Сделай Сам Свою Работу на 5

Памятники искусства периода Дук, Комнинов и Ангелов (1057-1204 гг.).

 

Развитие принципов крестово-купольной композиции в церквях типа Хозиос Лукас в Фокиде и Дафни около Афин - применение тромпов на восьми опорах вместо четырех столбов с парусами для перехода от креста кафоликона к барабану купола. Распространение романской рельефной декорации храмов на примере церкви Малая Митрополия в Афинах. Ансамбль из трех церквей монастыря Пантократора в Константинополе, построенного в качестве усыпальницы для Мануила Комнина (1143-1180 гг.), расширение алатарной части боковых зданий за счет удаления прилегающих к среднему зданию стен. Применение кирпичной кладки, чередующейся с утопленными рядами, что усиливает живописность стен.

Мозаики южной галереи Софии Константинопольской: линейность и декоративная насыщенность изображений Иоанна II Комнина (1118-1143 гг.) и императрицы Ирины, предстоящих перед Богородицей с младенцем Христом.

Мозаичный ансамбль второй половины XI в. в кафоликоне монастыря Дафни около Афин. Основные изображения и сцены: в куполе Пантократор, в простенках барабана 16 пророков, в апсиде Богоматерь на троне, в боковых стенных нишах фигуры стоящих архангелов, на своде Этимасия (Престол уготованный для восседания Христа по втором пришествии), в жертвеннике Креститель с Аароном и Захарией, в диаконнике Св. Николай с Григорием Агригентским и Григорием Чудотворцем; на тромпах и и верхней части стен трансепта сцены из жизни Христа и Марии - Рождество Богородицы, Благовещение, Рождество Христово, Крещение и Преображение на тромпах, Поклонение волхвов и Сретение в южном трансепте, Воскрешение Лазаря в северном трансепте, ниже в круговом направлении следуют Вход в Иерусалим, Распятие, Сошествие во ад, Уверение Фомы в южном трансепте; над входной дверью Успение, в южной части нартекса сцены из жизни Марии - Моление Анны, Благовещение Иоакиму, Благословение священников, Введение во храм; в северной части нартекса расположены сцены, дополняющие Христологический цикл наоса - Поцелуй Иуды, Омовение ног, Тайная вечеря; на сводах и стенах - многочисленные фигуры ветхозаветных персонажей и отцов церкви, а также полуфигуры мучеников и святых. Ансамбль отличается цельной программностью, логической последовательностью сцен, он хорошо читается благодаря ясной архитектонике, это эталонный памятник нарративного стиля. Для мозаик характерны завершенность каждой сцены и связь ее с другими сценами, которая определяется стилистическим единством образов, их равномасштабностью и богатым колоритом; каждая сцена точно вписана в отведенную ей плоскость стен, сводов, тромпов, столбов. Художественному языку мозаик свойственны разнообразие раккурсов, неоклассическая изысканность линий; позы, положения и движения фигур отличаются жизненной естественностью.



Фресковые росписи церкви Дмитрия в Салониках, Иоанна Богослова на острове Патмос, Богородицы в Асину на Кипре.

Расцвет иконописи: Владимирская богоматерь, Апостол Филипп со Свв. Феодором и Дмитрием, Свв. Георгий, Феодор и Дмитрий, икона с изображением Григория Чудотворца, Богоматерь из Фрейзинга, двусторонняя икона из Кастории, праздничные иконы.

Отход миниатюры на второй план в связи с развитием мозаики, фрески и иконы. Изысканность и красочность произведений декоративно-прикладного искусства.

 

Византийское и византинизирующее искусство Сицилии, Италии, юга Франции.

Восточные мотивы в византийских памятниках.

 

К 1072 г. норманны отвоевали у арабов Сицилию, с коронацией Рожера II (1130-1154 гг.) возникло норманнское Сицилийское королевство, просуществовавшее до 1302 г. В искусстве королевства переплелись византийские, арабские и романские традиции. Если говорить об архитектуре, то византийский по планировке и объемам крестово-купольный собор Санта Мария дель Аммиральо (Марторана) в столице королевства Палермо включает арабскую по происхождению аркатуру на высоких устоях и декорацию. Наружные стены собора в Чефалу орнаментированы романской аркатурой. Наиболее значительны византийские и византинизирующие мозаики, созданные в правление Рожера II, Вильгельма I (1154-1166 гг.) и Вильгельма II (1166-1189 гг.). Это мозаики собора в Чефалу (1131-1148 и ок. 1160-1170 гг.), Мартораны (1143-1151 гг.) и Палатинской капеллы (1130-1143 гг. и после 1158 г.) королевского дворца в Палермо, а также собора в Монреале (ок. 1180-х гг.). Мозаикам собора в Чефалу свойственны величественность и утонченность, в мозаиках Мартораны та же величественность сочетается с изысканностью очертаний и склонностью к повествовательным сценам. Образам Палатинской капеллы свойственны монументальность и плоскостность, художественный язык их линеен и суховат, мозаичное убранство в целом выказывает воздействие орнаментальности арабо-мусульманской декорации. Мозаики собора Санта Мария Нуова в Монреале содержат один из самых полных циклов библейской сюжетики. Они отличаются сочетанием значительности образов с вычурной линейностью их построения и холодным колоритом, ветхозаветным и новозаветным сценам свойственны живость движения, повествовательность и дидактичность.

Архитектура собора Сан Марко в Венеции (829-832 гг., перестройка в 1073-1095 гг., фасад завершен в XV в.): планировка по типу церкви Св. Апостолов в Константинополе, крестовокупольная композиция, пятикупольное завершение, динамичная организация масс внутреннего пространства, живописно-праздничный характер отделки интерьера мозаиками и цветным мрамором. Бронзовые византийские двери XI в., Пала д’оро как выдающийся памятник византийского эмальерного искусства - алтарный образ X-XIV вв. (2 х 3 м) с изображением восседающего Христа и медальонами с изображениями святых, императоров и пр. Мозаики Сан Марко XII в., соединение в них византийских и романских черт - снятие комниновской трансцендентности образов, повествовательность сцен, особая роль цветовой гаммы. Мозаики XII в. в соборе на острове Торчелло, соединяющие комниновские черты с романской экспрессивностью образов.

Итало-византийская икона XII-XIII вв., византийские и романские черты ее художественного языка.

Византийские влияния на юге Франции - архитектура собора Сен Фрон в Перигё (1120-1179 гг.): планировка по типу церкви Св. Апостолов в Константинополе, крестообразный план с вытянутым восточным рукавом, пятикупольное завершение. Византийско-романские черты: ясность и симметрия как основные принципы компоновки здания, мерный ритм пятикупольного завершения, четкость внутренних объемов, строгость и простота интерьера, пристройка западной башни.

Восточные мотивы в византийских памятниках как результат торговых сношений Византии с арабо-мусульманским миром. Рельеф пульвана аркады клуатра собора в Монреале с изображением героя между двумя львами. Воздействие арабо-мусульманской миниатюры на сирийскую миниатюру (Сирийская рукопись 1220 г. в Ватикане).

Раздел четвертый. Поздневизантийское искусство (XIII-XV вв.).

Искусство XIII в.

 

Образование на развалинах Византийской империи самостоятельных государств, существовавших с 1204 по 1261 гг. - Латинской империи крестоносцев, Никейской империи, которая продолжала традиции Византийского государства, Трапезундской империи на северо-востоке Малой Азии, а также Эпирского царства на северо-западе Греции, существовавшего до 1461 г. Сопротивление греческого населения латинянам, грабеж крестоносцами Константинополя, засилье венецианских и генуэзских торговцев, общий упадок экономики страны. В1261 г. никейский император Михаил VIII Палеолог изгоняет латинян из Константинополя и восстанавливает Византийскую империю.

Памятников искусства мало, они продолжают комниновские традиции. Мозаичный Деисус южной галереи Софии Константинопольской. Фрески храма Софии в Трапезунде.

 

2. Краткая историческая характеристика эпохи Палеологов (1261-1453 гг.).

 

Эпохе свойственно сохранение господства феодальных институтов, что породило кризисный характер экономических, социальных и политических отношений, частые народные выступления против господствующего класса, в которых соединилось городское и сельское население. Дальнейший упадок государства в период внутридинастической борьбы за трон между Палеологами и Кантакузенами, восстание зилотов (1341-1355 гг.). Сокращение территории Византии под натиском турок-османов, захват ими Малой Азии в начале XIV в., Галлиполи в 1354 г., Адрианополя на европейской стороне в 1362 г., перенос сюда турецкой столицы. Временная передышка ввиду разгрома турок Тимуром в 1402 г. при Анкаре. Запоздалые поиски поддержки на Западе - воссоединение православной и католической церквей с признанием главенства папского престола на Флорентийском соборе 1439 г. Взятие турецкими войсками Мехмета II Константинополя в 1453 г., окончательное падение Византийского государства.

 

Искусство эпохи Палеологов (1261-1453 гг.). Общие положения.

 

Искусство Палеологовской эпохи отмечено сосуществованием двух художественных программ. Внутренний кризис государства отразился на идеологических воззрениях эпохи и ее культуре двойственным образом: с одной стороны, он выразился в усилении мистицизма, с другой - в уходе человека из общественной жизни в область частных интересов. Отсюда происходит усиление в искусстве и отвлеченного спиритуалистического начала, и бытового, выраженного относительно реалистическим художественным языком. В целом искусство Палеологовской эпохи развивало обе тенденции, заложенные в Комниновском искусстве - спиритуализм и бытовое начало.

Исихазм как форма мистического мировоззрения. Учение Григория Паламы (1295-1359 гг.) о возможном познании бога через божественную энергию (Фаворский свет, увиденный учениками Христа у горы Фавор в момент Преображения); посредством этой энергии бог реально присутствует в мире, она чувственно познаваема человеком, исполненным святости и благодати, при помощи сосредоточения внимания и напряжения воли. Антисоциальная роль исихазма, который отвлекал человека от реальных проблем жизни, особенно при наличии постоянной турецкой угрозы, ориентировал его на мнимое внутреннее самоусовершенствование. Исихазм получил признание на соборе 1351 г. в качестве канонического учения. Отсюда в живописи XIV-XV вв. происходит нарастание отвлеченности образов, их бесплотности и аскетичности. Эти бесплодные для искусства качества компенсируются в художественном языке повышенной декоративностью живописи. Палеологовский стиль по существу - декоративный стиль.

Палеологовская эпоха синхронна не только итальянскому Раннему Возрождению, но и североевропейской готике. Поскольку византийское искусство по существу проходило те же стадии развития стиля, что и Западная Европа, проявление в нем декоративизма следует рассматривать как тенденцию, характерную для общеевропейского готизирующего искусства XIV-XV вв. В архитектуре Византии этого времени проявляется и другая важная тенденция, характерная для готической архитектуры - вертикализм зданий. Поскольку в Византии рассматриваемого времени постоянно сохранялась военная угроза, стены зданий, в том числе культовых, в противоположность западноевропейской готике, не утратили своего конструктивного значения, ибо всякого рода сооружения помимо всего прочего служили убежищами для населения.

С другой стороны, характерный для кризисных эпох уход человека из сферы общественной деятельности в область частной жизни породил интерес к бытовой действительности и, следовательно, к реальной стороне человеческого бытия. Религиозное по существу искусство в определенной мере обмирщается, отчасти приобретает светские черты. Но как раз эта тенденция и характеризует начало итальянского Возрождения. Таким образом, как и в романскую эпоху, в византийском и итальянском искусстве XIV-XV вв. проходят одинаковые процессы становления реалистического художественного языка. Но если в Италии существо возрожденческой идеологии - гуманизм - проявился лишь во второй половине XIV в., то в Византии он появляется уже в первой половине столетия: Пантократор, суровый судия Македонского и Комниновского периодов, в палеологовском искусстве становится снисходительным к людям Христом (см., к примеру, икону Христа Пантократора 1363 г. из Государственного Эрмитажа), а в мозаиках 1316-1321 гг. константинопольского монастыря Хора даже Христом сострадающим. В Италии эта гуманистическая и одновременно реалистическая тенденция получила воплощение в период Высокого Возрождения, в Византии же она оборвалась на стадии становления ввиду гибели государства в середине XV в. Важно, что из Византии эти идеи успели перейти в искусство стран ее круга, прежде всего в Россию, где они нашли яркое воплощение в образе Спаса Звенигородского чина из ГТГ.

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.