Сделай Сам Свою Работу на 5

Краткая историческая характеристика начала средневизантийской эпохи





(общий очерк событий VIII- первой половины IX вв.).

 

Продолжение упадка, начавшегося в конце VI в., по первую половину IX в. включительно. Интенсивное развитие в средневизантийскую эпоху феодальных отношений собственности, особенно в связи с проведенной в VII-VIII вв. реформой - заменой прежних административных округов (диоцезов) фемами, военно-административными округами, что привело к децентрализации власти и возвышению поместной знати, но усилило войско империи, успешно воевавшей в VIII-XI вв. с арабами, болгарами, персами и пр. Служившие в фемном войске солдаты зачислялись в разряд наследственных держателей земельных участков, что способствовало расширению состоятельных слоев страны. Отсюда происходят элементы демократизации искусства.

 

Иконоборческий период (717 - 843 гг.).

 

В VIII- первой половине IX вв. кризис в государстве усилился борьбой за власть, ведшейся под лозунгом иконоборчества. Это сложное явление, в котором переплелись борьба различных группировок за трон, народные движения против властей, в том числе церковных, всегда поддерживавших власть и потому богатых. Императоры занявшей трон Исаврийской династии конфисковали богатства церкви для упрочения своей власти - в 730 г. император Лев III (717-741 гг.) начал секуляризацию церковного имущества под предлогом борьбы с почитанием икон, что дало ему и государству в целом значительные средства. Против иконоборчества в союзе с церковной знатью и монашеством выступала настроенная оппозиционно к Исаврам столичная аристократия, тода как поместная знать, также обогатившаяся за счет конфискации церковного имущества, поначалу поддерживала императора. Народные массы азиатских провинций, выступая против монастырского землевладения и засилья погрязшей в неправедном обогащении церкви, поддерживали иконоборческие мероприятия императорской власти. Усиление иконоборческих тенденций при императоре Константине V (741-775 гг.): на церковном соборе 754 г. в пригороде Константинополя Иерии сформулированы основные принципы иконоборческой идеологии, почитание икон объявлено идолопоклоннической ересью.



На Никейском соборе 787 г. почитание икон восстановлено, однако в правление Льва V (813-820 гг.) начался второй этап иконоборческого движения, отмеченный широким выступлением народных масс против столичной и церковной знати, а также паразитического монашества, под лозунгом уничтожения идолопоклонства. Ввиду нараставшей опасности со стороны народных движений столичная и провинциальная знать объединилась, в 843 г. иконопочитание восстановлено.



 

Искусство иконоборческого (717 - 843) и постиконоборческого (842-867 гг.) периодов.

 

Проблема изображения божественного в Священном писании и трудах “отцов церкви”. Особенности архитектурной композиции в культовом строительстве (перестройка церкви Ирины в Константинополе Константином V, базилика Св. Софии в Салониках). Возврат в декорации интерьеров культовых зданий к орнаментальному убранству, растительным и животным символам раннехристианского времени. Фрески церкви в Перистреме в центральной Анатолии. Антикизирующие тенденции в сюжетике и образном строе произведений декоративно-прикладного искусства.

Уничтожение памятников иконоборческого периода победившей церковью. Сохранение иконоборческой декорации до конца средневизантийского периода в интерьере храмов на периферии (церковь XI в. в Герёме, Каппадокия).

Памятники постиконоборческого периода (правление Михаила III, 842-867 гг.). Архитектура: крестово-купольная церковь в Скрипу. Истоки крестово-купольной композиции в памятниках зодчества V-VI вв. Мозаика: изображения “Сил небесных” на алтарном своде и фигура Богоматери, принимающей младенца Христа в лоно (Непорочное зачатие), в апсиде церкви Успения в Никее; сидящая на троне Богоматерь с Христом в апсиде и Вознесение в куполе церкви Св. Софии в Салониках. Миниатюра: Хлудовская псалтирь (ок. 843 г.) как памятник влияния восточно-христианского искусства на миниатюру Константинополя (народные типы приземистых фигур, обстоятельность рассказа, реалистические детали и пр.).



 

Краткая историческая характеристика Македонского периода (867 - 1056 гг.).

 

Приход к власти императоров Македонской династии, создание централизованного военно-бюрократического аппарата управления. Сильный управленческий аппарат служил препятствием для появления собственных вооруженных сил у местных правителей, чем устройство Византии отличалось от политического строя Западной Европы, где на основе военно-ленной повинности сложились войска местных феодалов. Личность основателя династии Василия I (867-886 гг.), прошедшего путь от крестьянской сохи до императорского трона. Правящий слой составили две группы феодалов - высшая чиновная знать и поместные земельные магнаты. Разгром феодалами вооруженного народного восстания павликиан в 872 г. Завершение формирования к XI-XII вв. основных феодальных институтов: прония (условное землевладения), вотчинная форма эксплуатации крестьян, экскуссия (особая форма иммунитета феодалов) и пр. Сложение характерной для Византии двойной эксплуатации зависимых крестьян, которые выплачивали феодальную ренту землевладельцам и централизованные налоги правительству. Новый подъем городов, обусловленный увеличившимся спросом знати на ремесленные изделия и международной торговлей. Константинополь оставался до середины XII в. основным транзитным центром торговли между Западом и Востоком. У арабов отвоеваны Верхняя Месопотамия, часть Сирии, Кипр, Крит, Балканы захвачены вплоть до Нижнего Дуная. Покорение Болгарского царства, насильственная христианизация его славянского населения ок. 865 г. Миссия Кирилла и Мефодия в Моравию в середине IX в. Взаимоотношения Византии с Киевской Русью - походы руссов на Константинополь, русско-виантийские договоры, принятие христианства русской знатью в 988 г. Культурные последствия христианизации Болгарии и Руси.

На основе общего подъема экономики возросли богатства церкви. При патриархе Фотии (858-867 гг.) отстаивалась идея равноправия светской и церковной властей, подавление этих устремлений царским режимом. Резкое усиление культового строительства на основе экономического подъема страны. Окончательный разрыв между православной и католической церквями в 1054 г. как завершаюшее следствие борьбы между ними за сферы влияния.

 

Искусство Македонского периода (867 - 1056 гг.). Общие положения.

 

Новый этап исторического развития страны порождает новое искусство - политическая идеология основателей Македонской династии составляет основу программы искусства Македонского периода. По сути в это время был заложен фундамент всего последующего искусства Византии. Централизация политической власти вокруг императора имеет следствием сложение в IX-X вв. строго регламентированной иконографической схемы в живописи, а также иерархической крестово-купольной композиции в храмовой архитектуре, которая включает крестообразную планировку здания, символизирующую крест Христа, и купол как отображение небес, местопребывания бога. Иерархия политической власти находит отражение в соподчиненности образов мозаичной декорации церквей: центральной фигуре императора в светской сфере соответствует первенствующее положение фигуры Христа, которое выражается, во-первых, размещением ее в наивысшей точке - куполе храма, во-вторых, изображением его в качестве Пантократора, т.е. Вседержителя, верховного судии на Страшном суде. Второму месту церкви как духовной власти империи соответствует размещение образа Богородицы на следующем по значимости месте храма - в конхе священной его части, апсиды.

Росписи теперь не только поясняют основные догматы веры, но призваны также отображать порядок богослужебного действа (литургии) - церковь произвела отбор сюжетов и установила их местоположение в храме в соответствии с литургическим порядком. Иерархию светской и церковной власти отражает точно определенное место изображений пророков, апостолов, отцов церкви, мучеников, святых, предсказавших торжество христианской веры и церкви и положивших ей основание; далее следует Христологический цикл, завершаемый образом Пантократора в куполе, как бы царящим над всей и вся во вселенной, устройство которой символизировано крестово-купольной композицией храма. Медальон с Пантократором в куполе поддерживают 4 архангела, в простенках окон барабана купола размещаются пророки и праотцы, на парусах, составляющих переход от столбов к барабану и куполу - изображения евангелистов, представляющихся столпами Священного нового завета. На стенах апсиды, под конхой с образом Богоматери, помещены сцены Евхаристии - причащения апостолов телом и кровью Христа; она представляет собой литургическое действо причащения церковнослужителей и верующих к христианской вере. Разделенных на две группы апостолов возглавляют Петр и Павел, они движутся в противоположном порядке к центральной фигуре Христа (могут быть и два его изображения). Ниже Евхаристии помещаются ярусы с изображениями первосвященников, архидиаконов и святителей, на триумфальной арке апсиды располагается Благовещение. Это иерархия от земного к небесному - от земных основателей церкви, к земным же ученикам Христа, его земной матери и далее - к своду небесному с Пантократором. На сводах и стенах церкви в системе монументальной живописи представлены определенные, строго регламентированные церковью, ветхозаветные сцены и сюжеты евангельского цикла, в числе которых основное место отведено так называемым праздникам - Рождество, Сретение, Крещение, Чудеса Христа, Преображение, Вход в Иерусалим, Распятие, Сошествие во ад, Вознесение, Сошествие Св. Духа, Успение Богородицы.

Западная стена отдана сцене Страшного суда. Масштабы ее больше остальных сцен, ее назначение состоит в устрашении прихожан - церковь угрожает им страшными карами ада (в западноевропейских романских и готических соборах эта сцена вообще вынесена на главный фасад, она сразу же встречает посетителя, угрожая ему наказаниями). Это устрашающее средство, применяемое церковью для развязывания кошельков прихожан.

В целом изложенная схема монументальной росписи отражает установленный светской и духовной властями миропорядок - строгое подчинение низшего высшему, земного небесному, человеческого божественному, людей церкви и царю, церкви и царя богу. Это стройный и грандиозный ансамбль, отражающий устройство византийского общества и государства, насквозь пронизанный феодальной иерархией и регламентацией. Частный человек в ней - на самом низу, над ним нависает, требуя мзды, церковь земная, грозя карами суда небесного.

Понятие Македонского ренессанса - возрождение после иконоборческого периода классицизирующего стиля как отражение политической доктрины императоров Македонской династии, ориентировавшихся на восстановление империи времен расцвета. Монументальная стилистика памятников изобразительного искусства проистекает из доктрины величия императорской власти и Византийской империи (ср. указания Василия I в “Поучении сыну” на величие императорской власти во вселенском масштабе). Культ антиков в правление Константина VII Багрянородного (913-959 гг.) и Романа I Лекапена (920-944 гг.), активное собирание и переписка старых рукописей. Ретроспективность стиля в возобновленных мозаиках и рукописях доиконоборческого периода, ориентация на эллинистические александрийские образцы. Отсюда стилевые составляющие Македонского искусства - эллинистическо-римская сенсуалистичность и точность построения образов. С конца X в. этот монументальный стиль эволюционирует в сторону некоторой спиритуализации, отвлеченности образов, утративших эллинистическую материальность и становящихся бесплотными.

Существенно отметить, что византийское искусство проходило те же стадии развития стиля, что и Западная Европа - романский, готический, ренессансный. Так, архитектуре Македонского периода свойственны черты романского стиля - постройки крупные, грузные и объемные, они мощны, имеют крепостной вид, стены и столбы утолщенные, материалоемкие, пространство интерьеров стеснено и ограничено ощутимо выраженной каменной массой. Этими же стилистическими свойствами обладают и мозаичные образы - крупные, основательные, объемные, монументально возвышающиеся над антуражем.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.