Сделай Сам Свою Работу на 5

Методические рекомендации преподавателю





История зарубежной литературы представляет особую сложность для студентов. Для успешного овладения этим курсом требуется достаточно глубокое знакомство не только с историко-литературным материалом, но и с развитием философии и эстетики в европейских странах. Необходимо также составить общее представление об историческом развитии Европы в данную эпоху. Восприятие многих художественных текстов оказывается весьма поверхностным без этой общей подготовки. Поэтому, приступая к работе над курсом, преподаватель должен представить студентам основные этапы исторического развития Европы и США в конкретные временные периоды и главные события эпохи в непременном соотнесении с развитием русской литературы.

Необходимо помочь студенту разобраться в сложном материале курса, направить его внимание на изучение наиболее важных теоретических проблем в каждом разделе программы, указать основные пособия и критические работы по главным темам; акцентировать его внимание на дисциплинированном отношении к чтению художественных текстов по курсу.

Помимо этого, курс «История зарубежной литературы» ведется с целью ознакомления студентов с наиболее актуальными проблемами литературного образования, современной теории и практики обучения филологии, в том числе освещаются проблемы модернизации изучения литературы в школе. Теория обучения литературы позволит студентам узнать о том, что такое «модернизации» обучения в школе, дать представление о современном состоянии и перспективах развития отечественного и зарубежного литературного образования, о требованиях, предъявляемых к уровню и качеству лингвокультурной подготовки учащихся различных категорий в контексте языковой политики в сфере образования.



В рамках данного курса необходимо провести последовательное формирование целостной структуры будущей профессиональной деятельности студентов. Широкие возможности для этого открывают активные формы проведения лекций, семинарско-практических и лабораторных занятий, переход к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым формам, обеспечивающим порождение познавательных мотивов, интереса к будущей профессиональной деятельности, условий для творчества в обучении. Соответственно, при рассмотрении теоретических вопросов рекомендуется привлечь студентов к активным рассуждениям, результат которых должен подвести их к решению спорных вопросов курса.



Таким образом, практическая значимость курса состоит в том, что студентам в рамках дисциплины «История зарубежной литературы» предлагается научное обоснование того, что филологическое образование есть образование в области современных языков и культур. Кроме того, подчеркивается важность обращения к межкультурной парадигме исследования процессов преподавания и изучения зарубежных литератур и культур, а также объясняется сущность современных приемов, способов и средств обучения филологии. Понимание закономерностей, которые лежат в основе инновационных технологий обучения предмету создаст благодатную почву для собственных научных исследований студентов в данной области. Студенты получают большой объем информации относительно изменений, происходящих в понятийно-категориальном аппарате литературоведческой науки, переосмысления специфики функциональной нагрузки учителя, который выступает не только «транслятором» литературных знаний, но и инициатором и организатором межкультурного взаимодействия.

 

9. Методические указания для студентов

Первостепенными задачами при изучении истории зарубежной литературы являются выработка собственно литературоведческих умений и усвоение сведений о роли и вкладе каждого из изучаемых писателей в развитие мировой литературы. Необходимо научиться анализировать литературные произведения с учетом специфики их формы и содержания, иметь представление о специфике жанров изучаемых произведений, основных тенденций развития литературы во Франции, Германии, Великобритании и США, а также основных особенностей развития литературы в странах Востока и Латинской Америки.



В процессе изучения истории зарубежной литературы студент должен усвоить следующие основные понятия: фольклор, литература, миф, мимесис, катарсис, традиции, стихотворная речь, гексаметр, ямб, элегический дистих, прозаическая речь, эпос, лирика, драма, героическое, трагическое, комическое, эпос, роман, элегия, ямб, гимн, сатира, послание, эпод, эпиграмма, сатировская драма, трагедия, комедия, мим, ателлана, литературное произведение, тема, идея, пафос, авторская позиция, система образов, герой, характер, конфликт, сюжет, композиция, стиль, художественная речь, образы–тропы; традиции, христианство, гуманизм, Возрождение, стихотворная и прозаическая речь, церковная, рыцарская, городская литература, ренессансный реализм, барды, скальды, жонглеры, хуглары, шпильманы, трубадуры, труверы, миннезингеры, ваганты, эпос, лирика, драма, героический эпос, сатирический животный эпос, роман, фаблио, шванк, новелла, лиро–эпическая поэма, житие, видение, кансона, альба, сирвента, пасторела, тенсона, сонет, мистерия, миракль, моралите, фарс.

Необходимо иметь представление о таких понятиях, как: рационализм, сенсуализм, деизм, пантеизм, руссоизм, Просвещение, естественный человек, барокко, классицизм, просветительский классицизм, веймарский классицизм, просветительский реализм, сентиментализм, литературное движение «Буря и натиск», традиции, экспериментальная ситуация, стихотворная, прозаическая речь, эпос, лирика, драма, эпическая поэма, роман, повесть, памфлет, сонет, элегия, песня, баллада, романтизм, критический (классический) реализм, рассказ, новелла, повесть, роман (исторический, готический и т.д.), лиро-эпическая поэма, баллада, элегия, стансы, сонет, романс; реализм, критический реализм, социалистический реализм, магический реализм, романтический реализм, модернизм, декаданс, авангардизм, поставангард, постмодернизм, импрессионизм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм, «новый роман», эпический театр, пластический театр, театр абсурда, литература «потерянного поколения», драматургия «сердитых молодых людей», «автоматическое письмо», техника объективирования, «поток сознания», внутренний монолог, категория абсурда, модернистское мифотворчество, фрейдизм, интуитивизм, волюнтаризм, экзистенциализм, активный гуманизм, пьеса-притча, пьеса-парабола, «политическая экстраваганца», «роман идей», «роман современности», новый латиноамериканский роман, антиутопия, роман-предупреждение, «массовая литература», направление, течение, школа, жанр, роман, символика, гротеск, параллелизм, черный юмор, сатира, фантастика.

Умения и навыки, которые должен приобрести студент в процессе изучения курса истории зарубежной литературы:

- уметь рассматривать литературный процесс в культурном контексте эпохи;

- понимать национальную специфику каждой из изучаемых литератур и межлитературные связи (особенно с русской литературой);

- овладеть навыками ведения дискуссии по проблемам курса, затрагиваемых на практических занятиях;

- владеть основными сведениями о биографиях крупнейших писателей каждого из изучаемых историко-литературных периодов, знать их основные художественные и теоретичексие работы;

- представлять специфику ведущих жанров художественных произведений каждого из изучаемых историко-литературных периодов;

- уметь анализировать литературные произведения в единстве формы и содержания;

- уметь пользоваться справочной и критической литературой, приобрести навыки реферирования и конспектирования критической литературы;

- уметь в письменной форме ответить на контрольные вопросы по курсу;

- уметь самостоятельно подготовить к экзамену вопросы для самостоятельного изучения (не представленные в лекционном курсе).

Античная литература

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.