Сделай Сам Свою Работу на 5

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ПРОЗА XX В.

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗМА АНАТОЛЯ ФРАНСА

В РАССКАЗЕ «КРЕНКЕБИЛЬ»

План

1. Социально-философское направление в реализме на рубеже XIX-XX вв. Новаторство Анатоля Франса-романиста.

2. История рассказа «Кренкебиль» и его место в творчестве писателя.

3. Традиционность и новаторство проблематики.

а) Проблема маленького человека и особенности ее освещения в творчестве французских романтиков и реалистов XIX в. Новизна постановки вопроса у Франса.

б) Проблема буржуазного суда в литературе до Франса и новаторское ее решение в «Кренкебиле».

в) Тема интеллигенции (Матье, Обарре, Лермит) и обывательщины (госпожа Байар).

4. Изобразительный план рассказа.

а) Кренкебиль – «человек-лошадь».

б) Дело Кренкебиля – «дело Дрейфуса в миниатюре» (Я. Фрид). Типологическое сходство с «Воскресением» Л.Н. Толстого.

в) Открытость финала. Отличие от одноименной драмы Франса.

5. Философско-полемический план повествования.

а) Содержание предполагаемой дискуссии между Кренкебилем и судьей Бурришем в I главе.

б) Движение авторской мысли и ее итог в IV главе. Смысл названия главы.

6. Стилистическое своеобразие интеллектуальной прозы А. Франса в рассказе «Кренкебиль». Интенсивность художественных средств.

а) Ирония как постоянная черта стиля. Средства ее создания (парадоксы, гротеск, имитация наивного сознания и др.).

б) Гиперболизированная характерность.

в) Емкость диалога, дискуссия в тексте и подтексте.

г) «Мозаичное» многообразие стилевых пластов.

Литература

1. Дынник В.А. Анатоль Франс. Творчество. – М.-Л., 1934.

2. Зайденшнур Э. Лев Толстой и Анатоль Франс. – Тула, 1972.

3. Ковалева И.С. Творчество Анатоля Франса в годы перелома. 1889-1895. – Л.. 1957.

4. Лилеева И.А. Комментарий // Франс А. Собр. соч.: В 8 тт. Том 5. – М., 1958. – С. 619-669.

5. Фрид Я.В. Анатоль Франс и его время. – М., 1975.

6. Юльметова С.Ф. Анатоль Франс и некоторые вопросы эволюции реализма. – Саратов, 1978.

Дополнительная литература

7. Бабушкин Н.Ф. Анатоль Франс и фольклор // Ученые записки Томского университета. – 1964. – № 48.

8. Лиходзиевский С. Проблема реализма в эстетике Анатоля Франса // Звезда Востока. – 1965. – № 3.

9. Моруа А. Анатоль Франс, или Юмор и чувство меры. Пер. с фр. // Моруа А. Литературные портреты. – М., 1970 – С. 191-201.

 

СЕМИНАР 3

.

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОЕ БОГАТСТВО ЛИРИКИ АРТЮРА РЕМБО. «ПЬЯНЫЙ КОРАБЛЬ»

План

1. Исторические ценности эпохи Второй Империи и эмоциональный мир А. Рембо («За музыкой», «Уснувший в ложбине», «Сидящие», «Первые причастия» и др.). Эстетика безобразного.

2. Социальное – индивидуальное – вечное в лирическом шедевре А. Рембо «Пьяный корабль»:

а) ценностные мотивы и их динамика в произведении (одиночество, свобода, отверженность, избранность и др.);

б) смысловые оппозиции, выявляющие смену чувств, настроений: прошлое, бред – реальность, море – берег, буйство – покой, простор – замкнутое пространство и т.д.;

в) динамизм стихотворения и его воплощение в композиции, образном строе, ритме, синтаксисе, лексике и т.п.;

г) ценностно-ориентирующая роль метафоры. Символическое и реалистическое в произведении. Образность стихотворения: цветовые, звуковые, пластические образы;

д) оригинальность жанра.

Литература

1. Балашов Н.И. Рембо и связь двух веков поэзии // А. Рембо. Стихи. Последние стихотворения. Озарения. Одно лето в аду. – М., 1982. – С. 185-300.

2. Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь: В 2 ч. – М., 1997.

СЕМИНАР 4

НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКОВ. ГЕНРИХ МАНН И ТОМАС МАНН КАК СОЗДАТЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО РОМАНА НОВОГО ТИПА

План

1. Генрих Манн и его вступление в литературу. Эмоциональная атмосфера романа карьеры «Земля обетованная». Андреас Цумзее - немецкий «милый друг».

2. Сатира на ценности немецкого просвещения в романе Г. Манна «Учитель Гнус». («Школа не заканчивалась дворовой оградой, она распространялась на все дома в городе…»).

3. Трилогия «Империя». «Верноподданный» как роман «антивоспитания» и политический роман. Становление верноподданнического сознания Дидериха Геслинга (от «первого ученика и наушника» - к «упоенному победой насильнику»). Сатирический психологизм Г. Манна.

4. Ранний Томас Манн и его новеллы 1890-х годов. Интерес к эмоционально-ценностной сфере внутренней жизни «заблудившегося бюргера» («Маленький господин Фридеман», «Паяц»).

5. «Будденброки» как полифонический роман-эпопея:

а) бюргерский быт буржуазной семьи (язык, манеры, развлечения, домашние трапезы, натуралистические портреты, костюмы, коммерческие деда): «смыслопорождающие» детали и образы;

б) образы Иоганна, Христиана и Антонии Будденброков. Биологические, экономические и социально-эмоциональные аспекты «вырождения» семьи;

в) Томас Будденброк: внутренний конфликт между коммерсантом и интеллигентом;

г) декадентские образы в романе. Судьбы Герды и юного Ганно. Философский и психологический аспекты.

6. Темы «усталости от литературы» и «измотанности психологическими прозрениями» в новелле Томаса Манна «Тонио Крегер».

Литература

1. Адмони В.Г., Сильман Т.И. Томас Манн: очерк творчества. – Л., 1960.

2. Атт С.Е.Томас Манн. – М., 1972.

3. Дирзен И. Эпическое искусство Томаса Манна: мировоззрение и жизнь. – М., 1981.

4. Дудова Л.В. Манн, Томас // Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь: В 2 ч. – М., 1997. – Ч. 2. – С. 14-20.

5. Знаменская Г.Н. Генрих Манн. – М., 1971.

6. История всемирной литературы: В 9 т. – М., 1994. – Т. 8.

7. История немецкой литературы: В 3 т. – М., 1986. – Т. 3.

8. История немецкой литературы: В 5 т. – М., 1968. – Т. 4.

9. Кургинян М. Романы Томаса Манна: форма и метод. – М., 1975.

10.Нартов К.М. Генрих Манн: очерк творчества. – М., 1960.

11.Павлова Н.С. Типология немецкого романа: 1900-1945. – М., 1982.

12.Серебров Н.Н. Генрих Манн: очерк творческого пути. – М., 1960.

13.Трыков В.П. Новелла Томаса Манна «Тонио Крегер» // Трыков В.П. Зарубежная литература конца XIX – начала XX веков: Практикум / Отв.ред. В.А. Луков. – М., 2001. – С. 152-162.

14.Федоров А. Томас Манн: время шедевров. – М., 1981.

СЕМИНАР 5

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОЕ БОГАТСТВО

ПЬЕСЫ Б. ШОУ «ДОМ, ГДЕ РАЗБИВАЮТСЯ СЕРДЦА»

План

1. Значение подзаголовка. Традиции Л. Толстого и А. Чехова в пьесе.

2. Художественное своеобразие пьесы:

а) проблематика, основные конфликты и их решение;

б) основные персонажи, приемы их создания. Проблема интеллигенции;

в) диалоги и споры героев в сюжете пьесы;

г) соединение комического и трагического;

д) символика и подтекст;

3. Парадоксы и афоризмы в пьесе.

4. Как Вы понимаете финал драмы?

5. Место пьесы «Дом, где разбиваются сердца» в творчестве Б. Шоу.

Литература

1. Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. – М., 1975. – С. 406-418.

2. Аникст А.А. Теория драмы на Западе во второй половине XIX века. – М., 1988. – С. 281-300.

3. Бабенко В. Множество настоящих // Шоу Б. Венок из звезд: Сб-к науч.-фантаст. произведений. - М., 1989.

4. Балашов П. Художественные мир Бернарда Шоу. – М., 1982.

5. Деннингхаус Ф. Театральное призвание Б. Шоу. – М., 1978.

6. Дорофеев О. Бернард неуязвимый, или Тележка надкусанных яблок: Биографическая экстраваганщина // Шоу Б. Избранные пьесы. – М., 2001.

7. История английской литературы: В 5 т. – М., 1957. – Т. 3.

8. Новиков К. Неординарность как норма // Шоу Б. Избранное: Пьесы; Карьера одного борца: Роман; Новеллы. – М., 1997.

9. Образцова А. Г. Бернард Шоу: Учеб. пособие. – М., 1997.

10.Образцова А.Г. Бернард Шоу и европейская театральная культура на рубеже XIX-XX веков. – М., 1974.

11.Образцова А. Г. Бернард Шоу и русская культура на рубеже XIX-XX веков. – М., 1992.

12.Образцова А. Г. Кто же такой Б. Шоу? // Шоу Б. Автобиографические заметки. Статьи. Письма. – М., 1989.

13.Образцова А. Г. Неистовый ирландец // Шоу Б. Пьесы. О драме и театре: Статьи, речи, выступления. – М., 2000.

14.Пирсон Х. Бернард Шоу / Пер. с англ. Харитонова В., Марицкой М. – М., 1998 («Портреты»).

15.Раку М. О присвоении дискурса и рождении социальной утопии из духа музыки: Бернард Шоу как «совершенный вагнерианец» // Нов. лит. обозрение, 2000. – № 46.

16.Ромм А.С. Дж. Б. Шоу. – М., 1966.

17.Смирнов П. М. Джордж Бернард Шоу в социокультурном пространстве Англии // Перекрестки эпох: Социокультурное пространство. – М., 1999. – Вып. 3.

18.Смирнов П. М. Защищая права художника: Бернард Шоу об отношениях искусства и власти // Диалог со временем. – М., 1999. – С. 1-99.

19.Трыков В.П. Пьеса Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются сердца» // Трыков В.П. Зарубежная литература конца XIX – начала XX веков: Практикум / Отв.ред. В.А. Луков. – М., 2001. – С. 115-124.

20.Фридштейн Ю. Диалоги во времени и пространстве // Совр. драматургия. – 1993. – № 1.

21.Хьюз Э.Бернард Шоу. – М., 1966 (ЖЗЛ).

22.Черноземова Е.Н. Шоу, Бернард // Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь: В 2 ч. – М., 1997. – Ч. 2. – С. 418-426.

23.Шоу Б. Библиографический указатель: К 100-летию со дня рождения. – М., 1956 (Писатели зарубежных стран).

 

СЕМИНАР 6



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.