Сделай Сам Свою Работу на 5

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА





РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА

 

ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА

И ФИТНЕСА

Кафедра Теории и методики футбола

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему:

«Сравнительный анализ физической подготовленности вратарей и полевых игроков высокой квалификации в мини-футболе (футзале)»

 

 

Исполнитель

Студент 5 курса

Файзуллин Д.

 

 

Научный руководитель –

кандидат педагогических наук,

доцент Орлов А.В.

 

 

Москва, 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………...........5

ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР…………………………..……………...7

1.1. Характеристика соревновательной деятельности мини-футбольной команды…………………………………………………...……………………...9

1.2. Факторы эффективности защитных действий вратарей в различных спортивных играх................................................................................................12

1.2.1.Характеристика физической подготовленности вратарей в различных спортивных играх……………………………………………………………....16

1.3.Основы методики подготовки вратарей высокой квалификации в различных спортивных играх………………………………………....................................18



1.3.1. Характеристика средств и методов подготовки…………………….....19

1.3.2. Организация тренировочного процесса .................................................23

1.3.3. Индивидуализация процесса подготовки……........................................25

1.4.Резюме.……….. ....................................................................................... .…27

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…29

2.1. Задачи исследования………………………………………………..........29

2.2. Методы исследования …… …………………………….…………...........29

2.3. Характеристика методов исследования………………………………….30

2.4. Структура исследования…………………………………………………..36

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………….........38

3.1. Двигательная деятельность вратарей в соревнованиях по мини-футболу……………………………………........................................................37

3.1.1.Общая характеристика защитных действий вратарей............................38

3.1.2. Характеристика игры вратарей при отражении ударов с различных участков площадки в разные части ворот ......................................................42



3.1.3.Резюме ……………………………………………………………………51

3.2. Нагрузка соревновательной деятельности вратаря в мини-футболе......51

3.2.1.Педагогическая характеристика интенсивности соревновательной деятельности вратаря ……………………………………………………………...52

3.2.2.Характеристика нагрузки вратарей в соревновательных и тренировочных играх ………………………………………………………………………………...62

3.3.Физическая подготовленность вратарей высокой квалификации…………..66

3.3.1. Антропометрические показатели вратарей высокой квалификации……………………………………………………………………….66

3.3.2. Показатели физической подготовленности вратарей сборной национальной команды России……………………………………………………71

3.4. Сравнительная характеристика экспериментальной и контрольной групп.73

3.5. Обсуждение результатов эксперимента……………………………………..76

3.6.Использование данных педагогических наблюдений и педагогического контроля при разработке программ спортивной подготовки вратарей высокой квалификации……………………………………………………………………….86

3.6.1.Методические особенности подготовки вратарей в подготовительном периоде……………………………………………………………………………...86

3.6.1.Методические особенности подготовки вратарей в соревновательном периоде……………………………………………………………………………...90

ВЫВОДЫ ………………………………………………………………………….93

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ………………………………...............95

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………................99

Приложения ………………………………………………………......................108



 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Для достижения высоких результатов в соревнованиях необходимо постоянно совершенствовать систему спортивной подготовки команды в целом, отдельных её звеньев и игроков различного амплуа в отдельности, изыскивая всё более эффективные средства и методы обучения и тренировки [45, 61, 77].

Исключительное в этом смысле значение имеет подготовка вратарей, играющих в силу особенностей правил мини-футбола особую роль в командах. Практика современного отечественного мини-футбола показывает, что подготовка вратарей является серьёзной проблемой как на уровне спортивных школ и любительских команд, так и на уровне профессиональных клубов. Не случайно сегодня сборные команды России и отечественные профессиональные клубы-участники официальных международных соревнований, испытывают острый дефицит футболистов этого амплуа и вынуждены прибегать к помощи легионеров.

Изучением особенностей соревновательной и тренировочной деятельности вратарей в спортивных играх специалисты занимаются более 40-ти лет. В работах ряда авторов приводятся модельные характеристики игроков этого амплуа [2, 17, 20, 23, 30, 39 и др.], есть работы, детально анализирующие особенности соревновательной деятельности [2, 18, 19, 27, 28, 33, 40, 41 и др.]. Чтобы разработать эффективную программу спортивной подготовки, необходимо знать качественные и количественные характеристики соревновательной деятельности футболистов высокой квалификации, данные о педагогической и физиологической нагрузке вратарей в соревнованиях, динамику подготовленности спортсменов этого игрового амплуа. Вопросы подготовки игроков в мини-футболе отражены в ряде научных исследований [1, 3, 6, 23, 34, 59, 69 и др.] и освещены в учебных пособиях и методических рекомендациях [4, 58, 62, 78 и др.]. Некоторые аспекты подготовки мини-футбольных вратарей нашли отражение в работах ряда авторов [4, 5, 76, 88, 89]. Однако задача разработки научно-обоснованной программы спортивной подготовки вратарей высокой квалификации по-прежнему актуальна.

Цель исследования – выявление количественных и качественных особенностей специальной физической подготовленности вратарей в мини-футболе (футзале).

Объектом исследования являлась соревновательная и тренировочная деятельность вратарей высокой квалификации в мини-футболе.

Предметом исследования были показатели физической подготовленности вратарей высокой квалификации в мини-футболе (футзале), а также структура и содержание их соревновательной деятельности.

Рабочая гипотеза заключалась в предположении того, что изучение существенно важных параметров соревновательной деятельности вратарей посредством систематического педагогического контроля в сочетании с контролем их физического состояния являются основой для разработки методических рекомендаций по повышению технико-тактической подготовленности вратарей в мини-футболе.

Научная новизна. В процессе исследования:

· исследованы количественные и качественные показатели отражения мячей вратарями после ударов с различных позиций игрового поля и в разные части ворот;

· определены педагогические и физиологические характеристики интенсивности соревновательных нагрузок вратарей различной квалификации;

· получены новые данные о специальной физической подготовленности вратарей высокой квалификации.

Практическая значимость исследования заключается в разработке основных характеристик соревновательной деятельности вратарей различной квалификации, что дало возможность оценить особенности технико-тактической подготовленности вратарей, выступающих в соревнованиях разного уровня. Применение этих данных позволяет моделировать тренировочный процесс вратарей с учётом требований соревновательной деятельности.

Существенно важным результатом работы являются:

1) Разработка модельных характеристик технико-тактических действий вратарей различной квалификации.

3) Разработка экспериментальных программ подготовки вратарей высокой квалификации в годовом цикле подготовки мини-футбольной команды.

Положения, выносимые на защиту.

1. Система педагогического контроля технико-тактических действий вратарей различной квалификации в мини-футболе.

2. Структура и количественные характеристики соревновательной деятельности вратарей различной квалификации в мини-футболе.

3. Количественные характеристики интенсивности соревновательной деятельности вратарей различной квалификации в мини-футболе.

4. Нормативные показатели физической подготовленности и технико-тактических действий вратарей высокой квалификации.

5. Экспериментальная программа повышения эффективности технико-тактических действий вратарей высокой квалификации.

Структура работы

Работа состоит из введения, трёх глав, выводов, практических рекомендаций и приложений – всего 144 страницы машинописного текста. Данные исследования приведены в 26 таблицах и 15 рисунках.


ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

Подготовка спортсмена, по утверждению специалистов спорта является многокомпонентной системой. В качестве таковой она полностью или частично включает в себя следующее [45]:

1. спортивную тренировку;

2. соревнования в той мере, в какой они служат средствами подготовки;

3. использование вне тренировочных и вне соревновательных факторов, усиливающих их эффект или ускоряющих восстановительные процессы после нагрузки.

Под спортивной тренировкой обычно понимают процесс подготовки спортсмена к достижению высокого результата в соревновательной деятельности [47,61,80 и др.]. Суть управления процессом подготовки спортсменов высокой квалификации выражается в изменении состояния управляемого объекта, системы или процесса в соответствии с каким-то заданным критерием эффективности его функционирования или развития. Принципиальная схема управления любым процессом, в том числе и тренировочным, по свидетельству большого ряда специалистов спорта [7, 26, 32, 71 ], заключается в сборе и анализе информации, принятии решений, реализации принятых программ и планов, контроле и внесение необходимой коррекции.

1.1. Характеристика соревновательной деятельности мини-футбольной команды

Чтобы выделить особенности соревновательной деятельности вратаря, необходимо сперва охарактеризовать соревновательную деятельность всей команды целиком. Изучением количественных и качественных характеристик соревновательной деятельности, её надежностью в футболе занималось большое количество специалистов [13, 19, 33, 42, 48, 69, 72, 77, 83, 84].

Изучая соревновательную деятельность игроков в мини-футбол, В.С. Левин (1996) пришел к выводу, что мини-футболу присущи многообразие действий, быстрый темп сменяемости игровых ситуаций и высокие скорости передвижения игроков и мяча на относительно малом пространстве. [42] Такого же мнения придерживаются М.С. Полишкис с соавторами (1996), которые исследовали динамику ЧСС в игре получили подтверждение высокой интенсивности мини-футбольной игры.[63]

Подробные исследования структуры, величины и направленности соревновательных нагрузок в мини-футболе проводил С.Н. Петько (1997, 2002).По его данным «грязное» время игры составляет 67 минут. За игру футболист производит 62 технико-тактических действий, а команда проводит от 83 до 114 атак. 18 % этих атак завершились взятием ворот, в 29 % атак удар по воротам отразил вратарь. Эффективность атакующих действий в позиционном нападении составила 40 %, из быстрого прорыва - 46 % и из стандартных положений - 14 %.

На протяжении игры ЧСС колеблется от 165 до 195 уд/мин, средний пульс в пределах 165 уд/мин. Восстановление после смены и в перерыве между таймами происходит до 100-89 уд/мин [58, 59].

По направленности физиологического воздействия за матч полевой игрок в мини-футболе 42,5 % времени действует на площадке в смешанном аэробно-анаэробном режиме энергообеспечения с интенсивностью потребления кислорода 70-93 % от МПК, 15 % времени в том же режиме с интенсивностью 66-79 % кислородного потребления, 27,5 % - в аэробном режиме и 15 % в анаэробном []. На основе этих исследований можно судить об интенсивности соревновательной деятельности в мини-футболе и, естественно, о напряженности соревновательной деятельности вратаря в процессе игры.

Е.А. Митин (2004) приводит данные о том, что игроки команд высшей лиги за игру производят до 44 ударов по воротам. Из них 86,4 % ударов происходит с расстояния 16 м из зоны перед воротами шириной 9 м. Результативность в игре - 53,7 %. В 7% случаев, когда команда проигрывает или счет равный, превалирует игра в нападении в большинстве с участием вратаря или заменой вратаря нападающим - 30 % случаев. Автор констатирует, что если игрок выходит на площадку, имея ЧСС 98-126 уд/мин, то в игре пульс повышается до 162-174 уд/мин и влечет за собою 0,4 % ошибочных действий. Если перед выходом на площадку ЧСС игрока составляет 126-138 уд/мин, то под воздействием соревновательной нагрузки она еще возрастает до 180-189 уд/мин. При этом количество ошибочных действий увеличивается до 1,8 %. [51]

Такие же результаты получил П.Б. Кононенко (1997) при изучении соревновательной деятельности игроков в мини-футболе. Есть также и материалы по технико-тактической подготовленности игроков мини-футбольных команд [34, 35].

Д.М. Конуров, изучая связь физической и тактической подготовки высококвалифицированных футболистов, специализирующихся в мини-футболе, установил, что надежность передач зависит от объема поля зрения и быстроты сложных реакций, надежность выполнения приемов тем ниже, чем выше скорость передвижения игроков. Причем разница зависит от класса футболистов, от режима работы. Им разработаны критерии оценки подготовленности игроков. [36]

Многие рекомендации по планированию тренировочного процесса в мини-футболе опираются на те, которые представлены в работах специалистов «большого» футбола. Однако мини-футбол имеет значительные отличия как в атакующих, так и в оборонительных действиях по сравнению с игрой на большом поле , следовательно, и свои особенности спортивной подготовки [78, 88].

Все вышесказанное является чрезвычайно важным в программировании подготовки вратаря. Ведь его соревновательная деятельность в корне отличается от деятельности полевых игроков, но напрямую зависит от их деятельности. В команде всего 2-3 вратаря при 10-15 полевых игроков. Отсюда особое внимание должно уделяться не только специальным средствам подготовки по направленности воздействия [39, 41, 72, 76], но и индивидуализации тренировочных нагрузок [6, 18] и восстановительных средств для каждого спортсмена этого амплуа [9, 10, 38].

1.2. Особенности технико-тактических действий вратарей в спортивных играх

Наличие на площадке определённого правилами командной спортивной игры состава игроков предполагает разделение их по функциям, которые каждый должен выполнять в процессе соревнований. Вратарю в игре принадлежит особая роль. Он - последнее звено в обороне, а это значит, что именно его действия являются решающими в период атаки противника. Вклад вратаря в окончательный результат матча зачастую составляет до 50% от вклада всего коллектива.

Соревновательную деятельность вратаря изучали специалисты разных спортивных игр: хоккей с шайбой [39, 40], хоккей на траве [21], водное поло [65], гандбол [27,28,29, 38, 41, 52, 64 и др], футбол [2, 18, 20, 32, 33, 50, 72, 81, 84].

Во многих спортивных играх основные двигательные действия вратаря – это передвижения в воротах и выбор позиции, быстрые перемещения, прыжки, обманные движения, рывки и выпады, махи руками и ногами, ловля и передача мяча.

Вратарь в хоккее, по данным В.В. Крутских (2000), выполняет в среднем 85 действий и 150 шагов [40]. Гандбольный вратарь за игру совершает в среднем 200 действий с предельной напряженностью и 350 шагов, передвигаясь в воротах для смены позиции [31]. При относительно небольшом объеме двигательных актов по сравнению с полевыми игроками игровая деятельность вратаря требует большого нервного напряжения. Это объясняется необходимостью длительное время концентрировать свое внимание, быть в постоянной готовности к ответным действиям.

Активность вратаря напрямую зависит от активности атакующих действий полевых игроков. Анализируя деятельность футболистов в нападении, А.Ю Скворцов (2001) определил, что среднее количество технико-тактических действий в атаке у выигравших команд было больше - 464,7, чем у проигравших команд - 393,7. При этом процентное соотношение количества приемов разницы не имело. Следовательно, вратарям приходится затрачивать больше энергии для ответных действий в играх с противником, который имеет преимущество в данном матче [70]. Такие же результаты получены при анализе действий гандболистов высокой квалификации в соревнованиях с разным исходом их результата [64].

В хоккее с шайбой активные действия вратаря характеризуются кратковременными взрывами и в среднем занимают 24,4 % за все время игры. На малоактивные действия, когда шайба находится в средней зоне и ею владеет противник, приходится 49 %, а когда шайбой владеют партнеры вратаря, определяется так же малоактивными действиями - 32,5 % [40]. При этом ЧСС в ходе матча имеет значительные колебания от 130 до 190 уд/мин. ЧСС резко повышается в момент завершающей фазы броска противника, и в таком режиме вратарь находится примерно 20 % времени игры. Действия большой мощности при пульсе 150-170 уд/мин длятся 50 % времени, а умеренной мощности с ЧСС 130-150 уд/мин – 30 %.

Пока мячом владеет противник, вратарь должен активно отслеживать действия всех игроков, ежесекундно оценивать игровую ситуацию и быть готовым к отражению мяча. После задержания мяча, идущего в ворота, вратарь выбрасывает или выбивает мяч игрокам своей команды, после чего наступает пассивная фаза. В гандболе активные и пассивные фазы вратаря чередуются как 5-20 с [28, 82]. В этот период эмоциональное напряжение снижается, однако вратарь продолжает следить за ходом игры и сохраняет готовность активно в нее включиться, поскольку может произойти быстрая и неожиданная смена ситуации.

Идеальный вратарь в мини-футболе во время игры должен [76]:

Ø все время смотреть на мяч,

Ø надежно прикрывать ближний угол ворот,

Ø при необходимости быстро закрывать ближний угол ногами,

Ø не падать раньше времени, стоять на ногах до последнего,

Ø иметь высокую реакцию корпуса,

Ø иметь невероятную реакцию рук и ног,

Ø не разводить коленей,

Ø держать чуть согнутыми колени, бедра и туловище,

Ø держать руки на бедрах, локти должны быть чуть оттопырены,

Ø резко выбрасывать руки вперед с помощью локтей и предплечий,

Ø сохранять постоянную концентрацию,

Ø быстро мыслить тактически,

Ø сохранять до конца игры азарт.

Эпизодически вратарь подключается к атаке, но это должно быть обосновано необходимостью помощи команде, иначе вышедшего далеко из ворот вратаря можно легко обыграть.

В работах С.В. Голомазова и Б.А. Чирвы (1996, 2002, 2003) проведен анализ действий вратарей высокой квалификации «большого» футбола при организации атак, эффективности атак, начинающихся с посыла мяча вратарями в разные зоны поля различными способами, изучены время и траектории движения рук к мячу при его ловле или отражении [18, 19, 20].

 

1.2.1.Факторы эффективности защитных действий вратарей в различных спортивных играх

С.В. Голомазов и Б.А. Чирва (2004), а также М.Х. Казиев (1986) дали всестороннюю характеристику факторам, влияющим на успешность ловли и отражения мячей игроками различных видов спорта [18, 19, 21, 46]. Они рассмотрели взаимодействие мяча с воздухом при высокой скорости и с вращением и без вращения мяча и нашли, что траектории полета мяча в этих условиях разные. Исследования этих авторов позволили им определить, что эффективность отражения направленных в ворота мячей определяется главным образом влиянием двух факторов:

1) временя прослеживания мяча – 34,4%;

2) скорость полета мяча – 54,4%.

Максимума эффективности при защите пространства шириной 3 м вратари могут достигать, прослеживая движение мяча в течение не менее 240 мс [20]. Из указанных работ следует, что чем дольше время прослеживания мяча, тем успешнее его отражение. Влияние этого фактора С.В. Голомазов и Б.А. Чирва определяют величиной в 79%. Чем выше скорость движения мяча, тем ниже успешность его ловли, а эффективность такого приема как отбивание мяча не зависит от скорости его полета [18, 19, 20]. Эти же авторы придают большое значение количественной оценке параметров поля зрения. Высокие показатели этих характеристик позволяют вратарям точнее определять положение наблюдаемых объектов.

Большое значение имеют закономерности зрительного восприятия движущегося объекта. М.Х. Казиев [33] показал, что успешность исполнения двигательного задания определяется направлением полета мяча, длительностью прослеживания траектории его полета, цветом мяча. Увеличение длительности прослеживания мяча снимает требование к опережающим движениям вратаря. Наиболее удачно вратарь может отразить мяч, летящий сбоку и высоко, а мячи с центральных позиций отразить труднее. По цвету мячи можно распределить следующим образом: желтый, синий, белый. Восприятие мяча лучше на контрастном фоне. При этом ухудшение освещенности, цвет мяча и фона, расположение яркого источника света спереди или сзади от вратаря влияют на особенности зрительного восприятия. Все эти особенности необходимо учитывать, создавая тренировочные программы совершенствования мастерства вратаря.

Действия вратаря в футболе, по данным С.Т. Хачатряна (1999), складываются в следующей последовательности операций разной продолжительности по времени:

· прием информации,

· анализ и принятие решения 150-200 мс,

· взаимодействие с опорой 200-500 мс,

· полет в направлении траектории движения мяча 300-500 мс.

Таким образом, минимальное время действий вратаря может составить 410 мс, а если мяч летит вдоль штанги, время действия вратаря может составить 1200 мс. После удара мяч летит до линии ворот 400-600 мс. Во втором случае мяч взять невозможно.

Можно примерно на 200 мс сократить время взаимодействия с опорой предварительным напряжением ног и туловища для накопления в них энергии упругой деформации. Кроме того, можно еще на 80-100 мс сократить время встречи с мячом, если предугадать заранее по движению нападающего направление его полета. Следовательно, через 300 мс после приема информации вратарь может начать двигаться, чтобы в течение 100-200 мс достичь заданной точки отражения или ловли мяча [81].

В.С. Косинцев (1970), изучив внимание вратаря в процессе игры, выявил ряд особенностей устойчивости внимания в зависимости от продолжительности атаки нападающих в позиционном нападении. Вратарю очень важно в игре точно воспринимать расстояние между объектами (игроками, воротами, мячом). Для этого необходимо глубинное зрение, которое также чрезвычайно важно для точности силовых и пространственных дифференцировок при выполнении передач мяча, когда гандболист решает определенную тактическую задачу и ему необходимо определить направление и соизмерить скорость полета мяча и движение партнера [38].

Одной из важнейших особенностей, характеризующих высокое спортивное мастерство вратарей во всех видах спорта, являются высокоразвитое специализированное восприятие: чувство мяча, чувство ворот и др. Вратарю необходимы упражнения, которые помогут ему, особенно в экстремальных ситуациях, концентрировать внимание на наиболее важных объектах, например, на конкретном игроке противника, пытающемся прорваться к воротам. В этом случае речь идет о поддержании высокого уровня внимания в течение всего матча, несмотря на действие сбивающих факторов (утомляемость , бурное поведение зрителей и другое).

Изучая мобилизационную готовность вратаря к выполнению своих игровых функций в соревнованиях, Л.А. Латышкевич [41] выделил четыре фазы. В первой фазе целенаправленного слежения формируется мотивация предполагаемого защитного действия. Для этой фазы характерно обобщение всех особенностей сложившейся ситуации и сопоставление ее со своими возможностями.

Во второй фазе происходит прогнозирование вероятного направления полета мяча в ворота. Характерными признаками этой фазы являются принятие решения и начало защитного действия.

Третья фаза - это начало опережающего защитного действия. Вратарь точно определяет направление полета мяча, расстояние, с которого выполняется бросок, перемещение звеньев тела нападающего, расположение партнеров-защитников, особенности выполняющего бросок.

В четвертой фазе происходит коррекция точности выполняемого защитного действия с последующей оценкой его эффективности. По продолжительности четвертая фазы равна времени полета мяча от нападающего до вратаря. Заключительным этапом выполнения активного защитного действия вратарем является его контроль и оценка эффективности [41].

Чтобы среагировать и задержать мяч, вратарь должен предвидеть направление его полета. Иначе его двигательные возможности не позволят остановить мяч, т.к. он летит быстрее, чем ответное движение вратаря. Следовательно, начинать движение надо с опережением, чтобы перехватить мяч [19, 31, 44]. Для этого он должен обладать качеством антиципации (предвидения).

Одними из главных для вратаря являются такие качества, как самообладание в стрессовых ситуациях, предвидение ситуации, тактическая образованность, спортивная зрелость [22, 50, 71, 82]. Самообладание в стрессовых ситуациях и предвидение ситуации наиболее важны, т.к. соревновательная деятельность вратаря протекает в условиях постоянного стресса. Занимая позицию в воротах, вратарь видит, как включается психологический фактор каждого полевого игрока. Он наблюдает и группирует партнеров по их реакциям на стандартные ситуации или на совершенно неожиданные действия. Это помогает ему находить компенсацию на ошибочные действия защитников [22].

Ряд специалистов [19, 43, 61] придает большое значение информированности вратаря о действиях полевого игрока, уровню его «чувства ворот» и «чувства мяча», что способствует антиципации момента, скорости и направления посыла мяча.

1.3 Характеристика физической подготовленности вратарей в различных спортивных играх

По данным многих специалистов спорта [23, 27, 43, 48, 65, 72, 81, 82, 91], вратарь во всех спортивных играх - это игрок выше среднего роста с атлетической подготовкой, мгновенной реакцией, высокой стартовой скоростью. Он должен быть прыгучим, гибким и резким, обладать хорошей координацией движений, ориентацией и расчетливостью, уметь мгновенно определять возможные направления, скорость и траекторию полета мяча, умело руководить обороной, т.е. придать ей стройность и организованность.

О важности физической подготовленности в спорте свидетельствуют работы многих ученых [11, 12, 16, 29, 49, 60, 66, 68, 71, 80]. В исследованиях специалистов, посвятивших свои научные изыскания физическим качествам футболистов [10, 16, 32, 66, 69, 77, 80, 85, 86], особое место отводится тренировке таких физических качеств как скоростно-силовые качества, ловкость, гибкость, выносливость и их взаимосвязи с технико-тактическим мастерством. Авторы обращают внимание на необходимость специализированного построения подготовки футболистов уже на стадии подготовительного периода. Этот методический подход характерен как для «большого» футбола, так и для мини-футбола.

Особенности игровой деятельности вратаря вытекают из сущности игры, характера спортивной борьбы, регламентируемой правилами игры. В мини-футбол играют на гандбольной площадке, мяч забивают в гандбольные ворота, а поэтому подготовленность вратаря для этой игры должна наиболее соответствовать подготовленности вратаря в гандболе. Для игры в гандбол, как и для мини-футбола, характерен высокий темп, быстрота изменения игровой обстановки и большое разнообразие действий. Для соревновательной деятельности вратаря характерна двигательная активность переменной интенсивности, которая неравномерно колеблется в ходе матча от максимальной до пассивной.

Известно, что скорость полета мяча в футболе составляет 22-33 м/с [17,50], в гандболе – 22-27 м/с [28, 41, 82], в хоккее шайба летит с еще большей скоростью 29-40 м/с [40], что требует высокого уровня развития двигательной реакции у вратарей. Латентный период двигательной реакции (ЛПДР) у вратарей высокой квалификации короче, чем у игроков других амплуа.

Простейшая и наиболее традиционная проба — из­мерение времени двигательной реакции — несет важную ин­формацию для спортивного отбора вратарей. Латентный период простой двигательной реакции, интегрально от­ражающий функциональную активность центральной нервной систе­мы, для каждого человека генетически запрограммирован и является стабильным показателем, не претерпевающим существенных измене­ний на протяжении определенного возрастного периода.

Специалисты гандбола [29, 38, 64], исследуя влияние фи­зической подготовленности на уровень технического и тактического мастерства вратаря, выделяют такие физические и психофизиологические качества как мышечная сила, скорость и маневренность движений, прыгучесть, быстрота двигательной ре­акции и способность к быстрым переключениям, точность бросков и специальная выносливость.

Кроме физической подготовленности, вратарь должен обладать высоким уровнем психофункционального состояния и стресс-устойчивости [19, 22, 73]. Подготовка вратаря связана с развитием самообладания, выдержки, самоконтроля за эмоциональными реакциями и множеством других характеристик.

Необходимость развития и совершенствования перечисленных выше качеств и составляет главную сложность организации и проведения тренировочного процесса в футболе. Ведь многие психические, психофизиологические и физические качества являются антагонистами. Их одновременное совершенствование представляет почти неразрешимую задачу, констатируют авторы данного исследования.

1.3. Основы методики подготовки вратарей высокой квалификации в различных спортивных играх

Методика тренировки вратаря в мини-футболе должна учитывать самые разные факторы. Так, к примеру, планируя подготовку в годовом цикле, следует учитывать твердое покрытие игровой площадки, малый размер мяча и постоянную опасность того, что нападающий нанесет сильный удар с близкой дистанции. Необходимо, чтобы вратари, обладая хорошими силовыми качествами, были при этом достаточно мобильными в игре. Увлечение преимущественным развитием отдельных качеств может дать отрицательный результат. Поэтому в работе по развитию двигательных качеств у квалифицированных футбольных вратарей, С.В. Голомазов и Б.Г. Чирва [17] рекомендуют опираться на два принципа:

· достижение уровня необходимого и достаточного;

· параллельность работы над двигательными качествами, улучшением реакций антиципации и техникой ловли и отражения мячей.

Вместе с тем, С.В. Голомазов и Б.Г. Чирва отмечают, что дыхательная и сердечно-сосудистая системы не являются основными лимитирующими факторами специальной работоспособности вратарей в футболе. Однако, в их исследованиях речь идёт об игроках «большого» футбола [17, 18, 19, 20, 83]. В мини-футболе соревновательная деятельность проходит значительно динамичнее, и нагрузка вратаря более насыщена физической работой, чем на большом поле. Проблему значимости этих систем для вратарей мини-футбола еще предстоит изучить.

Специалисты футбола А.М. Акимов (1978) и С.А. Савин (1975) для совершенствования игры вратарей предлагают использовать два типа нагрузок: для развития аэробной выносливости общего воздействия и специализированные нагрузки для совершенствования технико-тактических приемов игры в воротах [2, 66]. Такого же мнения придерживаются и некоторые специалисты водного поло [65].

1.3.1. Характеристика средств и методов подготовки вратарей

Вратари футбола еженедельно проводят три целенаправленных тренировки по физической, технической и тактической подготовке и тренировочный матч [50]. На сегодня такая методика тренировки в футболе допустима, но её нельзя назвать идеальной. Направленность тренировок в недельном цикле для вратарей различной квалификации в футболе отличается. Для вратарей высокой квалификации применяется больше занятий с нагрузкой комплексной направленности, а для вратарей высшей лиги и молодых игроков наибольшее время занимает нагрузка, совершенствующая физическую и техническую подготовленность.

Зарубежные специалисты футбола рекомендуют на каждой тренировке повторять типичные игровые ситуации, которые моделируют соревновательную деятельность. Это нужно для того, чтобы подготовиться к успешному их разрешению в игре. По их мнению, тренировка даже в подготовительном периоде должна строиться с учетом ведущих свойств сенсомоторики и специальных физических способностей вратаря.

Такие же рекомендации дает А.Н. Шамардин (1979). Исследуя специализированную тренировку вратарей, он пришел к выводу, что существует большое различие между соревновательной деятельностью и построением тренировочного процесса. Поэтому действия в тренировке вратари выполняют надежно и эффективно, а в соревнованиях не показывают такого результата. Он предлагает использовать комплексы игровых упражнений, по характеру деятельности сходных с соревновательными [84].

А.Л. Ратианидзе [64] рекомендует в процессе тренировочных занятий применять круговую тренировку для вратарей общей и специальной направленности. На этапе спортивного совершенствования индивидуальные тренировки становятся главной формой подготовки вратарей. Индивидуальную тренировку можно проводить и до, и после общекомандной работы. В дни общекомандных тренировок не следует слишком увлекаться индивидуальными тренировками. Однако когда командная тренировка посвящена только тактике, можно увеличить время на индивидуальную подготовку вратаря.

В. Еремеев [22] придает восстановительным процедурам вратаря большое значение. Он рекомендует после каждой игры обязательные упражнения на расслабление. В процессе подготовки, по его мнению, необходимы сеансы саморегуляции, применение «гидрокосмических» упражнений под водой. Эти процедуры можно проводить по рекомендации психолога и под его наблюдением.

Средства, направленные на совершенствование интеллектуальных способностей, оптимальный уровень развития которых определит в дальнейшем тактическую подготовленность вратаря, специалисты гандбола [28,38] разделили на две специальные группы.

В первую группу должны войти такие упражнения, которые помогают вратарю наблюдать в игре за нападающими и собственными защитниками. Это средства совершенствования внимания. К ним можно отнести упражнения с несколькими предметами, с реагированием на мячи, летящие с разных сторон, из-за ширмы и др.

Вторая группа упражнений должна научить вратаря прогнозировать направление, скорость полета мяча. Для этого необходимо задерживать мячи после бросков с разных позиций, с разной силой, в разные углы ворот, с защитником и без него, после розыгрыша тактических комбинаций, в односторонних и двусторонних играх. Одним словом необходимо моделировать игровые ситуации. Умение предвосхитить развитие игровых ситуаций - показатель высшего спортивного мастерства вратаря, по мнению Е.Н. Суркова (1976, 1982), С.В. Голомазова и Б.А. Чирвы (2003). Зная развитие этих ситуаций, тренер способен построить тренировочный процесс вратаря в соответствии с запросами соревновательной деятельности [20, 73].

Для совершенствования физических качеств, а главное скоростно-силовых способностей эти же специалисты рекомендуют подбирать упражнения, выполнение которых требует оптимального мышечного усилия в минимальное время. Эти упражнения включают всевозможные прыжки, махи ногами и руками, выбрасывание ног в приседе, серии выпадов, полушпагатов, шпагатов, кувырков, падений, переворотов, метаний. Главное внимание надо уделять воспитанию гибкости, прыгучести, быстроты одиночного движения.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.