Сделай Сам Свою Работу на 5

Возникновение и развитие отечественной криминологии





1. Крупнейшими российскими дореволюционными учеными в области уголовного права и зарождающейся криминологии были:


И.Я. Фойницкий;
Д.А. Дриль;
С.В. Познышев;
М.В. Духовский;
М.М. Исаев;
М.Н. Чернет.

2. В 1920-е гг. интерес к криминологическим исследованиям значительно возрос:

 

 в 1925 г. был образован Государственный институт по изучению преступности и преступника, созданы многочисленные кабинеты криминологического, криминально-аналитического профилей;

 криминологические знания активно применялись при решении практических задач, вставших перед молодым советским государством (борьба с бандитизмом, хищениями, беспризорностью).

 

С конца 30-х гг. криминологические исследования в СССР стали сворачиваться (их стали признавать ненаучными), и они не проводились вплоть до смерти И.В. Сталина в 1953г.

3. В конце 50-х гг. криминологические исследования возобновились.

Возрождение криминологии как науки связано с именами таких ученых, как:


Г.М. Миньковский;
В.К. Звирбуль;
А.А. Пионтковский;
Б.С. Утевский;
М.Д. Шаргородский;
А.А. Герцензон;
С.С. Остроумов;
А.Б. Сахаров.

В 1963 г. создан Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности (сейчас — НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральном прокуроре Российской Федерации). С 1964 г. криминология преподается в вузах страны. В 1966 г. вышел первый учебник по криминологии. Современная российская криминология развивается с учетом нового законодательства, новых социально-экономических процессов, наступивших в стране после 1991 г.



Источники информации о преступности

1. В практической деятельности правоохранительных органов источниками информации о преступности являются:

 

 статистические отчеты МВД, прокуратуры, других правоохранительных органов:
о зарегистрированных преступлениях;
лицах, совершивших преступления;
числе привлеченных к уголовной ответственности и мерах уголовного наказания;
о составе осужденных;
осужденных, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте;

 

 

 статистические карточки первичного учета;

 данные об иных правонарушениях, пьянстве, алкоголизме, наркомании и т. п.;



 материалы обобщения уголовных дел и заявлений о преступлениях;

 данные опросов осужденных;

 результаты наблюдений криминологов, изучения общественного мнения о преступности.

 

Данные сведения содержатся в материалах как государственной статистики, так и ведомственной (МВД России, Минюст России).

2. Все указанные источники — это первоначальная криминологическая информация.

Данная информация необходима для изучения и прогнозирования преступности. Учет преступности строится на регистрации конкретных ее профактов совершенных преступлений;

 

 характеристик лиц, совершивших эти преступления;

 характеристик жертв преступлений;

 сумм материального ущерба, причиненного преступлениями;

 организованных преступных формирований;

 иных данных.

Марксистская концепция преступности и ее причины.

Возникновение криминологии как самостоятельной науки отно­сят к середине 19-го века в связи с появлением работ Ч. Ломброзо (1835-1909 гг.) и итальянских исследователей Топинарда и Гарофало. Последние в 1885 году опубликовали монографию под названием «Криминология».

Марксистская криминологическая концепция исходила из объяс­нения преступности и ее причин как порождения противоречий эксплу­ататорского общества. Они придавали большое значение статистичес­кому методу Кетле и других современных им статистиков в выявлении закономерностей движения преступности, а также социологическим методам, широко использованным в работе Ф.Энгельса «Положение рабочего класса в Англии» (принято считать данное исследование пер­вым фундаментальным криминологическим марксистским анализом преступности в капиталистическом обществе 19-го века). Марксистское направление получило «второе дыхание» в 1970-х годах в трудах «но­вых криминологов» и «критической криминологии» сначала в Англии, затем и в США.



 

Дореволюционное состояние изучения преступности в России.

В России до октября 1917 года криминология как самостоятель­ная наука не была развита, а изучалась в рамках уголовного права, главным образом, представителями социологической школы, прежде всего, профессором М.Н. Гернетом. Он внес и весомый вклад в развитие советской криминологии 1920-х годов многочисленными трудами о преступности в РСФСР, СССР и Москве (см.: Гернет М.Н. Избранные произведения.).

В учебниках по уголовному праву А.Н. Трайнина, А.А. Пионтковского и других авторов в 1920-х годах отводилось много места анализу преступности и ее причин.

 

Этапы развития советской криминологии: 1918-1935, 1936- 1953, 1954-1985, 1986-1995 гг

Советская криминология начиналась как практическое направ­ление уголовной статистики. При ЦСУ РСФСР, затем СССР, при гу­бернских судах функционировали отделы моральной статистики, изу­чавшие преступность, ее причины, личность преступников. Появился первый отечественный институт по изучению преступности и пре­ступников, который издавал на четырех языках полноценные .статистические обзоры о преступности в СССР до 1935 года.

После 1935 года криминология, как и советская социология, пере­стала существовать, исследования проводились фрагментарно и под грифом «секретно».

Возрождение криминологии последовало в 1950-х - начале 1960-х гг. С 1964 года Постановлением ЦК КПСС о юридическом образовании и юридической науке криминология вносится в учебные планы как обязательная дисциплина юридических вузов. В мае 1963 года организуется Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности.

Криминолого-профилактическое нормотворчество в виде феде­ральных программ и законов о борьбе с организованной преступностью и коррупцией, а также проведение криминологических экспертиз про­ектов УК относится к началу 1990-х годов.

Вопрос 5.

КРИМИНОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ:
СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Несмотря на появление в последние годы в России ряда фундаментальных криминологических работ( Г.А.Аванесов, Ю.М.Антонян, А.И.Алексеев, М.М.Бабаев, Я.И.Гилинский, К.К.Горяинов, С.П.Горшенков, А.И.Долгова, А.Э.Жалинский, С.М.Иншаков, В.Е.Квашис, Л.В.Кондратюк, С.Я.Лебедев, Н.А.Лопашенко, В.В.Лунеев, И.М.Мацкевич, В.С.Овчинский, В.А.Номоконов, Э.Ф.Побегайло, В.Е.Эминов и др.), в целом состояние современной криминологической науки можно охарактеризовать как кризисное. Основные признаки этого кризиса сводятся к следующему:

1. Невостребованность, особенно в последние годы, как со стороны государства («власть имущих»), так и общества. Указанное выражается в сокращении количества и масштабов прикладных исследований, а также в упорных попытках в последние годы исключить учебную дисциплину «Криминология» из перечня обязательных предметов, согласно государственному образовательному стандарту.

2. Ограниченность финансовых, материальных и кадровых ресурсов для реализации прикладных концепций борьбы с преступностью и ее предупреждения.

3. Отсутствие четких теоретико-методологических основ, а главное - соответствующего уровня подготовки нового поколения криминологов.

Отмеченное выражается именно в недостаточной общетеоретической, фундаментальной и методологической, включая философскую, подготовке криминологов. Прежде всего речь идет о владении основами диалектики и ее веками проверенных законов, категорий и методов.

Например, изучение и трактовка таких основополагающих понятий криминологии и социально-правовых явлений как преступность, ее основные виды, детерминанты, личность преступника, предупреждение преступности и профилактика преступлений (общая и индивидуальная) объективно невозможны без использования уровневого подхода.

Выявляется парадоксальная ситуация: чем меньше осуществляется конкретных исследований и предлагается практических разработок, тем больше появляется лиц, которые просто «составляют» учебные пособия, курсы лекций и т.п., считая их «авторскими» работами.

В итоге, к большому сожалению, результаты глубоких размышлений и научных построений ведущих ученых криминологов не востребованы, мало или почти никак не влияют на криминальную реальность страны и уровень безопасности граждан.

Таким образом, криминология существует как бы сама по себе (кстати, за это в свое время, т.е. 30-40 лет назад, советские криминологии активно критиковали зарубежных коллег, называя некоторых из них учеными, сидящими в «башне из слоновой кости»), а реальная жизнь и практика борьбы с преступностью и ее предупреждения, как и серьезная криминальная обстановка в стране в целом, – сами по себе.

Нынешнее положение современной отечественной криминологии обусловлено и общей ситуацией, сложившейся в стране, обществе, науке и определенными политико-экономическими трудностями, вспышками национализма и экстремизма, ростом реальной преступности и ее качественными изменениями. Кроме того, резко изменилось соотношение сил на мировой арене и, соответственно, место, которое занимает в нем Россия.

Поэтому по-прежнему обоснованны, на мой взгляд, следующие основные вопросы - задачи, которые каждый из ответственных профессионалов - криминологов должен ставить перед собой, своими коллегами и учениками, а главное - последовательно разрешать их как в теоретическом, так и в прикладных аспектах:

· основные проблемы современной отечественной криминологии;

· перспективы ее развития;

· место и роль криминологии и тесно связанных с ней наук и концепций: криминальной виктимологии, криминальной девиантологии, агрессологии, конфликтологии - в условиях перманентных реформ во всех сферах государства и общества.

Отвечая на первый вопрос, нужно четко представлять реальное состояние отечественной криминологии и ее потенциальные возможности.

Состояние любой науки определяется рядом критериев: качественным и количественным составом исследователей, теоретической, методологической, методической и информационной базой, материальными и техническими ресурсами, уровнем интегрированности в мировую науку и т.д.

С позиции первого критерия у нас, с одной стороны, имеется сложившееся, хотя и не очень большое, ядро квалификационных криминологов, с другой – это специалисты, в основном сформировавшиеся в заключительном этапе периода застоя и, особенно, - начального этапа реформ в России, т.е. в конце 80-х и 90-х годах ХХ и начале XXI веков.

В то же время отмечается нарушение преемственности поколений ученых, в том числе и среди криминологов, которая заключается в значительной разнице в уровне фундаментальной подготовки, а главное - в уровне научной этики, морали и общей культуры.

Нельзя признать достаточным и число специалистов в данной области, систему их подготовки и переподготовки. В итоге в отечественной криминологии катастрофически не хватает именно высоко квалифицированных кадров.

В стране до сегодняшнего дня, по существу, не сложилась система криминологических учреждений различного профиля (особенно прикладной направленности), а их количество и качество далеко не отвечают все возрастающим потребностям общества.

По-прежнему мало выпускается как специальной, так и научно-популярной литературы. Констатируя низкий уровень правосознания значительной массы населения, следует признать, что уровень знаний (не говоря уже о соответствующем мышлении) в сфере криминологии и криминальной виктимологии еще ниже. Особое значение данный факт будет иметь в ближайшем будущем, когда состояние преступности и насилия в обществе в целом во многом определяется, в том числе и уровнем криминологических знаний, а точнее – общей антикриминальной, антивиктимогенной и антикоррупционной культуры различных слоев населения, в первую очередь, детей и подростков, молодежи.

Теоретический уровень отечественной криминологии традиционно значительно превалирует над прикладным (и в этом заключается ее специфика, трудности и противоречия).

Несмотря на то, что в связи с глобальными изменениями, происходящими в нашем обществе, многие, если не большинство, теории требуют пересмотра – созданное отечественными криминологами представляет собой не только конкретный вклад в мировую научную мысль, но и основу для дальнейшего развития.

Вместе с тем необходимо активнее приобщаться к достижениям мировой криминологической мысли, обогащая тем самым теоретическую, методологическую и методическую основы отечественной криминологии.

Современная российская криминология должна обратить особое внимание на частные методики – процедуры и технику – криминологических исследований, а также – на возможности применения в практической деятельности разработанных за рубежом и проверенных жизнью теорий, концепций, конструкций.

Не меньшее значение имеют следующие проблемы. Так, до настоящего времени не изучаются или не решаются в достаточном объеме вопросы криминальной виктимологии, негативных форм отклоняющегося поведения, социологии насилия, экстремизма, национализма и шовинизма.

Все они составляют конкретные научные направления, которые уже давно определены и успешно развиваются в ведущих зарубежных странах. Поэтому, несмотря на возражения многих отечественных криминологов, исследовать обозначенные проблемы должна и криминология.

Известно также, насколько несовершенна информационная база криминологии. Однако без этих данных, особенно без качественной уголовной, демографической и некоторых иных видов статистики, невозможно эффективно решать поставленные задачи.

Тормозит развитие криминологии и снижает ее возможности отсутствие достаточной включенности в общемировой (не говоря уже о странах бывшего СССР) процесс интеграции родственных наук.

Из изложенного выше следует, что перспективы дальнейшего развития отечественной криминологии находятся в прямой зависимости от путей разрешения стоящих перед ней проблем.

На мой взгляд, существует несколько блоков, объединяющих эти проблемы по отдельным направлениям:

1. Совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров, что требует:

· увеличения количества учебных часов для курсов криминологии и криминальной виктимологии в юридических вузах, в т.ч. с целью повышения фундаментальной и общефилософской подготовки (а также введение их основ в учреждениях среднего профессионального образования);

· расширения сети высших и средних учебных заведений, в которых должны преподавать основы криминологии, криминальной виктимологии, криминальной девиантологии, агрессологии и конфликтологии, (а также в старших классах школ, лицеев, гимназий, например, в рамках спецкурса ОБЖ);

· обеспечения постоянной связи теоретического обучения с практикой, особенно в специализированных вузах системы правоохранительных органов, а также на юридических факультетах университетов путем организации научных центров, лабораторий (местного и межрегионального характера), временных научных (творческих) коллективов и т. д.;

· введения спецкурсов по криминологии на экономических и по экономике – на юридических факультетах соответственно;

· расширения практики взаимообмена специалистами отечественных ведущих криминологических учреждений стран ближнего и дальнего зарубежья;

· своевременного обеспечения различных категорий граждан необходимой, а главное – качественной, учебной, научной и популярной литературой;

· регулярного проведения аттестации и переаттестации кадров занимающихся, как преподавательской, так и исследовательской деятельностью (с целью пресечения фактов невежества и/или дилетантства, откровенного и даже воинствующего непрофессионализма, участившихся случаев проявления научной недобросовестности и беспринципности в целом).

2. В области теории, методологии и методики необходимо:

· Провести объективный критический анализ разработанных ранее криминологических теорий, методологий и методов с тем, чтобы решительно отбросить все несущественное, надуманное, ложное и искаженное.

В данный период развития нашей страны ученым, включая криминологов, необходимо при формировании своих теоретических и прикладных построений с особой тщательностью подходить не только к их содержанию, но ко всем элементам их составляющим, включая основополагающие понятия, термины и категории.

· Определить приоритетные направления теоретических исследований и сосредоточить на их разработке имеющиеся силы и средства. К ним можно отнести: проблемы детерминации в криминологии; концепции причин, условий и иных факторов отдельных видов преступности в современных условиях; трактовки личности преступника, типологии и классификации преступников, а главное – теоретико-прикладных основ предупреждения преступности и профилактики преступлений в переходный период (который будет длиться достаточно долго); проблемы профессиональной, организованной, экономической и «беловоротничковой» преступности, коррупции, экстремизма, преступности несовершеннолетних, фоновых явлений (в первую очередь: наркомании, игро-, видео-, компьютеромании, пьянства, проституции сексуальных перверсий и т.п.), а главное – практического разрешения этих проблем на уровне страны, ее отдельных регионов, городов, районов, микрорайонов, поселений.

· Более активно участвовать не только в различных международных симпозиумах, конференциях, но и в международном криминологическом «разделении труда», в том числе путем проведения совместных исследований и внедрения из результатов в практику. Последнее имеет особую актуальность в настоящий период глобализации и «вхождения» нашей страны в мировое сообщество (в том числе и в его «криминальное пространство» со всеми вытекающими отсюда последствиями).

3. Внедрение результатов теоретико-прикладных исследований потребует:

· разработки ведущими криминологическими учреждениями и отдельными криминологами страны пакетов комплексных программ и частных методик для реализации на самых различных уровнях: в отдельном регионе (начиная с уровня района, города, области, края); на отдельном объекте, в сфере производства, в отрасли, в социальном или национальном слое; на межрегиональном уровне (позитивным примером реализации такого подхода стал эксперимент по внедрению «Комплексной системы непрерывного этико-правового воспитания школьников, защиты их прав и профилактики правонарушений, начиная с 1-ого класса» на базе средней школы № 75 Красноармейского района города Волгограда в период с 1992 по 1998 годы);

· создания постоянно действующих центров, лабораторий на уровне страны и отдельных регионов не только для координации подобных исследований, но и оказания практической помощи (например, в таких вопросах, как подготовка кадров, консультирование, обобщение и анализ имеющихся результатов; проведение криминологических экспертиз, разработка концепций, конкретных планов и программ борьбы с преступностью и ее превенции);

· принятия федерального закона о введении обязательной криминологической экспертизы политических, экономических, технических, культурных программ, проектов, договоров, сделок, мероприятий и т.д. на всех уровнях, включая муниципальный, с тем, чтобы избежать их возможной криминогенной или коррупционной составляющей.

4. Для совершенствования информационно-аналитической базы следует:

· обеспечивать максимальную достоверность всех видов статистических учетов, постоянное их совершенствование, унификацию и т. д.; (положительным в плане реализации этой позиции можно считать решение Президента РФ о том, что с 1 января 2012 года это будет возложено на органы Прокуратуры страны);

· издавать в достаточном количестве специальную криминологическую, виктимологическую и популярную литературу соответствующей направленности;

· регулярно доводить до сведения граждан отдельных регионов (республик, областей, краев, городов, муниципальных образований до уровня микрорайонов) информацию о состоянии преступности и связанных с ней негативных проблемах.

5. С моей точки зрения, особого внимания заслуживает проблема формирования основ криминологического и, соответственно, виктимологического мышления и культуры поведения молодого поколения.

С этой целью необходимо:

· разрабатывать и внедрять (в рамках системы правового просвещения и воспитания) специальные целевые программы, рассчитанные на различные возрастные категории, в первую очередь, на детей и подростков (например, в рамках спецкурсов по обеспечению личной и имущественной безопасности человека) с учетом социальных, национальных и иных особенностей;

· обеспечивать выпуск массовым тиражом адаптированной литературы учебного и популярного характера (включая периодические издания: журналы, газеты; постоянные рубрики на радио и телевидении);

· поощрять сознательное добровольное участие молодежи в предупредительной работе, в том числе, например, в форме волонтерского движения и других видов помощи, как своим сверстникам, так и иным категориям детей и подростков; расширять подготовку волонтеров из числа студентов, учащихся колледжей и школ для реализации программ правового просвещения и обучения школьников и студентов младших курсов учебных заведений формам и методам обеспечения личной безопасности.[1]

При этом важным условием, определяющим успешное развитие криминологии, было и остается состояние тех наук, с которыми она наиболее тесно связана: философии и этики, социологии и социальной психологии, педагогики и психологии, экономики и политологии, генетики и ряда других.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.