Сделай Сам Свою Работу на 5

Культура гостеприимства. Гостевой этикет

4.2.1. Организационно-протокольное обеспечение визита

иностранной делегации

Ежегодно по приглашению высших государственных органов, министерств и ведомств, предприятий и учреждений, различных общественных организаций и союзов нашу страну посещают сотни зарубежных делегаций. Гостеприимство, тем более когда речь идет о зарубежных гостях, предполагает тщательную подготовку к их визиту, соблюдение общепринятых в таких случаях международных норм и правил этикета, что в конечном счете определяет перспективы дальнейшего международного сотрудничества. Между тем, несмотря на многократное увеличение объема сотрудничества организаций и частных лиц с зарубежными партнерами, культура международного общения у многих наших современников пока еще только формируется. Это в полной мере относится и к практике работы с иностранными делегациями.

Организация приема зарубежной делегации является серьезным экзаменом на профессиональную состоятельность сотрудников протокола, поскольку программа визита включает в себя практически все составляющие протокольной практики. В протокольные службы всех стран обязательно входят специальные подразделения, занимающиеся организационным обеспечением визитов.

Организация (предприятие, учреждение), принимающая зарубежную делегацию, должна обеспечить своевременное разъяснение своим гостям основных положений документов, точное выполнение установленных в отношении иностранных граждан правовых норм. Она также несет ответственность за своевременное оформление документов на право пребывания зарубежных гостей в Российской Федерации, передвижение по ее территории и на выезд из страны по истечении определенного им срока пребывания.

Основанием для получения зарубежным партнером визы на въезд в страну является приглашение принимающей стороны. При обеспечении визитов высшего и высокого уровня эти вопросы решаются по дипломатическим каналам. Подавляющее большинство зарубежных делегаций прибывают по деловым однократным въездным – выездным визам, дающим право один раз въехать в страну, находиться на ее территории в течение указанного в визе срока и выехать обратно. Приглашение, необходимое для получения визы, оформляется на бланке приглашающей организации, подписывается руководителем и скрепляется печатью.

Приглашение должно содержать следующую информацию: фамилия, имя, год рождения, номер паспорта приглашаемого лица (лиц), его гражданство, занимаемая должность, конкретные цели и сроки визита, а также обязательства приглашающей стороны по обеспечению соблюдения правил пребывания и регистрации на территории Российской Федерации приглашенными иностранными гражданами. Приглашение может быть адресовано как непосредственно приглашаемому лицу, так и консульскому учреждению Российской Федерации. От иностранных граждан принимаются к рассмотрению оригинал приглашения либо приглашение, переданное по факсу или телексу. В случае необходимости для принятия решения о выдаче визы консульское учреждение может запросить дополнительные сведения. Визы иностранным гражданам выдаются консульскими учреждениями за рубежом по предъявлению надлежащим образом оформленных документов и уплате консульского сбора.

В ряде случаев двусторонними межгосударственными соглашениями предусматривается безвизовый въезд в нашу страну.

Зарубежные делегации, прибывающие на срок до трех дней, исключая праздничные и выходные дни, освобождаются от формальностей, связанных с регистрацией паспортов в органах внутренних дел, дающих право на жительство. Эта привилегия, независимо от срока пребывания, распространяется на членов делегаций, прибывающих в нашу страну по приглашению Президента, Правительства, Федерального собрания, а также на иностранцев, въезжающих по паспортам, выданным Организацией Объединенных Наций.

Сотрудники иностранных дипломатических представительств, консульских учреждений, представительств международных организаций, как уже отмечалось, проходят регистрацию в Министерстве иностранных дел.

Если зарубежные гости не попадают ни под одну из названных категорий, приглашающая сторона обязана в течение трех суток, исключая праздничные и выходные дни, позаботиться о регистрации их паспортов в органах внутренних дел. Регистрация производится на весь срок пребывания на основании письменного обращения принимающей организации. За регистрацию и продление срока действия регистрации взимается государственная пошлина. При условии проживания иностранных граждан в гостинице паспорта регистрируются администрацией гостиницы.

Продление срока действия регистрации производится только после продления органами внутренних дел срока действия визы.

Иностранные граждане могут свободно передвигаться по территории, за исключением мест, для посещения которых требуется специальное разрешение (места расположения воинских частей, режимные предприятия и организации и т.д.), выдаваемое органами внутренних дел. Запрещается также въезд иностранцев в пограничную зону, кроме случаев, когда в полученных ими приглашениях указаны пункты, расположенные в данной зоне, или при получении на то специального разрешения органов внутренних дел или пограничных войск.

Зарубежные гости, пребывающие на территории Российской Федерации, обязаны подчиняться российскому правопорядку. Особые правила распространяются лишь на лиц, пользующихся дипломатическими и консульскими привилегиями и иммунитетами. Все остальные иностранные граждане за совершение преступлений, административных или иных правонарушений подлежат ответственности на общих основаниях с гражданами нашей страны.

 

4.2.2. Подготовка программы пребывания зарубежных гостей

 

После решения организационных вопросов, связанных с процедурой приглашения иностранных гостей, окончательного согласования и подтверждения сроков предстоящего визита, принимающая сторона приступает к разработке программы пребывания зарубежной делегации. В подготовке программы пребывания делегаций на государственном уровне (глава 8), участие принимают обе стороны. Менее представительные визиты не требуют такой тщательной проработки программы, однако предполагают учет пожеланий зарубежных партнеров. Принимаются во внимание уровень и условия приема делегации в страну гостей, если такой визит имел место. Наконец, содержание программы зависит от того, кем организуется визит. Если делегация едет за свой счет, то принимающая сторона несет расходы, связанные только с выполнением протокольной части программы пребывания. Все остальное (питание, размещение в гостинице, культурно-развлекательные мероприятия и т.д.) оплачивается самими гостями. Конечно, это не освобождает принимающую сторону от оказания содействия в решении всех возникающих вопросов.

К приезду зарубежной делегации обычно готовятся две программы: общая (внешняя), предназначенная для гостей, и подробная (рабочая или внутренняя) для организаторов приема.

Общая программа представляет собой расписанный по дням и числам график пребывания гостей в стране.

В подробной (рабочей) программе отражаются все организационно-технические детали приема делегации. В частности, в программе необходимо предусмотреть:

· своевременное бронирование гостиницы или подготовку другого места проживания делегации;

· определение мест питания;

· персональный состав встречающих в аэропорту или на вокзале;

· содействие в прохождении пограничного и таможенного контроля;

· получение и доставку багажа, транспортное обеспечение;

· помощь в размещении в гостинице;

· работу переводчиков и т.д.

Во избежание срывов и неувязок по каждому из вопросов определяются персонально ответственные за его выполнение лица.

Прибытие зарубежного гостя с супругой требует участия супруги официального лица. В этом случае отдельная программа готовится и для супруг, так как в деловой части визита они могут быть не заняты. С учетом личных интересов и пожеланий планируется посещение музеев, театров, ярмарок, выставок, встречи с женскими коллективами и т.д.

Официальный визит предусматривает обмен памятными подарками. Их характер должен быть продуман заранее. При рабочих визитах вручение подарков не принято. Правилам выбора и вручения подарков ниже посвящен отдельный параграф.

При разработке программы во внимание также принимается личный режим гостя, к которому он привык, обязательно предусматривается свободное время для личных дел. (см. образец программы, Приложение 2).

При наличии возможностей желательно отпечатать общую программу типографским способом на русском языке и языке гостей на высококачественной бумаге малого формата и вручить всем членам делегации в начале визита. Типографским способом желательно изготовить и иные справочные материалы протокольного характера: схемы рассадки участников переговоров и участников официального обеда (завтрака); именные карточки на двух языках – большого формата – для обозначения мест за столом переговоров и малого формата (кувертные), устанавливаемые на столах приглашенных на обед (завтрак). Кроме того, для каждого приглашенного изготавливается отдельная карточка «Ваше место за столом» с необходимыми ориентирами (см. приложение 6). В типографии также могут быть заказаны бланки приглашений, тексты меню и обложки к ним, программы спектаклей и концертов в рамках культурной части программы пребывания, обложки речей.

В обязанности сотрудников протокола, кроме всего прочего, входит отслеживание соблюдения хронометража программы пребывания гостей, чтобы мероприятия по возможности начинались и заканчивались в запланированное время. В противном случае временной сбой в одном звене программы вызывает цепную реакцию, вносит нервозность в работу людей, занятых в ее реализации.

 

4.2.3. Встреча делегации

 

Количественный и персональный состав лиц, встречающих зарубежную делегацию, определяется заранее с учетом уровня и значимости визита.

Однако независимо от уровня прибывающего в страну главы иностранной делегации организаторам визита необходимо придерживаться следующих протокольных правил. Статус официального встречающего лица должен соответствовать статусу приезжающего главы делегации.Если гость приезжает с супругой, то его встречает глава делегации также с супругой, участвующей впоследствии во всех представительских мероприятиях и мероприятиях, предусмотренных специально подготовленной для супруги гостя программой.

Высшим знаком внимания для приезжающих является их встреча у трапа самолета. Если у принимающей стороны такой возможности нет, то можно ограничиться встречей в зале прилета.

При встрече гостей первым представляется глава встречающей делегации. Если с ним приехала супруга встречать супругу гостя, то он представляет и ее. Вторым представляется сам и представляет супругу глава делегации гостей. Далее глава встречающей делегации представляет сопровождающих его лиц – вначале женщин согласно протокольному старшинству (по нисходящей), затем в таком же порядке – мужчин. Этих правил в последующем придерживаются на всех этапах визита.

Во время представления мужчины, как правило, обмениваются рукопожатиями. Женщины делают это по обоюдному желанию. В соответствии с нормами этикета хозяева вручают цветы дамам, прибывшим в составе делегации гостей.

Программа визита предполагает обеспечение гостей транспортом с целью доставки к месту проживания и дальнейших перемещений на все время пребывания в стране. Вид транспорта, степень его комфортабельности определяются количественным составом и официальным уровнем зарубежной делегации.

Согласно международной протокольной практике места в автомобилях делятся на почетные и менее почетные. Почетным считается место на заднем сиденье справа по ходу движения(см. Порядок рассадки по старшинству, рис. 1, приложение 3).

Машина подается правой дверцей, обращенной к тротуару. Первым садится в машину и выходит из нее почетный пассажир. Если гость приехал с супругой, то рассадка выглядит следующим образом (рис. 2, приложение 3).

Правило, согласно которому первым почетным местом является место на заднем сиденье справа по ходу движения, распространяется и на многоместные автомобили (рис. 3, приложение 3).

Если в качестве транспортного средства используется личный автомобиль и в роли водителя выступает хозяин (автор приглашения), то почетным местом для гостя будет сиденье рядом с водителем. В этом случае встречающий, подходя к машине, должен открыть переднюю правую дверцу и сказать: «Будьте любезны, я за рулем». Также почетным местом будет место рядом с водителем, вне зависимости от того, кто за рулем, при проведении экскурсии по городу, как наиболее удобное для обзора.

Женщина всегда садится сзади справа. Здесь уместно обратить внимание на манеру посадки. Даме, в отличие от мужчин, как бы входящих в машину, лучше вначале сесть на сиденье, а потом перенести обе ноги на пол автомобиля. Если женщина в брючном костюме, то можно допустить манеру посадки такую же, как и у мужчин.

При посадке гостей в автомобиль и выходе из него лица из состава делегации хозяев открывают, а затем закрывают за ними дверцу.

 

4.2.4. Размещение гостей в местах проживания

 

Комфортность размещения зарубежных гостей зависит от организационно-финансовых возможностей принимающей стороны. Можно сформулировать следующие общие правила, которых должны придерживаться хозяева при размещении зарубежной делегации.

До приезда зарубежных гостей следует убедиться в полной готовности помещений в будущих местах их проживания (наличие прохладительных напитков в холодильнике, исправность бытовых приборов, электрооборудования и т.д.). С учетом цели визита уместно по возможности предоставить отдельный кабинет для руководителя делегации и рабочую комнату для коллективной работы других членов делегации.

Заказывая места в гостинице, нужно заранее знать, сколько приезжает мужчин, сколько женщин, есть ли среди них супружеские пары. Хорошо в комнатах для дам поставить свежие цветы.

Долг вежливости хозяев – помочь зарубежным партнерам в оформлении необходимых документов. Провожать гостей до дверей их номеров необязательно, поскольку это может быть воспринято как вынужденная необходимость пригласить провожающих на чашку чая, к чему гости в данный момент явно не готовы. Однако технический сотрудник делегации хозяев может доставить вещи гостей в номер, вместе с гостями осмотреть номер и убедиться, что там все в порядке. Прощаясь, глава принимающей делегации договаривается с главой делегации гостей о визите вежливости (протокольном визите), если это не предусмотрено программой пребывания.

 

4.2.5. Деловая часть программы визита

Центральное место в программе визита зарубежной делегации отводится деловой части. Ее содержание определяется прежде всего целью и характером визита. Важнейшим элементом деловой части визита являются переговоры, сопровождаемые подписанием совместных договоров, соглашений и других документов. Правилам их подготовки и проведения ниже будет посвящена отдельная глава. Деловая часть программы может также включать визиты вежливости, деловые беседы и встречи, проведение выставок, ярмарок, презентации совместного предприятия, участие гостей в международных конференциях, симпозиумах, пресс-конференции, интервью представителям СМИ, выступления по радио и телевидению и т.д. Рассмотрим некоторые из приведенных форм работы.

Визит вежливости главы зарубежной делегации принимающей стороне согласно общепринятым международным нормам обычно предшествует началу деловой части визита. Этот визит расценивается как ответ на встречу гостя при его приезде, а потому называется еще протокольным. В ходе протокольного визита главы делегаций обычно уточняют программу пребывания и при необходимости вносят в нее коррективы.

При наличии взаимных договоренностей протокольные визиты могут быть нанесены и другим официальным лицам принимающей стороны.

Хотя время, место проведения и продолжительность визита обычно определяют гости, практика показывает, что такие встречи, как правило, проходят в помещении хозяев.

Деловые встречи, беседы дополняют обязательные с протокольной точки зрения визиты вежливости, предполагают обсуждение конкретных вопросов двусторонних и многосторонних отношений. Их организация не требует чрезмерной формализации, хотя любая встреча или беседа не проходит без предварительной договоренности и включения ее в рабочую часть программы. Протокольная практика проведения деловых встреч не отличается от практики проведения визитов вежливости. Единственной особенностью является отсутствие жесткой регламентации продолжительности деловой встречи – ее предопределяют интересы дела, степень взаимопонимания и заинтересованности партнеров.

Презентации. Поводы для их проведения могут быть самыми разными: создание совместного предприятия, открытие выставки, ярмарки, юбилей организации и т.д. Презентацию следует рассматривать как своеобразную форму представления фирмы, товара, продукции и др. Ее проведение менее формализовано в сравнении с приемами, однако требует тщательной подготовки.

Заранее продумывается список гостей и рассылаются приглашения. О презентации может быть объявлено в средствах массовой информации. Обычно на все мероприятие отводится 3–4 часа, из них полтора–два часа на официальную часть, и два часа – на коктейль или фуршет. Время проведения – вторая половина дня, чаще всего с 15 часов.

Во время официальной части проводится знакомство с руководством и деятельностью предприятия (фирмы), демонстрация образцов продукции, товаров и т.д. В помещении, где проходит презентация, уместно организовать выставку, отражающую историю предприятия, его достижения и возможности, показ короткометражных кино- или видеофильмов. Гостям презентации вручаются сувениры рекламной направленности – календари, записные книжки, авторучки, зажигалки с фирменной атрибутикой. Коктейль (фуршет) обычно проводится после официальных мероприятий, хотя может и предшествовать им.

Программа презентации иногда включает пресс-конферен-цию.

Участие в работе международной конференции (симпозиума, семинара) может являться основной целью визита зарубежной делегации. Поэтому программа визита должна включать четко продуманный сценарий подготовки и проведения конференции, в котором определяются следующие моменты: создание организационного комитета и определение круга участников; издание программы конференции; подготовка плана рассадки участников и списка президиума; организация встречи участников и гостей, порядок открытия, утверждение языка конференции и принятие регламента, очередность выступлений и докладов; время и место заседания секций; подведение итогов. (Более подробно информацию по данному вопросу см. в кн. «Этикет и сценарий международных научных конференций (симпозиумов, семинаров)» – Мн., 1999.).

Совместная пресс-конференция по итогам визита, равно как и односторонние пресс-конференции гостей, их выступления по телевидению и радио, интервью представителям печати планируются лишь после предварительного согласования с руководителем зарубежной делегации.

Начало пресс-конференции целесообразно назначать на 10–11 часов утра. В таком случае журналисты успевают передать свои материалы в вечерний или завтрашний выпуски газет и в вечерний выпуск теленовостей.

С целью создания благоприятных условий работы для журналистов обычно готовят комплект материалов, в который входят подборка рекламной литературы, проспекты, пресс-релиз, текст или тезисы выступлений, сувениры (блокноты, ручки, фирменные значки и т.д.).

При участии зарубежных журналистов желательно иметь перевод материалов на иностранный язык. Если предполагается одновременное использование на пресс-конференции нескольких языков, необходимо заранее предусмотреть и организовать систему последовательного или синхронного перевода.

Особого внимания требует подготовка пресс-релиза. Его вручают на пресс-конференции и рассылают в редакции. Текст пресс-релиза должен соответствовать следующим требованиям: объем – не более трех машинописных страниц; материал излагается от третьего лица; сообщаются только новые факты, не публиковавшиеся ранее ни в отечественной, ни в зарубежной прессе; сведения подаются так, чтобы журналисту не нужно было тратить много времени на обработку материала; в конце указывается телефон, телефакс и адрес лица, у которого можно получить информацию по интересующему вопросу.


4.2.6. Контакты с посольствами и консульствами

 

Участие сотрудников аккредитованного в стране дипломатического представительства иностранного государства в мероприятиях по приему делегации из этого государства в целом, безусловно, желательно и полезно. Однако во избежание недоразумений следует предварительно уточнить позицию руководителя зарубежной делегации по этому вопросу: нет ли у него возражений.

При обоюдном согласии сторон в программу пребывания делегации может быть включен визит в посольство или консульство. Этот визит делегация осуществляет самостоятельно, без участия представителей делегации хозяев. Целесообразность своего присутствия во время встречи и проводов делегации дипломаты определяют сами, а их участие в переговорах и на официальном приеме оговаривается отдельно, и с этой целью высылается специальное приглашение.

Уровень приглашаемого сотрудника диппредставительства необходимо соотносить с уровнем делегации (т.е. должностью, рангом главы делегации). Если во главе делегации министр, вице-министр, сенатор, губернатор, то будет уместно пригласить посла. В случае приезда других высокопоставленных чиновников целесообразно приглашать советника, первого секретаря, консула, торгового атташе. Весьма полезным будет ознакомиться со структурой посольства (консульства) с тем, чтобы направлять приглашение конкретному адресату – дипломату, ведающему именно той сферой сотрудничества, в рамках которой осуществляется визит иностранных гостей.

Участие дипломатов не должно остаться незамеченным. Хозяева обязательно официально их приветствуют и представляют присутствующим, точно назвав имена, фамилии и должности, знакомят с членами зарубежной делегации.

4.2.7. Представительские мероприятия. Культурная программа

 

Неотъемлемая часть программы визита – представительские мероприятия: официальный завтрак (ланч) или обед от имени руководителя принимающей делегации. Именно этот вид приема носит особо торжественный характер. Подробно правила подготовки и проведения приемов будут рассмотрены ниже.

Другие мероприятия культурной программы визитов, не имеющих статуса государственных, редко бывают протокольными, т.е. предполагающими обязательное присутствие официальных лиц. Это может быть знакомство с историческими достопримечательностями города, районами новостроек, осмотр выставок и музеев и т.д. Во время этих посещений гостей обязательно сопровождают представители принимающей стороны.

4.2.8. Проводы зарубежной делегации

Порядок проводов зарубежной делегации должен соответствовать порядку ее встречи. Снижение уровня проводов по сравнению с уровнем встречи может быть расценено как проявление хозяевами неудовлетворенности итогами визита. Внесение некоторых непринципиальных изменений в порядок проводов допустимо лишь по желанию гостей. Это может быть вызвано поздним временем отбытия делегации, усталостью ее членов из-за насыщенности рабочей программы и т.д.

В случае, если делегация гостей отъезжает на автомобилях, проявлением хорошего тона будет, если кто-то из хозяев на своей автомашине проводит их до черты города (границы региона).

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.