Сделай Сам Свою Работу на 5

Контрольно-оценочные материалы

Электронный комплект АСТ-тестов, рекомендованный Министерством науки и образования РФ

Формы контроля:

1) текущий: поурочный контроль усвоения материала (мини- контрольные); тематический контроль;

2) Рубежный: задания для самостоятельной работы по всему изученному материалу (ведение читательского дневника).

Курсы «История зарубежной литературы» (Античная литература РО 1 курс , Средние века и Возрождение ТЧ 2 курс, Литература XVII-XVIII вв. РО 2кур завершаются экзаменом.

Античная литература

Вопросы к экзамену

1.Античное общество как особая ступень развития в истории человечества. Место и значение античной литературы в истории мировой литературы.

2.Античная мифология. Мифотворчество как стадия в процессе освоения мира. Мифологические представления древних греков о происхождении мира и о богах-олимпийцах.

3.Героический эпос древних греков. Исторические и мифологические элементы в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея».

4.Эпический идеал человека в поэме Гомера «Илиада». Мир гомеровских богов как повторение мира людей.

5.Художественная система поэмы Гомера «Илиада». Строгий эпический стиль и его признаки. Гомеровский вопрос.

6.Художественная действительность в поэме Гомера «Одиссея».

7.Дидактический эпос древней Греции. «Труды и дни» Гесиода. Тема труда в поэме. Представления поэта о прошлом и настоящем людей.

8.Греческая классическая лирика. Элегическая и ямбическая лирика (Тиртей, Солон). Тема воинской доблести и дружбы в лирике Архилоха.

9.Греческая песенная сольная лирика. Основные темы поэзии Алкея, Сафо, Анакреонта.

10. Греческая песенная хоровая лирика. Симонид Кеосский, Пиндар и особенности их поэзии.

11. Возникновение драматургии в древней Греции. Театр в античном мире. Происхождение комедии и трагедии.

12. Трагедия Эсхила «Прометей прикованный». Роль образа Прометея в дальнейшем развитии литературы.

13. Трагедия Эсхила «Персы». Пафос патриотизма.

14. Трагедия Софокла «Антигона». Смысл конфликта личности и государства, нравственной воли и государственного закона.

15. Драматургическое новаторство Эврипида. Его отношение к мифу. Конфликт между общественным и личным в трагедии «Ифигения в Авлиде».

16. Трагедия Софокла «Эдип-царь». Художественное решение проблемы рока и свободной воли человека.

17. Борьба чувств, внутренний разлад человека в трагедии Эврипида «Медея».

18. Семейно-бытовые драмы Эврипида («Ион», «Алкеста», «Елена»).

19. Тематика и сатирические образы комедий Аристофана (две комедии по выбору отвечающего).

20. Особенности историографии древних (Геродот, Фукитид).

21. Ораторское искусство как средство воздействия на массы (Лисий, Демосфен).

22. Философская проза древних. Платон и античный идеализм. Понимание сущности искусства в «Поэтике» Аристотеля.

23. Вопросы семьи и социальной жизни в комедиях Менандра («Третейский суд», «Человеконенавистник»).

24. Александрийская поэзия. Тематика и художественное своеобразие.

25. Боги в «Разговорах» Лукиана. («Разговоры богов», «Разговоры в царстве мертвых», «Морские разговоры»).

26. Греческий роман. Своеобразие буколического романа Лонга. «Дафнис и Хлоя».

27. Характеристика литературы раннего римского общества. Основные особенности древне-римской литературы и ее связь с греческой. Первые римские поэты (Ливий Андроник, Невий, Энний).

28. Римская комедия «плаща». Комедии Плавта. Связь их с народными истоками. Проблема денег в комедии «Клад».

29. Проблемы семьи и быта в комедиях Теренция. Проблема воспитания и своеобразие ее решения в комедии «Братья».

30. Литература периода гражданских войн. Ораторское искусство Цицерона.

31. Римская историография. «Записки о Гальской войне» Ю. Цезаря.

32. Римская философия сер. I в. до н. э. Лукреций и его философская поэма «О природе вещей».

33. Римская лирика периода гражданских войн. Поэзия неотериков. Поэтическое наследие Катулла.

34. Общая характеристика литературы века Августа. «Буколики» и «Георгики» Вергилия. Тематика и идейная направленность.

35. «Энеида» Вергилия как опыт возрождения древнего эпоса. Политическая направленность «Энеиды». Идея римской доблести.

36. Гораций. Философские и политические темы его поэзии. Место Горация в мировой поэзии.

37. Римская любовная элегия. Тибулл. Проперций. Ранняя любовная лирика Овидия. Общность тем и различное их решение.

38. Художественное осмысление исторической реальности в «Метаморфозах» Овидия. Тематико-композиционное объединение мифов.

39. Римская литература Империи. Характер трагического в «Медее» Сенеки. «Октавия» Сенеки – трагедия с римским сюжетом.

40. Петроний и его роман «Сатирикон». Современная автору жизнь и литературная полемика в романе.

41. Мерциал – поэт-эпиграммист. Литературные взгляды. Тематика и художественное своеобразие его эпиграмм.

42. Корнелий Тацит и летопись Рима в его «Анналах». Драматизм летописи.

43. Идейное содержание сатир Ювенала и их обличительный пафос. Роль Ювенала в развитии жанра сатиры.

44. Роман Апулея «Золотой осел». Сказочный сюжет и гуманистическая идея романа. Религиозно-философское осмысление жизни в романе.

 

Средние века и Возрождение

 

Вопросы к экзамену

1. Общая характеристика литературы средних веков. Философы мирового значения о средневековом обществе и культуре. Периодизация курса.

2. Героический эпос во Франции. Основные циклы французских героических эпопей. «Песнь о Роланде».

3. Испанский героический эпос. «Песнь о Сиде». Радриго Диас и Сид.

4. Героический эпос в Германии. «Песнь о Нибелунгах». Осуждение феодального самоуправства и кровавых злодейств феодального мира.

5. Жизнь и творчество Данте. «Новая жизнь» и поэзия «сладостного стиля».

6. Переход к эпохе Возрождения. Данте. «Божественная комедия» как философско-художественный синтез средневековой культуры и пролог к литературе нового времени.

7. Общая характеристика реализма эпохи Возрождения. Гуманизм эпохи Возрождения.

8. Ранние произведения Боккаччо. «Фьяметта» как первый европейский психологический, реалистический роман.

9. Боккаччо. «Декамерон». Своеобразие и тематический смысл новеллистики Боккаччо.

10. Особенности Возрождения во Франции. Роман Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» - философская энциклопедия эпохи Возрождения.

11. «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле как сатира на средневековое общство. Образы главных героев романа и выражение в произведении оптимизма Рабле по поводу ликвидации общественного зла.

12. Проблема комического в романе Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Связь с народной литературой. Гротеск и его своеобразие в романе.

13. Предшественники У. Шекспира. Марло – как создатель английской ренессанской трагедии «Трагическая история доктора Фауста» - прославление неограниченных возможностей человека.

14. У. Шекспир. Биография и периодизация творчества. Шекспировский вопрос.

15. Сонеты У. Шекспира. Образ лирического героя.

16. Исторические хроники У. Шекспира. «Ричард III» - обличение деспотизма. Проблема власти и личности короля.

17. Жизнеутверждающий, оптимистический характер комедии У. Шекспира. «Виндзорские кумушки». Образ Фальстафа.

18. Комедии У. Шекспира. «Венецианский купец». Образ Шейлока. Разоблачение буржуазного своекорыстия чувств.

19. «Ромео и Джульетта» У. Шекспира – пьеса о большой человеческой любви. Финал трагедии.

20. Общая характеристика «Гамлета» У. Шекспира. В. Белинский о Гамлете. Гамлет в школьном изучении.

21. Образ Гамлета и понятие гамлетизма.

22. У. Шекспир. «Отелло». Своеобразие конфликта. Образы Отелло, Дездемоны и Яго.

23. «Король Лир» У. Шекспира и своеобразие основного конфликта трагедии. Добролюбов о трагедии.

24. Образ короля Лира в трагедии У. Шекспира «Король Лир». Место Лира в основном конфликте трагедии. Эволюция Лира.

25. Трагедия У. Шекспира «Макбет». Изображение заслуженной гибели тирана. Финал трагедии.

26. Возрождение в Испании. «Дон Кихот» Сервантеса и место романа в истории мировой литературы.

27. Образ Дон Кихота и понятие донкихотской ситуации. В.Г. Белинский о Дон Кихоте.

28. Образ Санчо Пансы в романе Сервантеса «Дон Кихот».

 

XVII-XVIII вв.

 

Вопросы к экзамену

1. XVII век как особая эпоха в культуре стран Европы. Основные направления в литературе этого периода.

2. Общая характеристика испанской литературы. Драматургия Лопе де Вега и развитие испанской национальной драмы.

3. Героическая драма Лопе де Вега «Фуэнте Овехуна»: историческая основа, особенности конфликта, герои.

4. Драма Лопе де Вега «Звезда Севильи» как образец «драмы чести». Образы главных действующих лиц (Эстрелья, Бусто Табера, Санчо Ортис).

5. Классицизм во Франции XVII века. Сюжет и особенности конфликта в классицистической трагедии П. Корнеля «Сид».

6. Нравственная проблематика трагедий Ж. Расина «Андромаха», «Федра».

7. Жизнь Ж.Б. Мольера. Творческие принципы Мольера-комедиографа. Идея и способы создания образа главного героя в комедии «Тартюф».

8. Концепция героя в философской комедии «Дон Жуан». Своеобразие мольеровской трактовки «вечного образа» – Дон Жуана.

9. История создания, особенности жанра и конфликта в комедии Мольера «Мещанин во дворянстве». Реалистические элементы в классицистической комедии Мольера.

10. Характеры и нравы в комедии Мольера «Мещанин во дворянстве». Способы создания комического

11. Направления просветительской литературы 18 в. Основные черты и особенности литературы Просвещения.

12. Просветительский роман Д. Дефо «Робинзон Крузо». Особенности повествовательной манеры, образ Робинзона в романе (документальность, самоанализ героя, позиция автора).

13. Осмысление действительности в сатире Дж. Свифта «Путешествия Гулливера». Приемы сатирической типизации, своеобразие авторской позиции.

14. Творчество Г. Филдинга. Становление характера героя, эстетическая программа Филдинга – романиста в авторских отступлениях в романе «История Тома Джонса, найденыша».

15. Особенности драматургии Р. Шеридана. «Школа злословия» как пародия на современную Англию. Функция срывания масок.

16. Сентиментализм в английской литературе XVIII века. Его влияние на литературу европейских стран. Творческий Л. Стерна. Основные принципы сентиментального мироощущения и их отражение в романе «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии».

17. Жизнь и творчество Р. Бернса. Источники и основные темы лирики.

18. Связь поэзии Р. Бернса с традициями народного творчества. Обращение поэта к жанру баллады, эпиграммы. («Честная бедность», «Джон Ячменное Зерно», «Дерево свободы», «Веселые нищие» и др.).

19. Основные этапы французского Просвещения. Просветительские идеи в творчестве Вольтера, Дидро, Руссо; разнообразие их философских и эстетических программ.

20. Конфликт, главные герои романа Руссо «Новая Элоиза». Противостояние «естественной морали» и морали общества.

21. Литература «Бури и натиска» как этап в развитии немецкого Просвещения. Общественные и эстетические позиции штюрмеров (Гете, Шиллер, Гердер).

22. Жизнь и творчество И. – В. Гете. Периодизация литературной деятельности. Лирика в период «Бури и натиска».

23. Трагедия Гете «Фауст»: литературные источники, идейный замысел, композиция.

24. Герои трагедии Гете «Фауст» (Фауст, Мефистофель, Маргарита). Сомнения и искания Фауста, союз и спор с Мефистофелем.

25. Творчество Ф. Шиллера. Отражение идей «Бури и натиска» в драмах «Разбойники», «Коварство и любовь». Особенности конфликта и герои драмы Шиллера «Разбойники» (Карл Моор, Фердинанд, Луиза).

26. Лирика Ф. Шиллера, разработка жанра философской баллады («Кубок», «Пегас в ярме», «Дева с чужбины», баллада «Ивиковы журавли» и др.).

 

Тестовые материалы

(возможно выборочное использование по разделам дисциплины)

Задание

Соответствие между авторами и преобладающими в их творчестве жанрами

Лафонтен трагедия
Мольер комедия
Расин басня
Кальдерон поэма
  драма

Задание

Соответствие между героями и произведениями

Дорина Расин. Федра
Химена Кальдерон. Жизнь есть сон
Сехизмундо Корнель. Сид
Сганарель Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость
  Мольер. Тартюф

Задание

Соответствие между героями и произведениями

Клеонт Расин. Федра
Росаура Корнель. Гораций
Ипполит Расин. Андромаха
Родриго Диас Кальдерон. Жизнь есть сон
Пирр Мольер. Мещанин во дворянстве
  Корнель. Сид

Задание

Соответствие между авторами и произведениями

Мольер Звезда Севильи
Лопе де Вега Потерянный рай
Мильтон Жизнь есть сон
Кальдерон Дон Жуан
  История Тома Джонса, найденыша

Литература барокко

Задание

Понятие «человек барокко» соответствует следующим критериям:

£ ощущение заброшенности, одиночества в мире

£ жизнерадостность, оптимизм

£ неверие в силы и возможности человека

£ бунтарство, обреченное на провал

£ конфликт долга и личного чувства

Задание

В переводе с испанского «барокко» означает

£ оригинальный

£ непоследовательный

£ непонятный

£ неправильный, странный

£ экстравагантный

Задание

Литературное направление, к которому принадлежит творчество Кальдерона, - ... .

Правильные варианты ответа: БАРОККО

Задание

Пьесы Кальдерона

£ Фуэнте Овехуна

£ Поклонение кресту

£ Собака на сене

£ Севильский озорник, или каменный гость

£ Жизнь есть сон

Задание

Особенности драматургии Кальдерона

£ исключительно мифологические сюжеты

£ конфликт человека и Рока

£ экспрессивный язык

£ логически стройная композиция

£ использование «правила трех единств»

Задание

Основные идеи драмы Кальдерона «Жизнь есть сон»

£ невозможность изменить свою судьбу

£ необходимость борьбы со страстями

£ полная зависимость человека от обстоятельств

£ бренность земного мира

£ торжество материального над идеальным

Задание

Назовите фамилию автора и название произведения, отрывок из которого приведен ниже: «О, я несчастный, о, страдалец! Хочу, о, небо! я узнать, Какое зло своим рожденьем Тебе я сделал, если ты Со мною так всегда сурово? Но понимаю, я родился, И преступление готово. Твое жестокое решенье Причину явную имеет: Весь самый величайший грех Для человека есть родиться. Но мне хотелось бы узнать, Чтобы мое сомненье кончить, (Оставив в стороне теперь Тот тяжкий грех, что я родился) Чем мог еще я провиниться, За что мне больше наказанье? Другие разве не рождались? Конечно, и они родились, Но преимущество у них, Которым я не наслаждаюсь. Родится птица; перьев блеск Дает ей высшую красу; Но что она? цветок из перьев, Букет крылатый, а как быстро Летит в эфирное пространство, Как быстро рассекает воздух, Гнездо спокойно покидая И негу тихую его! Ведь у меня побольше духа, Так почему ж свободы меньше?» [перевод Д. Петрова]

Правильный вариант ответа:

фамилия автора – КАЛЬДЕРОН

название произведения – ЖИЗНЬ ЕСТЬ СОН

 

Литература классицизма

Задание

Отличительные черты главного героя пьесы «Дон Жуан, или Каменный гость»

£ ум

£ доверчивость

£ эгоизм

£ храбрость

£ цинизм

Задание

Основные темы творчества Мольера

£ война и мир

£ лицемерие

£ одиночество

£ семья и брак

£ жизнь и смерть

£ воспитание и образование

Задание

Объекты сатиры комедии Мольера «Мещанин во дворянстве»

£ безверие

£ злоупотребление властью

£ тщеславие

£ взяточничество

£ подражание высшему сословию

Задание

Герои пьесы Мольера «Дон Жуан, или Каменный гость»

£ Эльвира

£ Оргон

£ Сганарель

£ Люсиль

£ Дамис

Задание

Создатель новоевропейской сатирической комедии

£ Шекспир

£ Лопе де Вега

£ Шеридан

£ Мольер

£ Гольдони

Задание

Фамилия создателя новоевропейской сатирической комедии - ... .

Правильные варианты ответа: МОЛЬЕР

Задание

Соответствие между героями и произведениями Мольера

Сганарель  
Оргон Мещанин во дворянстве
Гораций Тартюф
Журден Дон Жуан, или Каменный гость

Задание

Соответствие между героями и произведениями Расина и Корнеля

Куриаций Федра
Пирр Андромаха
Гермиона Гораций
Родриго Диас Сид
Тезей  

Задание

Комедии Мольера относятся к типам

£ классицистические

£ масочные

£ высокие

£ романтические

Задание

Основная черта Тартюфа в комедии Мольера

£ тщеславие

£ жадность

£ глупость

£ лицемерие

£ злоба

Задание

Отклонения от естественной природы и нравы общества в классицизме изображались в жанре ... .

Правильные варианты ответа: КОМЕДИЯ

Задание

Жанр пьесы Ж. Расина «Федра» - …

Правильные варианты ответа: ТРАГЕДИЯ

Задание

Особенности драматургии Ж. Расина:

£ герой – заложник чести

£ психологизм

£ следование правилу «трех единств»

£ осмеяние пороков общества

£ амбивалентная образная структура

Задание

Хронологическая последовательность пьес Мольера

1:Тартюф

2:Смешные жеманницы

3:Мещанин во дворянстве

4:Мнимый больной

Задание

Комедия Мольера «Тартюф» включает элементы комедий

£ характеров

£ нравов

£ плаща и шпаги

£ положений

Задание

Писатели, которым принадлежат произведения о Дон Жуане

£ Корнель

£ Лопе де Вега

£ Мольер

£ Тирсо де Молина

Задание

Особенности комедий Мольера

£ несатирический характер смеха

£ преобладание в характере героя ведущей черты

£ отсутствие моральной оценки поступков героев

£ соблюдение «правила трех единств»

£ использование элементов фарса, комедий положений

Задание

Жанр пьесы Ж.Б.Мольера «Мещанин во дворянстве» - ... .

Правильные варианты ответа: КОМЕДИЯ

Задание

Жанр пьесы Ж.Б.Мольера «Мизантроп» - ... .

Правильные варианты ответа: КОМЕДИЯ

Задание

Основное правило классицистической драматургии о «трех единствах» требует соблюдения:

£ единства впечатлений

£ единства сюжетной линии

£ единства места

£ единства образов

£ единства времени

Задание

Назовите фамилию автора и название произведения, отрывок из которого приведен ниже:

«Страсть борется во мне с законную враждой;

Все также дорог мне мой недруг молодой;

И хоть в моей душе есть гневное упорство,

Родриго в ней с отцом ведет единоборство:

Он ломит, он теснит, он гнется перед ним,

То яростен, то слаб, то вновь неодолим;

Но грозная борьба, и жгучая, и злая,

Терзает сердце мне, души не разделяя;

И хоть моей любви могущественна власть,

Я без раздумия свою избрала часть:

Я неколеблемо спешу на голос чести.

Родриго дорог мне, я с ним душою вместе,

Я сердцем за него; но долг мне говорит:

Ты знаешь, чья ты дочь, и твой отец убит.» [перевод М. Лозинского]

Правильный вариант ответа:

фамилия автора – КОРНЕЛЬ

название произведения - СИД

Задание

Назовите фамилию автора и название произведения, отрывок из которого приведен ниже:

« … Увы, обычай прав.

Я стала римлянкой, его женою став.

Но мне б супружество жестоким рабством было,

Когда бы в Риме я о родине забыла.

О, Альба, где очам блеснул впервые свет!

Как нежно я ее любила с детских лет!

Теперь мы с ней в войне, и тяжки наши беды;

Но для меня разгром не тяжелей победы.

Пусть на меня о, Рим, восстанет вражий меч,

Который ненависть во мне бы смог зажечь!

Но рать альбанская с твоей сразиться ратью,

В одной из них мой муж, в другой родные братья…» [перевод Н. Рыковой]

Правильный вариант ответа:

фамилия автора – КОРНЕЛЬ

название произведения - ГОРАЦИЙ

Английский классицизм

Задание

Крупнейшее произведение Мильтона - « ... »

Правильные варианты ответа: ПОТЕРЯННЫЙ РАЙ

Задание

Произведения, принадлежащие Мильтону

£ Возвращенный рай

£ Потерянный рай

£ Симплиций Симплициссимус

£ Жизнь есть сон

£ Федра

Задание

Назовите фамилию автора и название произведения, отрывок из которого приведен ниже:

«О, гнусное паденье! Мне, давно

С богами спорившему о главенстве,

О первенстве, - мне суждено теперь

Вселиться в гада, с тварным естеством

Смешаться слизистым и оскотинить

Того, кто домогался высоты

Божественной! Но разве есть предел

Падения для мстительной алчбы

И честолюбья? Жаждущий достичь

Вершины власти должен быть готов

На брюхе пресмыкаться и дойти

До крайней низости. Вначале месть

Сладка, но, на себя оборотясь,

Рыгает горечью. Ну что ж, пускай!

На все дерзаю, лишь бы мой удар

Был меток, <…> поразил предмет

Моей вражды, любимчика Небес

Новейшего, созданье персти, сына

Досады, вознесенного Творцом

Из праха, нам на зависть. Воздадим

За злобу – злобой: лучшей платы нет!» [перевод А. Штейнберга]

Правильный вариант ответа:

фамилия автора – МИЛЬТОН

название произведения – ПОТЕРЯННЫЙ РАЙ

Задание

Поэма Мильтона «Потерянный рай» написана

£ гекзаметром

£ пентаметром

£ белым стихом

£ спенсеровой строфой

£ шестистопным ямбом

Задание

Какие литературные стили XVII века нашли отражение в поэме Мильтона «Потерянный рай»?

£ барокко

£ классицизм

£ ренессансный реализм

 

Ренессансный реализм

Задание

Творчество Лопе де Вега принадлежит к литературному направлению - …

Правильный вариант ответа: РЕНЕССАНСНЫЙ РЕАЛИЗМ

Задание

Основными принципами творчества Лопе де Вега можно назвать

£ отказ от следования правилам «трех единств»

£ конфликт человека и Рока

£ жизнерадостность, оптимизм

£ противостояние долга и личного чувства

£ смешение трагического и комического

£ подражание античным образцам

Задание

Имя героини пьесы Лопе де Вега, получившей прозвище «Звезда Севильи»

Правильный вариант ответа: ЭСТРЕЛЬЯ

Задание

Соответствие героев авторам и произведениям

Фрондосо Корнель. Гораций
Камилла Лопе де Вега. Звезда Севильи
Эстрелья Кальдерон. Жизнь есть сон
Орест Лопе де Вега. Овечий источник
Сехизмундо  

Литература XVIII века

Литература Просвещения

Задание

Соответствие героев названиям произведений

Сен-Пре Дидро. Монахиня
Мария-Сюзанна Симонен Руссо. Юлия, или Новая Элоиза
пастор Йерик Шиллер. Коварство и любовь
Луиза Миллер Стерн. Сентиментальное путешествие
  Вольтер. Простодушный


©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.