Сделай Сам Свою Работу на 5

Искусство стран византийского круга XIII-XV вв.





 

После падения Константинополя множество греческих мастеров переселяется на периферию бывшей империи, в незанятые турками области и страны. Среди них были очень значительные мастера, такие, как перебравшийся в Россию Феофан Грек. Плодотворную роль сыграли и художники, переселившиеся в Италию. Их было достаточно много и они были настолько активны, что тут возникло довольно широкое направление в иконописи - так называемая итало-критская манера. Почва для большой популярности произведений византийского искусства была подготовлена еще ранее, с начала XIII в., когда в период существования Латинской империи из Византии вывозились в Италию греческие иконы и изделия декоративно-прикладного искусства. На византийских образцах XIII в. воспитывалась плеяда замечательных итальянских художников второй половины XIII - начала XIV вв. - Пьетро Каваллини, Чимабуэ, Дуччо.

На XIV-XV вв. приходится расцвет архитектуры, монументальной и станковой живописи Сербии, Македонии, Болгарии, Армении, Грузии, Руси.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Письменные источники по истории, культуре и искусству Византии.



 

Агафий. О царствовании Юстиниана. М., 1996 (М.; Л., 1953).

Аммиан Марцеллин. Римская история. Спб., 2000.

Анна Комнина. Алексиада. М., 1965.

Византийские историки. Спб., 1861.

Вриенний Никифор. Исторические записки [976-1087 гг.] М., 1997.

Две византийские хроники Х века. М., 1959.

Клари Робер де. Завоевание Константинополя. М., 1986.

Константин Багрянородный. Об управлении империей. М., 1989.

Лев Диакон. История. М., 1988.

Михаил Пселл. Хронография. М., 1978.

Памятники византийской литературы. [T. 1-2]. М., 1968-1969.

Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских царей. Спб., 1992.

Прокопий Кесарийский. Война с готами. О постройках. М., 1996.

Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. Спб., 2001 (М., 1993).

Римские историки IV века. М., 1997.

Сборник документов по социально-экономической истории Византии. М., 1951.

Феофилакт Симокатта. История. М., 1957.

Чичуров И.С. Византийские исторические сочинения: “Хронография” Феофана, “Бревиарий” Никифора. М., 1980.

Бибиков М.В. Историческая литература Византии. Спб., 1998.



Византийская цивилизация в освещении российских ученых. Т. 1-2. М., 1999.

Каждан А.П. История византийской литературы. (650-850 гг.). Спб., 2002.

Любарский Я.Н. Византийские историки и писатели. Спб., 1999.

 

2. История Византии.

 

Бородин О.Р. Византийская Италия в VI-VIII веках. Барнаул, 1991.

Бородин О.Р. Равеннский экзархат. Византийцы в Италии. Спб., 2001.

Васильев А.А. История византийской империи. Т. 1-2. Спб., 1998.

Васильевский В.Г. Труды. Т. 1-4. Спб., Пг., Л., 1908-1930.

Византиноведение в СССР: состояние и перспективы исследований. М., 1991.

Византия между Западом и Востоком. [Сборник статей]. Спб., 2001.

Восточное Средиземноморье и Кавказ. IV-XVI вв. [Сборник статей]. Л., 1988.

Дашков С.Б. Императоры Византии. М., 1996.

Диль Ш. Основные проблемы византийской истории. М., 1947.

Диль Ш. История византийской империи. М., 1948.

Диль Ш. Юстиниан и византийская цивилизация в VI в. Спб., 1908.

Диль Ш. Византийские портреты. М., 1994 (М., 1914).

История Византии. Т. 1-3. М., 1967.

История мира. Средние века. М., 2000.

Каждан А.П., Литаврин Г.Г. Очерки истории Византии и южных славян. М., 1958.

Кулаковский Ю.А. История Византии. Т. 1-3. Спб., 1996 (Киев, 1912-1915).

Курбатов Г.Л. Византия в VI столетии. Л., 1959.

Курбатов Г.Л. История Византии (историография). Л., 1975.

Курбатов Г.Л. Ранневизантийские портреты: к истории общественно-политической мысли. Л., 1991.

Левченко М.В. История Византии. Краткий очерк. М.; Л., 1940.

Липшиц Е.Э. Очерки истории византийского общества и культуры VIII- первой половины IX вв. М.; Л., 1961.

Медведев И.П. Мистра. Очерки истории и культуры поздневизантийского города. Л. 1973.

Оболенский Д. Византийское содружество наций. Шесть византийских портретов. М., 1998.



Памяти академика Ф.И.Успенского. [Сборник статей]. Л., 1929.

Пигулевская Н.В. Ближний Восток. Византия. Славяне. Л., 1976.

Скржинская Е.Ч. Русь, Италия и Византия в средневековье. Спб., 2000.

Удальцова З.В. Италия и Византия в VI в. М., 1959.

Удальцова З.В. Советское византиноведение за 50 лет. М., 1969.

Удальцова З.В. Идейно-политическая борьба в ранней Византии. М., 1974.

Успенский Ф.И. История византийской империи. Т. 1-3. М., 1997-2001 (1948, 1996).

Эллинистический Ближний Восток, Византия и Иран. История и филология. [Сборник статей]. М., 1967.

 

3. Культура Византии.

 

Античность и Византия. [Сборник статей]. М., 1975.

Басаргина Е.Ю. Русский археологический институт в Константинополе: очерки истории. Спб, 1999.

Византийская литература. М., 1974.

Известия Русского археологического института в Константинополе. Т. 1-8. 1896-1903 (см. также: Указатель к статьям по византиноведению, опубликованным в Известиях Русского археологического института в Константинополе. // Византийский временник. Т. 27. 1967, стр. 355-359).

Каждан А.П. Византийская культура IX-XII вв. Спб., 1997 (М., 1968).

Культура Византии. Т. 1-3. М., 1984-1991.

Лазаревский И. Царьград. М., 1915.

Литаврин Г.Г. Как жили византийцы. М., 1974.

Поляковская М.А., Чекалова А.А. Византия: быт и нравы. Свердловск, 1989.

Поляковская М.А. Портреты византийских интеллектуалов. Спб., 1998.

Рудаков А.П. Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии. Спб., 1997 (М., 1917).

Рукописное наследие русских византинистов в архивах Санкт-Петербурга. Спб., 1999.

Удальцова З.В. Византийская культура. М., 1988.

Успенский Ф.И. Очерки по истории византийской образованности. Спб., 1891.

Фрейберг Л.А., Попова Т.В. Византийская литература эпохи расцвета. IX-XV вв. М., 1978.

Эссад Дж. Константинополь. От Византии до Стамбула. М., 1919.

 

4. Происхождение христианства.

 

Апокрифы древних христиан. М., 1989.

Библия.

Варшавский А.С. Рукописи Мертвого моря. М., 1960.

Виппер Р.Ю. Возникновение христианской литературы. М.; Л., 1946.

Виппер Р.Ю. Рим и раннее христианство. М., 1954.

Гече Г. Библейские истории. М., 1990.

Голубцова Н.И. У истоков христианской церкви. М., 1967.

Донини А. У истоков христианства. М., 1989.

Евсевий Памфил. Церковная история. М., 1993.

Жития византийских святых. Спб., 1995.

Каждан А.П. От Христа к Константину. М., 1965.

Кармайкл Дж. Разгадка происхождения христианства. М., 2002.

Козаржевский А.Ч. Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы. М., 1985.

Косидовский З. Сказания евангелистов. М., 1981.

Косидовский З. Библейские сказания. М., 1978.

Крывелев И.А. Христос: миф или действительность? М., 1987.

Ленцман Я.А. Сравнивая евангелия. М., 1967.

Никифор (архимандрит). Библейская энциклопедия. М., 1990 (1891).

Подосинов А.В. Символы четырех евангелистов. М., 2000.

Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М., 1990.

Ранович А.Б. Очерк истории раннехристианской церкви. М., 1941.

Свенцицкая И.С. Тайные писания первых христиан. М., 1981.

Свенцицкая И.С. От общины к церкви: о формировании христианской церкви. М., 1985.

Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. М., 1987 (и др. годы).

Свенцицкая И.С. Апокрифические евангелия. М., 1996.

Свенцицкая И.С. Апокрифические сказания об Иисусе, святом семействе и свидетелях Христовых. М., 1999.

Свободомыслие и атеизм в древности, средние аека и в эпоху Возрождения. М., 1986.

Фрэзер Дж.Дж. Фольклор в Ветхом завете. М., 1989.

Христианство. Словарь. М., 1994.

Шифман И.Ш. Ветхий завет и его мир. М., 1987.

 

5. Византийская эстетика.

 

Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica. Т. 1. Раннее христианство: Византия. Спб., 1997.

Бычков В.В. Смысл искусства в византийской культуре. (Издательство Знание. Новое в жизни, науке, технике. Подписная научно-популярная серия Эстетика. Вып. 4/1991). М., 1991.

Бычков В.В. Эстетика поздней античности. М., 1981.

Бычков В.В. Византийская эстетика. М., 1977.

Бычков В.В. Эстетика отцов церкви. М., 1995.

Дионисий Ареопагит. Сочинения. Максим Исповедник. Толкования. Спб., 2002.

 

6. Общие работы по истории византийского искусства.

 

Байе Ш. Византийское искусство. Спб., 1888.

Банк А.В. Византийское искусство в собрании Государственного Эрмитажа. Л., 1960.

Банк А.В. Византийское искусство в собраниях Советского Союза. Л.; М., 1966.

Банк А.В., Бессонова М.Я. Искусство Византии в собраниях СССР: каталог выставки. М., 1977.

Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. К 2000-летию христианства. Тезисы докладов конференции. Спб., 2000.

Византиноведение в Эрмитаже. Л., 1991.

Византия и Ближний Восток (Памяти А.В.Банк). Сборник научных трудов (Государственный Эрмитаж). Спб., 1994.

Византия и византийские традиции. Сборник трудов. Государственный Эрмитаж. Спб., 1996.

Византия и Русь. [Сборник статей]. М., 1989.

Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. Сборник статей в честь В.Н.Лазарева. М., 1973.

Восточное Средиземноморье и Кавказ IV-XVI вв. Сборник статей (Государственный Эрмитаж). Л., 1988.

Всеобщая история искусства. Т. 2. Кн. 1. М., 1960.

Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В. Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. М., 1991.

Государственный Эрмитаж. Византийское культурное наследие. Спб., 1992.

Грабар А. Император в византийском искусстве. М., 2000.

Даркевич В.П. Светское искусство Византии. Произведения византийского художественного ремесла в Восточной Европе X-XIII века. М., 1975.

Дворжак М. Очерки по искусству средневековья. Л., 1934.

Искусство Византии в собраниях СССР. Каталог выставки. Вып. 1-3. М., 1977.

Искусство Западной Европы и Византии. М., 1978.

Искусство стран и народов мира. Краткая художественная энциклопедия. Т. 1. М., 1962.

Коллекция музея Российского археологического института в Константинополе. Каталог выставки. Спб., 1994.

Кондаков Н.П. История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей. Одесса, 1876.

Кондаков Н.П. Путешествие на Синай в 1881 г. Из путевых впечатлений. Одесса, 1882.

Кондаков Н.П. История и памятники византийской эмали. Собрание А.В.Звенигородского. Спб., 1892.

Кондаков Н.П. Памятники христианского искусства на Афоне. Спб., 1902.

Кондаков Н.П. Археологическое путешествие по Сирии и Палестине. Спб., 1904.

Кондаков Н.П. Очерки и заметки по истории средневекового искусства и культуры. Прага, 1929.

Кызласова И.Л. История изучения византийского и древнерусского искусства в России. М., 1985.

Лазарев В.Н. Византийское и древнерусское искусство. Статьи и материалы. М., 1978.

Литургия, архитектура и искусство византийского мира. Спб., 1995.

Лихачева В.Д. Искусство Византии IV-XV веков. Л., 1986 (1981).

Международная конференция “Крит, Восточное Средиземноморье и Россия в XVII в.” Греческие документы и рукописи, иконы и памятники прикладного искусства московских собраний. М., 1995.

Некрасов А.И. Византийское и русское искусство. Для студентов строительных вузов. М., 1924.

[Нессельштраус Ц.Г.] Новая история искусства. Искусство раннего средневековья. Спб., 2000.

Оружейная палата. Москва. Памятники византийского искусства X-XV веков в Государственной Оружейной палате. Каталог. Л.; М., 1964.

Покровский Н.В. Очерки памятников христианского искусства и иконографии. Спб., 1999 (1910).

Полевой В.М. Искусство Греции. Средние века. М., 1978 (Т. 1-2. М., 1984).

Русские древности в памятниках искусства, издаваемые И.Толстым и Н.Кондаковым. Вып. 4. Христианские древности Крыма, Кавказа и Киева. Спб., 1891.

Тальбот Райс Д. Искусство Византии. М., 2002.

Тяжелов В.Н. Искусство средних веков. Византия, Армения и Грузия. Болгария и Сербия. Древняя Русь, Украина и Белоруссия. (Малая история искусств). М., 1975.

Сборник статей, посвященных памяти Н.П.Кондакова. Прага, 1926.

Уваров А.С. Христианская символика. М.; Спб., 2001 (М., 1908).

 

7. Византийская архитектура.

 

Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры. Т. 2. М.; Л., 1935.

Брунов Н.И. Архитектура Константинополя IX-XII вв. // Византийский временник. Т. 2. 1949.

Брунов Н.И. К вопросу о средневизантийской архитектуре Константинополя. // Византийский временник. Т. 28. 1968.

Вилинский С.Г. Византийско-славянские сказания о создании храма Св. Софии Цареградской. Одесса, 1900.

Вилинский С.Г. Сказание о Софии Цареградской в Эллинском летописце и в Хронографе. Спб., 1903.

Всеобщая история архитектуры. Т. 3. Л.; М., 1966.

Зубов В.П. Труды по истории и теории архитектуры. М., 2000.

Краутхаймер Р. Три христианские столицы. Топография и политика. Спб., 2000.

Мавродинов Н. Византийската архитектура. София, 1955.

Мнацаканян С.Ч. Крестово-купольные композиции Армении и Византии V-VII вв. Ереван, 1989.

Якобсон А.Л. Закономерности в развитии раннесредневековой архитектуры. Л., 1983.

Якобсон А.Л. Закономерности в развитии средневековой архитектуры. Центральные области Византии, Греция, Малая Азия, Сирия, Месопотамия, Югославянские страны, Древняя Русь, Закавказье, Средняя Азия. Л., 1985.

Якобсон А.Л. Закономерности в развитии средневековой архитектуры. IX-XV вв.: Византия, Греция, Югославянские страны, Русь, Закавказье. Л., 1987.

 

8. Византийская живопись.

 

Айналов Д.В. Эллинистические основы византийского искусства. Спб., 1900.

Айналов Д.В. Византийская живопись XIV века. Пг., 1917.

Арган Дж. К. История итальянского искусства. М., 2000.

Демус О. Мозаики византийских храмов. М., 2001.

История иконописи. М., 2002.

Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Ч. 1-2. Спб., 1914-1915.

Лазарев В.Н. История византийской живописи. Т. 1-2. М., 1986 (1947-1948).

Лазарев В.Н. Византийская живопись. М., 1971.

Лазарев В.Н. Происхождение итальянского Возрождения. Т. 1-2. М., 1956-1959.

Лихачев Н.П. Историческое значение итало-греческой иконописи. Спб., 1911.

Лихачева В.Д. Искусство книги. Константинополь, XI век. М., 1976.

Лихачева В.Д. Византийская миниатюра. Памятники византийской миниатюры IX-XV веков в собраниях Советского Союза. М., 1977.

Орлова М.А. Наружные росписи средневековых памятников архитектуры: Византия, Балканы, Древняя Русь. М., 1990.

Редин Е.К. Христианская топография Козьмы Индикоплова по греческим и русским спискам. М., 1916.

Редин Е.К. Мозаики равеннских церквей. // Записки Русского археологического общества. Т. IX. Вып. 3-4. Новая серия. Труды Отделения археологии древнеклассической, византийской и западноевропейской. Книга вторая. 1896.

Шмит Ф.И. Кахриэ-Джами. // Известия Русского археологического института. Т. XI. 1906.

Щепкина М.В. Миниатюры Хлудовской псалтири. М., 1977.

Этингоф О.Е. Образ Богоматери: очерки византийской иконографии XI-XIII веков. М., 2000.

 

9. Искусство стран византийского круга - Италии, Сербии, Македонии,

Болгарии, Армении, Грузии, Руси.

 

Сербия и Македония

 

Алешина Л.С., Яворская Н.В. Искусство Югославии. Очерки. М., 1966.

Бихальи-Мерин О. Фрески и иконы. Средневековое искусство в Сербии и Македонии. Београд, 1962.

Дероко А. Монументална и декоративна архитектура у средневековну Србjи. Београд, 1953.

Джурич В. Византийские фрески. Средневековая Сербия, Далмация, славянская Македония. М., 2000.

Кашанин М. Камена открича: студийе о уметности Србийе у средньем веку. Београд, 1978.

Кондаков Н.П. Македония. Археологическое путешествие. Спб., 1909.

Културно богатство Прилепа: од V-XIX в. Београд, 1986.

Покрышкин П.П. Православная церковная архитектура XII-XVIII веков в нынещнем Сербском королевстве. Спб., 1906.

Радойчич С. Старо српско сликарство. Београд, 1966.

Средневековни манастири Србийе. Нови Сад, 1995.

Студеница и византийска уметность око 1200 године. Београд, 1988.

Чиркович С. Сербия. Средние века. М., 1996.

 

Болгария

 

Дуйчев И.С. Болгарское искусство XIV в. София, 196-.

Мавродинов Н. Старобългарското изкуство XI-XIII в. София, 1966.

Овчаров Д., Ваклинова М. Ранновизантийски паметници от България IV-XII века. София, 1978.

Цапенко М.П. Архитектура Болгарии. М., 1953.

Цапенко М.П. София, Тырново, Пловдив. М., 1972.

Цонев К. Фрески Боянской церкви. София, 1957.

 

Армения

 

Акопян Г.Г. Искусство средневекового Арцаха. Ереван, 1991.

Аракелян Б.Н. О некоторых вопросах истории армянской архитектуры. Ереван, 1969.

II Международный симпозиум по армянскому искусству. Сборник докладов. Т. 1-2. Ереван, 1981.

Дурново Л.А. Очерки изобразительного искусства средневековой Армении. М., 1979.

Дурново Л.А. Краткая история древнеармянской живописи. Ереван, 1957.

Кириллова Ю.М. Армения - открытый музей. М., 1989.

Марутян Т.А. Архитектурные памятники. Ереван, 1989.

Мнацаканян С. Архитектура армянских притворов. Ереван, 1952.

Свирин А.Н. Миниатюры древней Армении. М.; Л., 1939.

Чубинашвили Г.Н. Разыскания по армянской архитектуре. Тбилиси, 1967.

 

Грузия

 

Аладашвили Н.А. Монументальная скульптура Грузии. Сюжетные рельефы V-XI веков. М., 1977.

Амиранашвили Ш.Я. История грузинского искусства. М., 1963 (1950).

Амиранашвили Ш.Я. История грузинской монументальной живописи. Т. 1. [VII-XII вв.] Тбилиси, 1957.

Джанберидзе Н.Ш., Цицишвили И.Н. Архитектурные памятники Грузии. М., 1996.

Средневековое искусство: Русь, Грузия. М., 1978.

Урушадзе Н. Древнегрузинское пластическое искусство. Тбилиси, 1988.

VI Международный симпозиум по грузинскому искусству. Сборник докладов. Т. 1-2. Тбилиси, 1989.

Чубинашвили Г.Н. Архитектура Кахетии. [Ч. 1-2]. Тбилиси, 1956-1959.

Чубинашвили Г.Н. Вопросы истории искусства. Исследования и заметки. Т. 1. Тбилиси, 1970.

Чубинашвили Г.Н. Грузинское чеканное искусство. Исследование по истории средневекового грузинского искусства. Тбилиси, 1959.

Чубинашвили Г.Н. Памятники типа Джвари. Исследование по истории грузинского искусства. Тбилиси, 1948.

Чубинашвили Г.Н. Цроми. Из истории грузинской архитектуры первой трети VII в. М., 1969.

 

Русь

 

Алпатов М.В. Феофан Грек. М., 1979.

Вздорнов Г.И. Феофан Грек. М., 1983.

Вздорнов Г.И. Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде. М., 1976.

Древнерусское искусство: Зарубежные связи. М., 1975.

Древнерусское искусство: Балканы. Русь. Спб., 1995.

Древнерусское искусство: Русь. Византия. Балканы: XIII век. Спб., 1997.

Древнерусское искусство: Русь и страны византийского мира. XII век. Спб., 1999.

Древнерусское искусство: Византия и Древняя Русь. Спб., 1999.

Древнерусское искусство: Византия, Русь, Западная Европа: искусство и культура. Спб., 2002.

Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца X - начала XII в.: византийское наследие и становление самостоятельной традиции. М., 1987.

Лазарев В.Н. Феофан Грек и его школа. М., 1961.

Лазарев В.Н. Мозаики Софии Киевской. М., 1960.

Лазарев В.Н. Михайловские мозаики. М., 1966.

Левченко М.В. Очерки по истории русско-византийских отношений. М., 1956.

Покровский Н.В. Памятники христианской архитектуры, особенно руские. М., 2000.

Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских. М., 2001.

Попова О.С. Искусство Новгорода и Москвы первой половины XIV в. Его связи с Византией. М., 1980.

Попова О.С. Аскеза и Преображение: образы византийского и русского искусства XIV века. Milano, 1996.

 

Византийское искусство и археология на территории России.

 

Асеев Ю.С., Лебедев Г.А. Архитектура Крыма. Кинв, 1961.

Боги Тавриды. История религий народов Крыма. Севастополь, 1997.

Веникеев Е.В. Севастополь и его окрестности. М., 1986.

Домбровский О.И. Фрески средневекового Крыма. Киев, 1966.

Криеун Е.В. Архитектурные памятники Крыма. Симферополь, 1977.

Кулаковский Ю.А. Прошлое Тавриды. Киев, 1914.

Латышев В.В. Жития епископов херсонских. Спб., 1906.

Фадеева Т.М. По горному Крыму. М., 1987.

Шестаков С.П. Очерки по истории Херсонеса VI-X вв. М., 1908.

Якобсон А.Л. Раннесредневековый Херсонес. Очерки истории материальной культуры. (Серия: Материалы и исследования по археологии СССР, № 63). М.; Л., 1959.

Якобсон А.Л. Средневековый Крым. М.; Л., 1964.

 

 

ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ

 

1. Проблемы атрибуции позднеантичного - ранневизантийского скульптурного портрета (середина III - первая половина VI вв.).

2. Стилистика и образы рельефов консульских диптихов V-VI вв.

3. Византийская архитектура средневекового Херсонеса.

4. Раннесредневековая архитектура Сирии, Армении и Грузии.

5. Фресковые росписи Сербии XIII-XIV веков.

6. Ранневизантийское декоративно-прикладное искусство.

7. Художественный язык мозаик церкви Неа Мони на Хиосе.

8. Художественный язык мозаик Дафни.

9. Художественный язык мозаик монастыря Хоры в Константинополе.

10. Миниатюра Македонской эпохи.

11. Малая пластика Македонского периода (рельефы на пластинках из слоновой кости).

12. Икона Комниновского времени.

13. Икона Палеологовского времени.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

к экзамену по изобразительному искусству Византии

 

Тема первая: Античное позднеримское искусство III-IV вв.

 

1. Общая характеристика сложения и развития раннехристианского и ранневизантийского искусства. Античное искусство как колыбель христианского искусства и постоянный источник его обновления.

2. . Римский скульптурный портрет эпохи солдатских императоров.

3. Римский скульптурный портрет конца III-IV вв. – от Диоклетиана до Юлиана.

4. Развитие фаюмского портрета I-IV вв.

  1. Античная архитектура Рима конца III-IV вв.

 

Тема вторая: Раннехристианское искусство.

 

  1. Научная картина происхождения и ранней истории христианства.
  2. Катакомбы: общая характеристика. Катакомбы III в. – Присциллы, Сан Каллисто, гипогей братьев Аврелиев.
  3. Катакомбы IV-VI вв. – на Via Dino Campagni, Домициллы, Коммодиллы, Петра и Марцеллина, Eremitav.
  4. Отношение христианской церкви и богословия II-VI вв. к античной пластике. Античная и христианская круглая скульптура III-IV вв.
  5. Христианские саркофаги IV-VI вв.
  6. Христианская церковь в Дура Европос. Базилики времени Константина I – Сан Пьетро в Риме и храм Гроба господня в Иерусалиме.
  7. Происхождение и композиция базилики. Базилики Рима IV-VI вв.- С.Пьетро fuori

le mura, Санта Сабина, С.Мария Маджоре. Центрические здания – С. Констанца, Сан

Стефано ротондо, баптистерий в Албенье, церковь Сан Лоренцо в Милане.

  1. Христианская архитектура Малой Азии и Сирии - V-VI вв. – церковь Иоанна в

Эфесе, церковь в Алахане, базилики в Кальб Лузех, Калат Семане, Турманине,

церковь вне стен в Русафе. Базилики североафриканских городов.

  1. Христианская архитектура Греции V-VI вв.
  2. Античные мозаики II-IV вв. в североафриканских и сирийских городах, виллы Пьяцца Армерина на Сицилии.
  3. Мозаики гробницы Юлиев и мавзолея Санта Констанца в Риме.
  4. Римские мозаики V-VI вв. – С.Пуденциана, С. Мария Маджоре, С.Джованни in Laterano, Свв. Косьмы и Дамиана в Риме, С.Амброджо в Милане.

 

Тема третья: Константинополь и его искусство.

  1. Константинополь как город в IV-VI вв.: история города до IV в., строительство времени Константина I. Архитектура ипподрома, его скульптурное убранство. Цистерны.
  2. Большой императорский дворец в Константинополе и его мозаики.
  3. Культовая архитектура Константинополя – церковь Иоанна Студийского монастыря, церковь Свв. Апостолов, церковь Сергия и Вакха.
  4. Купольная базилика Св. Софии в Константинополе.
  5. Утраченная античная скульптура Константинополя IV-XIII вв. по данным письменных источников.

Тема четвертая: Архитектура и мозаики Равенны IV-VI вв.

 

  1. Архитектура и мозаики мавзолея Галлы Плацидии.
  2. Архитектура и мозаики баптистерия православных и баптистерия ариан.

3. Мозаики базилики Сан Аполлинаре Нуово.

4. Архитектура и мозаики церкви Сан Витале в Равенне.

5. Мозаики базилики Сан Аполлинаре in classe.

 

Тема пятая: Ранневизантийское искусство V-VI вв.

 

  1. Скульптурный портрет V-VI вв.
  2. Миниатюра Рима и Византии.
  3. Искусство коптов.
  4. Синайская икона VI-VII вв.
  5. Ранневизантийское декоративно-прикладное искусство: диптихи из слоновой кости, изделия из металла и дерева, ювелирные изделия.

 

Тема шестая: Искусство VII в., иконоборческой и постиконоборческой эпох.

 

1. Искусство VII в. Антикизирующий стиль серебряных блюд константинопольского производства времени императора Ираклия (610-641). Переработка юстиниановского стиля: мозаики церкви Св. Дмитрия в Салониках, изделия прикладного искусства.

2. Краткая историческая характеристика иконоборческого периода (717 - 843 гг.).

3. Искусство иконоборческого периода. Проблема изображения божественного в Священном писании и трудах “отцов церкви”. Особенности архитектурной композиции в культовом строительстве (перестройка церкви Ирины в Константинополе Константином V, базилика Св. Софии в Салониках). Возврат в декорации культовых зданий к орнаментальному убранству, растительным и животным символам раннехристианского времени. Фрески церкви в Перистреме в центральной Анатолии. Антикизирующие тенденции в сюжетах и образном строе произведений прикладного искусства.

4. Искусство постиконоборческого периода (842-867 гг.). Архитектура: крестово-купольная церковь в Скрипу. Истоки крестово-купольной композиции в памятниках зодчества V-VI вв. Мозаика: изображения “Сил небесных” на алтарном своде и фигура Богоматери, принимающей младенца Христа в лоно (Непорочное зачатие), в апсиде церкви Успения в Никее; сидящая на троне Богоматерь с Христом в апсиде и Вознесение в куполе церкви Св. Софии в Салониках. Миниатюра: Хлудовская псалтирь (ок. 843 г.) как памятник влияния восточно-христианского искусства на миниатюру Константинополя.

 

Тема седьмая: Искусство Македонской эпохи.

 

1. Краткая историческая характеристика Македонского периода (867 - 1056 гг.).

2. Общие принципы формирования искусства Македонского периода (867 - 1056 гг.). Политическая идеология основателей Македонской династии как основа программы искусства периода. Закладка основ последующего искусства Византии - сложение строго регламентированной иконографической схемы в живописи: отбор церковью сюжетов и фиксация их местоположения в храме в соответствии с литургическим порядком.

3. Понятие Македонского ренессанса - возрождение после иконоборческого периода классицизирующего стиля как отражение политической доктрины императоров Македонской династии, ориентировавшихся на восстановление империи времен расцвета. Стилевые составляющие Македонского искусства - эллинистическо-римская сенсуалистичность и точность построения образов. Эволюция этого монументального стиля с конца X в. в сторону некоторой спиритуализации, отвлеченности образов, утративших эллинистическую материальность и ставших бесплотными.

4. Параллелизм развития стиля в византийском и западноевропейском искусстве, которое проходило одни и те же стадии развития художественной стилистики - романский, готический, ренессансный. Примеры в стилистике памятников архитектуры и живописи.

5. Архитектура Македонского периода (867 - 1056 гг.). Преобладание иерархической крестово-купольной композиции в храмовой архитектуре, основные памятники крестово-купольной архитектуры Константинополя: церковь Келендер (вторая половина IX в.), северная церковь монастыря Липса (908 г.), ярко выраженная центричность этих зданий, строгая симметрия частей. Замечательная конструкция церкви Будрум: внешние стены по существу замещены мощными столбами, несущими своды и купол. Церкви Св. Федоров, Св. Апостолов, Капникареа, Кесариани в Афинах и их окрестностях. Схема пропорционального построения крестово-купольных храмов.

6. Мозаики Софии Константинопольской середины IX - середины X вв. Образ Богоматери на троне с младенцем Христом в апсиде (ок. 842 г.), ее стилистическая близость изображениям “Сил небесных” церкви Успения в Никее, классицистическая статуарность композиции. Мозаика начала X в. в люнете прохода из нартекса Софии Константинопольской с изображением Христа на троне и проскинесисом императора Льва VI (886-912 гг.). Мозаика южного вестибюля с изображением восседающей на троне Богоматери с младенцем и императорами Константином Великим и Юстинианом I, подносящими ей свои дары. Неоклассическая стилистика трех названных мозаик.

7. Мозаичный ансамбль середины XI в. в церкви Неа Мони на острове Хиос, его стилистика. Мозаичное убранство середины XI в. в кафоликоне монастыря Хозиос Лукас в Фокиде около Дельф как образец провинциального монашеского искусства.

8. Миниатюра Македонского периода: классицизирующий монументальный стиль миниатюр рукописи “Слов” Григория Назианзина и Парижской псалтири, копии “Териаки” Никандра, Свитка Иисуса Навина, Библии Льва Сакеллария; миниатюрный графический стиль “Менология” и “Псалтири” Василия II (976-1025 гг.), “Слов Иоанна Златоуста” императора Никифора Вотаниата (1078-1081 гг.).

9. Декоративно-прикладное искуство Македонского периода, его стилистика. Монументальные декоративные мраморные рельефы. Малая пластика: рельефы на пластинках из слоновой кости (Арбавильский триптих, пластинки времени Константина VII Багрянородного (913-959 гг.) и Романа I Лекапена (920-944 гг.)); антикизирующие образы декорации шкатулки Вероли и ларца из Труа. Дематериализация и графичность образов с конца X в. - триптих Анны, жены князя Владимира, драгоценные оклады книг.

 

Тема восьмая: Искусство Комниновского периода.

 

1. Краткая историческая характеристика Комниновского периода (1057-1204 гг.).

2. Общие принципы развития искусства периода Дук, Комнинов и Ангелов (1057-1204 гг.). Утрата монументальности образов Македонского периода, условность их построения, повышенная роль изысканных линий и оттенков цвета. Утверждение мистицизма в религиозной практике, проникновение в живопись через него идей имматериальности мира и человека, трансцендентности образов, насыщенных спиритуалистическим началом. Нарративность росписей Комниновского стиля.

3. Памятники искусства периода Дук, Комнинов и Ангелов (1057-1204 гг.). Развитие крестово-купольной композиции в церквях типа Хозиос Лукас в Фокиде и Дафни около Афин - применение тромпов на восьми опорах вместо четырех столбов с парусами для перехода от креста кафоликона к барабану купола. Распространение романской рельефной декорации храмов на примере церкви Малая Митрополия в Афинах. Церкви монастыря Пантократора в Константинополе. Кирпичная кладка с утопленными рядами.

4. Мозаичный ансамбль второй половины XI в. в кафоликоне монастыря Дафни около Афин. Основные изображения и сцены. Цельная программность и стилистика мозаик.

5. Живопись и декоративно-прикладное искусство Комниновского периода. Мозаики южной галереи Софии Константинопольской - Иоанн II и императрица Ирина перед Богородицей с младенцем Христом. Фресковые росписи (церкви Дмитрия в Салониках, Иоанна Богослова на острове Патмос, Богородицы в Асину на Кипре и др.). Расцвет иконописи: Владимирская богоматерь, Апостол Филипп со Свв. Феодором и Дмитрием, Свв. Георгий, Феодор и Дмитрий, икона с изображением Григория Чудотворца, Богоматерь из Фрейзинга, двусторонняя икона из Кастории, праздничные иконы. Изысканность и красочность произведений декоративно-прикладного искусства.

6. Византийское и византинизирующее искусство Сицилии, Италии, юга Франции. Мозаики собора в Чефалу (1131-1148 и ок. 1160-1170 гг.), церкви Марторана (1143-1151 гг.) и Палатинской капеллы (1130-1143 гг. и после 1158 г.) королевского дворца в Палермо, а также собора в Монреале (ок. 1180-х гг.).

7. Архитектура и мозаики собора Сан Марко в Венеции (829-832, перестройка в 1073-1095 гг., фасад завершен в XV в.). Пала д’оро - памятник византийского эмальерного искусства. Итало-византийская икона XII-XIII вв., византийские и романские черты ее художественного языка. Византийские влияния на юге Франции - архитектура собора Сен Фрон в Перигё (1120-1179 гг.). Восточные мотивы в византийских памятниках.

 

Тема девятая: Искусство эпохи Палеологов.

 

1. Краткая историческая характеристика эпохи Палеологов (1261-1453 гг.).

2. Общие принципы развития искусства эпохи Палеологов (1261-1453 гг.).

Сосуществование двух художественных программ, обусловленное двойственным характером идеологических воззрений эпохи и ее культуры - усиление в искусстве как отвлеченного спиритуалистического начала, так и бытового, выраженного относительно реалистическим художественным языком. Исихазм как форма мистического мировоззрения, обусловленное им нарастание в живописи XIV-XV вв. отвлеченности образов, их бесплотности и аскетичности. Декоративизм Палеологовского стиля. Готические черты Палеологовской архитектуры.

3. Архитектура эпохи Палеологов (1261-1453 гг.) - нарастание декоративизма (Текфур Сарай, гражданские и культовые здания Мистры), вертикализм зданий (церковь Паригоритиссы в Арте, церковь Апостолов в Салониках).

4. Мозаичный цикл церкви Спаса в константинопольском монастыре Хора, особенности его программы, идеологии и художественного языка.

5. Фрески и иконопись Палеологовской эпохи. Константинопольская иконопись, ее основные черты. Позднее византийское искусство второй половины XV-XVI вв.

6. Искусство стран византийского круга XIII-XV вв. - Италия. Итало-критская манера, византизирующие основы живописи итальянских художников второй половины XIII - начала XIV вв. - Пьетро Каваллини, Чимабуэ, Дуччо и др.

7. Страны византийского круга XIII-XV вв.: византизирующие основы искусства Сербии, Македонии, Болгарии, Армении, Грузии, Руси.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.