Сделай Сам Свою Работу на 5

Шекспировский вопрос. Сонеты В.Шекспира





Вопросы

1. Возможные аргументы против доводов «антишекспиристов» в решении шекспировского вопроса.

2. Тема красоты в сонетах В.Шекспира; красота и правда в искусстве.

3. Новые аспекты вечной темы любви.

4. Темы времени, смерти и победы человека над их разрушительной силой.

Задания

1. Уточнить содержание понятий: лирика, лирический герой, лирический сюжет, сонет, метафора.

2. По учебнику и дополнительной литературе выяснить, кто английские лирические поэты ХVІ в.; каковы основные достижения европейской и английской ренессансной лирики до В.Шекспира.

Сообщения

1. Шекспировский вопрос: предпосылки возникновения, версии и аргументы «антишекспиристов».

2. Периодизация творчества В.Шекспира: на чем она основана? Что дает для решения шекспировского вопроса?

Итог

Стилевые особенности лирической поэзии В.Шекспира.

Литература

1. Аникст А.А. Шекспир. – М.: Мол. гвардия, 1964.

2. Шенбаум С. Шекспир. Краткая документальная биография. – М., 1985.

3. Холлидей Р. Шекспир и его мир. – М., 1986.

4. Белоусов Р.С. Рассказы старых переплетов. – М.,1985.

5. Западноевропейский сонет ХIII–ХVII веков. Поэтическая антология. – Л.,1988 (вст.ст. З.И.Плавскина).



6. Комарова В.П. Метафоры и аллегории в произведениях Шекспира. – Л., 1989. – С.15–23.

7.Дубашинский И.А. Вильям Шекспир. – М., 1978.

 

Занятие 5

Комедия В.Шекспира «Укрощение строптивой»

Вопросы

1. Назначение интродукции, смысловые связи между ней и основной пьесой.

2. Общая ситуация в комедии: комизм положений, конфликты.

3. Характеры в комедии.

– Какие комические типажи использованы Шекспиром? На какие традиции опирается при этом писатель?

– Как автор психологически мотивирует поведение Катарины, Петруччо, перемены, произошедшие с героинями в финале?

Задания

1. Уточнить содержание понятий: комический эффект, комедия, фарс, интродукция.

2. Вспомнить особенности древнеримской комедии как важнейшего источника комедии Возрождения.

3. Выяснить, какие еще комедии написал В.Шекспир? Какое место среди них принадлежит «Укрощению строптивой»?

Сообщения

1. Особенности Возрождения в Англии.

2. Театральное дело в Англии времен Шекспира.



Итог

Основные идеи комедии. Черты ренессансного реализма в ней.

Литература

1. Пинский Л.Е. Магистральный сюжет. – М., 1989. – С.49–125.

2. Комарова В.П. Метафоры и аллегории в произведениях Шекспира. – Л., 1989. – С.27–41.

3. Аникст А.А. Шекспир. Ремесло драматурга. – М., 1974.

4. Дубашинский И.А. Вильям Шекспир. – М., 1978.

Занятие 6

Трагедия В.Шекспира «Ромео и Джульетта»

Вопросы

1. В прологе в качестве причины гибели героев названы «козни судьбы» – как это отразилось в сюжете трагедии? Какую роль в нем играют случайности? Почему? Случайна ли гибель героев?

2. Конфликтующие стороны и сущность трагического конфликта.

3. Характеры героев: их живость, многогранность, психологическая достоверность, связь с идейной направленностью произведения.

Задания

1. Вспомнить важнейшие законы жанра трагедии.

2. Связать содержание «Ромео и Джульетты» с соответствующим этапом творческой эволюции В.Шекспира.

Сообщение

Новеллистические истоки трагедии «Ромео и Джульетта» в новеллах Л. да Порто (см. сб. «Итальянская новелла Возрождения». – М., 1984 / 1985) и М.Банделло (см. сб. «Европейская новелла Возрождения». – М., 1974).

Итог

Основные идеи трагедии; актуальный и вечный аспекты проблематики.

Возможная дискуссия

«Роман о Тристане и Изольде» и трагедия В.Шекспира «Ромео и Джульетта» – сходство ситуаций и различия в их осмыслении.

Литература

1. Пинский Л.Е. Шекспир. Основные начала драматургии. – М., 1976.

2. Морозов М.М. Статьи о Шекспире. – М.: Худ. лит., 1964. – С.38–42, 203–210.

3. Дубашинский И.В. Вильям Шекспир. – М., 1978.

 



Занятие 7

Конфликтная основа и образ главного героя

В трагедии В.Шекспира «Гамлет»

Вопросы

1. Какое время нашло свое отражение в шекспировской трагедии? Как оно определило трактовку главного героя? Какова жизненная позиция Гамлета? (Собрать доказательства).

2. Как построена конфликтная ситуация произведения? Для чего В.Шекспир организовал систему конфликтов в пьесе именно так?

3. Какой конфликт является трагическим? Каковы его причины и этапы развития? Черты трагического героя в образе Гамлета.

Задания

1. Повторить типы художественных конфликтов.

2. Уточнить сущность понятий: литературный герой, персонаж, вечные образы мировой литературы.

Сообщение

Источники сюжета трагедии. Интерпретации образа Гамлета до Шекспира (Сколько? Какие? Чем обусловлены?).

Итог

Гамлет как герой времени и как вечный образ мировой литературы.

 

Занятие 8

Система образов–персонажей в трагедии В.Шекспира «Гамлет»

Вопросы

1. Кто главный противник Гамлета? Каковы его жизненные позиции?

2. Гамлет и его любовь. Идейно–художественное значение образа Офелии.

3. Друзья Гамлета – истинные и мнимые (раскрыть идейный смысл образов).

4. Гамлет – Лаэрт – Фортинбрас: черты сходства и различия, идейный смысл сопоставления.

5. Назначение персонажей второго плана в образной системе трагедии.

Итог

Какие принципы лежат в основе построения системы образов трагедии? Связь с законами ренессансного реализма.

Литература

1. Белинский В.Г. «Гамлет», пьеса Шекспира. Мочалов в роли Гамлета (любое издание).

2. Аникст А.А. Трагедия Шекспира «Гамлет»: Литературный комментарий. – М., 1986.

3. Барг М.А. Шекспир и история. – М., 1976.

4. Урнов М.В., Урнов Д.М. Шекспир. Его герои и его время. – М., 1964.

5. Урнов М.В., Урнов Д.М. Шекспир. Движение во времени. – М., 1968.

 

Занятие 9

Мастерство Лопе де Веги–драматурга.

«Фуэнте Овехуна» как народная драма

Вопросы

1. Что представляет собой «золотой век» испанского театра? Причины его наступления.

2. Эстетические принципы Л. де Веги–драматурга. Почему именно комедия стала его любимым жанром?

3. Историческая основа пьесы «Фуэнте Овехуна», ее актуальная трактовка автором; сущность конфликта и его разрешение.

4. Значение образа народа в пьесе, способы его художественного воплощения.

Задания

1. Уточнить сущность понятий: Возрождение, гуманизм, ренессансный реализм, комедия, драма.

2. Письменно по учебнику С.Артамонова и др., а также с помощью хрестоматии (Артамонов С.Д. Зарубежная литература XVII–XVIII вв. – М., 1982. – С.20–25) составить тезисы, отражающие основные положения трактата Л. де Веги «Новое искусство сочинять комедии в наши дни» (1609 г.).

Сообщения

1. Особенности Возрождения в Испании.

2. Литературная деятельность Л. де Веги; ренессансные черты в его личности и судьбе.

Итог

Политическая и нравственная программа Л.де Веги–гуманиста, воплощенная в «Фуэнте Овехуна».

Литература

1. Артамонов С.Д., Гражданская З.Т., Самарин Р.М. История зарубежной литературы 17–18 веков. – М., 1967. – С. 53–56.

2. Плавскин З.И. Лопе де Вега, 1562–1635. – Л.; М., 1960.

3. Узин В.С. Общественная проблематика драматургии Сервантеса и Лопе де Веги. – М., 1963.

4. Штейн А.Л. История испанской литературы. Средние века и Возрождение. – М., 1976. – С. 148–177.

 

Занятие 10

Социальная и нравственная проблематика

Романа М. де Сервантеса «Дон Кихот».

Вопросы

1. Как и под влиянием каких факторов эволюционировал замысел романа о Дон Кихоте?

2. Социальные проблемы, поднятые Сервантесом:

– Какие сферы общественной жизни изображены в романе?

– Какие болезни современного общества видит писатель? Понимает ли их причины и возможности лечения?

– Человеческие характеры и судьбы в романе:

– Дон Кихот и Санчо – различия и сходство, смысл сопоставления;

– Другие персонажи, их жизненные позиции, отношение к центральным героям. Есть ли среди них в чем–то близкие Дон Кихоту?

– Какие нравственные проблемы ставит перед читателями автор? Как они могут быть решены?

Задание

Вспомнить, какие исторические предпосылки обусловили расцвет испанского ренессансного романа в его наиболее популярных разновидностях.

Итог

Дон Кихот как вечный образ мировой литературы. Сущность понятия «донкихотство».

Литература

1. Державин К.Н. Сервантес. – М., 1958.

2. Снеткова Н. «Дон Кихот» Сервантеса. – М., 1967.

3. Багно В.Е. Дорогами «Дон Кихота». – М., 1991.

4. Штейн А.Л. История испанской литературы. Средние века и Возрождение. – М., 1976.

5. Штейн А.Л. На вершинах мировой литературы. – М., 1988.

6. Пинский Л.Е. Магистральный сюжет. – М., 1989.

7. Пинский Л.Е. Реализм эпохи Возрождения. – М., 1967.

 

XVII-XVIII вв.

Тематика и планы практических занятий

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.