен­ном секторе были впечатляющими: в конце XVIII — первой половине XIX вв. ее стали называть «мастерской мира».





Промышленное развитие XIX в. характеризовалось рас­ширением машинного производства, передачей технологических знаний, коммерческого и финансового опыта от Англии к другим европейским странам и США. В конти­нентальной Европе одной из первых стран, затронутых индустриализацией, стала Бельгия.Как и в Англии, здесь имелись богатые запасы угля, руды; крупные торговые центры (Гент, Льеж, Антверпен и др.) процветали благо­даря удобному географическому положению между Фран­цией и Германией. Запрет на ввоз английских товаров в ходе наполеоновских войн способствовал расцвету хлоп­чатобумажного производства в Генте. В 1823 г. была воз­ведена первая доменная печь в Льежском угольном бассей­не. Независимое существование Бельгии с 1831 г. благо­приятствовало ускорению ее промышленного развития: за 20 последующих лет количество используемых машин уве­личилось в шесть раз, а уровень добычи угля возрос с 2 до 6 млн тонн в год.

Во Франции технологические новшества проникали, прежде всего, в крупные промышленные цен­тры, такие, как Париж и Лион, а также в районы развития текстильной промышленности (северо-восток и центр страны). Большое значение для французской промышлен­ности имел тот факт, что банки и финансовые учреждения активно вкладывали свои капиталы в строительство но­вых предприятий и совершенствование технологий. Осо­бенно активно французская экономика развивается в эпо­ху Второй империи (1852—1870 гг.), когда объем экспор­та вырос в 400 раз, а производство энергии — в пять раз.



Значительным препятствием для процесса индустриа­лизации в Германиибыла политическая раздробленность этой страны. Ситуация значительно улучшилась после объединения немецких земель в 1871 г. Крупнейшим про­мышленным районом Германии становится Рурская об­ласть, где находились значительные месторождения угля высокого качества. Впоследствии здесь была основана ком­пания Круппа, являвшаяся ведущим производителем ста­ли в Германии. Другой промышленный центр страны рас­полагался в долине реки Вуппер. В начале века он полу­чил известность за счет производства хлопчатобумажных тканей, добычи угля и железной руды. Именно в этом районе Германии для производства чугуна вместо древес­ного угля впервые стал использоваться кокс.

Индустриализация в Австро-Венгрии, Италии, Испаниизатронула лишь отдельные регионы, не оказав существенно­го влияния на экономическое развитие этих стран в целом.

В СШАпромышленное производство начинает разви­ваться особо быстрыми темпами с 40-х гг. XIX века. Важ­нейшим промышленным районом страны были северо-вос­точные штаты (Пенсильвания, Нью-Йорк и др.), где уже к середине XIX века имелись крупные предприятия по производству железа, сельскохозяйственных машин, ра­ботавшие на каменноугольном топливе. Постоянно увели­чивавшиеся размеры страны (к 1848 г. границы США простирались от Атлантического до Тихого океанов) спо­собствовали бурному развитию средств коммуникации — железнодорожных линий и шоссейных дорог. Промыш­ленное развитие Соединенных Штатов осуществлялось в условиях постоянного притока дешевой рабочей силы — эмигрантов ид Европы и Азии. Технические новшества проникают также на юг США, где в первой половине XIX в. развивалось плантационное земледелие, основанное на использовании труда чернокожих рабов: все более широ­ко внедряется хлопкоочистительный станок, изобретен­ный в 1793 г.; строятся предприятия по переработке сель­скохозяйственной продукции. В целом индустриальное развитие США проходило наиболее быстрыми темпами со второй половины XIX в., когда были преодолены внут­ренние социально-политические противоречия (конфликт южных и северных штатов).

Промышленный переворот имел значительные социальные последствия, связанные с формированием двух ос­новных классов индустриального общества: промышленной буржуазии и наемных рабочих. Этим двум социальным груп­пам предстояло найти точки соприкосновения и вырабо­тать эффективную систему взаимоотношений. Данный про­цесс протекал крайне сложно. На первом этапе индустри­ального развития, который можно условно обозначить как эпоху «дикого капитализма», степень эксплуатации рабо­чих была крайне высокой. Предприниматели стремились любой ценой сократить затраты на производство товаров, в частности, путем снижения заработной платы и увеличе­ния продолжительности рабочего дня. В условиях невысо­кой производительности труда, полного отсутствия элемен­тарной техники безопасности, а также законодательства, защищающего права лиц наемного труда, положение пос­ледних было очень тяжелым. Подобная ситуация не могла не вызвать стихийного протеста, который имел различные проявления: от разрушения машин (движение «луддитов» в Англии) до создания профсоюзов и формирования идеоло­гических концепций, в которых пролетариату отводилась решающая роль в развитии общества. Изменился и харак­тер взаимоотношений между промышленниками и государ­ственной властью. Капиталистов уже не удовлетворял лишь факт учета своих интересов государством, — они постепен­но начинают открыто претендовать на власть.

К концу 70-х гг. XIX в. наиболее развитые страны кон­тинентальной Европы (Франция, Германия, Бельгия, Швей­цария) догнали Великобританию по основным экономиче­ским показателям. Период британского экономического пре­восходства постепенно подходил к завершению. Особенно серьезным конкурентом Англии на европейском рынке ста­ла быстроразвивающаяся Германия, достигшая к концу XIX века значительных успехов в развитии «новых отрас­лей» производства (электротехники, машиностроении, химической промышленности). Серьезную конкуренцию Англии составляли и США, активно внедрявшие новей­шие европейские технологии. Бурное развитие промыш­ленности начинает требовать дополнительных рынков сбы­та для европейских товаров. Кризисы перепроизводства, имевшие циклический характер, к концу XIX века ста­новятся все более серьезными и длительными. Постепен­но истощается и сырьевая база европейской промышлен­ности. Все это побуждает наиболее развитые индустриаль­ные страны к захвату колоний. Объектами колониальной экспансии становились наименее развитые районы мира (Африка, Азия, Океания - крупнейшее скопление островов (около 10 тыс.) в центральной и юго-западной частях Тиxoгo океана). Эти земли, не имевшие собствен­ной промышленности, но обладавшие значительными ма­териальными и людскими ресурсами, стали важнейшими источниками сырья и рынками сбыта для европейской ин­дустрии. К концу XIX в. были созданы целые колониаль­ные империи, крупнейшей из которых была Британская империя. Этот этап в развитии западной цивилизации ха­рактеризуется как эпоха империализма. Данная эпоха была не только периодом наивысшего могущества евро­пейских индустриальных держав, но и временем, когда между ними зарождались серьезные противоречия, кото­рые приобрели впоследствии неразрешимый характер. Экономическое соперничество, борьба за колониальные источники сырья и рынки сбыта стали основными причи­нами нарастания международной напряженности.

Таким образом, к концу XIX века в целом завершился процесс становления индустриального капиталистического общества в Западной и Центральной Европе и в Северной Америке. Страны Запада явились зоной ускоренного, «пе­редового» развития капитализма, его «первым эшелоном». Юго-Восточная и Восточная Европа, а также некоторые страны Азии (Япония) также вступили на путь реформ. В конце XIX в. окончательно сформировалась система миро­вого хозяйства. Вывоз товаров и капиталов связал многие регионы мира с европейскими центрами промышленности и банками. Индустриализация способствовала глубочайше­му перевороту в развитии мировой цивилизации. Она затронула все без исключения сферы жизни общества, решив и, в то же время, породив множество проблем. Вторая по­ловина XIX века была временем преобладания оптимисти­ческих настроений в европейском обществе. Европейцы ве­рили в прогресс, во всемогущество техники и человеческо­го гения и с уверенностью смотрели в будущее.

Промы́шленная револю́ция (промы́шленный переворо́т, Вели́кая индустриа́льная револю́ция) — переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике, наблюдавшийся в ведущих западных державах в XVIII—XIX веках.

Основной чертой промышленной революции являлась индустриализация — переход от преимущественно аграрной экономики к промышленному производству, в результате которого происходит трансформация аграрного общества в индустриальное. Промышленный переворот происходил в разных странах не одновременно, но в целом можно считать, что период, когда происходили эти изменения, начинался от второй половины XVIII века и продолжался в течение XIX века. Характерной чертой промышленной революции является стремительный рост производительных сил на базе крупной машинной индустрии и утверждение капитализма в качестве господствующей мировой системы хозяйства.

Промышленная революция связана не просто с началом массового применения машин, но и с изменением всей структуры общества. Она сопровождалась резким повышением производительности труда, быстрой урбанизацией, началом быстрого экономического роста (до этого экономический рост, как правило, был заметен лишь в масштабах столетий) и увеличением жизненного уровня населения.

Промышленная революция в Европе и США позволила на протяжении жизни всего лишь 3—5 поколений перейти от аграрного общества (где большинство населения вело натуральное хозяйство) к индустриальному.

 

 

Джеймс Харгривс работал в Стэндхилле плотником и ткачом на обычном станке. Примерно с начала 1760-х годов он начинает заниматься усовершенствованием прядильных устройств. В 1765 он борясь с конкуренцией дешевых индийских тканей соорудил механическую прялку, а несколько лет спустя (примерно в 1762-1765) изобрел прядильную машину периодического действия, которой дал имя своей дочери — Дженни.

Существует версия, что на мысль об изобретении машины с несколькими вертикальными веретенами Харгривса подтолкнул случай: однажды маленькая Дженни нечаянно опрокинула прялку, однако колесо ее продолжало вертеться, а веретено продолжало прясть пряжу, хотя находилось в вертикальном, а не горизонтальном положении.

Прялка «Дженни» приводилась в движение одним рабочим и производила по меньшей мере в шесть раз больше, чем могла произвести обыкновенная прялка за то же время. Таким образом, каждая новая прялка такого типа лишала работы как минимум пять прядильщиков. Харгривс успел продать не так много экземпляров своей машины, однако это вызвало сильное недовольство местных прядильщиков — в 1768 году они разрушили дом изобретателя и оборудование. Харгривс переехал в Ноттингем и, совместно с Томасом Джеймсом, построил прядильную фабрику, став одним из первых крупных фабрикантов. В 1770 году Харгривс получил патент на свое изобретение.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.