Сделай Сам Свою Работу на 5

Типичные и специфические нарушения двигательной и психической сферы детей-инвалидов разных нозологических групп

Для того, чтобы строить педагогический процесс, определять направления и дидактические линии образовательной деятельности детей-инвалидов, необходимо знать состояние здоровья, физические, психические, личностные особенности детей данной категории, так как характеристика объекта педагогических воздействий является исходным условием любого процесса образования.

Распределение детей инвалидов по главному нарушению состояния здоровья таковы: умственные нарушения, психические нарушения, слуховые и вестибулярные нарушения, зрительные нарушения, висцеральные и метаболические нарушения, двигательные нарушения, уродующие нарушения и прочие.

Категория этих детей чрезвычайно разнообразна:

- по нозологии (поражение зрения, слуха, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы и др., а также сочетанные формы);

- по возрасту (от рождения до взрослого),

- по степени тяжести и структуре дефекта, времени его возникновения (при рождении или в течение жизни),

- по причинам и характеру протекания заболевания, медицинскому прогнозу, наличию сопутствующих заболеваний и вторичных нарушений, состоянию сохранных функций,

- по социальному статусу и другим признакам.

Любая патология, которая привела человека к инвалидности, сопровождается его малоподвижностью, как вынужденной формой поведения и приводит к гиподинамии. Гиподинамия в свою очередь влечет за собой ряд негативных последствий: нарушение социальных связей и условий самореализации, потерю экономической и бытовой независимости, что вызывает стойкий эмоциональный стресс, ухудшений физических способностей и развития (Дмитриев В. С, Сомаева Г. Н., Киселева Е. В., 1993).

Для детей с отклонениями в развитии характерны проявления дизонтогенеза и ретардации как в природном (биологическом), так и в психофизическом развитии (Лебединский В. В., 1985; Иванов Е. С, 2001), что приводит к дефициту естественных потребностей ребенка в движении, игре, эмоциях, общении, осложняет процесс обучения.



По данным многочисленных исследований (Приленская Т. Н., 1989; ШуплецоваТ. С, 1990; Дмитриев А. А., 1991; Лебедева Н. Т., 1993; Ростомашвили Л. Н., 1997 и др.) аномальное развитие ребенка всегда сопровождается нарушением моторных функций, отставанием и дефицитом двигательной сферы. От своих здоровых сверстников по уровню физического развития и физической подготовленности они отстают на 1-3 года и больше.

Так, у детей с умственной отсталостью из-за необратимого поражения ЦНС физическое и психическое развитие протекает на дефектной основе, при этом недоразвитыми оказываются костная, мышечная, эндокринная, сенсорные системы, высшие психические функции: речь, мышление, внимание, память, эмоции и личность в целом (Певзнер М. С. 1979; Лапшин В. А., Пузанов Б. П. 1990; Блюмина М. Г., 1994; Забрамная С. Д., 1995). В двигательной сфере учащихся наблюдаются отставания в уровне физического развития и физической подготовленности. По показателям силы основных мышечных групп туловища и конечностей они отстают от нормы на 15-20%, быстроты движений - на 10-15%, выносливости - на 20-40%, скоростно-силовых качеств- на 25-30%, подвижности в суставах- на 10-20% (Самыличев А. С. 1985; Дмитриев А. А. 1991; Козленко Н. А. 1991; Черник Е. С. 1997;). Но самые выраженные нарушения отмечаются в координации движений: грубые ошибки в дифференцировании мышечных усилий, излишняя напряженность, скованность и неточность движений, ограниченная амплитуда, нарушения в пространственной ориентировке, равновесии и др. (Мозговой В. М. 1993; Ванюшкин В. А. 1999; Веневцев С. И. 2000).

Дети с нарушениями речи ограничены и первую очередь в речевом общении. Нарушения эти весьма разнообразны. К тяжелым относят алалию, афазию, ринолалию, дизартрию, выраженные формы заикания (Волкова Г. А., 1993). Дефекты речи негативно сказываются на общем развитии ребенка, затрудняют познание окружающего мира, отягощают эмоционально-психическое состояние, формируют такие черты характера как робость, застенчивость, зависимость от окружающих, неуверенность в себе. Нарушения речи оказывают влияние на физическое развитие и здоровье ребенка. Отмечаются нарушения осанки, слабость дыхательной мускулатуры, несформированность общей и мелкой моторики, расслабления, равновесия, быстрая утомляемость, частые простудные заболевания, неврозы (КорневА. Н., 1997, Ткаченко Т. А., 1997).

При таких заболеваниях, как задержка психического развития, тугоухость, умственная отсталость и др., речевые аномалии встречаются в виде вторичных нарушений. В любом случае они касаются всех сторон языковой системы: фонетики, лексики, грамматики (Pay Ф. Ф., 1981, Цыпина Н. А., 1984).

Учитывая тот факт, что почти все дети аномального развития страдают речевыми нарушениями, для адаптивной физической культуры имеет значение формы проявления двигательных расстройств, так как при разных диагнозах они по-разному сказываются на моторном развитии. По мнению Е. М. Мастюковой (1987), даже негрубая дисфункция речи может привести к недоразвитию сложных дифференцированных движений и действий.

Детям с общим нарушением речи (ОНР), наряду с соматической ослаб-ленностью присуще отставание в развитии двигательной сферы, которое проявляется в плохой координации движений, снижении скорости и ловкости, неуверенности и замедленном выполнении дозированных движений, нарушении последовательности их выполнения, недостаточная координация пальцев, кисти (ГлазыринаЛ. Д., 1996).

Дети с ринолалией, как правило, физически плохо развиты, ослаблены, подвержены частым простудным заболеваниям. В движениях отмечается вялость, снижение мышечного тонуса, нарушение темпа и ритма движений, согласованности и плавности (Волкова Г. А., 1993).

При дизартрии моторика детей отличается общей неловкостью, неточностью, задержкой развития готовности руки к письму, замедленным формированием пространственно-временных представлений, оптико-пространственного гнозиса, конструктивного праксиса (Бадалян Л. О., 1988, Мастюкова Е. М., Москвина А. Г., 1991).

При алалии возникают также трудности в формировании пространственно-временных отношений, особенно словесных обозначений временных и пространственных особенностей предметов. Детям легче выполнить задание, если оно предлагается в наглядном, а не речевом плане (Горская И. Ю., 2001).

При заикании наблюдается слабость дыхательной мускулатуры, вегетативно-соматические расстройства, частые простудные заболевания, неврозы, судороги мышц губ, языка, мягкого неба, мимических и брюшных мышц. Движения заикающихся детей отличаются либо скованностью, напряженностью, медлительностью, либо беспокойством, незаконченностью, суетливостью (ФидиркоМ. А., 1991).

Полная или частичная потеря зрения у детей существенно изменяет их жизнедеятельность. Нарушение пространственных образов, чувственного познания мира, самоконтроля и саморегуляции сопровождается широким спектром сопутствующих заболеваний. 40% детей имеет минимальную мозговую дисфункцию (негрубые поражения ЦНС), свыше 30% - соматические заболевания (пиелонефриты, заболевания дыхательной и сердечно-сосудистой систем), 80% детей страдают неврозами (Семенов Л. А., Солнцева Л. И., 1991; Скворцов К. Ф., Илларионов В. П., 1993; Никольская Т. Н., 1997). Среди вторичных нарушений наиболее типичными являются слабость общей и дыхательной мускулатуры, искривления позвоночника, деформации стопы, что естественным образом негативно отражается на физической подготовленности, работоспособности, движениях ребенка. Нарушения осанки наблюдаются почти у 80% слепых и слабовидящих детей (Ростомашвили Л. Н., 1999). Отмечается снижение общей двигательной активности (Касаткин Л. Ф., 1975), нарушение координации и точности движений, равновесия, пространственной и временной ориентации, низкий уровень скоростных способностей, ловкости, силы всех мышечных групп, на 12-15% снижена подвижность в суставах (Семенов Л. А., 1983, Кручинин В. А., 1991, Мухина А. В., 2000).

Потеря слуха у детей сопровождается в 62% случаев дисгармоничным физическим развитием, в 44%- дефектами опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие), в 80% - задержкой моторного .развития. Сопутствующие заболевания наблюдаются у 70% глухих и слабослышащих детей. Наиболее распространенными являются заболевания дыхательной системы: ОРЗ, бронхиты, пневмонии, а также задержка психического развития, отклонения в развитии интеллекта, вегетативно-соматические расстройства (Страковская В. Л., 1994; Лебедева Н. Т., 1996). Ограниченный поток внешний информации из-за поражения слуха искажает восприятие ее смысла, затрудняет общение, осложняет условия психомоторного развития, вызывает негативные эмоции и стрессовые переживания (Шиф Ж. И., 1968; Розанова Т. В., 1985; Пархалина Е. В., 1995). Недостаточность слуха приводит к нарушению развития всех сторон речи, а в ряде случаев к полному ее отсутствию (Богомильский М. Б., 1985; Мастюкова Е. М., 1997), что ограничивает возможности мышления, отражается на особенностях поведения - замкнутость, нежелание вступать в контакт (Пономарева 3. А., 1998; Черненко Т. Е., 1998).

Поражение вестибулярного аппарата ведет к нарушениям точности движений, статического и динамического равновесия, пространственной ориентировки, способности усваивать заданный ритм движений (БайкинаН. Г., Сермеев В. П., 1991, Gallego AvtonioJ. etal., 1999.)

Число детей с отклонениями в развитии, поведении, с трудностями в обучении, общении, детей с различными патологическими состояниями (неврозы, психопатии, органические поражения центральной нервной системы и т. д.) неуклонно возрастает, и к этому есть ряд причин. Нарушения различны по этиологии, патогенезу, клиническим проявлениям, динамике. Основной причиной детской инвалидности являются психоневрологические заболевания и заболевания опорно-двигательного аппарата.

Причин роста инвалидности много, это и экологический фон, ухудшение структуры питания, социального самочувствия, показателей здоровья населения, недостаточный уровень восстановительного лечения, техники безопасности, отсутствие комплексной системы реабилитации инвалидов в соответствии с современными требованиями и многое другое.

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.