Сделай Сам Свою Работу на 5

Практическое занятие № 1. Способы создания образа в классицистической трагедии «Сид» Корнеля

План

1. История создания трагедии «Сид». Особенности обработки известного материала.

2. Конфликт трагедии и система персонажей.

3. Образы Химены и Родриго. Особенности построения характера. Проблема долга.

4. Трактовка любви. Принцип разумности в классицизме.

5. Разрешение конфликта и проблема жанра «Сида».

Задания для самостоятельной работы

1. Ознакомиться с содержанием трагедии Корнеля «Сид». Сделать подбор материала для анализа центральных значимых мест в произведении. Произвести необходимые выписки в рабочей тетради.

2. По «Словарю литературоведческих терминов» Л.И. Тимофеева уточнить (выписать в рабочую тетрадь) следующие понятия: трагедия, трагическое, конфликт, завязка, кульминация, развязка.

Литература

1. П. Корнель. Сид. Гораций. – М., 1989.(или любое другое издание).

2. Артамонов С.Д., Гражданская З.Т. и др. История зарубежной литературы XVII – XVIII вв. – М.: Просвещение, 1973. С. 158 - 205.

3. История всемирной литературы: В 9-ти тт. – М.: Наука. Т.4. – 1987.

4. Обломиевский Д.Д. Французский классицизм. Очерки. / Д.Д. Обломиевский. – М.: Наука, 1966.

Практическое занятие № 2 (2 часа). Способы создания образа в комедиях Ж.Б. Мольера («Тартюф», «Мизантроп», «Мещанин во дворянстве»)

План

Влияние ренессансной традиции изображения человека на становление комедийного искусства Ж.Б. Мольера (см.: монограф.Д. Обломиевского).

История создания комедий Ж.Б. Мольера «Тартюф», «Мизантроп», «Мещанин во дворянстве»:

а) их злободневность. Объекты критики;

б) эволюция творческого метода Ж.Б. Мольера. Комедия «Мещанин во дворянстве как эпилог художественного творчества;

в) жанровое своеобразие пьес. Особенности жанра комедии-балета.

3. Черты классицизма и реалистические элементы комедий Ж.Б. Мольера:

а) принципы создания характеров (Тартюф, Оргон, Журден, Дорант, Альцест, Филинт и др.);

б) персонажи второго плана и их роль в разрешении конфликта и движении сюжета. Проблема комического. Комическое в комедиях и проблема здравого смысла;

в) средства сатирического изображения в комедиях Мольера «Тартюф», «Мизантроп», «Мещанин во дворянстве».



4. Смеховое начало пьесы Мольера как ключ (код) к пониманию основных образов комедий «Тартюф», «Мизантроп», «Мещанин во дворянстве».

Задания для самостоятельной работы

1. По «Словарю литературоведческих терминов» Л.И. Тимофеева уточнить (выписать в рабочую тетрадь) следующие понятия: комедия, сюжет, метод, реализм.

2. Законспектировать избранные главы из монографии Д. Обломиевского. Французский классицизм: Очерки. – М.: Наука, 1969. - Глава 3. - С.217 - 262.

Литература

1. Мольер Ж.Б. Собрание сочинений в 2-х томах. Пер с фр. / Вступительная статья и комментарий Г.Н. Бояджиева. . (любое издание).

2. Артамонов С.Д., Гражданская З.Т. и др. История зарубежной литературы XVII – XVIII вв. – М.: Просвещение, 1973. С. 158 - 205.

1. Бахтин М.М. Рабле и Гоголь (Искусство слова и народная смеховая культура. / В кн.: Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. – М.: Худ. лит., 1975.

2. Бояджиев Г.Н. Мольер. – М., 1983.

3. Бояджиев Г.Н. Театр от Софокла до Брехта: сорок театральных вечеров. – М., 1989.

4. Гликман И. Мольер. Критико-биографический очерк. – М.: Худ. лит. Глава V. С. 142 - 180.

5. Гриб В.Р. Мольер. / Гриб В.Р. Избранные работы. – М., 1956.

6. Мультатули В.М. Мольер: книга для учащихся старших классов средней школы. – М.: Просвещение, 1988. – С.74 – 88.

7. Обломиевский Д. Французский классицизм: Очерки. – М.: Наука, 1968. – Глава 3. – С.217 – 262.

Практическое занятие № 3 (2 часа). Сценическое воплощение трагедии ученого в первой части «Фауста Гете

Темы и планы к семинарским занятиям разработаны Царевой Р.Ш., Ивановой Н.А. (см.: Современные подходы к изучению немецкой литературы. – Стерлитамак, 1998; Царева Р.Ш., Иванова Н.А. Гуманистическая парадигма обучения на занятиях по зарубежной литературе XIX века в условиях диалога: Учеб.-метод. Материалы к самостоятельной работе студентов 2-3 курсов филол. фак. педвуза. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. академия, 2005 г.).

№ 1. План

1. Литературные источники пьесы. Легенда о докторе Фаусте.

2. Форма сдвоенного представления (театр в театре) – основание эксперимента задуманного Гете.

а) вневременной и внепространственный «Пролог на небе»; его значение для понимания художественного мира Гете;

б) «Пролог в театре», его значение для понимания художественного метода Гете (мотив юности, зрелости, старости);

3. Смысловые смыслы трагедии – Мефистофель и Фауст

а) Мефистофель – как сатана и как остро очерченная индивидуальность: ум, смелость, озорство, язвительная трагичность и т.д.; символы отрицающемсилы;

б) Фауст и Мефистофель – две стороны единой натуры человека.

4. Молодость и старость – как универсальное содержание трагедии: а) омолаживание Фауста в кухне ведьмы;

б) рефлексирующий Фауст: «Как неиспорчена, чиста...». Контраст между искателем истины и безыскусным простодушием мещаночки.

5. Великая трагедия любви. «Большая» душа Фауста и «первые земные побеги юного сердца» (С. Кьеркегор).

а) Фауст – как воплощение мужской половины человечества, Гретхен – женской; б) внутренние противоречия Гретхен: безудержная, бездумная страсть – в столкновении с религиозным чувством.

Задания для самостоятельной работы

1. Уточните по «Литературному энциклопедическому словарю» следующие понятия, фантастика, трагическая ирония, стиховая структура, жанр.

2. Законспектировать работу А.А. Аникста «Фауст» как трагедия (см.: Аникст А.А. «Фауст» Гете). Литературный комментарий. – М. Просвещение, 1979. С. 214 – 229.

Практическое занятие № 3 (2 часа). Сознательное созерцание красоты и внутреннее наслаждение творчеством во второй части «Фауста»

№ 2. План

1. «Уход» в мир античности как художественное решение Гете. Продолжение духовных и физических странствий Фауста «по спирали».

2. Многозначность образа Красоты. Явление из небытия Елены Прекрасной.

3. Брак Фауста и Елены. Гибель Эвфориона.

4. «Спасение» Фауста. Финал трагедии - зеркальное отражение 1 части или новаторство Гете?

Литература

1. Гете И.В. Фауст /Пер. Н. Холодковского. (любое издание).

2. Аникет А.А. Творческий путь Гете. – М., 1986.

3. Аникст А.А. «Фауст» Гете: литературный комментарий. – М., 1979.

4. Аветисян В.А. Гете и проблемы мировой литературы. – Саратов, 1988.

5. Волков И.Ф. «Фауст» Гете и проблема художественного метода. – М. 1970

6. Конради Карл Отто. Гете. Жизнь и творчество: В 2Т.- М., 1987.

7. Лейтес Н.С. От «Фауста» до наших дней. – М., 1987.

8. Самарин Р., Тураев С. «Фауст» Гете.//В кн.: История немецкой литератур: Изд. АН СССР. – М., 1963.

9. Свасьян Е.А. Иоган Вольфганг Гете. – М., 1989.

.

 

1 половина XIX в. (РОМАНТИЗМ)

 

Планы практических занятий

ТЕМА 1. ДВУПЛАНОВОСТЬ ПОВЕСТВОВАНИЯ В ПОВЕСТИ-СКАЗКЕ Э.Т.А. ГОФМАНА «ЗОЛОТОЙ ГОРШОК»

План

1. Романтизм. Исторические условия возникновения и философско-эстетические основы романтизма. Своеобразие немецкого романтизма.

2. Жизнь и творчество Э.Т.А. Гофмана: краткая характеристика.

3. Художественное своеобразие повести-сказки Э.Т.А. Гофмана «Золотой горшок»:

а) специфика художественного метода и жанра повести;

б) проблематика произведения;

в) изображение в повести немецкой действительности (конректор Паульман, Вероника, регистратор Геербранд);

г) фантастический план повести «Золотой Горшок» (Архивариус Линдхорст, Серпентина, Ансельм);

д) романтическая ирония Гофмана.

Литература

1. Антонов С.А. Крошка Золотой горшок: Комментарий // Гофман Э.Т.А. Золотой горшок. Крошка Цахес, по прозванию Циннобер: Повести / Пер. с нем. Вл. Соловьева, А. Морозова. – СПб., 2005. – С.249-252.

2. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. – Л.,1973.

3. Гофман Э. Жизнь и творчество. Письма, высказывания, документы. Пер. с нем. – М., 1987.

4. История немецкой литературы. Т. 3. – М., 1966.

5. Лейтес Н.С. От Фауста до наших дней. Книга для учащихся. – М., 1987.

6. Львов С. Немецкий романтизм и его истолкователи. // Вопросы литературы. – 1981. – №2.

7. Миримский Н.В. Статьи о классиках. – М., 1966.

 

ТЕМА 2. «КРОШКА ЦАХЕС» ГОФМАНА

КАК РОМАНТИЧЕСКАЯ САТИРА

План

1. Фантастика обыденной жизни – главная тема Гофмана.

2. Своеобразие композиции повести «Крошка Цахес». Движение от ослепления к «прозрению». Принцип «музыкального каприччио» (Н. Берковский). «Народный» сюжетный рисунок.

3. Противопоставление природы и цивилизации. Способы создания сатиры на немецкую «кукольную» деспотию и филистеров (княжество Керепес и просветительство Пафнуциуса Великого). Архетип трикстера.

4. Романтическая ирония в изображении доброго «сердца» (фея Розабельверде) и доброго «разума» (доктор Проспер Альпанус). Идея животворящей жизни.

5. Отчуждение как центральная коллизия повести. Тайна министра Циннобера и окружающий его комический мир. Архетип младенца.

6. Тема «заколдованной принцессы». Образы Кандиды и Бальтазара.

Литература

1. Антонов С.А. Крошка Цахес, по прозванию Циннобер: Комментарий // Гофман Э.Т.А. Золотой горшок. Крошка Цахес, по прозванию Циннобер: Повести / Пер. с нем. Вл. Соловьева, А. Морозова. – СПб., 2005. – С. 264-272.

2. Берковский И.Я. Романтизм в Германии. – Л., 1973. – С. 506-512.

3. Ботвинникова А.Б. Э.Т.А. Гофман и русская литература: К проблеме русско-немецких связей. – Воронеж, 1977.

4. Гофман Э.Г.А. Жизнь и творчество. Письма, высказывания, документы / Пер. с нем. – М., 1987.

5. Гронская О.Н. Ассоциативная тайнопись имени в сказочных текстах Э.Т.А. Гофмана // Художественное мышление в литературе XIX-XX в. – Калининград, 1994.

6. Друбек Пайер П. От «Песочного человека» Гофмана к «Вию» Гоголя // Гоголевский сборник. – СПб., 1993. – С. 54-85.

7. История немецкой литературы. Т. 3. – М., 1966. – С. 221-224.

8. Лейтес Н.С. От Фауста до наших дней: Книга для учащихся. – М., 1987. – С. 72-76.

9. Львов С. Немецкий романтизм и его истолкователи // Вопросы литературы. – 1981. – № 2.

10. Миримский Н.В. Статьи о классиках. – М., 1966. – С. 96-104.

11. Фрейд З. Толкование сновидений. – Минск, 1997.

12. Художественный мир Э.А. Гофмана: Сб. статей / Под ред. Ф. Бэлза. – М., 1982.

13. Царева Р.Ш. Современные подходы к изучению немецкой литературы: Учеб.-мет. материалы: Для студ. педвузов и учителей. – Стерлитамак, 1998. – С. 24-26.

14. Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов. – Киев-Москва, 1997.

15. Юнг К.Г. Человек и его символы. – М., 1997.

 

ТЕМА 3. ПРОБЛЕМА СОМООТЧУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПОЭМЕ ДЖ. БАЙРОНА «ПАЛОМНИЧЕСТВО ЧАЙЛЬД-ГАРОЛЬДА

План

1. Социально-исторические и психологические корни романтизма конца XVIII – начала XIX вв. Особенности романтизма Байрона.

2. Творческая история поэмы Д.Г. Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда».

3. Отражение в поэме основных тенденций европейского романтизма. Черты времени и социальной психологии поэта в произведении.

4. Особенности жанра и структуры поэмы:

а) взаимодействие лирического и эпического;

б) лирическое самовыражение героя и авторское самораскрытие в монологах;

в) характер развертывания и аспекты эпической темы в I, II, III, IV песнях поэмы.

5. Проблема романтического («байронического») героя:

а) самоотчуждение Чайльд-Гарольда и попытки его преодолеть;

б) контрастное соотношение авторской мысли и самооценки героя;

в) социальное безразличие Чайльд-Гарольда;

г) эволюция и противоречия характера главного героя;

д) образ автора в поэме и герой: сходство и различия.

6. Анализ исторической действительности и идея свободы:

а) тема национально-освободительной борьбы и героики в I и II песнях; образ Сарагосской девы;

б) образ народа во II песне;

в) тема революции и ее персонификация в III песне;

г) тема природы и образ моря в II и IV песнях.

7. Особенности художественной формы:

а) эмоциональная и поэтическая свобода стиля;

б) антитезы;

в) гиперболическая образность;

г) рационализм построения;

д) экспрессивность и афористичность языка.

8. Общие выводы о новаторстве байроновского романтизма. Историзм поэмы. Байрон и Пушкин («Паломничество Чайльд-Гарольда» и «Кавказский пленник»), Байрон и Лермонтов (лирика): к вопросу о сходстве и различиях.

Литература

1. Вайль П. Босфорское время (Стамбул – Байрон, Стамбул- Бродский) // Иностранная литература. – 1998. – №2. – С. 233-245.

2. Гусманов И.Г. Лирика английского романтизма. – Орел, 1995.

3. Дубашинский И.А. Поэма Дж. Г. Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда». – Рига, 1975.

4. Дьяконова Н.Я. Английский романтизм. – М., 1978.

5. Дьяконова Н.Я. Лирическая поэзия Байрона. – М., 1975.

6. Дьяконова Н.Я. Лондонские романтики и проблема английского романтизма. – Л., 1970.

7. Елистратова А.А. Байрон. – М., 1956.

8. Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. – Л., 1978.

9. Зверев А. Звезды падучей пламень. Жизнь и поэзия Байрона. – М., 1988.

10. Клименко Е.И. Иносказательный смысл моря в поэзии Байрона // Вестник ЛГУ. – 1963. – № 8. – Вып. 2. – С. 164-168.

11. Котес Л. Эпоха романтизма. История английской и американской литературы. – М., 1970.

12. Кургинян М.С. Джордж Байрон: Критико-биографический очерк. – М., 1964.

13. Ромм А.С. Джордж Ноэл Гордон Байрон (1788-1824). – Л.-М., 1961.

14. Скороденко В.А. Романтические поэмы Байрона // Литература в школе. – 1967. – № 2.

ТЕМА 4. ФРАНЦУЗСКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН

В ЭПОХУ РОМАНТИЗМА.

«СОБОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ» В ГЮГО

План

1. Драматический принцип построения «Собора». Традиция авантюрного романа.

2. «Философия архитектуры» в романе. Символизация и персонификация рока в образе Собора. Многозначность образа.

3. Внутренний историзм и вневременной характер психологизма Гюго:

а) взгляд на исторический процесс как на противоборство Добра и Зла, чувства и рассудка, теократии и демократии;

б) художественное исследование средневекового догматического сознания и его разрушения; Клод Фролло и Фауст:

в) общественный конфликт эпохи; король Людовик XI и Жак Коппеноль.

4. Столкновение отвлеченных идей как источник драмы:

а) уродство и доброта Квазимодо;

б) аскетизм и чувственность Клода Фролло;

в) красота и ничтожество Феба де Шатопера.

5. Двуплановость персонажей: современники прошедших эпох и представители вечного человечества. Внесословность Эсмеральды и Грегуара.

6. Мастерство исторического колорита. Романтизация действительности. Роль мелодраматических эффектов, антитез, гипербол, гротеска, символики.

Литература

1. Евнина Е.М. Виктор Гюго. – М., 1976.

2. Мешкова И.В. Творчество Виктора Гюго. – Саратов, 1971.

3. Николаев В. В. Гюго: Критико-биографический очерк. – М., 1955.

4. Реизов Б.Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма. – Л., 1958.

5. Сафронова Н.Н. Виктор Гюго: Книга для учащихся. – М. 1989.

6. Сафронова Н.Н. Рыцарь мира // Новое время. – 1985. – № 33.

7. Трескунов М.С. Виктор Гюго. – Л., 1969.

 

2 пол. XIX – нач. XXI вв.

Семинар 1

Художественное своеобразие ранних

рассказов и романа Марка Твена

«Приключения Гекльберри Финна»

План

1. Личность Марка Твена и его ранние рассказы. Сборник «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса». Анализ «Рассказа о дурном мальчике» и рассказа «Как я редактировал сельскохозяйственную газету».

2. Значение романа «Приключения Гекльберри Финна» в творчестве писателя и в истории американской литературы. Место и время действия в романе.

3. Особенности жанра, композиции и сюжета.

а) Сочетание признаков монументального эпоса и авантюрно-приключенческого романа.

б) Неравномерное развитие сюжета, «разбросанность» побочных линий романа-путешествия.

в) Влияние традиций плутовского романа и литературы фронтира.

4. Социальная и нравственная проблематика романа. Комическая стихия и средства её создания.

а) Проблема аболиционизма. Реалистические картины Юга.

б) Американская «монархия денег». Тема буржуазного хищничества (Король и Герцог).

в) Осуждение феодальных пережитков и их последствий (Грэнджерфорды и Шепердсоны).

г) Критика китч-искусства (ср. с современной «массовой культурой» в США). Литературные пародии («шекспировские» сцены, картинки Эммелины Грэнджерфорд и др).

д) Обличение обывательской морали (полковник Шерборн). Церковь и школа. Массовые сцены.

5. Источники патетического в образе Джима. Сочетание комического и трагического.

6. Гек Финн – «обитатель пограничья».

а) Гек Финн как «критерий естественности» (М. Боброва).

б) Гек Финн и среда. Отношение к условностям белых.

в) Диалектика характера героя. Цепкое чувство реальности и мечты об обетованной земле.

г) Гек как рассказчик. Преломление событий через психологию «простака» (ср. с героями Руссо).

7. Поэзия детства и образ Тома Сойера. Новые диапазоны темы (ср. с «Приключениями Тома Сойера»). Фарсовый характер финала, его значение.

8. Актуальность и педагогическое значение «Приключений Гекльберри Финна» как книги для детей.

ЗАДАНИЕ: обдумать и тезисно изложить вопрос о национальном своеобразии американского реализма и об основных школах внутри и вне его.

Законспектировать одну из работ о творчестве М. Твена.

Выбрать из текста романа опорные эпизоды, имеющие отношение к основной его проблематике. Страницы заложить или записать в рабочей тетради

Литература

1.Царева Р.Ш.Зарубежная литература. Типы художественной реальности.СТ - .2013.

1. Twain Mark. The Celebrated Jumping Frog of Calaveras Country. The Story of the Good Little Boy. How I Edited an Agricultural Paper // Nineteenth Century. American Short Stories.– M., 1978.– P. 254–267.

2. Твен М. Рассказы / Твен М. Собр. соч.: В 8 т.– М., 1990.– Вступительная статья А. Старцева. – Т. 1.

3. Левидова И.М. Марк Твен. Библиографический указатель.– М., 1974.

4. Литература США //История зарубежной литературы ХХ в. / Под ред. В.И. Богословского.– М. 1999.

5. Мейсон Мериам. Мальчик с великой Миссисипи.– М., 1974.

6. Мендельсон М.О. Марк Твен (1835–1910).– М., 1990.

7. Старцев А.И. Марк Твен и Америка // Твен М. Собр. соч.: В 8 т.– М., 1990.– С. 3–51. – Т.

 

СЕМИНАР 2



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.