Сделай Сам Свою Работу на 5

Психолого-педагогические основы изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста.





Содержание.Назвать психологические процессы, лежащие в основе создания изображения. Объяснить, как изобразительная деятельность способствует развитию воображения и как воображение проявляется при создании изображения.

Педагогические принципы.

В процессе обучения изобразительному искусству у школьников развиваются мышление, зрительная память, творческое воображение, художественные способности, эстетические чувства. Все это находит свое решение при реализации системы учебно– воспитательных задач, поставленных перед предметом «изобразительное искусство».

Программа перед учителем ставит следующие учебно– воспитательные задачи: воспитание у учащихся практических навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, выполнение декоративных рисунков. Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого отношения к рисованию.

Дидактические принципы обучения.

Научные основы обучения находят свое выражение в дидактических принципах, представляющих собой систему основных положений, на которые необходимо опираться при преподавании учебных предметов. Являясь научными основами процесса обучения в целом, принципы дидактики приобретают конкретное выражение и содержание в зависимости от специфики преподаваемого предмета.



Воспитывающие обучение.

Принцип воспитывающего обучения предполагает решение в процессе не только учебных, но и воспитательных задач. Занятие изобразительным искусством должны способствовать нравственному и эстетическому воспитанию детей. На уроках рисования развиваются внимание, память, волевые черты личности школьника, его умственные и художественные способности. Следуя принципу воспитывающего обучения, преподаватель не только выбирает у учащихся те или иные технические навыки, разъясняет термины, законы, понятия, но и рассматривает каждую учебную задачу широкой перспективы на общее развитие и воспитание детей.

Специфические особенности проведения и всестороннее, содержание уроков рисования с натуры, на темы, декоративного рисования, уроков бесед об изобразительном искусстве могут в разной степени предоставлять возможность для идейного, нравственного и эстетического воспитания детей.



Научность обучения.

Принцип научности обучения предполагает, что все сведения, которые сообщает детям учитель рисования, все умения и навыки, которыми овладевают учащиеся, должны быть научно доказаны и оправданы. Только в этом случае возможно действительно научное формирование мировоззрения школьника.

Принцип научности в обучении изобразительному искусству предусматривает глубокое изучение законов линейной перспективы, оптики, светотени, композиции, цветоведения.

Одно из основных требований принципа научности – точность терминологии. Учителя зачастую неправильно трактуют такие понятия, как линия, контур, тон, цветовая насыщенность, контраст, тональность, смешивая их или произвольно толкуя. Научность обучения требует от учителя хорошей научно-теоретической подготовки, постоянного повышения уровня профессионального мастерства.

Систематичность и последовательность в обучении.

Принцип систематичности и последовательности в обучении обусловлен как логикой изучаемого материал, так и закономерностями умственного и физического развития детей.

Принцип систематичности является дидактической основой процесса обучения, поскольку формирование знаний, умение и навыков обеспечивается всей системой содержания, тесно связанной системой воспитания, методов и форм и средств обучения. Особое значение приобретает систематичность для организации педагогических воздействий, обеспечивающих эффективность развития учащихся, а так же для понимания внутренних процессов развивающего обучения.



Систематичность и последовательность усвоения знаний, умений и навыков, требует от учителя ИЗО строго отбора учебного материала, предметов натуральных постановок и методических наглядных пособий, логической связи нового материала с пройденными и с последующими. Не менее важно устанавливать тесную связь между теоретическими положениями и их практическим применением в рисунках с натуры, на темы и в декоративных работах.

Сознательность и активность в обучении.

Сознательность усвоения учебного материала является необходимым условием его успешного запоминания.

Существует целый ряд приемов и методов, стимулирующих активность учащихся.

Один из таких приемов – подробный анализ учителем целей и задач урока, учебного задания, объяснение последовательности работы, указание материала, в котором следует выполнять рисунок.

Активность учащихся на уроке способствует и постановка поставленных задач, создание проблемных ситуаций. Учитель должен все время ставить перед учащимся вопросы, активизируя тем самым их мысль и направляя внимание на самое главное и важное на данном этапе урока.

Доступность обучения.

Принцип доступности обучения основан на необходимости учета возрастных особенностей развития детей и означает возможность усвоения школьниками содержания и объема изучаемого материала. Педагог должен учитывать количественные и качественные различия между этапами возрастного развития.

Правильно определенная посильность обучения способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, содействует ускорению их общего развития. В этом выражается тесная связь и взаимообусловленность между обучением и развитием, т.е. обучение опирается на уровень развития ребенка и одновременно способствует повышению этого уровня. Таким образом, осуществляется развивающее обучение.

Доступность обучения предполагает соблюдение дидактических правил: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному.

Прочность усвоения учебного материала.

Принцип прочности обусловлен общими задачами школы, закономерностями самого процесса обучения и тесно связан с другими дидактическими принципами. Прочность усвоения материала зависит от сознательности учебных заданий, их доступности, посильности, от активности учащихся на уроке.

Наглядность обучения.

Один из важнейших дидактических принципов – принцип наглядности обучения – обусловлен необходимость чувственного восприятия изучаемых предметов и явлений как основы для формирования представлений и понятий.

Наглядное восприятие предмета представляет собой путь к познанию сущности, к раскрытию его характерных свойств и закономерностей. Наглядность содействует развитию у учащихся наблюдательности и логического мышления. Когда дети воспринимают предметы и процессы в натуре, наглядность служит источником знаний, если изучаемые объекты не могут быть показаны учащимся, зрительная память поможет воспроизводить их образы. Применение наглядных пособий помогает лучшему усвоению многих абстрактных положений, т.е. способствует к развитию абстрактного мышления. Это положение обуславливается особенностями развития мышления детей.

Проблемное обучение.

Предполагает создание проблемных ситуаций, постановку в процессе обучения проблемных заданий и вопросам.

Проблемные задания – это задания практическое или теоретическое, которое вызывает познавательную потребность в новом неизвестном знании, служащим для наиболее эффективного выполнения действия, приводящего к решению задачи, достижению цели. Проблемный вопрос – это вопрос, определяющий область тех неизвестных закономерностей или способов действия, которые могут быть раскрыты на основе усвоенных знаний и достигнутого уровня способов действия.

Психологические основы обучения.

Занятие изобразительным искусством – важное средство развития личности ребенка. Они способствуют расширению кругу интересов, воспитанию эстетических потребностей детей, развитию их мышления, творческого воображения, памяти, художественных способностей, эмоционально-эстетического воспитания действительности. На уроках рисования формируются такие свойства личности: настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие.

Отражение действительности начинается с ощущения. Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств. Отражение предметов и явлений в многообразии их свойств и особенностей представляет собой восприятие. Ощущение, восприятие – это наглядные образы предметов. Отражение действительности посредством органов чувств называется чувственным отражением. Чувственное отражение знакомит человека с непосредственно воспринимаемыми сторонами и качествами предметов и дает знание о них.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.