Сделай Сам Свою Работу на 5

ОРИЕНТАЦИИ. «ПОСТОРОННИЙ» А. КАМЮ





План

1. Философия «существования» и эстетика Альбера Камю. Политическая и общественная позиция писателя в годы Сопротивления.

2. Место повести А. Камю «Посторонний» в литературе модернизма. Вопрос о традициях (классицизма XVII в., философской повести XVIII в., психологического «судебного» романа XIX в.) и их разрушении.

3. «Посторонний» - программное произведение Камю. История создания повести.

4. Жанровые и композиционные особенности повести А. Камю «Посторонний».

а) Вневременной характер сюжета.

б) Однолинейность и эмоциональная выхолощенность монолога-рассказа.

в) Композиционный принцип «кривого зеркала» (реконструирование первой части повести во второй).

5. Противоречия между тяготением к жизненной правде и иррационалистской философией автора. Экзистенциалистское мировоззрение как фактор художественности.

а) Абсолютизация буржуазного индивидуализма. Асоциальность героя (сцены похорон, допроса свидетелей на суде, история взаимоотношений с Мари).

б) Изображение мира как нагромождения случайностей, отрицание социального здравомыслия (история Раймона, Саламано).

в) Смертоносный итог философии духовной робинзонады (сцена убийства араба, исповедь героя накануне казни).



6. Образ Мерсо. Мерсо как «продукт буржуазной цивилизации» (Т. Мотылева).

а) Умственная и эмоциональная вялость.

б) Поступки Мерсо как «вереница инстинктивных откликов организма на позывные извне» (С. Великовский).

7. Техника повествования «От нулевого градуса письма к нулевому градусу сознания» (С. Великовский).

а) «Рубленый» лаконизм текста и полное отсутствие подтекста (сопоставление с произведениями Э. Хемингуэя).

б) Лексическая бедность, тяготение к разговорной интонации.

в) Упрощенный синтаксис, отказ от метафоризации как отражение заторможенного внимания.

г) Отсутствие причинно-следственных связей в речи как результат нулевого накала умственного и нравственного напряжения.

Литература

1. Великовский С.И. Грани несчастного сознания. Театр, проза, философия, эссеистика. – М., 1973.

2. Евнина Е.М. Альбер Камю // Современный французский роман, 1940-1960 – М., 1962. – С. 97-122.

3. Мотылева Т.Л. Альбер Камю и его концепция романа // Зарубежный роман сегодня. – М., 1966.



Дополнительная литература

4. Палиевский П.В. Фолкнер и Камю // Литература и теория. – М., 1979.

5. Сэв Л. Современная французская философия. – М., 1968.

6. Яхнина Ю. Три Камю // Мастерство перевода. – М., 1972.

Семинар 13

Своеобразие реалистического метода Генриха Бёлля в

романах «И не сказал ни единого слова»,

«Бильярд в половине десятого»

План

1. Биография, личность, мировоззрение, эстетические установки Генриха Бёлля:

а) творческий путь;

б) отношение к религии;

в) отношение к литературной традиции. Полемика с современниками;

г) «Франкфуртские лекции» Г. Бёлля.

2. Ранние рассказы и романы Бёлля. «Где ты был, Адам?». «Хлеб ранних лет». «Дом без хозяина». «Поезд приходит вовремя».

3. Анализ романа «И не сказал ни единого слова»:

а) тема маленького человека и литературные предшественники в европейской и русской литературе.

б) тема «невозможности жилья и дома» и немецкоязычная литературная традиция (влияние Ф. Кафки).

в) контроверса «порядок-беспорядок» в романе. Концепция Н.С. Лейтес.

г) поэтика «зеркальных отражений» в романе.

д) образы Фреда и Кэте как рассказчиков. Параллели с романом Хемингуэя «Прощай, оружие!».

4. Анализ романа «Бильярд в половине десятого».

а) Концепция И.М. Фрадкина: «причастники буйвола» и «причастники агнца».

б) Принцип «сжатого времени» в композиции романа и элементы структуры «заколдованной принцессы». Образ Германии.

в) Образ Генриха Фемеля. Динамика символов «утопии стабильности, культуры, надёжного жилья».

г) Тема изгнания. Образы Роберта Фемеля и Шреллы.



д) Метафора «братства» в романе. Образы Гуно и Йозефа. Концепция Ганса Бернхарда.

е) Жанровые особенности «романа развития» Г. Бёлля.

Литература

1. Berhard H. J. Die Romane Heinrich Bölls.– Berlin, 1970.

2. Deutsche Literatur von 1945 bis zur Gegenwart.– Stuttgart, Klett, 1991.

3. Бёлль Генрих. Франкфуртские лекции // Каждый день умирает частичка свободы. Художественная публицистика / Пер. с нем. А. Карельского.– М., 1989.

4. Бёлль Генрих. И не сказал ни единого слова / Пер. Д. Мельникова и Л. Чёрной // Г. Бёль. Собр. соч.: В 5 т.– Т. I.– М., 1989.

5. Бёлль Генрих. Бильярд в половине десятого: Роман. (Любое издание).

6. Лейтес Н.С. Черты поэтики немецкой литературы нового времени.– Пермь, 1984.

7. Монаков В.С. «Идиллическое» в сатире: на материале повести Г. Бёлля // Прекрасное в образном мире произведения. Сыктывкар, 1994.

8. Мотылёва Т.Л. Генрих Бёлль. Проза ранних лет // Бёлль Г. Избранное.– М., 1997.

Семинар 14

особенности реалистического

повествования в романах Грэма Грина «Тихий американец» и «Комедианты»

План

1. Место Грина в мировой и английской литературе.

2. Биография. Личность. Мироощущение и эстетические установки.

а) Тяготение к английской романной традиции и к эстетике «потерянного поколения».

б) Психоаналитическая критика о «личных демонах» писателя и «гринланде».

в) Отношение Грина к религиозным ценностям и неодномерность персонажей.

3. Анализ романа «Тихий американец» как философского, политического и социально-психологического.

а) Жанровые особенности структуры романа и влияние техники кинематографа.

б) Движение сюжетное и композиционное как полемика несовместимых сознаний.

в) Образы Вьетнама и американских «миссионеров» (Фуонг, Грейнджер, Джо).

г) Философское содержание темы невинности. Образ Пайла. Особенности речевой характеристики и искусство детализации.

д) Психологические «загадки» романа и образ Фаулера. Личная история. Проблема исчерпанности западных ценностей.

е) Смысловые противоречия и парадоксы финала.

4. Анализ философского романа «Комедианты».

а) Парадоксальность «географии» событий и политико-социальный ракурс. Композиционные и смысловые точки. Образ Дома и его производных.

б) Мотив несоответствия намерений и результатов. Обретение нового сознания в личных историях Джонса, Смита, Брауна.

в) Преследование и поиск как факторы структуры смысловой и эмоциональной.

г) Автор-повествователь и дистанция с читателем. Роль иронии и разновидности парадоксов. Многообразие типов «палачей» и «жертв».

д) Женщины-«комедиантки» в романе.

е) Шекспировские и диккенсовские аллюзии в романе. Особенности гриновской «готики».

Литература

1. 1.Грин Г. Тихий американец. Пер. Е. Голышевой и Б. Изакова.– М., 1989

2. Грин Г. Комедианты // Грин Г. Собр. соч.: В 6 т.– М., 1996.

3. Бэлза С. Политика, любовь и геометрия // Грин Г. Тихий американец.– М., 1986.– С. 172–18.

4. Зверев А. Крупным планом. Парадоксы Грэма Грина // Зверев А. Дворец на острие иглы.– М., 1989.– С. 198–229.

5. Ивашева В. Грэм Грин. Парадоксы сознания // Ивашева В. Что сохраняет время.– М., 1979.– С. 136–160.

6. Ивашева В. Новые черты реализма на Западе.– М., 1986.

7. Ивашева В. Судьба английских писателей.– М., 1989.

8. Кеттл А. Грэм Грин «Суть дела» // Кеттл А. Введение в историю английского романа.– М., 1966. – С. 388–394.

9. Красавченко Т.Н. Английская литературная критика ХХ века. – М.,1994.

10. Лодж Д. Разные жизни Г. Грина // Иностранная литература. – 2001. – №12 .

 

Семинар 15

НОВЫЙ ЖУРНАЛИЗМ В РОМАНЕ

ТОМА ВУЛФА «КОСТРЫ АМБИЦИЙ»

План

1. Охарактеризуйте основные положения статьи Тома Вулфа «Охота на миллиардоногого зверя». Выскажите свое отношение к ним с позиций эмоционально-ценностного содержания.

2. Роман «Костры амбиций» с точки зрения «нового журнализма». Анализ социальных типов (Шерман Мак’Кой, Джуди, Мария, Раскин, Крамер, Киллиан, Фэллоу, Преподобный Бэкон, Лэмб, Ковицкий): эмоционально-ценностные ориентации.

3. Покажите (и прокомментируйте соответствующие эпизоды романа), как живут и за что платят деньги персонажи романа.

4. Проанализируйте идейно-смысловые линии, структуру и стилевые возможности романа Т. Вулфа «Костры амбиций» (охарактеризуйте «костры»).

5. В чем Вы видите актуальность проблематики романа и эстетическую его новизну? Подготовьте вопросы для дискуссии.

Литература

1. Бенедиктова Т.Д. Литература США // Зарубежная литература XX века. – М., 1996.

2. Вулф Т. Костры амбиций // Иностранная литература. – 1991. – № 10-11.

3. Вулф Т. Охота на миллиардного зверя // Иностранная литература. – 1991.

4. Царева Р.Ш. Страницы истории зарубежной литературы ХХ-ХХ1 в.в. Стерлитамак, 2011.

Семинар 16

Молодежная субкультура и современная литература. Д.Коупленд и И.Уэлш

План

1.Особенности постмодернистской литературы последних лет и молодежная субкультура. Проблема гипертекста и Интернет-литература. Прокомментируйте публикации М.Визеля, А.Гениса, И.Кормильцева, М.Эйнштейна, С. Силаковой о новых тенденциях в литературе Запада.

2. Роман Д.Коупленда «Поколение икс» как незамкнутая художественная система. Художественное воплощение специфических молодежных проблем: «загончики для откорма молодняка», « макрабство», « выбросы эмоционального кетчупа», «зависть к лысохвостикам», «этномагнетизм», « успехобоязнь», « антиотпуск», «синдром желторотого психолога» и др.

3. Изображение мироощущения молодого поколения как предвестия культурно-исторического перелома и катастроф в произведениях И.Уэлша. Образы маргиналов и их окружения в «Фармацевтическом романе» и в рассказе « Вечеринка что надо».

3. Дополнительно: подготовить и провести организационно-мыслительную игру (ОМИ) по проблематике романов Коупленда и Уэлша и подготовить субъективные «ролевые сообщения» от имени литературных критиков. Создать в малых группах коллективные проекты «сегмента» учебного пособия по теме и обсудить в интерактивном режиме ОМИ.

Литература

1. КоуплендД. Поколение икс.

2. Уэлш И. Транспойтинг. Вечеринка что надо.

3. Байтов Н. Эстетика не-Х // НЛО . – М.,1999, № 39.

4. Кузнецов С. Певцы неизвестного поколения // ИЛ , 1998, № 3.

5. Кормильцев И. Ирвин Уэлш – Руссо химического поколения // ИЛ, 1998 , № 4.

6. Силакова С. Поколение дворников Икс-сторожей //ИЛ,1998,№3.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.