Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие детско – родительских отношений





Неоспорим тот факт, что одним из элементов социальной среды, в которой формируется, развивается и социализируется личность, является семья. В семье каждый ее член “занимает определенное место, участвует в выполнении определенных функций, своей деятельностью удовлетворяет потребности других, поддерживает приемлемый уровень межличностных взаимодействий” (С.В.Березин). Нарушения внутрисемейных отношений по литературным данным создают неблагоприятный фон для эмоционального развития ребенка, что может стать источником возникновения характерологических нарушений и поведенческих расстройств (в том числе, наркомании).

Семьи, для которых характерны наиболее глубокие дефекты социализации, вольно или невольно, провоцируют детей на раннее употребление психоактивных веществ и совершение правонарушений (4, стр. 69-70).

С точки зрения социологии, семья и родительское воспитание могут оказывать как прямое, так и косвенное воздействие. Прежде чем рассматривать эти нарушения, следует ввести понятие гармоничных родительских отношений с ребёнком.Семья с гармоничными внутрисемейными отношениями имеет высокую устойчивость к влиянию асоциальных уличных подростковых компаний, в которых формируется девиантное поведение.



Опираясь на практический опыт педагогов, психологов и психотерапевтов, можно утверждать, что гармоничные родительские отношения устанавливаются, если:

· родители тепло и нежно относятся к своему ребенку, эмоционально принимают его;

· родители понимают возрастные особенности подростка и знают, как поддержать его в трудной ситуации;

· родители авторитетны для подростка, серьезно воспринимают его интересы и живут с ним в атмосфере сотрудничества.

В дисфункциональной семье роли, правила, потребности семьи искажены. В дисфункциональных семьях это могут быть роли: бунтовщик, жертва, козёл отпущения (семьи, матери, отца), герой, маленький родитель, неуспевающий ученик, святая, клоун, носитель проблем и др.

Роли избираются не случайно, часто не по желанию, а в соответствии с потребностью семьи. Главная потребность семейной системы - самосохранение, сбалансированное существование. Стремление сохранять порядок, статус кво. Что бы было так, как было.



Дисфункциональные семьи страдают и плохо функционируют не потому, что там собрались плохие люди, а потому, что там используются плохие правила.

Правила определяют все стороны семейной жизни. В каждом правиле содержится 3 аспекта: отношение (дом должен содержаться в чистоте и порядке), поведение (посуда у нас моется тотчас после обеда) и коммуникации (если посуда не моется, то отец или мать может сделать выговор).

Признаки дисфункциональной семьи:

1. Отрицание проблем и поддержание иллюзий.

2. Вакуум интимности

3. Замороженность правил и ролей

4. Конфликтность во взаимоотношениях

5. Недифференцированность «я» каждого члена («Если мама сердится, то сердятся все»)

6. Границы личности либо смешаны, либо наглухо разделены невидимой стеной

7. Все скрывают секрет семьи и поддерживают фасад псевдоблагополучия

8. Склонность к полярности чувств и суждений

9. Закрытость системы

10. Абсолютизирование воли, контроля.

Воспитание в дисфункциональной семье подчиняется определенным правилам. Вот некоторые из них: взрослые — хозяева ребенка; лишь взрослые определяют, что правильно, что неправильно; родители держат эмоциональную дистанцию; воля ребенка, расцениваемая как упрямство, должна быть сломлена и как можно скорее.

Что бы выжить чувствовать себя в безопасности, ребёнок до подросткового возраста верит, что родители хорошие, все правила и предписания родителей заглатывают без критики. Ничто не могло бы разубедить его в том, что родители хорошие. В таких семьях правят 3 правила:



· Не говори;

· Не чувствуй;

· Не доверяй.

Дети научаются защищать себя в подобных семьях с помощью встроенных механизмов защиты (защита Эго). Дети подавляют свои чувства, отрицают то, что происходит, проецируют гнев и ненависть на предметы и друзей. Создают иллюзию любви и привязанности. Дети идеализируют и минимизируют, затуманивают свои чувства и сознание. И, в конце концов, могут вообще ничего не чувствовать. Эти же механизмы защиты интенсивно работают у взрослых зависимых и созависимых лиц (48, С.90-95).

Отношения родителей и детей с годами складываются в определённые варианты, независимо от того, осознаются они или нет. Такие варианты начинают существовать как реальности отношений, причём их можно представить в определённой структуре – последовательных стадиях развития.

· Типичные варианты отношений возникают постепенно. Родители видят не процесс развития отношений, не их последовательность и логику, а как им кажется, внезапный, необъяснимый, удивительный случай, недавно возникшую тревожную конфликтную ситуацию. Однако, конфликт в отношении родителей и детей редко возникает случайно и внезапно. Сама природа позаботилась о взаимной привязанности детей и родителей, выдав им своеобразный аванс в чувстве любви, потребности в друг друге. Джон Боулби считает, что определённые фиксированные образцы действий, поведения, такие, как улыбки и пристальные взгляды, увеличивают силу взаимного притяжения детей и родителей, подобно тому, как реакции утят привлекают к ним утку. Эти сигналы вызывают у родителей стремление позаботится о ребёнке.

В работах Г. С. Абрамовой, А. С. Спиваковской, А. И. Баркан и многих других отечественных психологов и психотерапевтов выделяются следующие сходные стили воспитания детей:

1. потворствующая гиперпроекция (кумир семьи);

2. гиперопёка (явная и скрытая);

3. гипоопёка (явная и скрытая);

4. безнадзорность;

5. явное эмоциональное отвержение (воспитание по типу «Золушки»);

6. спартанский тип воспитания («ежовые рукавицы»);

7. воспитание по типу повышенной моральной ответственности;

8. воспитание по типу «кронпринца»;

9. противоречивое воспитание;

10. смена образцов воспитания.

1. Потворствующая гиперпротекция (кумир семьи). Такой тип воспитания преобладает в семье где один ребёнок. Ребёнок для родителей свет в окошке, они любуются им, восхищаются. Он становится центром внимания, ему приписываются все мыслимые и немыслимые достоинства и достижения. Мать видит в своём ребёнке гения и требует от окружающих признания его исключительности. Нередко семью сопровождают конфликты с социальным окружением, т.к. окружающие не желают конфликты восторгаться «кумиром». Ребёнок растёт в нездоровой, неестественной атмосфере, которую воспринимают как «норму», вследствие чего становится дезадаптивным к условиям социальной действительности. Чрезмерное восхищение влечёт вседозволенность и недоразвитие морально – нравственных норм и ценностей, что не может не сказаться на поведенческих реакциях ребёнка. Дети вырастают капризными, своевольными, беспринципиальными, равнодушными к жизни других людей, особенно родителей.

2. Гиперопёка. Гиперопёка бывает явная и скрытая. Проявляется в изоляции ребёнка от жизненной действительности, создания комфортных условий, пресечение стремления к самостоятельности, решительности, ответственности. Нередко у ребёнка возникает чувство вины за эти стремления, которое укрепляется поведением родителей. Из гиперопекаемых детей вырастают инфантильные взрослые, неспособные отстаивать свои жизненные позиции – конформные люди. Как следствие гиперопёки у этих людей может возникать склонность к алкоголизму, социальной и жизненной пассивности. Причины гиперопёки:

· Стремление и желание подавить потребности ребёнка расти, экспериментировать. Вследствие этого у ребёнка формируется жажда независимости и самостоятельности. Часто родители для удовлетворения собственных стремлений и потребностей;

· Ильная враждебность по отношению к ребёнку, которое вызывает чувство вины у родителей. Чувство вины вытесняется из сознания, что порождает стремление к гиперопёки. Подсознательно существующая мысль о том, что враждебное чувство может вызвать что – либо ужасное с ребёнком, заставляет родителей постоянно жестко контролировать состояние, место нахождения и поступки ребёнка.

Гиперопекающие родители, как правило, тревожные и властные, испытывающие страх одиночества, изживают его чрезмерной заботой о ребёнке. Ему внушается, что чувство безопасности возможно только в присутствии матери. Это блокирует нарастающую в дошкольном возрасте потребность в общении с другими взрослыми и сверстниками. Ребёнок не в состоянии принимать быстрые и связанные с риском решения, особенно в новой ситуации общения.

3. Гипоопёка. Бывает явной и скрытой. Эмоциональные контакты и привязано между детьми и родителями ослаблены. Ребёнок часто не чувствует себя членом семьи родителей. При таких отношениях не происходит активного развития эмоциональной сферы ребёнка и социальных навыков. Родители, выбирающие такой стиль воспитания, либо очень молоды и ещё не ощущают себя в роли родителей, либо сами эмоционально заторможены и холодны. Гипоопекаемые дети считают себя недостойными любви родителей, стараются заслужить её различными социально одобряемыми способами, а когда это им не удаётся впадают в другую крайность и совершают асоциальные поступки. Родители больше думают о питании и одежде детей, чем об их интеллектуальном и эмоциональном развитии, потому что сами не развиты, или, наоборот, чрезмерно озабочены только собственным развитием и удовлетворением собственных потребностей.

4. Безнадзорность. Крайний вариант гиперопеки. Встречается редко, особенно среди людей интеллектуально не развитых.

5. Эмоциональное отвержение (воспитание по типу «золушки»). Может быть явным и скрытым. Ребёнка не любят и постоянно ему это демонстрируют, на сей счёт у него никаких иллюзий. Оценка родителями ребёнка крайне предвзятая и необъективная. Достоинства ребёнка полностью игнорируются, недостатки подчёркиваются и довольно жестоко высмеиваются и наказываются. Обычно ребёнка противопоставляют брату или сестре, к которому родители испытывают привязанность и симпатию. Соперничество между детьми поощряется родителями. Ребёнок постоянно испытывает ревность к более любимым детям, которую не может скрыть, за что подвергается наказаниям. Реагирует ребёнок на отвержение оп разному: замыкается, уходит в мир фантазий и мечтаний о сказочном разрешении собственных проблем, пытается вызвать к себе жалость, угождает родителям, старается обратить на себя внимание (иногда хорошей учёбой). Такое отношение к ребёнку со стороны родителей, особенно матери, может обернуться равнодушием или враждебностью. В отношениях с братьями и сёстрами нет места теплоте и близости из-за ревности, и ребёнок страдает от невозможности близких отношений с родными. Если ему не удаётся привязаться к положительно настроенному человеку, ребёнок может вырасти эмоционально холодным, мстительным, жестоким. Своим отношением родители закладывают в ребёнке комплекс неполноценности, который не даёт ему успешно учится и самореализовываться.

6. Жестокое отношение. При таком типе воспитания у родителей сформировано неверное представление о потребностях и нуждах ребёнка. Им кажется, что повышенная строгость и требовательность приучают ребёнка к порядку, воспитывают силу воли и характера. Ребёнок вырастает запуганным и забитым, постоянно ожидающим расправы, не умеющим реагировать на ласку и боящимся его. Очень много проблем установлении межличностных коммуникаций, иногда - немотивированная жестокость, и почти всегда – неуважение к личности другого человека, так как выросший в неуважении не научен уважать. Привыкший подчинятся, однажды ребёнок решается на бунт, и тогда нивелируется все авторитеты, ценности и законы, что может привести ребёнка в асоциальную среду.

7. Повышенная моральная ответственность. Характерна для отцов и властных матерей. В семье царит атмосфера суровости и сухости, излишней строгости. Родители безмерно правильны, ответственны. Отношение к ребёнку, как к чужому взрослому. Постоянная оценка и наблюдение за правильностью отдельных действий и поведения в целом. При таком взгляде на ребёнка оценочное суждения родителей, как правило, предвзяты, именно это не позволяет раскрыться индивидуальным особенностям ребёнка. Наказания при таком типе не физические, а при помощи морального и эмоционального давления. Наиболее распространены различного рода угрожающие и порицающие взгляды, которых ребёнок боится больше, чем физического наказания. Такого ребёнка легко распознать внешне: он избегает прямых взглядов, не смотрит в глаза, сутулится, постоянно чем – то занят что бы обратить на себя внимание родителей..

8. Вещизм (воспитание по типу «кронпринца»). С самого рождения ребёнка окружает мир вещей со всех сторон. В такой семье ценятся больше вещи, чем люди с их индивидуальными способностями. Ребёнок привыкает общаться только с вещами, поэтому у него возникает страх перед межличностным взаимодействием как со взрослыми, так и со сверстниками. Родители не поощряют эмоциональной привязанности к ним со стороны ребёнка, они больше озабочены приобретением новых вещей и сохранением уже имеющихся, чем развитием интеллекта и нравственности ребёнка. Ребёнок больше привязан к вещам, игрушкам, чем к родителям. Тем не менее, ребёнок чувствует себя одиноким и стремится найти близкого человека. Если ему не удаётся это сделать, он становится циничным и равнодушным к людям.

9. Противоречивое отношение. Распространено в семьях, где живёт несколько поколений. Каждый взрослый, воспитывающий ребёнка, придерживается собственного стиля воспитания, требуя от ребёнка взаимоисключающих форм поведения.

10. Смена образцов воспитания. Обычно происходит при кардинальных изменениях в семье. В каждом конкретном случае имеет свои причины и рассматривается индивидуально (52, стр. 45 -67).

Воспитание в дисфункциональной семье формирует те психологические особенности, которые составляют почву созависимости. Рассматривать созависимость только как ответную реакцию на стресс в семье в виде химической зависимости у одного из членов было бы неверно. Стресс выступает как триггер, пусковой механизм, чтобы имевшаяся почва пришла в движение. Необходимо отметить, что конкретной социально-психологической формой ор­ганизации жизнедеятельности семьи является структура ролей в ней. Кроме поведения, в понятие «роль» включа­ются также желания и цели, убеждения и чувства, социальные установки, ценности и действия, которые ожидаются или приписываются человеку.

Криминологи выделяют следующие типы дисфункциональных, неблагополучных семей:

1. Псевдоблагополучная семья, применяющая неправильные методы воспитания.

2. Неполная семья, отличающаяся дефектами в структуре.

3. проблемная семья, характеризующаяся постоянной конфликтной атмосферой;

4. Аморальная семья, характеризующая алкогольной, аморальной и сексуальной деморализацией;

5. Криминогенная семья (Г.Г.Шиханцев,1998.).

1. Псевдоблагополучная семья. Псевдоблагополучная семья отличается ярко выраженным деспотическим характером, безоговорочным доминированием одного из родителей, полным подчинением ему остальных членов семьи, наличием жестоких взаимоотношений (держать всех в "ежовых рукавицах"), применением физического наказания как основного средства воспитания. Особый вред развитию личности ребенка и особенно подростка наносят частые физические наказания. По отношению к родителям, часто вырабатывается негативизм, который перерастает во враждебность. (Г.Г. Шиханцов.,1998.)

2. Неполная семья. Дефекты в структуре родительской семьи в современных условиях могут отрицательным образом сказаться на формировании личности ребенка, подростка и также способствует их десоциализации. Одним из негативных факторов неполной семьи связан с явлением эмоционального дискомфорта, который испытывает ребенок, подросток в такой семье. Он характеризуется комплексом психологических реакций и переживаний: чувство собственной неполноценности, "ущербности", зависти, эмоционального голода и пр. Такая ситуация вызывает у детей, подростков повышенный интерес к своим переживаниям с пренебрежением к переживаниям взрослых, недоброжелательное, порой агрессивное отношение к отцу или матери, бросившим семью.

3. Проблемная семья. Проблемная семья является разновидностью неблагополучной семьи. Она характеризуется соперничеством между родителями за главенствующее положение в семье, отсутствием всякого сотрудничества между членами семьи, разобщенность, изоляцией между родителями и детьми. Господствующая в семье конфликтная ситуация создает постоянную атмосферу напряженности, которая является непереносимой для детей, подростков, которые стремятся как можно меньше находиться дома, "улизнуть" под любым предлогом на улицу, где и проводят большую часть времени. Проблемные семьи во многих случаях создают условия для криминогенного формирования несовершеннолетних, поскольку в них нарушается процесс социального контроля, отсутствуют эмоциональные связи между родителями и детьми.

4. Криминогенная семья - такая семья, члены которой совершают преступления. Иногда приходится констатировать, что криминальная деятельность является основным видом деятельности конкретного лица или семьи в целом. Преступное поведение взрослых членов семьи демонстрирует детям, подросткам "нормы-образцы", "нормы-принципы" антиобщественного поведения, порождает или углубляет внутрисемейные конфликты, усиливает её криминогенный потенциал.

5. Аморальная семья. В ней концентрируется различные отрицательные факторы, такие, как правонарушения, совершаемые родителями и иными членами семьи, пьянство и алкоголизм, систематические конфликты, выливающиеся в скандалы и драки, развратное поведение родителей. Алкоголизм родителей вызывает обнищание семьи, ухудшение быта и полное искажение норм поведения. Дети оказываются заброшенными, у них пропадает привязанность и уважение к родителям, развивается мрачный, озлобленный характер. Каждый из перечисленных факторов в отдельности способен исказить процесс социализации ребенка, но все вместе они практически исключают полноценное развитие личности. В школу они приходят плохо или совсем не подготовленными, чем их ровесники из благополучных семей. У них часто отсутствуют нормальные условия для приготовления домашних заданий из-за скандалов, устраиваемых пьяными родителями. Вследствие всего этого они резко отстают в учебе. Нередко в классе их называют "тупицами", что порождает у них повышенную чувствительность и душевную ранимость, что приводит к ожесточению и агрессии, вступают в конфликты со сверстниками и учителями. Оказавшись в позиции изолированных или пренебрегаемых, не находят поддержки среди одноклассников и педагогов, в семье и школе, они начинают искать товарищей на стороне, в уличных компаниях, где собираются точно такие же сверстники (10)

1.2.1 Алкогольная семья, как один из вариантов дисфункциональной семьи

Почему одни люди становятся алкоголиками, в то время как другие могут пить умеренно всю свою жизнь? Этот вопрос долгие годы ставил в тупик, как исследователей, медиков, так и непрофессионалов. Наиболее популярные объяснения имеют психологический характер. Говорят, что пьющие в меру контролируют себя, алкоголики же страдают слабостью воли: "Я не могу поверить, что он позволит себе придти в такое состояние!" Биологические и социальные объяснения менее осуждающие. Социологи сосредотачивают внимание на тяжелом детстве, разбитых семьях, плохом обращении родителей. Они предполагают, что, когда эмоционально обделенные дети становятся взрослыми, им остро недостает любви и единственным утешением для них оказывается бутылка. Хотя все эти теории строятся на основе наблюдений, ни одна из них не подтверждается конкретными исследованиями. В действительности же тщательно проведенные исследования во многих случаях не только опровергают подобные распространенные предположения, но и доказывают противоположное им. Например: 1. Не существует свойств личности, характерных для алкоголизма; 2. Алкоголизм не имеет известной физической причины. 3. Тяжелое детство не является существенной причиной пристрастия к алкоголю: Факторы развития алкоголизма (и наркомании) Хотя и не существует известных психологических, физических или социальных проблем, общих для всех алкоголиков, некоторые подвергаются более высокому риску развития этого пагубного пристрастия.

Алкоголик - это человек, который не может сказать заранее, когда он будет пить и сколько выпьет, и который продолжает пить даже после того, как алкоголь становится причиной неприятностей в одной или нескольких сферах его жизни - в отношениях с родными или друзьями, в плане здоровья, работы или финансов, в юридических делах и т.д.( 34, стр. 21 -23).

Отрицание. "Не смейте называть меня алкоголиком!" Алкоголики, признающие, что они потеряли контроль над потреблением спиртного, встречаются очень редко. Большинство алкоголиков не притворяются, когда отрицают свой алкоголизм. Типичный алкоголик может сидеть во врачебном кресле "вусмерть" пьяный, с распухшим красным носом и с печенью, опустившейся до самого таза, - и на полном серьезе утверждать, что он выпивает ради нормального общения. У некоторых алкоголиков отрицание приобретает более тонкие формы. Покладистый алкоголик периодически признается своим родным и близким, что он "никчемная пьянь", и просит помощи и понимания. Порой он обещает никогда больше не пить. Порой просит, чтобы его любили и понимали, несмотря на его вполне человеческие слабости. В такие моменты алкоголик, как правило, очень убедителен - и очень пьян.

Потворство. Страдающий нарушениями памяти и вооруженный хорошо развитыми защитными механизмами, алкоголик оказывается как бы в клетке, которую трудно отпереть изнутри. Самостоятельно он не может признать свою зависимость от алкоголя и нуждается в помощи других людей для того, чтобы спастись от своих собственных заблуждений. К сожалению, именно близкие алкоголику люди часто становятся "группой поддержки" его пагубного пристрастия.

"Алкоголизм является проблемой "всей личности", и исцеление от общего поражения требует напряженного труда, особой тренировки и времени. Хотя алкоголик может иногда чудесным образом исцелиться от своего физического стремления к алкоголю, не существует мгновенного исцеления от духовного и психологического ущерба, наносимого наркотическим пристрастием" (34, с.66 - 69). На каждые десять пьющих найдется хотя бы один - мужчина, женщина или ребенок, - который не может контролировать количество употребляемого спиртного.

Алкоголизм поражает всю семью. Согласно оценкам, каждый алкоголик оказывает сильное воздействие на жизнь, по крайней мере, четырех человек. Каковы бы ни были личностные особенности алкоголиков, члены их семей обычно реагируют на тяжкое бремя жизни с ними достаточно хорошо предсказуемым образом. Эти реакции могут стать такими же непреодолимо навязчивыми, как и поведение самого алкоголика, и как таковые они грозят ввергнуть членов семьи в настоящую болезнь - даже более серьезную, чем болезнь алкоголика.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.